Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы
Оценка 4.8

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Оценка 4.8
doc
20.01.2020
Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы
программа по обж - 9а класс на распечатку.doc

  Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Салаватская коррекционная школа

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья    городского округа город Салават Республики Башкортостан

 

          Принято

на заседании ШМО учителей эстетического цикла

(Протокол №  

 от___________2019г.)

Руководитель ШМО

______И.С. Новокрещенова

            Согласовано

     зам.директора по УВР

      _______О.М.Шивцова

    «___»____________2019г.

          Утверждено

Директором ГБОУ Салаватская коррекционная школа

________Т.П.Турбина

(Пр. №_____от ________ 2019г.)

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ДЛЯ 9 КЛАССА

 

Составила: учитель высшей категории Суркина Е.С.

 

 

 

 

 

2019г.

 

Содержание

 

1.

Пояснительная записка

3

2.

Общая характеристика учебного предмета

4

3.

Описание места учебного предмета  в учебном плане

5

4.

Личностные, базовые и предметные результаты; оценка достижения планируемых результатов

6

5.

Содержание учебного предмета

9

6.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

9

7.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 1)

11

8.

График проведения контрольных работ, реализации проектной деятельности (приложение 2)

18

9.

Контрольно-измерительные материалы (приложение 3)

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа по ОБЖ предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Она составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Салаватская коррекционная школа на 2019-2020 учебный год и основана на типовой программе по ОБЖ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, 5-9 классы, под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой

 

Цели курса «Основ безопасности жизнедеятельности» являются

                    сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

                    формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

                    приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

                    выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;

                    обучить детей методам обеспечения личной безопасности.

Главными задачами обучения по данной программе являются:

                    развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

                    стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

                    приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

                    формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;

                    выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

 

В курсе ОБЖ даются рекомендации по поведению на улицах и дорогах, рассматриваются необходимые меры безопасности при обращении с огнем, газом, в общении с животными и во многих других ситуациях.

Занятия по ОБЖ носят комплексный теоретический и практический характер.

 

 

 

 

 

 

2.                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Курс ОБЖ в 9 классе в коррекционной школе предназначен для начального формирования  сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

Поскольку курс имеет ярко выраженный прикладной характер, его усвоение учащимися возможно только через постоянные тренировки. Поэтому цель каждого занятия не только и не столько в том, чтобы дать соответствующий объем знаний, сколько в том, чтобы выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в той или иной ситуации.

Комплексные занятия проводятся в целях закрепления и совершения знаний и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной опасности.

Реализация программы позволит:

                    привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

                    сформировать научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

                    выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

 В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

                    работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

                    изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

 Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 8 специального класса и включает в себя основные, наиболее часто  встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Формирование у учащихся навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций. В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических зан

3.      ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Специальные коррекционные занятия по ОБЖ направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетно-ролевые ситуации, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу.

Данная рабочая программа предполагает 1 часа в неделю при пятидневной рабочей неделе. Занятия по программе проводятся в форме урока (40 мин). Согласно годового календарного графика и учебного расписания общее число годовых часов составляет 34 ч:

1 семестр – 10 недель, 2 семестр – 11 недель, 3 семестр – 13 недель.

 

класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

9

1

34

 

 

№ раздела

 

Наименование раздела в, тем

Кол-во часов

Количество

теории части

 

практических

работ

контрольных работ

Раздел 1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

11

3

 

 

Тема 1. Пожарная безопасность

3

3

 

 

 

Тема 2. Безопасное поведение на улицах и дорогах

3

3

 

 

 

Тема 3. Безопасное поведение на водоемах

4

2

1

 

 

Тема 4. Безопасное поведение на природе

3

2

1

 

 

Тема 5. Предупреждение бытового травматизма

3

1

1

 

Раздел 2.

Основы здорового образа жизни

9

6

2

 

 

Тема 1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

3

2

1

 

Тема 2. Пути укрепления здоровья

6

4

1

 

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

2

4

 

Раздел 4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

3

1

1

 

Итого:   

                              

34

20

10

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

4.                  ЛИЧНОСТНЫЕ, БАЗОВЫЕ  И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижения определенных личностных, базовых и предметных результатов. 

 Личностные результаты

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Базовые результаты:

Базовые учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные,  принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Предметные результаты

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в беседе, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

5.                  ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

     Оценка предметных результатов.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения: ключевые понятия, факты, явления) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курса основ безопасности жизнедеятельности.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием. На уроках ОБЖ к таким действиям относится: моделирование ситуаций; сравнение, группировка и классификация объектов; прогноз; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе — причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Система оценки достижений планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля знаний по ОБЖ  включает:

1.      Стартовую диагностику (заключается в проверке уровня общей готовности в начале учебного года): проводится в виде теста, защиты летних проектов по предыдущему материалу.

2.      Текущий контроль: заключается в проверке домашнего задания в форме фронтального опроса, работы с карточками, взаимопроверки, проверки письменных домашних заданий.

3. Тематический контроль: (контроль в конце изучения темы, главы) проводится в виде теста, самостоятельной или контрольной работы.

Система оценки достижений планируемых результатов в рамках промежуточной аттестации, итоговой оценки, оценки проектной деятельности по ОБЖ включает:

1. Промежуточный контроль (контроль в конце семестра): проводится в виде облегчённых тестов, самостоятельных работ, в виде игр (урок-игра), брейн - рингов, викторин.

2. Итоговый контроль (контроль по окончании учебного года): проводится в виде теста, итоговой контрольной работы.

3. Защита проектной индивидуальной работы по согласованной с учителем теме.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, подборки информационных материалов, изучение и составление отчётов по данным статистических материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы - плакаты, поделки и т.п.);

- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

- статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

- результаты тестирования  (результаты устных и письменных проверочных работ).

Критерии оценки деятельности учащихся предполагают наличие оценок за устный ответ и письменные работы. Дополнительные оценки по предмету основы безопасности жизнедеятельности выставляются учащимся за индивидуальные творческие работы на внеклассных и внешкольных мероприятиях, например, конкурсы и викторины, олимпиады по предмету, экскурсии, кружковая работа, а также «Дни здоровья», «декады ОБЖ», «Дни защиты детей» и т.д.

 

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, конкретизировал примерами, подводил новые объекты и явления под общие понятия, объяснил их особенности;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и - продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, особенностей, закономерностей, не даны выводы, ошибки не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 

Оценка письменных и практических  работ учащихся.

Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью, сделаны выводы, аккуратно;

- в логических  рассуждениях и обосновании ответа нет пробелов и ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования выводов недостаточны, неаккуратно;

- допущена одна ошибка или два-три недочета в выводах;

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме, нет выводов;

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет изученным материалом, выполнено неверно.

 

6.                  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

№ раздела

 

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Количество

теоретической части

практических

работ

контрольных работ

Раздел 1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

11

3

 

 

Тема 1. Пожарная безопасность

3

3

 

 

 

Тема 2. Безопасное поведение на улицах и дорогах

3

3

 

 

 

Тема 3. Безопасное поведение на водоемах

4

2

1

 

 

Тема 4. Безопасное поведение на природе

3

2

1

 

 

Тема 5. Предупреждение бытового травматизма

3

1

1

 

Раздел 2.

Основы здорового образа жизни

9

6

2

 

 

Тема 1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

3

2

1

 

Тема 2. Пути укрепления здоровья

6

4

1

 

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

2

4

 

Раздел 4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

3

1

1

 

Итого:  

                              

34

20

10

4

 

Раздел 1         Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся – 16 часов

Тема 1. Противопожарная безопасность – 3 часа

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права и обязанности и ответственности граждан в области пожарной безопасности.

Тема 2. Безопасное поведение на улицах и дорогах – 3 часа

Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист - водитель транспортного средства.

Тема 3. Безопасное поведение на водоемах – 4 часа

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4.  Безопасное поведение на природе – 3 часа

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении  костра.

Тема 5. Предупреждение бытового травматизма – 3 часа

Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми приборами. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Как правильно пользоваться огнетушителем.

Раздел 2 Основы здорового образа жизни – 10 часов

Тема 1. Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни» - 3 часа

Понятие здоровья и факторах, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Двигательная активность. Здоровое питание. Профилактика  пищевых отравлений.  Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

Тема 2. Пути укрепления здоровья –7 часов

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек. Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Личная и общественная гигиена.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 5 часов

Основные виды травм у школьников, первая медицинская помощь Основные виды травм: переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.  Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях.

Раздел 4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 3 часа

ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). ЧС – что это? Правила поведения при ЧС. Уроки городской безопасности. Основные мероприятия ГО по защите населения. Городские службы спасения. МЧС. Умение преодолевать страх.

7.                  ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс:

Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ Салаватская КШ (вариант 1).

Методический комплекс:

 

1.                  Автор-составитель Г.П. Попова. ОБЖ 1-4 классы Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками – Волгоград: Учитель, 2005

2.                  Е.Ю. Лавлинская Изучаем правила дорожного движения. Разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах – Волгоград: Учитель, 2008

3.                  Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. 1-4 классы – М.: Вако, 2009

4.                  Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, пособие для 3—4 кл./Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова.— М.: Просвещение, 2014.

5.                  Интернет-ресурсы

 

1.                  Мультимедийный проектор

2.                  Ноутбук

3.                  Магнитная классная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

№ п/п

Дата

Фактич. дата

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

 

1 раздел

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся – 16 часов

Противопожарная безопасность – 3 часа

1

2.09.19

 

Противопожарная безопасность.

Вводное занятие. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

Овладеть навыками осторожного обращения с огнём; научиться разговаривать по телефону. Сформировать правила безопасного поведения.

2

9.09.19

 

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

3

16.09.19

 

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

1

Безопасное поведение на улицах и дорогах – 3 часа

4

23.09.19

 

Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу. Сформировать правила безопасного поведения на улицах города. Усвоить правила катания на велосипедах, меры безопасности, почему на улице опасно.

Анализировать ситуации на дорогах

5

30.09.19

 

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

6

7.10.19

 

Велосипедист - водитель транспортного средства

1

Безопасное поведение на водоемах – 4 часа

7

14.10.19

 

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

Выработать правила поведения на воде, обсудить правила поведения.

8

21.10.19

 

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

9

28.10.19

 

Безопасный отдых на водоемах

1

Выработать правила поведения на воде. Формировать умения пользоваться правилами поведения на воде;

10

11.11.19

 

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Безопасное поведение на природе – 3 часа

11

18.11.19

 

Контрольный тест за 1 семестр. Работа над ошибками.

1

Вырабатывать умение правильно вести себя в природе. Объяснять лесные опасности. Работать с компасом. Закрепить навыки поведения при обращении с огнём.

12

25.11.19

 

Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу и местным предметам.  Ориентирование на местности. Понятие ориентира.

1

13

2.12.19

 

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении  костра.

1

Предупреждение бытового травматизма – 3 часа

14

9.12.19

 

Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми приборами. Опасные шалости и игрушки.

1

Приучиться к безопасному поведению в быту. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Выработка навыков проведения игр,  соблюдение правила поведения. Классифицировать виды бытовых травм. Рассмотреть способы предохранения от бытовых травм.

15

16.12.19

 

Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

1

16

23.12.19

 

Как правильно пользоваться огнетушителем.

1

Раздел 2

Основы здорового образа жизни – 9 часов

Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни» - 3 часа

17

30.12.19

 

Понятие здоровья и факторах, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека.

1

Усвоить  понятия о здоровом образе жизни. Соблюдать режим дня, правила поведения, употребление витаминов, гигиену питания;

18

13.01.20

 

Режим дня. Двигательная активность. Здоровое питание.

1

Познакомиться с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека. Составить свой режим дня на будни и выходной день. Закрепить знания о полноценном питании как факторе роста и развития школьника, его здоровья. Объяснять роль витаминов в развитии организма человека.

19

20.01.20

 

Профилактика  пищевых отравлений.  Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

1

Знать причины отравлений различными веществами, методы оказания первой помощи при отравлениях. Активизировать словарь  понятиями «инфекционная болезнь», «вакцина», «иммунитет», «прививка».

Пути укрепления здоровья – 6 часов

20

27.01.20

 

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

1

Расширить знания о вреде на организм курения и алкоголя, о составе табачного дыма, признаки курящего человека. Влияние табачного дыма на организм человека (особенно ребенка). Объяснить учащимся об отрицательном воз-действии алкоголя на органы  человека

 

21

3.02.20

 

Курение и его влияние на состояние здоровья.

1

22

10.02.20

 

Контрольный тест за 2 семестр. Работа над ошибками.

1

23

24.02.20

 

Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

1

24

2.03.20

 

Личная и общественная гигиена.

1

Знать и соблюдать правила личной гигиены

25

9.03.20

 

Личная и общественная гигиена.

1

Раздел 3

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 5 часов

26

16.03.20

 

Основные виды травм у школьников, первая медицинская помощь Основные виды травм: переломы, вывихи и растяжения связок.

1

Знать понятия «травма». Познакомиться с видами травм, правилами оказания первой помощи при ушибах, вывихах, растяжении.

27

23.03.20

 

Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь.

1

Познакомить с  правилами оказания первой помощи при наружном кровотечении, ушибах, попадании инородного тела в глаз, ухо, нос.

28

30.03.20

 

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. 

1

Усвоить практически правила оказания первой помощи при укусах насекомых.  Знать правила оказания первой помощи при укусах животных. Усвоить правила безопасности при обращении с животными. Расширить знания о правилах оказания первой помощи при кровотечении

29

13.04.20

 

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

1

Знать правила оказания первой помощи при наружном кровотечении, знания о правилах обработки ран и перевязки ран

30

20.04.20

 

Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях.

1

Познакомить с  правилами оказания первой помощи при ожогах и обморожении, с навыки оказания первой помощи при отравлениях

Раздел 4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 4 часа

31

27.04.20

 

ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). ЧС – что это? Правила поведения при ЧС.

1

Применять правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

32

4.05.20

 

Уроки городской безопасности. Основные мероприятия ГО по защите населения. Городские службы спасения. МЧС. Умение преодолевать страх.

1

33

11.05.20

 

Контрольный тест за 3 семестр.

Работа над ошибками.

1

Выполнять предложенные тесты

34

18.05.20

 

Годовая проверочная работа. Работа над ошибками.

1

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вид деятельности

Тема

Сроки проведения

Дата проведения

Фактическая дата

1

Контрольный тест за 1 семестр

«Пожарная безопасность, безопасность человека»

18.11.19

 

2

Контрольный тест за 2 семестр

«Витражная картина на стекле»

10.02.20

 

3

Контрольный тест за 3 семестр

«ТБ при работе с садовым инструментом, сезонные работы»

11.05.20

 

4

Контрольная работа за год

 «Цветоводство. Техника безопасности. Основы ландшафтного дизайна»

18.05.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тест за 1 семестр

 

1. Здоровье человека на 50% зависит от:

а) экологических факторов;

б) состояния медицинского обслуживания;

в) наследственности; г) образа жизни.

2. Что необходимо делать в первую очередь пострадавшему от теплового или солнечного удара:

а) дать обильное питье; б) вызвать скорую помощь;

в) перенести в прохладное место;

г) непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких.

3. Какие Вы знаете виды кровотечений?                                                   

а) венозное, носовое, внутреннее, паренхиматозное;

б) капиллярное, сильное, артериальное, внутреннее;

в) капиллярное, венозное, артериальное, паренхиматозное;

г) носовое, капиллярное, артериальное, наружное.

4. Как оказать первую помощь при ожоге 2 степени?                               

а) смазать обожженное место вазелином, салом и т.п. и наложить на место ожога сухую стерильную повязку и обратиться к врачу;

б) проколоть образовавшиеся пузыри и смазать йодом, зеленкой и наложить на место ожога сухую стерильную повязку и обратиться к врачу;

в) наложить на место ожога сухую стерильную повязку и обратиться к врачу;

г) смазать обожженное место вазелином, салом и т.п.; проколоть образовавшиеся пузыри и смазать йодом, зеленкой и обратиться к врачу.

5. Назовите индивидуальные средства защиты органов дыхания:

а) противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка;

б) противорадиационное укрытие, убежище;

в) ОЗК костюм Л-1.

6. Как оказать помощь пострадавшему от молнии в лесу:

а) сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

б) закопать пострадавшего в землю;

в) согреть тело пострадавшего.

7. Какова нормальная температура тела человека:

а) 35;   б) 36,6;               в) 38.

8. Из перечисленных ниже симптомов выберите те, которые не являются признаками острого отравления никотином:

а) горечь во рту;   б) покраснение глаз;   в) тошнота и отек лица;

г) сужение зрачка.

9. Вам позвонили по телефону и сказали, что Ваш дом заминирован. Каковы будут Ваши действия:

а) положите трубку, и не будете разговаривать с хулиганом;

б) постараетесь продлить разговор как можно дольше.

10. Цель реанимации (основная):                                                                       

а) восстановление дыхания;

б) восстановление сердечной деятельности;

в) восстановление функций мозга;

г) восстановления мышечной деятельности.

11. От дыма лесного пожара Вы начинаете задыхаться, он слепит Вас:

а) продолжать движение, не обращая внимания на дым;

б) укрыться на высоком месте;

в) бежать в поисках безопасного места;

г) прижимаясь к земле ползти в безопасное место.

12. Рядом с Вашей палаткой в лесу – ручей сомнительной чистоты и болотце, воду для приготовления пищи вы будете брать:

а) из ручья; б) из болотца; в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

13. Передвигаясь по тонкому льду озера, Вы внезапно попали в холодную воду, достигнув берега, будете ли Вы:

а) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;

б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;

в) прыгать в мокрой одежде.

14. При оказании первой помощи в случае перелома запрещается:

а) вставлять на место обломки костей и вправлять вышедшую кость;

б) проводить иммобилизацию поврежденных конечностей;

в) останавливать кровотечение.

15. При возникновении пожара в многоэтажном жилом доме в первую очередь необходимо:

а) Сообщить о пожаре в единую службу спасения «01»;

б) Приступить к тушению огня имеющимися средствами;

в) Открыть окна и двери для предотвращения отравления продуктами горения;     г) Эвакуироваться из помещения.

16. С целью обеспечения безопасности при переходе через болото Вы возьмете с собой:

а) длинный шест;   б) длинную веревку;    в) средство радиосвязи;

г) средство подачи светозвуковых сигналов.

17. В табачном дыме канцерогенным веществом является:

а) углекислый газ; б) бензопирен; в) угарный газ; г) сероводород.

18. Переносчиками инфекционных заболеваний являются:

а) вирусы, б) токсины, в) бактерии, г) кровососущие насекомые.

19. Если ночью вы просыпаетесь в задымленной комнате, Ваши первые действия:

а) лежать в кровати и звать о помощи; б) скатиться с кровати и ползти к двери; в) встать и бежать из комнаты.

20. Произошел взрыв террориста-смертника во время молодежного фестиваля, и вы оказались в охваченной паникой толпе. В целях обеспечения личной безопасности необходимо:

а) опуститься на землю и сгруппироваться, свернувшись «калачиком»;

б) сгруппировавшись, двигаться против движения толпы ближе к ее краям;   в) сгруппировавшись, двигаться по ходу движения толпы ближе к ее центру;  г) постараться удерживаться за местные предметы – ограждения, столбы, заборы

 

Тест за 2 семестр

 

1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС техногенного характера;

б) ЧС экологического характера;

в) ЧС природного характера.

2. При переходе проезжей части улицы по пешеходному переходу зеленый сигнал светофора сменился красным. Пешеходу необходимо:

а) быстро вернуться обратно; б) Быстро перебежать оставшуюся часть проезжей части; в) спокойно продолжать движение; г) остановиться на месте и ждать следующего зеленого сигнала светофора.

3. В каком году произошла крупная авария на Чернобыльской АС:

а) февраль1980г. б) март 1985г. в) апрель 1986г.

4. Для какой цели предназначена медицинская аптечка:

а) для оказания скорой медицинской помощи;

б) для оказания доврачебной медицинской помощи;

в) для оказания экстренной медицинской помощи;

г) все выше перечисленное.

5. Какова суточная потребность воды в организме человека в нормальных условиях:

а) 5 литров б) 10 литров в) 1,5-2 литра.

6.  Гиподинамия — это:

а) недостаток движения;   б) избыток движения;    в) физическое перенапряжение организма;  г) избыточное потребление жиров и белков.

7. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение:

а) физической подготовленности человека к жизни; б) развитие резервных возможностей человека; в) сохранение и восстановление здоровья;   г) подготовку к профессиональной деятельности.

8.  Главной причиной нарушения осанки является:

а) привычка к определенным позам; б) слабость мышц; в) отсутствие движений во время школьных уроков; г) ношение сумки, портфеля на одном плече.

9. Что понимается под закаливанием?

а) купание в холодной воде и хождение босиком; б) приспособление организма к воздействиям внешней среды;  в) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;  г) укрепление здоровья.

10. Что такое экология:

а) наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с

окружающей средой; б) наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды; в) наука о природе; г) наука об окружающей среде;

11. Молодой человек интеллигентного вида подходит к Вам на улице и

говорит, что является знакомым Ваших родителей и просит разрешить ему подождать их в квартире. Как Вы поступите:

а) спросите у незнакомца фамилию, имя, отчество родителей, где они

работают и, получив правильный ответ, впустите в квартиру;

б) уточните более широкие сведения о родителя у незнакомца, после чего

пригласите в квартиру;

в) не впустите в квартиру, ни при каких обстоятельствах.

12. Что является самым главным фактором в сохранении здоровья

человека:

а) образ жизни;         б) отсутствие болезней;       в) уровень здравоохранения;

г) резервные возможности организма.

13. Какой загрязнитель окружающей среды наиболее опасен:

а) пыль;          б) отходы производства;     в) мусор;  г) радиация.

14. Какое из кровотечений наиболее опасно:

а) капиллярное;         б) венозное;  в) артериальное;  г) паренхиматозное.

15. Внезапное или быстрое нарушение дыхания вплоть до остановки:

а) инородные тела в горле;  б) удушье;      в) асфиксия.

16. Что является наиболее важными слагаемым здорового образа жизни:

а) режим дня и динамика индивидуальных биоритмов;

б) рациональное питание;

в) личная и общественная гигиена;

г) все выше перечисленное.

17. Что такое эвакуация?

а) звучат три коротких звонка; б) быстрый выход без паники из опасной зоны; в) это организация выхода людей и вывоз материальных ценностей в

безопасное место.

18. Вас одиннадцать человек и Вам нужно не просто приготовить пищу, но и обсушиться у костра, согреться. Какой тип костра вы для этого выбираете:

а) колодец;    б) шалаш;    в) таежный;    г) пирамида;   д) камин.

19. Средства обнаружения пожара:

а) пожарная сигнализация; б) стационарные установки;

в) огнегасительные средства.

20. Подручные средства пожаротушения:

а) вода;    б) песок;    в) кошма;    г) все выше перечисленное.

 

Тест за 3 семестр

 

1. Землетрясением называют …

а) подземные удары и колебания поверхности Земли;

б) область возникновения подземного удара;

в) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность;

2.

2. Производственные аварии и катастрофы относятся к ..

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям;

3.

 

3. На вас загорелась одежда. Выберите порядок действий.

а) побежите и постараетесь сорвать одежду;

б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

 

4. Для защиты от отравляющих веществ нужно использовать:

а) убежище, укрытие.

б) убежище, противогаз.

в) укрытие, противогаз.

 

5. Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов, это:

а) шторм;

б) моретрясение;

в) цунами.

 

7. Катастрофа отличается от аварии ..

а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б) воздействием поражающих факторов на людей;

в) воздействием на природную среду.

 

8. У вас возникла необходимость обратиться к водителю. Как вы это сделаете?

а) в момент, когда автобус (трамвай, троллейбус) тронется с места;

б) при движение автобуса (трамвая, троллейбуса);

в) после полной остановки автобуса (трамвая, троллейбуса).

 

9. Пожар распространяется на мебель и другие предметы, а комната начинает наполняться дымом. Я…

а) как можно быстрее покину комнату;

б) буду пытаться тушить разгоревшийся пожар;

в) соберу все ценные вещи, украшения и покину комнату.

 

10. Быстрое, внезапное возникшее движение снега и (или) льда вниз по крутым склонам гор – это…

а) обвал;

б) лавина;

в) оползень.

11. Выходить из зоны химического заражения следует …

а) по направлению ветра;

б) перпендикулярно направлению ветра;

в) навстречу потоку ветра;

 

12. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать:

а) сверху - вниз;

б) справа - налево;

в) снизу – вверх;

г) безразлично как.

 

13. Самым простым способом обеззараживания воды в полевых условиях является …

а) очистка через фильтр из песка и материи;

б) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

в) кипячение;

г) добавление в воду марганца.

 

14. Жиры …. должны преимущественно использоваться с пищей в подростковом возрасте.

а) животного происхождения;

б) растительного происхождения;

 

15. Последний прием пищи (ужин) должен быть не менее чем …

а) за 1 -2 часа до сна;

б) за 2 – 3 часа до сна;

в) за 3 – 4 часа до сна.

 

Тест за учебный год

 

1. Какому понятию соответствует определение – «Состояние защищенности жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»:

А) Безопасность;

Б) Жизненно важные интересы;

В) Угроза безопасности.

 

2. Какому понятию соответствует определение – «Совокупность потребностей, удов­летворение которых надежно обеспечивает существование и возмож­ности прогрессивного развития личности, общества и государства»:

А) Безопасность;

Б) Жизненно важные интересы;

В) Угроза безопасности.

 

3. Крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая это:

А) Опасность;

Б) Опасное явление;

В) Экстремальная ситуация.

 

4. Явление, приводящее к формированию вред­ных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды это:

А) Опасность;

Б) Опасное явление;

В) Опасная ситуация.

 

5. Опасное техногенное явление, происходящее по конст­руктивным, производственным, тех­нологическим или эксплуатацион­ным причинам, при котором проис­ходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей это:

А) Авария;

Б) Катастрофа;

В) Чрезвычайная ситуация.

 

6. Катастрофическое природное явление и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни зна­чительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, неред­ко к человеческим жертвам это:

А) Авария;

Б) Катастрофа;

В) Стихийное бедствие.

 

7. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера?

Б) Пожары;

В) Землетрясение;

Г) Наркомания;

Д) Взрывы;

Е) Лесные пожары.

 

8. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям социального характера?

Б) Пожары;

В) Землетрясение;

Г) Наркомания;

Д) Взрывы;

Е) Лесные пожары.

 

9. К стихийным бедствиям не относятся:

Б) Сели;

В) Оползни;

Г) Снежные лавины;

Д) Терроризм;

Е) Эпизоотии.

 

10. Система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания – это:

А) Мониторинг;

Б) Прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

В) Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

11. Вывод из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, обучающихся школ, лицеев, колледжей и т. п. – это:

А) Общая эвакуация;

Б) Частичная эвакуация;

В) Рассредоточение.

 

12. Что нужно сделать в первую очередь при нахождении в местах массового скопления людей, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации не попасть в толпу?

А) Изучать правила безопасного поведения;

Б) Приготовить мобильный телефон;

В) Заранее наметить пути возможного отхода.

 

13. Что нужно сделать, обнаружив предмет, похожий на взрывное устройство?

А) Позвать друзей и развернуть вместе;

Б) Не трогать его, предупредить окружающих, сообщить о находке в полицию или любому должностному лицу;

В) Ничего не предпринимать.

 

14. При захвате террористами общественного здания, в котором вы находились вместе с другими гражданами, необходимо соблюдать нижеперечисленные правила безопасного поведения. Какое из них является ошибочным?

А) Не пытайтесь самостоятельно обезвредить террористов, не вступайте с ними в споры, выполняйте все их требования;

Б) Если освобождают часть заложников, детей и больных, старайтесь попасть в их число;

В) Воспользуйтесь мобильным телефоном, чтобы сообщить о своем местонахождении.

 

15. Главная опасность толпы в условиях ЧС

А) Паника, чреватая разрушениями;

Б) Паника, чреватая давкой и травмами людей;

В) Воровство.

 

 

 

 

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса коррекционной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020