Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
142280 Московская область, г. Протвино, ул. Гагарина, д.7
тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ О.В.Хоменко «____» ______________2022 г. |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________Л.И. Иващенко «___» _______________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2022-2023 учебный год
КЛАСС_________________________________________________4 «А»
ПРЕДМЕТ __________________________________Окружающий мир
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ _____________68 ч
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ______________________________Базовый
ФИО учителя _____________________Куринова Ирина Анатольевна
Протвино
2022 год
Окружающий мир.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе нормативно – правовых актов:
· Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
· Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
· Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;
· Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»:
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"
· Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
· формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
· осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
· формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
· формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с примерной программой по окружающему миру и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России», «Просвещение», 2015 г. и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2022 -2023 учебный год.
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по 2 ч в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов – 34 учебные недели (2 часа в неделю), что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе УМК «Школа России». В процессе обучения сохранён порядок изучения тем, не изменено количество часов, отведенных авторами на изучение тем, сохранено количество часов, выделенных на контрольные, тестовые и другие письменные работы.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 4 класс.
Личностные результаты:
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
· умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
· чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
· осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
· понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
· уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
· осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
· самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
· эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
· установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
· мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
· понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
· сохранять учебную задачу в течение всего урока;
· ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
· планировать свои действия;
· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
· понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
· осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
· выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
· строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
· проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
· ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
· моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
· включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
· аргументировать свою позицию;
· понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
· признавать свои ошибки, озвучивать их;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
· понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
· готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
· составлять рассказ на заданную тему;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
· находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
· называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
· называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
· понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
· объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
· раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
· называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
· рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
· проводить несложные астрономические наблюдения;
· использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
· приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
· находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
· объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
· приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
· выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
· оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
· давать краткую характеристику своего края;
· различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
· оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
· рассказывать об охране природы в своём крае;
· различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
· приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
· соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
· читать историческую карту;
· перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
· описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
· показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
· рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
· соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
· составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
· описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
· называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
· находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
· раскрывать связь современной России с её историей;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 4 класса обучающиеся научатся определять:
· Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
· способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
· что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;
· некоторые современные экологические проблемы;
· природные зоны России;
· особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
· исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
· важнейшие события и великих людей истории;
· государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция, основные права ребенка.
К концу 4 класса обучающиеся получат возможность научиться:
· распознавать природные объекты;
· различать полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
· проводить наблюдения природных тел и явлений;
· в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения экологи ческой допустимости;
· определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
· предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
· определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
· приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
· соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
· приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
· приводить примеры народов России;
· самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;
· применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
· владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Содержание учебного предмета:
№ |
Основное содержание предмета по темам |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Земля и человечество. Мир глазами астронома, историка, географа, эколога. Планеты солнечной системы. Сокровища Земли под охраной человечества.
|
9 часов. |
Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет. Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ» Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. |
2 |
Природа России. Разнообразие природы нашей Родины, природные зоны, с характерные для этих зон экологические проблемы и способы их решения.
|
10 часов. |
Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природные зоны нашей страны. Рассказывать о занятиях местного населения каждой природной зоны. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных каждой природной зоны. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Называть экологические связи в лесах. Рассказывать о природных особенностях каждой природной зоны. Называть экологические проблемы природных зон и пути их решения. |
3 |
Родной край – часть большой страны. Формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы родного края.
|
15 часов. |
Называть формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края, источники загрязнения вод в регионе. Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств Рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства. Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. |
4 |
Страницы всемирной истории. Начало истории человечества. Основные периоды развития человечества. Понятие «лента времени».
|
5 часов |
Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Использовать «ленту времени». Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды» Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Рассказывать о Новом времени в истории Европы. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. |
5 |
Страницы истории России. Знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. |
20 часов. |
Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики. Понимать значение освобождения от монгольского ига. Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение» Понимать, почему Пётра I называют Великим. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры Рассказывать о Бородинском сражении, о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной. Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. Рассказывать об образовании СССР. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Называть экологические проблемы того времени. |
6 |
Современная Россия. Государственное устройство, государственная символика и государственные праздники нашей страны Многонациональный состав населения России, ее регионы. Правах человека и права ребенка.
|
9 часов |
Иметь представление, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция» Называть права и обязанности гражданина. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Понимать, что такое «символ» и называть символы России. Объяснять значение символов России в жизни государства и общества Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников. Рассказывать о городах России |
Учебно-методический комплект учащихся
ü Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в двух частях. Москва, Просвещение, 2021
ü Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в двух частях. Москва, Просвещение, 2022
ü Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс. Москва, Просвещение, 2021
Учебно-методический комплект учителя
ü Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в двух частях. Москва, Просвещение, 2021
ü Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в двух частях. Москва, Просвещение, 2022
ü Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс. Москва, Просвещение, 2021
ü Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. Москва, «Вако», 2021
Календарно – тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Формы контроля |
Примечание |
|
План |
Коррек |
||||
Земля и человечество. 9 часов. |
|||||
1 |
Вводный инструктаж по охране ИОТ -3.3.5-2022. Мир глазами астронома. |
2.09 |
|
|
|
2 |
Планеты Солнечной системы. |
6.09 |
|
|
|
3 |
Звёздное небо – Великая книга Природы. |
8.09 |
|
|
|
4 |
Мир глазами географа. Проверочная работа по материалам 3 класса. |
13.09 |
|
Пр\раб |
Стр. 3 - 12 |
5 |
Мир глазами историка |
15.09 |
|
|
|
6 |
Когда и где? |
20.09 |
|
|
|
7 |
Мир глазами эколога |
22.09 |
|
|
|
8 |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
27.09 |
|
|
|
9 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Проверочная работа. |
29.09 |
|
Пр\раб |
Стр. 14 - 22 |
Природа России. 10 часов. |
|||||
10 |
Равнины и горы России. |
|
|
|
|
11 |
Моря, озёра и реки России. |
|
|
|
|
12 |
Природные зоны России. |
|
|
|
|
13 |
Зона арктических пустынь. |
|
|
|
|
14 |
Тундра. |
|
|
|
|
15 |
Леса России. |
|
|
|
|
16 |
Лес и человек. |
|
|
|
|
17 |
Зона степей. |
|
|
|
|
18 |
Пустыни. |
|
|
|
|
19 |
У Черного моря. |
|
|
|
|
20 |
Обобщение «Природные зоны России». Проверочная работа. |
|
|
Пров/раб |
Стр. 24 - 32 |
Родной край – часть большой страны. 15 часов. |
|||||
21 |
Наш край |
|
|
|
|
22 |
Поверхность нашего края |
|
|
|
|
23 |
Поверхность нашего края. |
|
|
экскур |
|
24 |
Водные богатства нашего края |
|
|
|
|
25 |
Наши подземные богатства |
|
|
|
|
26 |
Земля - кормилица |
|
|
|
|
27 |
Лес и луг. |
|
|
экскур |
|
28 |
Жизнь леса. |
|
|
|
|
29 |
Жизнь луга. |
|
|
|
|
30 |
Жизнь в пресных водах. |
|
|
|
|
31 |
Водоемы нашего края. |
|
|
Экскур. |
|
32 |
Растениеводство в нашем крае. |
|
|
|
|
33 |
Животноводство в нашем крае |
|
|
|
|
34 |
Обобщение по разделу. Проверочная работа. |
|
|
Пров/раб |
Стр. 34 - 44 |
Страницы всемирной истории. 5 часов. |
|||||
35 |
Начало истории человечества Мир древности: далёкий и близкий |
|
|
|
|
36 |
Средние века: время рыцарей и замков |
|
|
|
|
37 |
Новое время: встреча Европы и Америки |
|
|
|
|
38 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. |
|
|
|
|
39 |
Обобщение по разделу. Проверочная работа. |
|
|
Пров/раб |
Стр. 46 - 56 |
Страницы истории России. 20 часов. |
|||||
40 |
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. |
|
|
|
|
41 |
Страна городов |
|
|
|
|
42 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
|
|
|
|
43 |
Трудные времена на Русской земле |
|
|
|
|
44 |
Русь расправляет крылья |
|
|
|
|
45 |
Куликовская битва |
|
|
|
|
46 |
Иван Третий |
|
|
|
|
47 |
Мастера печатных дел |
|
|
|
|
48 |
Патриоты России |
|
|
|
|
49 |
Пётр Великий. |
|
|
|
|
50 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
|
|
|
|
51 |
Екатерина Великая |
|
|
|
|
52 |
Отечественная война 1812 года |
|
|
|
|
53 |
Страницы истории XIX века |
|
|
|
|
54 |
Россия вступает в XX век |
|
|
|
|
55 |
Страницы истории 1920 – 1930-х годов |
|
|
|
|
56 |
Великая война и великая Победа |
|
|
|
|
57 |
Великая война и великая Победа |
|
|
|
|
58 |
Страна, открывшая путь в космос. |
|
|
|
|
59 |
Обобщение по разделу. Проверочная работа. |
|
|
Пров/раб |
Стр. 58 - 76 |
Современная Россия. 9 часов. |
|||||
60 |
Основной закон России и права человека Мы – граждане России. |
|
|
|
|
61 |
Славные символы России. |
|
|
|
|
62 |
Такие разные праздники |
|
|
|
|
63 |
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
|
|
|
|
64 |
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) |
|
|
|
|
65 |
Путешествие по России (по Волге, по югу России) |
|
|
|
|
66 |
Обобщение по разделу. Проверочная работа. |
|
|
Пров/раб |
Стр. 58 - 76 |
67 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
Конт\раб |
Стр. 92 - 105 |
68 |
Подведение итогов. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.