Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 19 х. Лесной
«Утверждаю»
Директор
_________________
Приказ от ____________ № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование (4 класс)
Количество часов 67
Учитель Милежик Светлана Олеговна
Программа составлена на основе авторской программы Плешакова А.А., «Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы». Москва «Просвещение» 2016
х. Лесной
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса разработана на основании:
· ФЗ -273 «Об образовании в РФ» (статья № 28);
· Устава МБОУ-СОШ №19 х. Лесной;
· ФГОС НОО (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г);
· Учебного плана МБОУ-СОШ №19 х. Лесной;
· Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
· Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ-СОШ №19 х. Лесной;
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основе рабочей программы лежит авторская программа Плешакова А.А. по окружающему миру, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основной учебник для работы по программе: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х частях. М. Просвещение 2016.
Цель:
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
Согласно Учебному плану МБОУ-СОШ №19 х. Лесной на 2018-2019 учебный год для изучения предмета «Окружающий мир» в 4-ом классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану и расписанию занятий на изучение предмета «Окружающий мир» в 4-ом классе отводится 2 часа в неделю (70 часов в год).
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Познавательные
Обучающийся научится:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
Содержание тем учебного курса
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Проверочная работа № 1 по разделу «Земля и человечество»
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Проверочная работа № 2 по разделу «Природа России»
Родной край — часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, чернозёмные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Проверочная работа № 3 по разделу «Родной край – часть большой страны»
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время. Достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Проверочная работа № 4 по разделу «Страницы всемирной истории»
Страницы истории Отечества (21 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Проверочная работа № 5 по разделу «Страницы истории России»
Современная Россия (8 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Экскурсии: экскурсия в школьный музей.
Проверочная работа № 6 по разделу «Современная Россия»
Тематическое планирование
№ п/п |
Темы разделов |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
1. |
Земля и человечество |
9 |
Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения |
Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). КоммуникативныеУУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её принимать |
2. |
Природа России |
11 |
Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности |
Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Регулятивные УУД: Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. КоммуникативныеУУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. |
3. |
Родной край – часть большой страны |
12 |
Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения. Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых |
Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. КоммуникативныеУУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
4. |
Страницы всемирной истории |
6 |
Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древностиСопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья. Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества |
Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные УУД: Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). КоммуникативныеУУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
5. |
Страницы истории России |
21 |
Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления |
Личностные: Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. КоммуникативныеУУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
6. |
Современная Россия |
8 |
Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры) Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи |
Личностные: Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: · Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; · приводить примеры народов России; КоммуникативныеУУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Календарно-тематическое планирование уроков по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классе
№ п/п |
Темы разделов и уроков |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Земля и человечество (9 часов) |
||||
1. |
Мир глазами астронома |
1 |
01.09. |
|
2. |
Планеты Солнечной системы |
1 |
03.09. |
|
3. |
Звёздное небо – Великая книга Природы |
1 |
08.09. |
|
4. |
Мир глазами географа |
1 |
10.09. |
|
5. |
Мир глазами историка |
1 |
15.09. |
|
6. |
Когда и где? |
1 |
17.09. |
|
7. |
Мир глазами эколога |
1 |
22.09. |
|
8. |
Сокровища Земли под охраной человечества |
1 |
24.09. |
|
9. |
Проверочная работа № 1 по разделу «Земля и человечество» |
1 |
29.09. |
|
Природа России (11 часов) |
||||
10. |
Равнины и горы России |
1 |
01.10. |
|
11. |
Моря, озёра и реки России |
1 |
06.10. |
|
12. |
Природные зоны России |
1 |
08.10. |
|
13. |
Зона арктических пустынь |
1 |
13.10. |
|
14. |
Тундра |
1 |
15.10. |
|
15. |
Леса России |
1 |
20.10 |
|
16. |
Лес и человек |
1 |
22.10. |
|
17. |
Зона степей |
1 |
27.10. |
|
18. |
Пустыни |
1 |
29.10. |
|
19. |
У Чёрного моря |
1 |
10.11. |
|
20. |
Проверочная работа № 2 по разделу «Природа России» |
1 |
12.11. |
|
Родной край – часть большой страны (12 часов) |
||||
21. |
Наш край |
1 |
17.11. |
|
22. |
Поверхность нашего края |
1 |
19.11. |
|
23. |
Водные богатства нашего края |
1 |
24.11. |
|
24. |
Наши подземные богатства |
1 |
26.11. |
|
25. |
Земля – кормилица |
1 |
01.12 |
|
26. |
Жизнь леса |
1 |
03.12. |
|
27. |
Жизнь луга |
1 |
08.12. |
|
28. |
Жизнь в пресных водах |
1 |
10.12. |
|
29. |
Растениеводство в нашем крае |
1 |
15.12. |
|
30. |
Животноводство в нашем крае |
1 |
17.12. |
|
31. |
Проверочная работа № 3 по разделу «Родной край – часть большой страны» |
1 |
22.12. |
|
32. |
Презентация проектов |
1 |
24.12. |
|
Страницы всемирной истории (6 часов) |
||||
33. |
Начало истории человечества |
1 |
29.12. |
|
34. |
Мир древности: далёкий и близкий |
1 |
12.01. |
|
35. |
Средние века: время рыцарей и замков |
1 |
14.01. |
|
36. |
Новое время: встреча Европы и Америки |
1 |
19.01. |
|
37. |
Новейшее время: история продолжается сегодня |
1 |
21.01. |
|
38. |
Проверочная работа № 4 по разделу «Страницы всемирной истории» |
1 |
26.01. |
|
Страницы истории России (20 часов) |
||||
39. |
Жизнь древних славян |
1 |
28.01. |
|
40. |
Во времена Древней Руси |
1 |
02.02. |
|
41. |
Страна городов |
1 |
04.02. |
|
42. |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
1 |
09.02. |
|
43. |
Трудные времена на Русской земле |
1 |
11.02. |
|
44. |
Русь расправляет крылья |
1 |
16.02. |
|
45. |
Куликовская битва |
1 |
18.02. |
|
46. |
Иван Третий |
1 |
25.02. |
|
47. |
Мастера печатных дел |
1 |
02.03. |
|
48. |
Патриоты России |
1 |
04.03. |
|
49. |
Пётр Великий |
1 |
11.03. |
|
50. |
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
16.03. |
|
51. |
Екатерина Великая |
1 |
18.03. |
|
52. |
Отечественная война 1812 года |
1 |
30.03. |
|
53. |
Страницы истории XIX века |
1 |
01.04. |
|
54. |
Россия вступает в XX век |
1 |
06.04. |
|
55. |
Страницы истории 1920 – 1930-х годов |
1 |
08.04. |
|
56. |
Великая Отечественная война и Великая Победа |
1 |
13.04. |
|
57. |
Великая Отечественная война и Великая Победа |
1 |
15.04. |
|
58. |
Страна, открывшая путь в космос |
1 |
20.04. |
|
59. |
Проверочная работа № 5 по разделу «Страницы истории России» |
1 |
22.04. |
|
Современная Россия (8 часов) |
||||
60. |
Основной закон России и права человека |
1 |
27.04. |
|
61. |
Мы – граждане России |
1 |
29.04. |
|
62. |
Славные символы России |
1 |
06.05. |
|
63. |
Такие разные праздники |
1 |
13.05. |
|
64. |
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
1 |
18.05. |
|
65. |
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской части России) |
1 |
20.05. |
|
66. |
Путешествие по России (по Волге, по югу России) |
1 |
25.05. |
|
67. |
Проверочная работа № 6 по разделу «Современная Россия» |
1 |
27.05. |
|
Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Текущий опрос. Основная цель текущего опроса- проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Критерии оценивания
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого
материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает
предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест
включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по
разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или
"незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую
подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для
этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков.
Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и
выполнить их вместе с учащимися.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
Ø неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
Ø нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
Ø неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
Ø ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
Ø незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
Ø отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
Ø ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
Ø неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
Ø преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
Ø неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
Ø отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
Ø неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
Ø неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Учебники
Плешаков А. А.Окружающий мир. 4класс. В 2 ч.— Москва «Просвещение» 2014.
Рабочие тетради
Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. - Москва «Просвещение» 2014.
Методические пособия
1. Максимова Т.Н.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. Москва «ВАКО», 2014.
2. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир: Тесты: 4 класс. — Москва «Просвещение» 2014.
3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — Москва «Просвещение» 2010.
4. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. — Москва «Просвещение» 2010.
5. Сухаревская Е.Ю. Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы. - Ростов-на-Дону «ЛЕГИОН» 2010.
Печатные пособия
Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе «Окружающий мир».
Физическая карта полушарий.
Физическая карта России.
Карта «Природные зоны».
Набор демонстрационных карточек «Условные знаки».
Таблицы «Растения пустыни», «Растения зоны арктических пустынь», «Растения тундры», «Растения зоны степей».
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, гербарии и др).
Экранно-звуковые пособия
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 4 класс.
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ / / Протокол №____ от____ «___» _________ 20__г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ – СОШ №19 х. Лесной ______/___________/ «___» _________ 20__г.
|
Примечание:
Проверка знаний обучающихся 4 класса по изученным разделам проводится по тестам учебника Плешакова А.А. «Окружающий мир» 4 класс (2 части). Москва «Просвещение» 2016 г.
Проверочная работа № 1 по разделу «Земля и человечество» - стр. 206 - 209 (1 часть)
Проверочная работа № 2 по разделу «Природа России» - стр. 209 - 213 (1 часть)
Проверочная работа № 3 по разделу «Родной край – часть большой страны» -
стр. 214 - 218 (1 часть)
Проверочная работа № 4 по разделу «Страницы всемирной истории» -
стр. 206 - 210 (2 часть)
Проверочная работа № 5 по разделу «Страницы истории России» - стр. 211 - 216 (2 часть)
Проверочная работа № 6 по разделу «Современная Россия» - стр. 216 - 219 (2 часть)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.