Программа курса составлена к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». / авт.- сост. И.В. Метлик — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основы православной культуры для 9 класса составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
· Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";
· Приказ № 1897 от 17.12.2010г. об утверждении ФГОС ООО (с изменениями):
· Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Подколкинская СОШ»
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы.
· Учебный план МБОУ «Подколкинская СОШ» на 2021-2022 учебный год:
· Расписание уроков МБОУ «Подколкинская СОШ» на 2021-2022 учебный год.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обогащает процесс воспитания в общеобразовательной школе не только новым содержанием (ознакомление традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена автором-составителем И.В. Метликом
Программа курса: к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». / авт.- сост. И.В. Метлик — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019
РАЗДЕЛ I
Основными целями и задачами реализации предметной области курса «Духовно-нравственная культура народов России» является:
· совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
· осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
· углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
· осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
· становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
· Рабочая программа для 9 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)
· Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Принципы реализации программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основы православной культуры
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
1. Культуроведческий определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Краеведения. При обучении девятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
II. Принципы отбора содержания образования.
1. Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
2. Учет требований типовых программ.
3. Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации занятий.
Наглядность, научная обоснованность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
РАЗДЕЛ II.
СОДЕРЖАНИЕ
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основы православной культуры.
В рамках образовательных задач предметной области или курса ОДНКНР в целом изучение Основ православной культуры направлено на формирование российской культурной и гражданской идентичности школьников на основе исторических и культурных традиций русского и других православных народов в России, православной и русской культуры.
Концепция модуля Основы православной культуры, представленного в данной программе и соответствующем учебнике, учебно-методическом комплексе, базируется на следующих принципах:
· комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов православного христианства;
· раскрытие нравственного идеала православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов России, культурообразующей религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеющей особое значение в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры российского общества (преамбула Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»);
· светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающий организационно-правовую независимость указанных учреждений от организаций Русской Православной Церкви;
· взаимодействие, сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в процессе введения ОРКСЭ, разработки и экспертизы учебного и методического обеспечения по православной культуре;
· культурологический характер преподавания Основ православной культуры, не предусматривающий «обучения религии», приобщения учащихся к религиозной практике, обязательного участия в богослужениях, отправлении религиозного культа.
В методическом плане при создании учебника и данной программы основополагающими были следующие положения:
· ориентация учебного материала на положительные знания о православной христианской религии, культуре, традиции в форме, доступной для учащихся основной школы;
· раскрытие исторических, культурологических, нравственных аспектов православной христианской традиции через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (например, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);
· отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
· объяснение сложных понятий и терминов преимущественно в контексте описательно-повествовательного изложения в тексте учебника, а не путём введения отдельных определений;
· исключение оценок любой другой религии, религиозной культуры, тем более обсуждения имевших в прошлом межрелигиозных противостояний и конфликтов (указано только о наличии традиционных религий в России в контексте межпредметных связей в рамках предметной области, о гражданском равноправии в Российской Федерации всех людей вне зависимости от отношения к религии и религиозной принадлежности, о веротерпимости как традиции межрелигиозных отношений в нашей стране);
Принимая во внимание перспективу расширения преподавания ОДНКНР, а также введения преподавания ОДНКНР в средней (старшей) школе, изучение православной культуры в основной школе носит первоначальный, пропедевтический характер (основы православной культуры). Содержание курса включает учебный материал, дающий самое общее, основное представление о вероучении, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви на уровне, доступном младшим школьникам по их возрастным особенностям и познавательным возможностям.
Изучение Основ православной культуры, как и других модулей ОДНКНР, ориентировано на взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями школьников, а также с представителями, специалистами, организациями Русской Православной Церкви.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России. Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры. Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества. Роль правил в жизни общества. Роль светской этики. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.
Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую. Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна. Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде - красота человека. Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен. Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда. Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученыйвостоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе. Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей. Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив. Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира. Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье. Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения. Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 9 ч.
Тема 18. Роль религии в развитии культуры. Понятие религии. Роль религии в развитии культуры.
Тема 19. Культурное наследие христианской Руси. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка. Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Духовные святыни нашего края. Православные монастыри и храмы нашего края. Святой Иоанн Кронштадский. Святыни России. Казанский Собор г. Петербурга. Александро-Невская Лаврв. Иоановский Монастырь: мощи св. Иоанна Кронштадского. Духовные места г. Петербурга. Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской: мощи Св. Блаж. Ксении.
Тема 22-23. Культура ислама. Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Тема 24-25. Культура иудаизма. Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога. Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма. Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура. Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.
Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков. Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.
Тема 30. Твое образование и интересы. Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 34. Итоговое обобщение
РАЗДЕЛ III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс
Всего: 34 ч (1 ч в неделю)
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
№ |
Раздел |
Воспитательный элемент |
Кол-во часов |
1 |
В МИРЕ КУЛЬТУРЫ |
День знаний. Урок науки и технологий. День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. Международный день мира. |
4 |
2 |
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА |
День памяти политических репрессий. День охраны труда. День земли. День словаря Международный день толерантности День начала Нюрнбергского процесса День словаря. День матери Международный день добровольца День Героев Отечества. День Конституции РФ. Освобождение Варшавы. День памяти жертв Холокоста. Освобождение Ленинграда от фашистской блокады. День российской науки. 170 лет назад состоялось открытие музея Эрмитаж в Петербурге (1852). |
13 |
3 |
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА |
Международный день родного языка. Международный день инвалидов Международный день добровольца День заповедников и национальных парков Всемирный день гражданской обороны Всемирный день поэзии Международный день лесов Международный день культуры 570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи. |
9 |
4 |
КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ |
Всемирный день книги и авторского права Международный день памятников и исторических мест. Международный день птиц День российской печати |
3 |
5 |
ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР |
День Героев Отечества. День пожарной охраны. Всемирный день Земли День славянской письменности и культуры |
5 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основы православной культуры
В процессе изучения данного курса у учащихся углубляется осознание идеи, что:
· общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур;
· духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
В девятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
· готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
· достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
· стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей;
· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
· осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
· воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
· проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
· характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
· сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
· различать культовые сооружения разных религий;
· формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
· рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
· кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
· оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
· анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
· анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
В результате освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Ученик научится:
· осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордость и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
· понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения;
· проявлять гуманное отношение, толерантность к людям, правильное взаимодействие в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
· стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей;
· характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
· сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
· различать культовые сооружения разных религий;
· формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;
· рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
· кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.);
· оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
· анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета;
· анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства);
· воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
Ученик получит возможность научиться:
· высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
·
оценивать свои поступки, соотнося их с правилами
нравственности и этики;
намечать способы саморазвития;
· работать с историческими источниками и документами;
· слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· адекватно использовать речевые средства и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник научится:
- выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурно-религиозных традиций;
- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную карты какисточники информации о территории, народах, этно-языковых группах, религиях России, о направлениях миграционных потоков внутри Российской федерации;
- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);
- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем;
- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение, нравственность, менталитет, традиционные религии; выявлять главные характеристики этих понятий;
- сравнивать менталитеты народов России, выявлять их различия и сходства;
- объяснять причины и следствия ключевых явлений в духовно-нравственной культуре народов России;
- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры.
Ученик получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов, ценностей народов России;
- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;
- составлять на основе полученной на уроке информации и дополнительной литературы описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной культуры народов России.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс
Всего: 34 ч (1 ч в неделю)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Путь жизни. Уникальность культур народов России |
1 |
|
|
2 |
От Адама до Авраама. Культура народа, рождение религии. |
1 |
|
|
3 |
Народ-творец и носитель культуры |
1 |
|
|
4 |
Источники нравственности. Совесть. |
1 |
|
|
5 |
Защита Отечества – долг каждого гражданина |
1 |
|
|
6 |
Подвиги во имя Родины в истории России. |
1 |
|
|
7 |
У героев нет национальности |
1 |
|
|
8 |
Трудолюбие - нравственное качество человека. |
1 |
|
|
9 |
Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека. |
1 |
|
|
10 |
Трудовые подвиги в истории. |
1 |
|
|
11 |
Отношение к природе у разных народов. |
1 |
|
|
12 |
Семья - первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. |
1 |
|
|
13 |
Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции. |
1 |
|
|
14 |
Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье. |
1 |
|
|
15 |
Любовь - основа мира и взаимопонимания в семье. |
1 |
|
|
16 |
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях. |
1 |
|
|
17 |
Роль религии в развитии культуры. |
1 |
|
|
18 |
Культурное наследие христианской Руси. |
1 |
|
|
19 |
Духовная православная музыка. |
1 |
|
|
20 |
Духовные святыни |
1 |
|
|
21 |
Культура ислама |
1 |
|
|
22 |
Мусульманская литература и искусство. |
1 |
|
|
23 |
Культура иудаизма. |
1 |
|
|
24 |
История Земли обетованной. |
1 |
|
|
25 |
Культурные традиции буддизма. |
1 |
|
|
26 |
Конституция РФ о свободе вероисповедания. |
1 |
|
|
27 |
Восстановление памятников духовного наследия. |
1 |
|
|
28 |
Хранение памяти предков – забота всех поколений. |
1 |
|
|
29 |
Образование и его роль в жизни человека и общества |
1 |
|
|
30 |
Современный этикет. |
1 |
|
|
31 |
Внутренняя и внешняя культура поведения. |
1 |
|
|
32 |
Нравственные качества человека. |
1 |
|
|
33 |
Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование |
1 |
|
|
34 |
Диалог культур и поколений |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.