ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели: · усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
· Образовательная программа основного общего образования (учебный план) МКОУ «СОШ №2 с. Телетль» на 20___/20___;
· Комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2011 г
Место учебного предмета в учебном плане:
Предлагаемая программа рассчитана на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени в год, 1 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе ученик должен знать:
♦ потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
♦ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
♦ законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
♦ основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
♦ правила поведения при угрозе террористического акта;
♦ государственную политику противодействия наркотизму;
Ученик должен уметь:
♦ предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
♦ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
♦ действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
♦ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
♦ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
♦ активного отдыха в природных условиях;
♦ оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
♦ соблюдения норм здорового образа жизни.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся:
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
· вводный
· текущий
· тематический
· итоговый
Формы контроля:
Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, контрольные работы, зачеты.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
· годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
· четверть– оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
· текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.
2. Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
3. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Предмет |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Итоговый контроль (год) |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Тестовая работа |
Тестовая работа |
Тестовая работа |
Тестовая работа |
Тестовая работа |
Содержание рабочей программы
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
ТЕМА УРОКА |
К-ВО ЧАСОВ |
ВИДЫ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 |
Россия в мировом сообществе. |
1 |
Устный опрос |
|
2 |
Национальные интересы России в современном мире. |
1 |
Устный опрос |
|
3 |
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. |
1 |
Устный опрос |
|
4 |
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Правовое воспитание участников дорожного движения |
1 |
Устный опрос |
|
5 |
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Причины и следствия ДТП |
1 |
Тест |
|
6 |
Ч.С. природного характера, их причины и последствия. |
1 |
Устный опрос |
|
7 |
Ч.С.техногенного характера их причина и последствия. Сложные ситуации на дорогах и перекрестках |
1 |
Зачет |
|
8 |
Военные угрозы национальной безопасности России. |
1 |
Устный опрос |
|
9 |
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. |
1 |
Устный опрос |
|
10 |
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. |
1 |
Тест |
|
11 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) |
1 |
Устный опрос |
|
12 |
ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. |
1 |
Устный опрос |
|
13 |
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС |
1 |
Устный опрос |
|
14 |
Мониторинг и прогнозирование ЧС. |
1 |
Зачет |
|
15 |
Инженерная защита населения и территорий от ЧС |
1 |
Тест |
|
16 |
Оповещение населения о ЧС |
1 |
Устный опрос |
|
17 |
Эвакуация населения. |
1 |
Устный опрос |
|
18 |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
1 |
Тест |
|
19 |
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. |
1 |
Устный опрос |
|
20 |
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. |
1 |
Устный опрос |
|
21 |
Система борьбы с терроризмом. |
1 |
|
|
22 |
Правила поведения при угрозе террористического акта. |
1 |
Тест |
|
23 |
Государственная политика противодействия наркотизму. |
1 |
Устный опрос |
|
24 |
Профилактика наркомании. |
1 |
Устный опрос |
|
25 |
Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность |
1 |
Устный опрос |
|
26 |
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
1 |
Устный опрос |
|
27 |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Первая доврачебная помощь при ДТП |
1 |
Устный опрос |
|
28 |
Ранние половые связи и их последствия. Первая доврачебная помощь при ДТП |
1 |
Тест |
|
29 |
Инфекции, передаваемые половым путем. Первая доврачебная помощь при ДТП |
1 |
Устный опрос |
|
30 |
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Первая доврачебная помощь при ДТП |
1 |
Зачет |
|
31 |
Брак и семья. |
1 |
Устный опрос |
|
32 |
Семья и здоровый образ жизни человека. Первая доврачебная помощь при ДТП |
1 |
Устный опрос |
|
33 |
Основы семейного права в Российской Федерации. Первая доврачебная помощь при ДТП
|
1 |
Фронтальный опрос |
|
34 |
Первая медицинская помощь при массовых поражениях Зачет по учебному модулю «Дорожная безопасность» |
1 |
Устный опрос |
|
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник |
Литература для учителя ЭОР |
«Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2014 г.
|
1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2010. 2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005 3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.