Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии:
· с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
· основной образовательной программы НОО ГБОУ Центра образования «Интеллект»;
· на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (УМК «Начальная школа 21 век» )
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
· Окружающий мир: 4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч, (авт.-сост. Н.Ф.Виноградова,) 6-е издание, Вентана-Граф , 2019гг. ;
· Окружающий мир: 4 класс: Рабочая тетрадь в 2ч, для учащихся общеобразовательных организаций, Н.Ф. Виноградова,– 6-е изд., дораб. – М.Вентана-Граф, 2021г.
На курс «Окружающий мир» отводится 2 ч в неделю, 68 ч в год
Содержание учебного курса:
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
· Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых
существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
· Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим
людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
· Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы,
почему люди должны беречь природу.
· Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин
любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.
· История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие
важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране
4 класс
Человек — живое существо (организм)
Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей
Твоё здоровье
Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные
Человек — живое существо (организм)
Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей
Человек — часть природы
Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека
Человек среди людей
Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость
Родная страна: от края до края
Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи
Человек — творец культурных ценностей
Культура в разные исторические времена
Человек — защитник своего Отечества
Человек — воин. Героические страницы истории
Гражданин и государство
Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к
личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
·готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
·высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
·личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
·формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
·воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
·понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
·формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
·осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
·обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
·овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
·использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
·расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные, коммуникативные действия:
·под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
·под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
·под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
4 класс
Личностные результаты
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий язык » в 4 классе является сформированность следующих умений:
Учащийся научится:
· выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
· моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
· устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; харак- теризовать условия роста и развития ребенка;
· оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
· анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карте объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
· составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
· различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «истори- ческое время», «эпоха», «столетие»;
· соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
· называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
· различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя Президента современной России;
· описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
· называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Учащийся получит возможность научиться:
· применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
· различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
· раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.