РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
ДЛЯ 1-х КЛАССОВ
НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373; и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» (Москва, Просвещение, 2019 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
· Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2017г.
· Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
Познавательные
УУД:
Обучающийся научится:
Коммуникативные
УУД:
Обучающийся научится:
Предметные результаты
Обучающийся научится:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Задавайте вопросы! Экскурсия.
· Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Раздел «Что и кто?»
· Что такое Родина?
· Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине
· Что мы знаем о народах России?
· Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России
· Что мы знаем о Москве?
· Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников
· Проект «Моя малая Родина»
· Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
· Что у нас над головой?
· Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы
· Что у нас под ногами?
· Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней
· Что общего у разных растений?
· Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях
· Что растёт на подоконнике?
· Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе
· Что растёт на клумбе?
· Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника
· Что это за листья?
· Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям
· Что такое хвоинки?
· Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев
· Кто такие насекомые?
· Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых
· Кто такие рыбы?
· Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы
· Кто такие птицы?
· Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы
· Кто такие звери?
· Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни
· Что окружает нас дома?
· Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению
· Что умеет компьютер?
· Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним
· Что вокруг нас может быть опасным?
· Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения
· На что похожа наша планета?
· Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли
· Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
· Презентация проекта «Моя малая Родина»
· Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Как, откуда и куда?»
· Как живёт семья? Проект «Моя семья»
· Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
· Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
· Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды
· Откуда в наш дом приходит электричество?
· Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы
· Как путешествует письмо?
· Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации
· Куда текут реки?
· Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
· Откуда берутся снег и лёд?
· Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда
· Как живут растения?
· Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями
· Как живут животные?
· Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка
· Как зимой помочь птицам?
· Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц
· Откуда берётся и куда девается мусор?
· Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора
· Откуда в снежках грязь?
· Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде
· Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
· Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Где и когда?»
· Когда учиться интересно?
· Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю
· Проект «Мой класс и моя школа»
· Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
· Когда придёт суббота?
· Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели
· Когда наступит лето?
· Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года
· Где живут белые медведи?
· Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов
· Где живут слоны?
· Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов
· Где зимуют птицы?
· Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму
· Когда появилась одежда?
· История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)
· Когда изобрели велосипед?
· История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде
· Когда мы станем взрослыми?
· Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира
· Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
· Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Почему и зачем?»
· Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
· Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва
· Почему Луна бывает разной?
· Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны
· Почему идёт дождь и дует ветер?
· Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных
· Почему звенит звонок?
· Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши
· Почему радуга разноцветная?
· Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги
· Почему мы любим кошек и собак?
· Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой
· Проект «Мои домашние питомцы»
· Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
· Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
· Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу
· Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
· Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу
· Зачем мы спим ночью?
· Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену
· Почему нужно есть много овощей и фруктов?
· Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов
· Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
· Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук
· Зачем нам телефон и телевизор?
· Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет
· Зачем нужны автомобили?
· Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего
· Зачем нужны поезда?
· Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта
· Зачем строят корабли?
· Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля
· Зачем строят самолёты?
· Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта
· Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
· Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)
· Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
· Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте
· Зачем люди осваивают космос?
· Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции
· Почему мы часто слышим слово «экология»?
· Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли
· Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
· Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол – во часов |
1 |
Урок-путешествие. Задавайте вопросы! |
1 |
|
ЧТО и КТО? (20ч) |
|
2 |
Что такое Родина? |
1 |
3 |
Урок-игра. Что мы знаем о народах России? |
1 |
4 |
Что мы знаем о Москве? |
|
5 |
Урок-практикум. Что у нас над головой? |
1 |
6 |
Что у нас под ногами? |
1 |
7 |
Урок-игра. Что общего у разных растений? |
1 |
8 |
Что растёт на подоконнике? |
1 |
9 |
Урок-экскурсия. Что растёт на клумбе? |
1 |
10 |
Что это за листья? |
1 |
11 |
Урок-викторина. Что такое хвоинки? |
1 |
12 |
Урок-путешествие. Кто такие насекомые? |
1 |
13 |
Кто такие рыбы? |
1 |
14 |
Урок-экскурсия. Кто такие птицы? |
1 |
15 |
Кто такие звери? |
1 |
16 |
Урок-практикум. Что окружает нас дома? |
1 |
17 |
Что умеет компьютер? |
1 |
18 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
|
19 |
На что похожа наша планета? |
1 |
20 |
Проект «Моя малая Родина» |
1 |
21 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая родина» |
1 |
|
«Как, откуда и куда?» (12 ч) |
|
22 |
Как живёт семья? Проект «Моя семья». |
1 |
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
1 |
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
1 |
25 |
Как путешествует письмо? |
1 |
26 |
Куда текут реки? |
1 |
27 |
Откуда берутся снег и лёд? |
1 |
28 |
Откуда в снежках грязь? |
1 |
29 |
Как живут растения? |
1 |
30 |
Как живут животные? |
1 |
31 |
Как зимой помочь птицам? |
1 |
32 |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
1 |
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». |
1 |
|
Раздел «Где и когда?» ( 11 ч) |
|
34 |
Когда учиться интересно? |
1 |
35 |
Проект «Мой класс и моя школа». |
|
36 |
Когда придёт суббота? |
1 |
37 |
Когда наступит лето? |
1 |
38 |
Где живут белые медведи? |
1 |
39 |
Где живут слоны? |
1 |
40 |
Где зимуют птицы? |
1 |
41 |
Когда появилась одежда? |
1 |
42 |
Когда изобрели велосипед? |
1 |
43 |
Когда мы станем взрослыми? |
1 |
44 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
1 |
|
«Почему и зачем?» (22ч) |
|
45 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
1 |
46 |
Почему Луна бывает разной? |
1 |
47 |
Почему идёт дождь и дует ветер? |
1 |
48 |
Почему звенит звонок? |
1 |
49 |
Почему радуга разноцветная? |
1 |
50 |
Почему мы любим кошек и собак? |
1 |
51 |
Проект «Мои домашние питомцы». |
1 |
52 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
1 |
53 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
|
54 |
Зачем мы спим ночью? |
1 |
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
56 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
1 |
57 |
Зачем нам телефон и телевизор? |
1 |
58 |
Зачем нужны автомобили? |
1 |
59 |
Зачем нужны поезда? |
1 |
60 |
Зачем строят корабли? |
1 |
61 |
Зачем строят самолёты? |
1 |
62 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
|
63 |
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? |
|
64 |
Зачем люди осваивают космос? |
1 |
65 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
1 |
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». |
1 |
|
ИТОГО: |
66ч |
Приложение к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Примечание |
|
03.09. |
|
Урок-путешествие. Задавайте вопросы! |
|
ЧТО и КТО? (20ч) |
||||
|
06.09. |
|
Что такое Родина? |
|
|
10.09. |
|
Урок-игра. Что мы знаем о народах России? |
|
|
13.09. |
|
Что мы знаем о Москве? |
|
|
17.09. |
|
Урок-практикум. Что у нас над головой? |
|
|
20.09. |
|
Что у нас под ногами? |
|
|
24.09. |
|
Урок-игра. Что общего у разных растений? |
|
|
27.09. |
|
Что растёт на подоконнике? |
|
|
01.10. |
|
Урок-экскурсия. Что растёт на клумбе? |
|
|
04.10. |
|
Что это за листья? |
|
|
08.10. |
|
Урок-викторина. Что такое хвоинки? |
|
|
15.10. |
|
Урок-путешествие. Кто такие насекомые? |
|
|
18.10. |
|
Кто такие рыбы? |
|
|
22.10. |
|
Урок-экскурсия. Кто такие птицы? |
|
|
25.10. |
|
Кто такие звери? |
|
|
29.10. |
|
Урок-практикум. Что окружает нас дома? |
|
|
01.11. |
|
Что умеет компьютер? |
|
|
05.11. |
|
Что вокруг нас может быть опасным? |
|
|
08.11. |
|
На что похожа наша планета? |
|
|
12.11. |
|
Проект «Моя малая Родина» |
|
|
15.11. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая родина» |
|
«Как, откуда и куда?» (12 ч) |
||||
|
26.11. |
|
Как живёт семья? Проект «Моя семья». |
|
|
29.11. |
|
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
|
|
03.12. |
|
Откуда в наш дом приходит электричество? |
|
|
06.12. |
|
Как путешествует письмо? |
|
|
10.12. |
|
Куда текут реки? |
|
|
13.12. |
|
Откуда берутся снег и лёд? |
|
|
17.12. |
|
Откуда в снежках грязь? |
|
|
20.12. |
|
Как живут растения? |
|
|
24.12. |
|
Как живут животные? |
|
|
27.12. |
|
Как зимой помочь птицам? |
|
|
10.01. |
|
Откуда берётся и куда девается мусор? |
|
|
14.01. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». |
|
«Где и когда? » (11 ч) |
||||
|
17.01. |
|
Когда учиться интересно? |
|
|
21.01. |
|
Проект «Мой класс и моя школа». |
|
|
24.01. |
|
Когда придёт суббота? |
|
|
28.01. |
|
Когда наступит лето? |
|
|
31.01. |
|
Где живут белые медведи? |
|
|
04.02. |
|
Где живут слоны? |
|
|
07.02. |
|
Где зимуют птицы? |
|
|
11.02. |
|
Когда появилась одежда? |
|
|
14.02. |
|
Когда изобрели велосипед? |
|
|
25.02. |
|
Когда мы станем взрослыми? |
|
|
28.02. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
|
«Почему и зачем?» (22 ч) |
||||
|
03.03. |
|
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
|
|
06.03. |
|
Почему Луна бывает разной? |
|
|
10.03. |
|
Почему идёт дождь и дует ветер? |
|
|
13.03. |
|
Почему звенит звонок? |
|
|
17.03. |
|
Почему радуга разноцветная? |
|
|
20.03. |
|
Почему мы любим кошек и собак? |
|
|
24.03. |
|
Проект «Мои домашние питомцы». |
|
|
27.03. |
|
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
|
|
31.03. |
|
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
|
|
03.04.1 |
|
Зачем мы спим ночью? |
|
|
14.04. |
|
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
|
|
17.04. |
|
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
|
|
21.04. |
|
Зачем нам телефон и телевизор? |
|
|
24.04. |
|
Зачем нужны автомобили? |
|
|
28.04. |
|
Зачем нужны поезда? |
|
|
01.05. |
|
Зачем строят корабли? |
|
|
05.05. |
|
Зачем строят самолёты? |
|
|
08.05. |
|
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
|
|
15.05. |
|
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? |
|
|
19.05. |
|
Зачем люди осваивают космос? |
|
|
22.05. |
|
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
|
|
25.05. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.