Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Оценка 4.6
doc
20.01.2020
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
04_4 класс Рабочая программа по окружающему миру.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Высоковская средняя школа»

Новодугинского района Смоленской области

«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания педагогического совета

от 30.08.20191

Председатель педагогического совета

_____________Соколова Л.Д.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы по УВР

____________ Гращенкова Н.Н.

30. 08.2019 г.

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 01.08.201988

Директор школы

_________ Соколова Л.Д.

Рабочая программа

По предмету             окружающий мир                                          

Класс                          4,          базовый уровень                            

Количество часов по программе     68                                            

Учитель                     Гращенкова Н.Н.                                                      

 

 

 

 

 

2019 год


                                                                                                                                       I.     Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:

1.        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373

2.        Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Высоковская СШ».

3.        Авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2013 год), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (автор: О.Т. Поглазовой).

4.        Авторской программы С. А. Болотовой «Азбука Смоленского края» (издательство Смоленск «Русич», 2008 год)

На изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю: 68 часов в год, в том числе 1 итоговая контрольная работа и 1 всероссийская проверочная работа.

                                                                           II.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

·      положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

·      готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

·      осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

·      понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;

·      осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициях;

·      умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

·      навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

·      осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

·      понимание важности здорового образа жизни.

У обучающегося могут быть сформированы:

·           стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

·           зарождение элементов гражданского самосознания, гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

·           стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;

·           эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

·          осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научиться:

·             организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);

·             принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

·             планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

·             действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;

·             контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

·             оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:

·             оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

·             ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

·             проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

·             адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные

Обучающийся научится:

·      осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

·      осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

·      понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

·      применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

·      подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

·      наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

·      использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

·      осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

·      осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

·      сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

·      обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

·      дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

·      осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

·           осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·           аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

·           вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

·           допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Обучающийся получит возможность научиться:

·           оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

·           планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

·           проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

·           уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;

·           участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

·           различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

·           приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

·           описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);

·           сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

·           различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

·           различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

·           различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

·           характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

·           определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

·           использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

·           находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

·           объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

·           объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

·           выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

·           находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

·           вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

·           выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

·           использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

·           исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

·           измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

·           выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Обучающийся получит возможность научиться:

·           рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

·           вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

·           объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

·           готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

·           пользоваться масштабом при чтении карт;

·           обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

·           ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

·           моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

·           участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

Человек и общество

Обучающийся научится:

·           воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

·           ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

·           рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

·           использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

·           узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

·           находить на карте Российскую Федерацию, её столицу –город Москву, свой регион и его административный центр;

·           показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

·           понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

·           анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

·           готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

·           рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

·           объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

·           различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

·           рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного села, районного центра).

Обучающийся получит возможность научиться:

·      оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

·      соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

·      различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

·      составлять родословную своей семьи;

·      объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

·      рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

·      рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;

·      находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;

·      находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

·      использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

·      изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

·      моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

Правила безопасной жизни

Обучающийся научится:

·      осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

·      оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

·      соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

·      соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

·      объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

·      составлять и выполнять режим дня.

Обучающийся получит возможность научиться:

·      сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

·      следовать правилам здорового образа жизни;

·      соблюдать правила противопожарной безопасности;

·      оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Азбука Смоленского края

Обучающийся научится:

·           называть основные занятия кривичей – предков смолян;

·           перечислять названия важнейших полезных ископаемых Смоленской области, Новодугинского района, их использование;

·           узнавать современную символику (флаг и герб) Смоленской области;

·           называть имена некоторых земляков, прославивших родной край;

·           рассказывать о героических страницах смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609 – 1611 годов, Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941 – 1945 годов.

Обучающийся получит возможность научиться:

·           находить на карте свой регион и его административный центр;

·           объяснять символический смысл изображений на гербе Смоленской области;

·           готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Смоленска, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

·           различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком;

·           рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного села, районного центра.

·      рассуждать о прошлом, настоящем и будущем родного края;

·      находить дополнительную информацию о выдающихся деятелях Смоленской области; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её.

                                                                            III.     Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Ориентирование в пространстве и во времени

Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и путешествия во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. «Лента времени».

Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.

Способы изображения объектов окружающего мира

Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.

Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий.

Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её «соседи». Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.

Природные богатства России

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы родного края. Богатства недр родного края.

Природные зоны и природные сообщества

Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ.

Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения.

Важнейшие события в истории Отечества

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский. Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков. Пётр Великий – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства.

Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII–XIX веков в памятниках архитектуры и в произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков.

Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая – День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Государственное устройство современной России: президент, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2–3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.

Материки, океаны, страны и народы Земли

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.

Азбука Смоленского края

Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.

Наши предки. Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Смоленск - древний город кривичей.

Военное прошлое. Сущность понятия «город - воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.


 

                                                                                               IV.     Календарно – тематическое планирование

 

Название раздела, темы

Дата

 

Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч.)

 

1

Путешествия – источник знаний

02.сен

2

Природные явления и счёт времени

05.сен

3

Устройство для счёта времени

09.сен

4

Историческое время. «Лента времени»

12.сен

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта

16.сен

6

Компас. Ориентирование по компасу

19.сен

7

Определение сторон горизонта на местности.

23.сен

 

Способы изображения объектов окружающего мира (9 ч.)

 

8

Способы изображения предметов

26.сен

9

Масштаб и его использование

30.сен

10

План местности. Топографические знаки

03.окт

11

Географические и исторические карты

07.окт

12

Глобус – модель Земли

10.окт

13

Глобус – модель Земли

14.окт

14

Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта

17.окт

15

Земля – планета Солнечной системы

21.окт

16

Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю

24.окт

 

Природные богатства России (8 ч.)

 

17

Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России

28.окт

18

Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России.

31.окт

19

Горные породы и их образование

11.ноя

20

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

14.ноя

21

Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном хозяйстве

18.ноя

22

Горючие полезные ископаемые, их использование

21.ноя

23

Альтернативные источники энергии

25.ноя

24

Обобщающий урок по теме «Природные богатства России». «Азбука Смоленского края»: Полезные ископаемые.

28.ноя

 

Природные зоны и природные сообщества (11 ч.)

 

25

Природные зоны России

02.дек

26

Суровая Арктика

05.дек

27

Ранимая тундра

09.дек

28

Зона лесов

12.дек

29

Степные просторы

16.дек

30

Жаркие пустыни

19.дек

31

Природа гор

25.дек

32

Защита проекта "Путешествие по природным зонам России". Обобщающий урок по теме «Природные зоны»

23.дек

33

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах. «Азбука Смоленского края»: Водоёмы Смоленщины.

26.дек

34

Болота, их значение для природы и человека

30.дек

35

Жизнь луга

13.янв

 

Важнейшие события в истории Отечества (21 ч.)

 

36

Восточные славяне, их соседи. «Азбука Смоленского края»: Наши предки

16янв

37

Образование Древнерусского государства

20.янв

38

Крещение Руси

23.фев

39

Как распалась Древняя Русь

27.фев

40

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. «Азбука Смоленского края»: Война с монголо-татарами под Смоленском.

30.фев

41

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва

03.фев

42

Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного

06.фев

43

Обобщающий урок по теме «Исторические события на Руси в IX-XVI веках»

10.фев

44

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых. "Азбука Смоленского края": Война с Польшей 1609 – 1611 г.

13.фев

45

Пётр Великий. Российская империя

17.фев

46

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II

20.фев

47

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России. "Азбука Смоленского края": Отечественная война 1812 года.

27.фев

48

Россия до 1917 года. Обобщающий урок

02.мар

49

Исторические события в России в начале XX века

05.мар

50

Преобразования, произошедшие в СССР в 1920–1930-е годы

12.мар

51

Великая Отечественная война

16.мар

52

Великая Отечественная война. "Азбука Смоленского края": Война с Германией 1941 - 1945 г.

02.апр

53

Советский Союз в послевоенные годы

06.апр

54

Начало перестройки. Современная Россия

09.апр

55

Обобщающий урок

13.апр

56

Яркие события из истории родного края. "Азбука Смоленского края": Наши земляки.

16.апр

 

Материки, океаны, страны и народы Земли (12 ч.)

 

57

Океаны Земли. Жизнь в море

20.апр

58

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население

23.апр

59

Всероссийская проверочная работа

27.апр

60

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население

30.апр

61

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население

4.май

62

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население

07.май

63

Страны и народы мира

14.май

64

Страны и народы мира

18.май

65

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

21.май

66

Страны СНГ – ближайшие соседи России

25.май

67

Страны СНГ – ближайшие соседи России

28.май

68

Обобщающий урок

 

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020