Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для 1 класса
Оценка 5

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для 1 класса

Оценка 5
docx
30.05.2020
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для 1 класса
обучение грамоте(чтение ) .docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина»

(МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина»)

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Волосатова Н.А.

__________________

«___» ______  202__ г.

«Согласовано»

    Зам. директора по УВР

                   Корнеева Н.Ф.

__________________

«___» ______  202__ г.

«Утверждаю»

Директор  школы

Дикарев Р.Г.

__________________

«___» ______  202__ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Обучение грамоте (чтение)

 

для  1 «а» класса

 

учитель

 

Волосатова Наталья Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

                                   Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного   образовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. М.: «Просвещение»  2019 г.

 

                        Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Обучение грамоте (чтение)» в 1 классе начальной школы отводится    83 часа (Iчет-3ч, II-III чет- 4ч) (23 учебные недели). В соответствии с требованиями ФГОС  20%  материала отводится на внутри предметный модуль.  Название ВПМ «Чтение с увлечением» -17часов.

 

 

                  Планируемые   результаты освоения учебного предмета

Добукварный  период

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

  - выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;

- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;

- определять главную мысль предложения;

- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

 - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения

- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- понимать смысловое значение интонации;

- обозначать гласные звуки буквами;

- рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;

- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: 

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу,  адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;

-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,

Коммуникативные УУД:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

проявлять интерес к новому учебному материалу

-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Букварный период (основной).

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- давать характеристику согласным звукам,

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

- читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,

- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;

- обозначать йотированные звуки вначале слова и  после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;

- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;

- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;

- выделять в однокоренных словах корень;

- объяснять значение многозначных слов,

- отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- находить рифму;

- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

- различать значения многозначных слов

Обучающийся познакомится  с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

7. Правильно сидеть при письме,  держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,

Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Послебукварный период

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;

- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);

- определять тему, главную мысль произведения;

- правильно строить ответы на поставленные вопросы;

- ставить вопросы по содержанию прочитанного;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;

- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,  иллюстрация, аннотация);

- сравнивать различные по жанру произведения;

- кратко характеризовать героев произведений,

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

- вырабатывать навыки грамотного письма.

- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.

- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.

- формировать навыки правописания гласных в корне слова.

- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

 

 Содержание учебного предмета

                                                     Добукварный период (18ч)

Речь устная письменная. Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при  произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих  звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.  Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова  со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой  структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство  с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

 

                                                  Букварный период (59ч)

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений  небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения.  Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи. 

Звуковая культура.

 Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу  ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному  интонированию. Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

 

Послебукварный период  (6ч)

  Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных 

в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений

А.  Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой,

С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д.

Совершенствование навыка чтения.

 

Основные виды учебной  деятельности:

  • работа с учебником; схемами;
  • работа с дополнительной литературой;
  • работа с раздаточным материалом;
  • учебные ролевые и дидактические игры;
  • создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез;
  • творческие задания;
  • ответы на вопросы.

 

 Тематическое планирование

 

п/п

 Тема  урока

 

Кол-во

час

 

                                        Подготовительный период

 

18

1

Знакомство с азбукой. Общее представление о речи.

1

2

Предложение и слово.

1

3

Слог. Ударение.

1

4

Представление о слогах.

1

5

Представление о звуке.

1

6

Слияние согласного и гласного.

1

7

Слогообразующая роль гласных.

1

8.

Слогообразующая роль гласных.

1

9.

Буквы А а, обозначающие  звук [а].

1

10.

Буквы А а, обозначающие  звук [а].

1

11.

Буквы О о, обозначающие звук [о].

1

12

Буквы О о, обозначающие звук [о].

1

13

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

14-15.

Буквы И и, обозначающие звук [и].

2

16-17.

Буква ы, обозначающая звук [ы].

2

18.

Буквы У у, обозначающие звук [у].

1

 

                                  Букварный (основной) период -  59 ч.

 

 

19

Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н′].

1

20

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

21

Буквы С с, обозначающие звуки [с], [с′].

1

22

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

23

Буквы К к, обозначающие звуки  [к ], [к′].

1

24

Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к′].

1

25

Буквы Т,т, обозначающие звуки  [т],[т′].

1

26

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

27

Буквы Л,л, обозначающие сонорные звуки  [л], [л ]

1

28

Буквы Л,л, обозначающие звуки  [л], [л ]

1

29

Буквы Р,р, обозначающие звуки  [р], [р′].

1

30

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

31

Буквы В,в, обозначающие  звуки [в], [в′].

1

32

Буквы В,в, обозначающие  звуки [в], [в′].

1

33

Буквы Е,е, обозначающие звуки  |йэ|.

1

34

Буква Е – показатель мягкости согласного звука.

1

35

Буквы П.п, обозначающие  звуки [ п], [п′].

1

36

Чтение текстов с буквами П,п

1

37

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

38

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

39

Буквы М, м, обозначающие  звуки  [м], [м]

 

1

40

Чтение текстов и слов с буквами М,м.

1

41

Буквы З,з, обозначающие звуки   [з], [з′].

1

42

ВПМ «Чтение с увлечением» 

1

43

Буквы Б,б, обозначающие звуки [ б], [б′].

1

44

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

45

Буквы Д,д, обозначающие  звуки  [д], [д′].

1

46

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

47

Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа].

1

48

Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа].

1

49

Буква Я – показатель мягкости согласных звуков.

1

50

Буквы Г, г, обозначающие  звуки [г], [г′].

1

51

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

52

Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий  звук  [ ч′].

1

53

Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий  звук  [ ч′]. Сочетание ча.

1

54

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

55

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

1

56

Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш].

1

57

Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. Сочетание ши.

1

58

Буквы Ж,ж, обозначающие твёрдый  звук  [ж].

1

59

Чтение слов, предложений с буквами  Ж, ж. Сочетания жи-ши

1

60

Буквы Ё,ё, обозначающие два звука [йо].

1

61

Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.

1

62

Буквы Й, й, обозначающие мягкий   звук  [й].

1

63

Буквы Й, й, обозначающие мягкий   звук  [й].

1

64

Буквы Х,х, обозначающие  звуки  [х], [х′].

1

65

Буквы Х,х, обозначающие  звуки  [х], [х′].

1

66

Буквы Ю, ю, обозначающие два звука  [йу].

1

67

Буква Ю – показатель мягкости согласного звука.

1

68

ВПМ «Чтение с увлечением»

1

69

Твёрдый звук [ц].  Буквы Ц,ц.

1

70

Чтение слогов и слов с буквой Ц.

1

71

Буквы Э,э, обозначающие звук [э].

1

72

Мягкий  звук [щ′]. Буквы Щщ.

1

73

Мягкий  звук [щ′]. Буквы Щ щ.

1

74

Сочетания ща, щу. Чтение предложений и текстов с буквами Щ,щ.

1

75

Звуки  [ф], [ф′].  Буквы Фф.

1

76

Чтение предложений и текстов с буквой Ф, ф.

1

77

Знакомство с буквой ъ.  Алфавит.

1

 

                                  Послебукварный период 6ч

6

78

К.Ушинский. Наше отечество.

В.Куприн. Первоучители словенские. Первый букварь.

1

79

ВПМ: Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского. 

1

80

ВПМ: Произведения К.И.Чуковского, В.В.Бианки, С.Я. Маршака.

1

81

ВПМ: Произведения М.М. Пришвина, А.Л.Барто, С.В. Михалкова.

1

82

ВПМ: Произведения В.А.Осеевой,  Б.В. Заходера, В.Д. Берестова

1

83

Обобщение «Прощание с Азбукой»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Средняя общеобразовательная школа имени

Средняя общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Личностные УУД - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; проявлять интерес к новому учебному…

Личностные УУД - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; проявлять интерес к новому учебному…

Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание)

Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание)

Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Знакомство с правилами гигиены чтения

Знакомство с правилами гигиены чтения

Предложение и слово.1 3Слог

Предложение и слово.1 3Слог

Чтение текстов и слов с буквами

Чтение текстов и слов с буквами

Знакомство с буквой ъ. Алфавит

Знакомство с буквой ъ. Алфавит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2020