Министерство спорта Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель директора
______________С.В. Павленко
«____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУ.10. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
20.02.04 Пожарная безопасность
(базовая подготовка)
Абакан, 2023
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в ГБПОУ РХ «У(Т)ОР», реализующим образовательную программу СПО на базе основного общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность (базовая подготовка).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва».
Разработчик: Хрунова О.М. – преподаватель основ безопасности жизнедеятельности.
ОДОБРЕНО на заседании МК председатель _____________ М.А. Наумова (подпись) от «___» _________ 20__ г. протокол №____
СОГЛАСОВАНО Методист _____________ Т.С. Воронкова (подпись) «___» ___________ 20___г.
|
|
|
|
|
|
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
14 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
16 |
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность (базовая подготовка).
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Освоение дисциплины ведется на основе ранее приобретенных знаний по физике, химии, биологии и является предшествующей для таких профильных учебных дисциплин и междисциплинарных курсов как, «Экология», «Психология экстремальных ситуаций», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Тактика спасательных работ», «Организация защиты населения и территории», «Потенциально опасные процессы и производства», «Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях».
Дисциплина имеет межпредметные связи с такими дисциплинами как, физика, химия, биология, физическая культура, информатика.
Изучение дисциплины начинается на 1 курсе/ 1году обучения и продолжается в течение 2 семестров.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим;
Программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Программа решает три группы взаимосвязанных задач:
- распознание опасностей с указанием количественных характеристик и координат;
- защита от опасностей;
- ликвидация отрицательных последствий проявления опасностей.
Главная задача программы по ОБЖ – формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасности, определять способы надежной защиты от них, оказывать взаимопомощь, ликвидировать последствия проявления любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности.
Основными содержательными разделами программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
- личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- метапредметных:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
- развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
- приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
- развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
- развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
- освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.
- В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб) результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования:
-
Коды результатов |
Планируемые результаты освоения дисциплины включают |
ЛР 03 |
Готовность к служению Отечеству, его защите |
ЛР 11 |
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков |
ЛР 12 |
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь |
ЛР 13 |
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 14 |
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности |
МР 01 |
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях |
МР 02 |
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 03 |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
МР 04 |
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 05 |
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
МР 06 |
Умение определять назначение и функции различных социальных институтов |
МР 07 |
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
ПРб 01 |
Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора |
ПРб 02 |
Знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз |
ПРб 03
|
Сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения |
ПРб 04 |
Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности |
ПРб 05
|
Знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера |
ПРб 06 |
Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.) |
ПРб 07.
|
Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций |
ПРб 08 |
Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники |
ПРб 09 |
Умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях |
ПРб 10 |
Знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка |
ПРб 11 |
Знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе |
ПРб 12 |
Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Общие компетенции |
Уметь |
Знать |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
|
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности. |
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО. |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
|
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. |
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. |
OK 03. Планировать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
|
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. |
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. |
OK 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
|
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.
|
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы. |
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, , демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
|
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения.
|
- способы защиты населения от оружия массового поражения. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы производства, действовать в ситуациях бережливого производства , эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
|
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
|
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. - применять первичные средства пожаротушения; профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.
|
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. - основы военной службы и обороны государства. |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 68 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 68 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
68 |
Объем образовательной программы дисциплины |
68 |
Основное содержание |
56 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
20 |
практические занятия |
48 |
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) |
16 |
в т. ч.: |
|
практические занятия |
16 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, индивидуальный проект |
Объем часов
|
Коды ОК и ЛР, МР, ПР, формированию которых способствует элемент программы |
|||
аудиторная нагрузка |
в т.ч. профессионально ориентированное содержание |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи |
16 |
|
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 04, ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 14, МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05; МР 05 ОК 01; ОК 02,0К 04; ОК 07; ОК 08 |
|||
Введение. Особенности опасностей современной молодежи |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ПРб 05, ПРб 07 ЛР 14, МР 01, МР 03; ОК 01; ОК 02,0К 04; ОК 07; ОК 08 |
||
1 1 |
Основы безопасности жизнедеятельности и их основные понятия. |
|||||
22 |
Понятие опасности. |
|||||
3 3 |
Классификация опасностей. |
|||||
Тема 1.1. Опасности и риски на дорогах. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ПРб 05, ПРб 07 ЛР 14, МР 01, МР 03; ОК 02; ОК 04; 0К07 |
||
1 |
Причины дорожно-транспортных происшествий. |
|||||
2 |
Проблемы безопасности движения для разных участников дорожного движения (пешеходов, водителей электросамокатов и мотоциклов). |
|||||
3 |
Методы и алгоритм оценки риска. |
|||||
Практические занятия |
2 |
2 |
||||
1 |
№1. Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах, оценки риска для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист). |
|||||
Тема 1.2. Опасности в ситуации пожара в общественном месте. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Прб 07, ПРб 09, ЛР 11, МР 05, МР 03; 0К 04; ОК 07 |
||
1 |
Причины возникновения пожара в общественном месте. |
|||||
2 |
Опасности пожара в общественном месте. |
|||||
Практические занятия |
2 |
2 |
||||
1 |
№2. Изучение и применение первичных средств пожаротушения. |
|||||
Тема 1.3. Опасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера на территории РХ. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Прб 07, ПРб 09, ЛР 11, МР 05, МР 03; 0К 04; ОК 07 |
||
1 |
Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории РХ. |
|||||
2 |
Последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
|||||
3 |
Личная безопасность при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
|||||
Практические занятия |
2 |
2 |
||||
1 |
№3. Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации ЧС техногенного характера (на примере аварии на ГЭС, пожара в кинотеатре). |
|||||
Тема 1.4. Опасности при угрозе и проведении террористического акта. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Прб 01, Прб 03, ПРб 05, ПРб 08, МР 02 ЛР 11, ЛР 12; ОК 04; ОК 07 |
||
Практические занятия |
||||||
1 |
№4. Разработка алгоритма выявления и описания опасностей в ситуации захвата заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже, публичном мероприятии) |
|||||
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
8 |
|
Прб 07, ПРб 09, ЛР 11, МР 05, МР 03ОК 02; ОК 04; 0К07; ОК 08 |
|||
Тема 2.1. Защита от опасностей. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Прб 07, ПРб 09, ЛР 11, МР 05, МР 03; ОК 02; ОК 04 |
||
1 |
Понятие о защите от опасностей. |
|||||
2 |
Применение экобиозащитной техники и средств индивидуальной защиты. |
|||||
3 |
Меры (способы, методы, средства, модели поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации. |
|||||
Тема 2.2. Индивидуальная защита населения. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Прб 07, ПРб 09, ЛР 11, МР 05, МР 03; 0 К 04; ОК 07 |
||
1 |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. |
|||||
2 |
Средства индивидуальной защиты кожи. |
|||||
3 |
Медицинские средства защиты и профилактики. |
|||||
Практические занятия |
2 |
2 |
||||
1 |
№5. Подбор размера противогаза ГП-5, отработка навыков пользования противогазом и сдача норматива по надеванию. |
|||||
2 |
№6. Отработка навыков одевания общевойсковой защитный костюм (ОЗК), сдача норматива по надеванию. |
2 |
2 |
|||
Раздел 3. Основы здорового образа жизни и сохранения здоровья. |
12 |
|
Прб 07, ПРб 12, ЛР 11,ЛР 12, МР 01; ОК 02; ОК 04; 0К 07; ОК 08 |
|||
Тема 3.1. Здоровье и здоровый образ жизни. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Прб 07, ЛР 12, МР 01; ОК 02; ОК 04; 0К 07 |
||
1 |
Основные понятия здоровья и его составляющие. |
|||||
2 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. |
|||||
3 |
Индивидуальное здоровье человека. |
|||||
4 |
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. |
|||||
5 |
Техносфера как источник негативных факторов. |
|||||
Тема 3.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ПРб 12, ЛР 12, МР 01; ОК 02; ОК 04; 0К 07 |
||
Практические занятия |
||||||
1 |
№7. Установление факторов, способствующих укреплению здоровья, и их характеристика. |
|||||
1 |
№8. Составление алгоритма выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных для подростков заболеваний (инфекционных, психологических) |
2 |
||||
Тема 3.3. Методы снижения рисков для жизни и здоровья. |
Содержание учебного материала |
2
|
|
Прб 07, ПРб 12, ЛР 12, МР 01; ОК 02; ОК 04; 0К 07; ОК 08 |
||
1 |
Социальные последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков, снижение умственной и физической работоспособности. |
|||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
1 |
№ 9. Меры (средства индивидуальной защиты, правила, модели поведения) для защиты жизни и здоровья участников дорожного движения. |
|||||
2 |
№ 10. Защита жизни и здоровья в условиях пожара. |
2 |
|
|||
Раздел 4. Основы оказания первой помощи. |
12 |
|
ПРб 09, ПРб 12 ОК 02; ОК 04; 0К07 |
|||
Тема 4.1. Первая помощь пострадавшим. |
Практические занятия |
2 |
2 |
ОК 02; ОК 04 |
||
1 |
№ 11. Алгоритм первой помощи, помощь пострадавшим при ДТП и ЧС. |
|||||
2 |
№ 12. Правила помощи при травмах, переломах. |
2 |
|
ОК 02; 0К07 |
||
3 |
№ 13. Правила первой помощи при ранениях, кровотечениях. |
2 |
|
ОК 02; ОК 04 |
||
4 |
№ 14. Правила первой помощи при ожогах (термических, химических, кислотных, щелочных). |
2 |
2 |
ОК 02; ОК 04 |
||
5 |
№ 15. Способы самоспасения. |
2 |
|
ОК 02; ОК 04; 0К07 |
||
Тема 4.2. Транспортировка пострадавших. |
Практические занятия |
|
|
ОК 02; ОК 04; 0К07 |
||
1 |
№ 16. Способы применения подручных средств для транспортировки пострадавших. |
2 |
2 |
ОК 02; ОК 04; 0К 07; ОК 08 |
||
Раздел 5. Основы военной службы. |
18 |
|
ЛР 03; МР 06 ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК Об; 0К08 |
|||
Тема 4. 1. История создания Вооруженных Сил России. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК Об; 0К08 |
||
1 |
Понятие о Вооруженных Силах России |
|||||
2 |
Предназначение Вооруженных Сил РФ. |
|||||
3 |
Реформирование Армии и Флота. |
|||||
Тема 4.2. Воинская обязанность. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ОК 01; ОК 02; ОК 03; 0К08 |
||
Практические занятия |
||||||
1 |
№17. Основные составляющие воинской обязанности (организация воинского учета и его предназначение, первоначальная постановка граждан на воинский учет, первоначальная постановка граждан на воинский учет, организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе). |
|||||
Тема 4.3. Как стать офицером Российской армии. |
Содержание учебного материала |
2
|
|
МР 06 ОК 01; ОК 02; ОК 03; 0К08 |
||
Практические занятия |
||||||
1 |
№ 18. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования и правила приема граждан в них. |
|||||
Тема 4.4. Огневая подготовка. |
Содержание учебного материала |
|||||
Практические занятия |
6 |
|
ОК 01; ОК 02; ОК 03; 0К08 |
|||
1
|
№ 19. Отработка навыков и сдача нормативов по порядку неполной разборке и сборке АК-74. |
|||||
Тема 4.5. Строевая подготовка. |
Практические занятия |
6 |
|
ОК 01; ОК 02; ОК 03; 0К08 |
||
1 |
№ 20. Изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. |
|||||
Дифференцированный зачёт |
|
2 |
|
|
||
Всего |
|
68 |
|
|
||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется при наличии учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству 30 обучающихся;
- рабочее место преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);
- наглядные пособия:
1. Стенды, оформленные по военной тематике, правилам оказания первой помощи и основам гражданской обороны; плакаты.
2. Комплекты средств индивидуальной защиты: противогазы, костюм АЗК , аптечки.
Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска.
2. Мультимедийный проектор.
3. Компьютер с выходом в локальную сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет ресурсов.
Основная:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10- 11 классов общеобразовательных организаций. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., М: Просвещение, 2016.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Латчук В.Н., Марков В.В, Миронов С.К., Вангородский С.Н. , Дрофа, 2013.
3. Тесты. ОБЖ 10-11 классы. Миронов С.К., Миронов В.К., Карташева Т.А., «Экзамен», 2011.
4. Основы безопасности жизнедеятельности - учебник для сред.проф. образования . Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., М., 2015.
5. Безопасность жизнедеятельности - учебник для учреждений сред.проф. образования. Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. — М., 2014.
6. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб.пособие для учреждений сред. проф. образования. Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. — М., 2013.
Дополнительная:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
7. Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.
8. Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
9. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
10. Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
12. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
13. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
14. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
15. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
16. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
17. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N48. — Ст. 6724.
18. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
19. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
20. Приказ Мминистра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
22. Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).
23. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. Кобяков Ю.П. — М., 2012.
24. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб.заведений Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. — М., 2013.
25. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.
Справочники, энциклопедии:
1. Полная энциклопедия орденов и медалей России. Изотова М.А., Царева Т.Б.— М., 2008.
2. 100 великих наград. Ионина Н.А.— М., 2009.
3. Энциклопедия русского офицера. Каменев А. И.— М., 2008.
4. Танки: иллюстрированная энциклопедия. Каторин Ю. Ф.— М., 2011.
5. Русские полководцы. Лубченков Ю. Н. — М., 2009.
Интернет источники:
www.mchs.gov.ru(сайт МЧС РФ).
www.mvd.ru(сайт МВД РФ).
www.mil.ru(сайт Минобороны).
www.fsb.ru(сайт ФСБ РФ).
www.dic.academic.ru(Академик. Словари и энциклопедии).
www.booksgid.com(Воо^ Gid.Электронная библиотека).
www.globalteka.ru/index.html(Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.iprbookshop.ru(Электронно-библиотечная система IPRbooks).
www. school. edu. ru/default. asp(Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www. ru/book(Электронная библиотечная система).
www.pobediteli.ru(проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www.monino.ru(Музей Военно-Воздушных Сил).
www.simvolika.rsl.ru(Государственные символы России. История и реальность). www. militera. lib. ru(Военная литература).
http://www.fzr.ru/4.htm (Раздел Публикации/Исследования на сайте
Здоровая Россия)
http://www.spas-extreme.ru(Портал детской безопасности)
http://www.medline.narod.ru (Детская и
юношеская наркомания. Информация к размышлению...)
http://www.rwd.ru (Россия без
наркотиков.)
http://chronicl.chat.ru/security.htm (Меры безопасности. Краткие
рекомендации по поведению в экстремситуации.)
http://www.school-obz.org (ОБЖ.
Информационно-методическое издание для преподавателей.
Разделы:
§ Наркомания
§ Пожарная безопасность
§ Психологическая безопасность
§ Природные аномалии и катаклизмы
§ Техногенные катастрофы
§ Терроризм
§ Феномены выживания
§ Первая медицинская помощь
§ ОБЖ в школе
§ БЖД в ВУЗах
http://www.cross.ru/bg/ (Будем жить! – Школа выживания 'Vitalis').
(http://www.referatec.com/referat_32768_str_7.html (Банк рефератов на тему: Безопасность жизнедеятельности).
http://www.obzh.info/ (Портал. Личная безопасность. Стихийные бедствия. Катастрофы. Дикая природа. Животные. На воде. Нападения. Кражи. Ваш Дом. Болезни. Первая помощь).
3.3. Организация образовательного процесса
Лекционные занятия проводятся в виде бесед, с использованием компьютерных презентаций и видеосюжетов. Закрепляющая часть проводится в виде тестирования, опроса, написания аннотаций, составления викторин, тестов, кросвордов, кейсов.
Практические занятия – отработка навыков практической деятельности, составление викторин, тестов, кросвордов, кейсов.
Организация консультационной помощи обучающимся проводится по графику работы кабинета ОБЖ в виде диалогической беседы, решения тестов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, составление и решение кейсов.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Раздел 1. Раздел 1. Обеспечение личной и государственной безопасности. |
|
Умения: 1. Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. |
- Практическое занятие №5. Действия населения по сигналам тревоги. - Практическое занятие №6. Подбор размера противогаза ГП-5, отработка навыков пользования противогазом и общевойсковым защитным костюмом (ОЗК), сдача нормативов по надеванию противогаза и ОЗК. |
2. Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. |
- Практическое занятие №1. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. - ВСР №1. Личная безопасность в быту. |
3. Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. |
Практическое занятие №2. Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. |
4. Применять первичные средства пожаротушения. |
Практическое занятие №3. Изучение и применение первичных средств пожаротушения. |
Знания: 1. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. |
Практическое занятие №4. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. |
2. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. |
- Тест. |
3. Способы защиты населения от оружия массового поражения. |
- Тест. |
4. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и быту. |
- Тест. |
5. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны. |
Практическое занятие №7. Организация ГО в образовательном учреждении. |
Раздел 2. Основы здорового образа жизни и сохранения здоровья. |
|
Умения: 1. Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. |
- Практическое занятие №8. Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. - Тест. - ВСР №2. Составление теста по вредным привычкам. |
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. |
|
Умения: 1. Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности. |
- ВСР №3. Музеи боевой славы. - Тест. |
2. Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. |
- Тест. |
Знания: 1. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО. |
- Практическое занятие № 10. Отработка навыков и сдача нормативов по неполной разборке и сборке АК. |
2. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы. |
- Практическое занятие № 11. Изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. |
3. Основы военной службы и обороны государства. |
- Практическое занятие №9. Ритуал приведения к военной присяге. |
4.1. ПЕРЕЧЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Компетенции |
Разделы учебной дисциплины |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
Раздел 1. Обеспечение личной и государственной безопасности. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
Раздел 2. Основы здорового образа жизни и сохранения здоровья. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.