ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 34 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 1.
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Цели и задачи курса
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
ü В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом школы на изучение предмета в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
ü Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
ü Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
ü Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
ü Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
ü Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
ü Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
ü - улучшение собственного физического и психического здоровья;
ü - отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
ü - нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
ü - сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
ü - адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
ü на выздоровление.
ü Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.
ü Изучение программы «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.
ü Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
ü Контроль за знаниями, умениями и навыками проводится по окончанию изучения темы в виде контрольных работ, тестов, практических работ, рефератов и других творческих работ, а также проводится текущий контроль. Используются разноуровневые тестовые задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности, направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения:
Предметные результаты обучения:
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является» (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
ТЕМА УРОКА |
К-ВО ЧАСОВ |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
|
Пожарная безопасность |
3 |
|
||
1. |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. |
1 |
|
|
2. |
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. |
1 |
|
|
3. |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. |
1 |
|
|
Безопасность на дорогах |
3 |
|
||
4. |
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. |
1 |
|
|
5. |
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. |
1 |
|
|
6. |
Велосипедист-водитель транспортного средства. |
1 |
|
|
Гл.3. Безопасность на водоемах |
3 |
|
||
7. |
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. |
1 |
|
|
8. |
Безопасный отдых на водоемах. |
1 |
|
|
9. |
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. |
1 |
|
|
Экология и безопасность |
2 |
|
||
10. |
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. |
1 |
|
|
11. |
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. |
1 |
|
|
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия |
8 |
|
||
12. |
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
1 |
|
|
13. |
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. |
1 |
|
|
14. |
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. |
1 |
|
|
15. |
Обеспечение химической защиты населения. |
1 |
|
|
16. |
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. |
1 |
|
|
17. |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. |
1 |
|
|
18. |
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. |
1 |
|
|
19. |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. |
1 |
|
|
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
3 |
|
||
20. |
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
1 |
|
|
21. |
Эвакуация населения. |
1 |
|
|
22. |
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
1 |
|
|
Основы здорового образа жизни |
8 |
|
||
23. |
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. |
1 |
|
|
24. |
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. |
1 |
|
|
25. |
Репродуктивное здоровье-составляющая здоровья человека и общества. |
1 |
|
|
26. |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. |
1 |
|
|
27. |
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. |
1 |
|
|
28. |
Вредные привычки и их влияние на здоровье. |
1 |
|
|
29. |
Профилактика вредных привычек. |
1 |
|
|
30. |
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. |
1 |
|
|
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
4 |
|
||
31. |
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. |
1 |
|
|
32. |
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами . |
1 |
|
|
33. |
Первая медицинская помощь при травмах. |
1 |
|
|
34. |
Первая медицинская помощь при утоплении. |
1 |
|
|
Итого 34 часа |
||||
Перечень учебно-методического обеспечения:
· Конституция Российской Федерации;
Список литературы (для учителя и учащихся)
· Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.