МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОАВГУСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании педагогического совета протокол № __ от _______20___ г. Председатель педагогического совета __________Т.А.Васекина |
Утверждена приказом № 1- от _____ 2021 г. Директор школы __________ С.П. Шалыгина |
Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
(9 класс)
2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Малыхина Евгения Сергеевна, учитель истории и обществознания
МКОУ «Первоавгустовская СОШ»
квалификационная категория
п. Первоавгустовский
2021г.
I. Планируемые результаты изучение учебного предмета, курса.
В результате изучения курса обществознания ученик должен знать:
¾ социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
¾ сущность общества как формы совместной деятельности людей;
¾ характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
¾ содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
¾ описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
¾ сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
¾ объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
¾ приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
¾ оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
¾ решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
¾ осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
¾ самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
¾ для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
¾ общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
¾ нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
¾ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
¾ первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные результаты:
¾ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
¾ осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
¾ воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
¾ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
¾ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
¾ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
¾ готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
¾ участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
¾ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
¾ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
¾ формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
¾ формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
¾ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
¾ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
¾ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
¾ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
¾ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
¾ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
¾ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
¾ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
¾ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
¾ навыки смыслового чтения;
¾ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
¾ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
¾ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
¾ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
¾ формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
¾ овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
¾ формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
¾ формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
¾ развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
¾ воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
II. Содержание учебного предмета, курса.
Глава 1. Политика
Власть. Формы правления: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия возникновения государства.
Национально – государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблемы сепаратизма. Национально – освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство. Их исход и различие. Одно и многонациональные государства.
Формы правления. Понятие об источниках власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент – защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Избирательное право и его происхождение. Борьба граждан за права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процесса голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе. Одно и многопартийные системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Глава 2. Право.
Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие об естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно- правовых норм.
Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Государственной Думы и Совета Федерации. Институт президенства в России. Права и полномочия Президента. Состав и функции Правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции правоохранительных органов в России.
Конституция – Основной закон государства. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав.
Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Потребитель и его права. Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителя».
Труд и право. Трудовое право. Трудовой договор. Сверхурочная работа. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта, увольнение. Защита детского труда.
Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжения брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Преступление и наказание. Правонарушение и виды юридической ответственности. Формы совершения преступления: действия и бездействие. Три признака преступлений. Умысел или осторожность как форма выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность.
Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер взыскания. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Итоговое повторение (3 часа)
III. Тематическое планирование
№ раздела |
Тема |
Количество часов |
|
Вводный урок |
1 |
Тема 1 |
Политика |
10 |
Тема 2 |
Право. |
19 |
|
Итоговое повторение |
4 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Вводный урок |
1 |
|
|
Тема 1. Политика (10 часов) |
||||
2 |
Политика и власть |
1 |
|
|
3 |
Государство |
1 |
|
|
4 |
Политические режимы |
1 |
|
|
5 |
Правовое государство |
1 |
|
|
6 |
Гражданское общество и государство |
1 |
|
|
7 |
Участие граждан в политической жизни |
1 |
|
|
8 |
Политические партии и движения |
1 |
|
|
9 |
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика» |
1 |
|
|
10 |
Практикум по теме «Политика» |
1 |
|
|
11 |
Контрольное тестирование по теме «Политика» |
1 |
|
|
Тема 2. Право (19 часов) |
||||
12 |
Роль права в жизни человека, общества и государства |
1 |
|
|
13 |
Правоотношения и субъекты права |
1 |
|
|
14 |
Правонарушения и юридическая ответственность |
1 |
|
|
15 |
Правоохранительные органы |
1 |
|
|
16 |
Конституция Российской Федерации. |
1 |
|
|
17 |
Основы конституционного строя РФ. |
1 |
|
|
18 |
Права и свободы человека и гражданина |
1 |
|
|
19 |
Гражданские правоотношения |
1 |
|
|
20 |
Право на труд. |
1 |
|
|
21 |
Трудовые правоотношения |
1 |
|
|
22 |
Семейные правоотношения |
1 |
|
|
23 |
Административные правоотношения |
1 |
|
|
24 |
Уголовно- правовые отношения |
1 |
|
|
25 |
Социальные права |
1 |
|
|
26 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
1 |
|
|
27 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
1 |
|
|
28 |
Обобщение и систематизация по теме «Право» |
1 |
|
|
29 |
Практикум по теме «Право» |
1 |
|
|
30 |
Контрольное тестирование по теме «Право» |
1 |
|
|
Итоговое повторение (3 часа) |
||||
31 |
Повторительно-обобщающий урок по курсу |
1 |
|
|
32 |
Подготовка к итоговому тестированию |
1 |
|
|
33-34 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.