Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»
Рассмотрено на заседании МО естественно-математических дисциплин протокол № ___ « » ___________ 2018 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР __________ Иванова Н.Н. « » ___________ 2018 г. |
Утверждаю Директор ОО ___________ Юф Е.В. « » ___________ 2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
ОБЖ 6 класс основного общего образования
(базовый уровень, 1 час в неделю)
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
преподаватель-организатор ОБЖ
высшей квалификационной категории
Панарин Петр Анатольевич
2018 год
Пояснительная записка к рабочей программе
«ОБЖ» 6 класс
Рабочая программа учебного предмета «ОБЖ» предназначена для 6 класса и разработана на основании следующих документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (регистрационный № 35915); от 31.12.2015 г. № 1577 (регистрационный номер № 40937);
- ООП ООО МБОУ «Первомайская СОШ» (протокол № 1 от 29.08.2018г);
- положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ «Первомайская СОШ»
Место изучения дисциплины в учебном плане: Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение ОБЖ в 6 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю - 35 учебных недель.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: Учебник ОБЖ: 6 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 5 классе является формирование следующих умений:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
Ученик получит возможность для формирования:
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 5 классе является формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Предметные результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» отражают:
1) приобретение знаний о современном уровне культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Основы безопасности жизнедеятельности».
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:
· освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
· понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
· понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
· понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
· освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
· освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
· освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
· освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
· освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
· Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:
· воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
· развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Содержание
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Календарно-тематический план
6а класс
№ п/п |
Дата проведения |
Наименование раздела и темы программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Формы контроля |
Домашнее задание |
|
план |
факт |
||||||
I раздел. Основы комплексной безопасности (25 ч.) |
|||||||
1. |
06.09.2018 |
|
Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч.)
|
Природа и человек |
1 |
Устный опрос |
§1.1 с. 4 - 9 |
2. |
13.09.2018 |
|
Ориентирование на местности |
1 |
Самостоятельная работа |
§1.2 с. 10-13 |
|
3. |
20.09.2018 |
|
Определение своего местонахождения и направления движения на местности |
1 |
Устный опрос, тесты |
§1.3 с. 14-17 |
|
4. |
27.09.2018 |
|
Подготовка к выходу на природу |
1 |
Самостоятельная работа |
§1.4 с. 18-23 |
|
5. |
04.10.2018 |
|
Определение места для бивака и организация бивачных работ. |
1 |
Устный опрос, тесты |
§1.5 с. 23-27 |
|
6. |
11.10.2018
|
|
Определение необходимого снаряжения для похода |
|
|
|
|
7. |
18.10.2018 |
|
Активный отдых на природе и безопасность (5 ч.) |
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе |
1 |
Устный опрос, тесты |
§2.2 с. 35-39 |
8. |
25.10.2018 |
|
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности |
1 |
Самостоятельная работа |
§2.3 с. 39-44 |
|
9. |
08.11.2018 |
|
Подготовка и проведения лыжных походов |
1 |
Устный опрос, тесты |
§2.4 с. 45-49 |
|
10. |
15.11.2018 |
|
Водные походы и обеспечение безопасности на воде |
1 |
Устный опрос |
§2.5 с. 50-56 |
|
11. |
22.11.2018 |
|
Велосипедные походы и безопасность туристов |
1 |
Устный опрос, тесты |
§2.6 с. 57-63 |
|
12. |
29.11.2018 |
|
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 ч.) |
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме |
1 |
Самостоятельная работа |
§3.1 с. 64-70 |
13. |
06.12.2018 |
|
Акклиматизация человека в различных климатических условиях |
1 |
Устный опрос, тесты |
§3.2 с. 71-75 |
|
14. |
13.12.2018 |
|
Акклиматизация в горной местности. |
1 |
Самостоятельная работа |
§4.1 с. 76-82 |
|
15. |
20.12.2018 |
|
Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта |
1 |
Устный опрос, тесты |
§4.2 с. 83-88 |
|
16. |
27.12.2018 |
|
Обеспечение личной безопасности на водном транспорте |
1 |
Устный опрос, тесты |
§5.1 с. 90-94 |
|
17. |
10.01.2019 |
|
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте |
1 |
Самостоятельная работа |
§5.2 с. 95-98 |
|
18. |
17.01.2019 |
|
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч.) |
Автономное существование человека в природе |
1 |
Устный опрос, тесты |
§5.3 с. 99-102 |
19. |
24.01.2019 |
|
Добровольная автономия человека в природной среде |
1 |
Самостоятельная работа |
§6.1 с. 103-109 |
|
20. |
31.01.2019 |
|
Вынужденная автономия человека в природной среде |
1 |
Устный опрос, тесты |
§6.2 с. 109-112 |
|
21. |
07.02.2019 |
|
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании |
1 |
Самостоятельная работа |
§6.3 с. 112-121 |
|
22. |
14.02.2019 |
|
Опасные ситуации в природных условиях (4 ч.) |
Опасные погодные явления. |
1 |
Устный опрос, тесты |
§6.4 с. 122-127 |
23. |
21.02.2019 |
|
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными |
1 |
Самостоятельная работа |
§7.1 с. 130-135 |
|
24. |
28.02.2019 |
|
Укусы насекомых и защита от них |
1 |
Устный опрос, тесты |
§7.2 с. 135-142 |
|
25. |
07.03.2019 |
|
Клещевой энцефалит и его профилактика |
1 |
Самостоятельная работа |
§7.3 с. 143-146 |
|
V раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.) |
|||||||
26. |
14.03.2019 |
|
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 ч.) |
Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях |
1 |
Самостоятельная работа |
§9.1 с. 156-159 |
27. |
21.03.2019 |
|
Оказание первой медицинской помощи при травмах. |
1 |
Устный опрос, тесты |
§9.1 с. 156-159 |
|
28. |
04.04.2019 |
|
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. |
1 |
Самостоятельная работа |
§9.2 с. 159-160 |
|
29. |
11.04.2019 |
|
Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых |
1 |
Устный опрос, тесты |
§9.2 с. 159-160 |
|
IV раздел. Основы здорового образа жизни (6 ч.) |
|||||||
30 |
18.04.2019 |
|
Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч.) |
Здоровый образ жизни и профилактика утомлений |
1 |
Самостоятельная работа |
|
31 |
25.04.2019 |
|
Компьютер и его влияние на здоровье.
|
1 |
Устный опрос, тесты |
|
|
32. |
02.05.2019 |
|
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека |
1 |
Самостоятельная работа |
§9.2 с. 159-160 |
|
33. |
16.05.2019 |
|
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. |
1 |
Устный опрос, тесты |
§9.3 с. 160-161 |
|
34. |
23.05.2019 |
|
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. |
1 |
Самостоятельная работа |
§9.3 с. 162-163 |
|
35. |
30.05.2019 |
|
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. |
1 |
|
|
|
|
Всего |
35 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.