ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНЕЦКОЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 50»
Рабочая программа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины
основы безопасности жизнедеятельности
по профессиям 43.01.09 Повар, кондитер,
43.01.02 парикмахер; 23.01.03Автомеханик;
2020
СОГЛАСОВАНО На заседании методической комиссии протокол № ___ от ____ _____ 2020 г. Председатель МК _______________ Калаушина Н.В. |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _________ Л.А.Андреева «_____» __________ 2020 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основе требований:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413";
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Организация-разработчик: ГБПОУ РО ПУ №50
Разработчик: Гуглев Александр Александрович - преподаватель-организатор ОБЖ, высшей квалификационной категории ГБПОУ РО ПУ№50
Рецензенты:
1. Изварин Александр Николаевич, заместитель директора ГБПОУ ПУ №49 по учебно-производственной работе, преподаватель-организатор ОБЖ высшей квалификационной категории;
2. Шувалова Лариса Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Содержание
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной
дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 9
3. Характеристика основных видов деятельности
студентов. Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины 15
4. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение программы учебной дисциплины 17
5. Рекомендуемая литература 18
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.
Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний.
Действующее законодательство предусматривает обязательную подготовку по основам военной службы для лиц мужского пола, которая должна проводиться во всех профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования. В связи с этим программой предусмотрено проведение в конце учебного года для обучающихся мужского пола пятидневных учебных сборов (35 часов), сочетающих разнообразные формы организации теоретических и практических занятий. В итоге у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Для изучения учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности выбран вариант совместного обучения юношей и девушек.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования на базовом уровне.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
• личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• метапредметных:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
- развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
- приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
- развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
- развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
- освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины ОБЖ
Данная дисциплина предназначена для всех профессий.
Чтобы выпускник был конкурентоспособен на региональном рынке труда, ему необходимо владеть знаниями обеспечивающими безопасность деятельности по избранной профессии. Поэтому при изучении данного курса обучающиеся изучают общепринятые термины, понятия, определения , которые принято использовать при мерах обеспечения электробезопасности, безопасности и охране труда. Кроме того, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» тесно связана с профильными дисциплинами, которые изучают обучающиеся. Осуществляются междисциплинарные связи между такими дисциплинами как «Физика», «Право» «Биология», «Химия», и профессиональными модулями.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» - нет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе: |
|
практические занятия |
17 |
Контрольные работы |
3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
в том числе: |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа: конспектирование текста, составление таблиц, презентации в PowerPoint, составление опорного конспекта. |
24 |
На подготовку домашних заданий к учебным занятиям |
12 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности
наименование
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень Освоения
|
|
1
|
2 |
3 |
4
|
|
|
Введение в дисциплину |
1 |
|
|
Введение. Цели и задачи предмета. |
Содержание учебного материала |
1 |
1 |
|
Жизнедеятельность человека в современных условиях глобализации развития мира. Актуальность изучения дисциплины ОБЖ. Цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения и понятия. Среда обитания человека. Виды ситуаций, риски, безопасность. |
||||
Раздел 1. |
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. |
26 13/4/9 |
|
|
Тема 1.1.
Здоровый образ жизни, основные понятия и определения.
|
Содержание учебного материала |
2
|
1 |
|
Занятие 2. Охрана собственного здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Критерии определяющие здоровье человека. Здоровый образ жизни. Занятие 3.Факторы, способствующие укреплению здоровья. Основные составляющие здорового образа жизни. Роль режима и биологических ритмов на здоровье человека. Работоспособность человека, роль физической культуры. Основные принципы рационального питания. |
||||
Самостоятельная работа № 1 Нарисовать постер по теме Ответить на контрольные вопросы |
2 |
|
||
Тема 1.2. Режим труда и отдыха, двигательная активность человека.
|
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 4 Режим жизнедеятельности человека. Активный отдых, как восстановление работоспособности человека. Оптимальный двигательный режим. Соблюдение режима сна – основа ЗОЖ. Занятие 5. Общая гигиена организма. Закаливание – мощное оздоровительное средство. Правила рационального питания. Наследственность, как одна из составляющих здоровья человека.
|
||||
Занятия 6-7. Практическое занятие № 1. Основные правила рационального питания. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа № 2. Изучение основных положений организации рационального питания и методов его гигиенической оценки (Ответить на контрольные вопросы) |
2
|
|
||
Тема 1.3.
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. |
Содержание учебного материала |
2
|
1
|
|
Занятие 8. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Механизм воздействия алкоголя на организм человека. Опасности употребления алкоголя для юношей и девушек, влияние на потомство. Влияние алкоголизма на продолжительность жизни. Занятие 9. Курение и его влияние на состояние здоровья. Токсические вещества табачного дыма. Факторы риска для здоровья курильщиков. |
||||
Самостоятельная работа № 3. Подготовить сообщение. История алкоголя, табака и наркотиков |
2 |
|
||
Тема 1.4. Наркотики и наркомания, социальные последствия. |
Содержание учебного материала |
2
|
1
|
|
Занятие 10.Наркотики и наркомания, социальные последствия. Сроки разрушающего воздействия на организм различных наркотических средств. Основные признаки развития наркомании. Методы борьбы с опасным явлением – наркоманией. |
||||
Самостоятельная работа № 4. Составьте письменно или устно краткое резюме по теме: «Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков |
2 |
|
||
Тема 1.5. Репродуктивное здоровье. Правовые основы взаимоотношения полов. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 11.Основные понятия: репродуктивное здоровье и репродуктивная система. Особенности психологических портретов полов. Факторы репродуктивного здоровья. Занятие 12. Правовые основы взаимоотношения полов. Роль полового воспитания и образования подростков и молодежи для сохранения репродуктивного здоровья общества |
||||
Тема 1.6. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
|
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 13.Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Безопасность на улице. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Общение с незнакомым человеком по телефону. Мошенничество, его основные виды, основные черты, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников. Правилам безопасного поведения в наиболее характерных ситуациях, связанных с терроризмом. |
||||
Самостоятельная работа № 5. Подготовить сообшение. Криминогенная ситуация в различных регионах страны и за рубежом. |
2 |
|
||
Тема 1.7. Обеспечение личной безопасности на транспорте и в быту.
|
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 14.Правила безопасного поведения на транспорте. Правила дорожного передвижения для пешеходов. Основные знаки дорожного движения. Занятие 15.Основные правила поведения при возникновении пожаров и наводнений. |
||||
Занятие 16-17 Практическое занятие № 2. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа № 6. Тест Здоровый образ жизни и его составляющие |
1 |
|
||
|
Занятие №18 Контрольная работа №1 |
1 |
|
|
Раздел 2.
|
Государственная система обеспечения безопасности населения.
|
|
|
|
Тема 2.1. Классификация, общая характеристика ЧС природного, техногенного и социального характера. Природные ЧС. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 19. Классификация и характеристика ЧС природного и техногенного характера. Стихийные бедствия геологического, метеорологического и гидрологического характера. ЧС техногенного характера, их классификация и защитные мероприятия . Занятие 20. ЧС социального характера, последствия. Основные правила поведения при возникновении ЧС различного характера. Признаки локальных, муниципальных, региональных, федеральных и трансграничных ЧС. |
||||
Самостоятельная работа № 7. Составьте таблицу классификации чрезвычайных ситуаций |
2 |
|
||
Тема 2.2. ЧС техногенного характера.
|
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 21. Основные характеристики ЧС техногенного характера. Аварии с выбросом радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ, пожары на промышленных предприятиях, транспортные аварии и их последствия. Источники возникновения и меры безопасности. |
||||
Самостоятельная работа № 8. Составить конспект . ЧС техногенного характера. |
2 |
|
||
Тема 2.4. Терроризм, как угроза обществу.
|
Содержание учебного материала |
2
|
1 |
|
Занятие 22. Обеспечение личной безопасности при угрозе и во время террористического акта. Основные понятия. Практика борьбы с терроризмом. Характер и тактика современного терроризма. Особенности терроризма в России. Экстремизм во всех своих проявлениях, способы защиты. |
||||
Самостоятельная работа № 9. Тест по теме терроризм |
2 |
|
||
Тема 2.5. Современные средства поражения, их поражающие факторы. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 23. Оружия массового поражения, классификация. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Влияние действия поражающих факторов на здоровье людей и окружающую среду. Занятие 24. Химическое и биологическое оружие. Последствия их применения и способы защиты населения. |
||||
Занятия 25-26 Практическое занятие № 3. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени. |
2 |
3 |
||
Самостоятельная работа № 10. ЧС с применением ядерного, химического и биологического оружия (презентация, видео, доклад). |
2 |
|
||
Тема 2.6.
Мероприятия по защите населения.
|
Содержание учебного материала |
1
|
1 |
|
Занятие 27. Государственная политика в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС. Подготовка населения к действиям при ЧС. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций. |
||||
Тема 2.7. Единая государственная система защиты населения и гражданская оборона. |
Содержание учебного материала |
1
|
1 |
|
Занятие 28. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Цели и задачи РСЧС. Структура и органы управления. . Структура координирующих органов управления РСЧС. Режимы функционирования. Силы и средства ликвидации ЧС. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. |
||||
Тема 2.8. Средства и способы защиты населения. Эвакуация. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 29. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени. Технические средства, используемые для оповещения населения. Порядок оповещения населения о ЧС. Действия населения при срабатывании сирен. Содержание речевой информации о ЧС. Ответственность за организацию оповещения и информирование населения об опасностях возникающих ЧС. |
||||
Занятие 30-31 Практическое занятие № 4. Коллективные и индивидуальные средства защиты населения. |
2 |
3 |
||
Самостоятельная работа № 11. Подготовить сообщение. Оповещение о возникновении ЧС и эвакуация. |
2 |
|
||
Тема 2.9. Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС. |
Содержание учебного материала |
1 |
1 |
|
Занятие 32. Аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы. Силы и средства, задействованные в ликвидации ЧС. Виды работ, относящиеся к аварийно-спасательным работам, основные и второстепенные. Обучение населения защите от ЧС. |
||||
Самостоятельная работа № 12. Составить схему «Защитные сооружения гражданской обороны |
1 |
|
||
Тема 2.10. Государственные службы по охране здоровья. |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
Занятие 33. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. Основные задачи противопожарной службы. Задачи полиции. Служба скорой медицинской помощи и её роль. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ и её функции. Гидрометеорологическая служба и принципы функционирования в ЧС. |
||||
Самостоятельная работа № 13. Функционирование различных спасательных служб России (презентация, видео, доклад). |
2 |
|
||
|
Занятие 34. Контрольная работа 1 Государственная система обеспечения безопасности населения. |
1 |
|
|
Раздел 3. |
Основы обороны государства и воинская обязанность. |
20 |
|
|
Тема 3.1. История создания ВС РФ, структура и задачи. |
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
|
Занятие 35. История создания ВС РФ и реформирование армии. Первая регулярная Русская армия. Всеобщая воинская повинность, истоки происхождения. Рабоче-крестьянская Красная Армия и Рабоче - крестьянский Красный Флот. Строительство ВС РФ перед второй мировой войной. ВС РФ в постперестроечное время. Занятие 36. Основные предназначения Вооруженных Сил России |
|
|
||
Самостоятельная работа № 14. Подготовить сообщение. Реформы современной России. |
2 |
|
||
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации |
Содержание учебного материала |
6 |
1 |
|
Занятие 37. Организационная структура Вооружённых Сил РФ. Виды Вооруженных Сил РФ, рода Вооруженных Сил Занятие 38. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Занятие 39. Военно-космические силы: история создания, предназначение, структура Занятие 40. Военно-морской флот: история создания, предназначение, структура Занятие 41. Рода войск Вооруженных Сил РФ. Занятие 42. Войска не входящие с состав Вооруженных Сил РФ. |
||||
Занятие 43-44Практическое занятие № 5. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашников. Приемы и правила стрельбы из автомата |
2 |
3 |
||
Тема 3.3. Воинская обязанность. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 45. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение.. первоначальная постановка граждан на воинский учет. Занятие 46. Обязанности граждан по воинскому учету. |
||||
Тема 3.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 47. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Занятие 48. Добровольная подготовка граждан к военной службе. |
||||
Тема 3.5. Прохождение военной службы |
Содержание учебного материала |
4 |
1 |
|
Занятие 49. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. Занятие 50. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества. |
||||
Самостоятельная работа № 16. Составить конспект. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. |
2 |
|
||
Тема 3.6 Воинская дисциплина и ответственность |
Содержание учебного материала |
5 |
3 |
|
Занятие 51. Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Занятие 52. Общие права и обязанности военнослужащих. Занятие 53. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Виды ответственности, установленные для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Занятие 54. Как стать офицером Российской армии. |
||||
Тема 3.7 Боевые традиции Вооруженных Сил России |
Занятие 55. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Занятие 56. Дни воинской славы России - дни славных побед. |
|
|
|
Самостоятельная работа. Подготовить презентацию. Войсковое товарищество – боевая традиция российской армии и флота. |
|
|
||
Тема 3.8 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 57. Ритуал приведения к военной присяге. Занятие 58. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.
|
||||
|
Занятии 59 Контрольная работа 2. По разделу « Основы обороны государства и воинская обязанность». |
|
|
|
Раздел 4. |
Основы медицинских знаний |
|
|
|
Тема 4.1. Инфекционные болезни, возбудители и профилактика. |
Содержание учебного материала |
3 |
1 |
|
Занятие 60. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Основные методы борьбы с инфекционными болезнями. Причины возникновения и механизм их передачи. Сущность профилактических мероприятий. |
||||
Самостоятельная работа № 17. Подготовить сообшение.Инфекции, передаваемые половым путем. |
2 |
|
||
Тема 4.2. Общая медицинская помощь при ранениях и травмах. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 61Сущность первой медицинской помощи. Основные принципы оказания первой помощи. Занятие 62. Виды ран, классификация. Специфика отдельных видов ранений. Основные типы повязок и правила наложения. Техника наложения основных типов повязок. |
||||
Занятие 63-64.Практическое занятие № 7. Оказание первой помощи при ранениях. |
2 |
3 |
||
Тема 4.3. Первая помощь при ожогах, отморожениях и поражении электрическим током. |
Содержание учебного материала |
3 |
1 |
|
Занятие 65. Виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи при ожогах различной степени. «Правило ладони». Основные признаки поражения электрическим током. Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Признаки и степени отморожения. Первая медицинская помощь при отморожениях различной степени. |
||||
Самостоятельная работа № 18. Оказанию первой помощи при ожогах, отморожении и поражении электрическим током. |
2 |
|
||
Тема 4.4. Синдром длительного сдавливания и терминальные состояния.
|
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 66.Что такое синдром длительного сдавливания. Периоды травматического токсикоза. Первая помощь при различных периодах синдрома длительного сдавливания. Терминальные состояния, признаки. |
||||
Самостоятельная работа № 19. Оказание первой помощи при СДС.
|
2 |
|
||
Тема 4.5. Кровотечение. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 67. Виды кровотечений, признаки. Остановка различных видов кровотечения. Способы остановки различных видов кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки. Состояния организма человека в следствие кровопотери, первая помощь. |
||||
Занятие 68 Практическое занятие.. Оказание первой помощи при кровотечениях. |
2 |
3 |
||
Самостоятельная работа № 20. Травматизм и оказание первой помощи (на выбор). |
2 |
|
||
Тема 4.6. Переломы, оказание первой помощи.
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
Занятие 69 Виды переломов, признаки. Способы оказания первой помощи при различных видах переломов, иммобилизация. Особенности транспортировки пострадавших при различных видах переломов. Правила оказания помощи при черепно-мозговых травмах и переломах позвоночника. |
||||
Тема 4.7. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
|
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
Занятие 70 Что такое «острая сердечная недостаточность». В чем заключается первая медицинская помощь. Признаки стенокардии. Занятие 71 Доврачебная помощь при подозрении на инфаркт миокарда. Признаки клинической смерти. Первая реанимационная помощь при внезапной остановке сердца. |
||||
|
Занятие 72. Дифференцированный зачёт. |
1 |
|
|
|
Всего часов: |
108 |
|
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины в наличии имеются:
-спортивный зал,
-площадка с элементами полосы препятствий,
- учебный кабинет безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета: тематические плакаты и стенды, образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (респираторы и противогазы различных модификаций, ОЗК, Л-1), приборы радиационной разведки (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В), приборы контроля радиоактивного облучения (ДП-70МП, ДП-22В, ДП-24), приборы химической разведки (ВПХР, ППХР, ГСП-1), дозиметры, компасы, линейки офицерские, носилки, макеты стрелкового оружия массогабаритные, учебные боеприпасы, штатные средства и подручный материал для оказания первой помощи (резиновые жгуты, бинты, шины, косынки, аптечки АИ-2), огнетушители различных марок, АВТОМАТ Калашникова модифицированный.
Технические средства обучения: персональный компьютер, принтер, телевизор, учебные фильмы на CD/DVD (по тематике Занятиеа), проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература:
|
|
|
|
2010 г. |
П.,320 стр. |
Дополнительная литература:
|
|
|
|
2002г. |
П.,349 стр. |
|
2008 г. |
п.,239 стр. |
|
2010 Г. |
П.,351 стр. |
Учебное пособие |
2000 г. |
П., 244 Стр. |
|
2006-2012г.г. |
- |
Интернет Ресурсы:
7. http://school-obz.org/
8. www.mil.рф
9. http://www.mchs.gov.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы в виде выполнения индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Обще-учебные компетенции |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: · организовывать и проводить мероприятия по защите населения и работающих от негативных воздействий ЧС; · Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; · Использовать средства коллективной и индивидуальной защиты от оружия массового поражения; · Применять первичные средства пожаротушения; · Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; · Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; · Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; · Оказывать первую помощь пострадавшим. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации. |
Внеаудиторная самостоятельная работа. Письменный контроль.
Защиты практической работы.
Письменный контроль.
Защиты практических работ Итоговая контрольная работа. |
Знать: ∙принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
· основы военной службы и обороны государства; • задачи и основные мероприятия гражданской обороны; • способы защиты населения от оружия массового поражения; • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Ориентироваться в условиях частой смене технологий в профессиональной деятельности; Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые способы и методы выполнения профессиональных задач; и оценивать их эффективность и качество; Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей); Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
|
Письменный контроль.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Защита практических работ.
Письменный контроль.
Защиты практических работ. Итоговая контрольная работа. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.