Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа - детский сад № 18»
|
Утверждаю Директор МБОУ «Школа – Детский сад» №18 Приказ от 31.08.2021№____ __________Г.В. Байздренко МП
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
на 2021-2022 учебный год
Основное общее образование: 9 класс
Количество часов: 33
УМК: Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (6-9)
Учитель: Агульянова Виктория Игоревна ____________
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание». 9 класс
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» в 9 классе являются следующие качества:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
- осознание нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализациия и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичный анализ и использования социальной информации;
- сознательное неприятие антиобщественного поведения.
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» в 9 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- определять свое отношение к природной среде;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» в 9 классе являются следующие умения:
Обучающийся научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
- анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
- анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
Обучающийся получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя.
2. Содержание учебного предмета «Обществознание». 9 класс
Политика.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право.
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
3. Тематическое планирование учебного предмета «Обществознание».
9 класс
Тема |
Количество часов |
Политика |
8 |
Право |
25 |
Итого |
33 |
4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание». 9 класс
№ п/п |
Дата
|
Тема урока |
Кол-во часов |
1 четверть |
|||
Политика (8 часов) |
|||
1. |
06.09 |
Политика и власть |
1 |
2. |
13.09 |
Государство |
1 |
3. |
20.09 |
Политические режимы |
1 |
4. |
27.09 |
Правовое государство |
1 |
5. |
04.10 |
Гражданское общество и государство |
1 |
6. |
11.10 |
Участие граждан в политической жизни |
1 |
7. |
18.10 |
Политические партии и движения |
1 |
8. |
25.10 |
Контрольная работа по теме «Политика» |
1 |
2 четверть |
|||
Право (18 часов) |
|||
9. |
08.11 |
Роль права в жизни человека, общества и государства |
1 |
10. |
15.11 |
Правоотношения и субъекты права |
1 |
11. |
22.11 |
Правонарушения и юридическая ответственность |
1 |
12. |
29.11 |
Правоохранительные органы. |
1 |
13. |
06.12 |
Конституция Российской Федерации |
1 |
14. |
13.12 |
Основы конституционного строя Российской Федерации |
1 |
15. |
20.12 |
Права и свободы человека и гражданина |
1 |
16. |
27.12 |
Права и свободы человека и гражданина |
1 |
3 четверть |
|||
17. |
10.01 |
Гражданские правоотношения |
1 |
18. |
17.01 |
Право на труд. Трудовые правоотношения |
1 |
19. |
24.01 |
Семейные правоотношения |
1 |
20. |
31.01 |
Административные правоотношения |
1 |
21. |
07.02 |
Уголовно- правовые отношения |
1 |
22. |
14.02 |
Социальные права |
1 |
23. |
21.02 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
1 |
24. |
28.02 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования Право на образование. |
2 |
25. |
Закон « Об образовании» |
||
26. |
14.03 |
Контрольная работа по теме «Право» |
1 |
27. |
21.03 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
4 четверть |
|||
28. |
04.04 |
Итоговое повторение по теме «Политика» |
1 |
29. |
11.04 |
Итоговое повторение. Человек и общество |
1 |
30. |
18.04 |
Итоговое повторение по «Правоотношения» |
1 |
31. |
25.04 |
Итоговое повторение. Человек и общество |
1 |
32. |
16.05 |
Итоговое повторение по теме «Конституция Российской Федерации» |
1 |
33. |
23.05 |
Итоговое повторение. Человек и общество |
1 |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _______/_________________/ __________________2021 года |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Школа-детский сад №18» ___________/ Г.В. Байздренко _____________ 2021 года |
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования рабочей программы)
Предмет Обществознание
Класс 9
Учитель Агульянова Виктория Игоревна
2021 – 2022 учебный год
Согласно учебному плану основного общего образования МБОУ Школа-детский сад №18 и годовому календарному учебному графику на 2021-2022 учебный год рабочая программа по обществознанию в 9 классе рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
В соответствии с расписанием учебных занятий на 2021-2022 учебный год и производственным календарём на 2021, 2022 годы рабочая программа была скорректирована на один час и будет выдано 32 часа.
№ урока |
Дата по осн. КТП |
Дата проведения |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корретировки |
|
по плану |
дано |
||||||
24-25 |
28.02. 2022 |
28.02. 2022 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования Право на образование. Закон «Об образовании» |
2 |
1 |
07.03.2022-выходной день |
Объединение тем |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.