«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор школы
__________Баженова Н.М. _________ Шульга О.В. __________ Карбышева Н.Г.
Протокол №____________ « «_________ 2021 « «____________2021
Рабочая программа
учителя МБОУ средней общеобразовательной школы №3
по окружающему миру
4 класс
Составила : Баженова Н.М.
учитель 1 квалификационной категории
с.Сокольчи 2021-2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе Федерального государ-
ственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной программы начального
общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и
программы общеобразовательных учреждений автора А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 класс»(учебно-
методический комплект «Школа России»).
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "
Цели и задачи преподавания курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
· ОВЗ: использовать процесс обучения для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
· ОВЗ: воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие абстрактных понятий по окружающему миру;
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты изучения курса
"Окружающий мир"
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- работать в паре, группе, индивидуально;
- оценивать себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;
- описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;
- пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае родной стране, нашей планете.
Учащиеся научатся:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственные животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
-в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
-называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- называть океаны и материки;
- называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
- рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;
- объяснять, что такое Конституция;
- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории
Для детей с ОВЗ
По окончании 4 класса, обучающийся получит возможность научиться:
— узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
— находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;
— называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
— приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких ста- тей Главы 2);
— приводить конкретные примеры прав ребёнка; — называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней
— многонациональный народ;
— называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
—— показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;
— показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
— характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
— знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
— располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
— отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
—— называть дату (век) Крещения Руси; —— называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;
— называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, ис- следование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
— перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
— называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);
— называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);
— характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);
— характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);
— называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);
— характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае*;
— называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);
— характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;
— называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;
— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт)*;
— характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;
— называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;
— приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современ- ников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).
Обучающийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца;
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях; составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Земля и человечество (9 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (22 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII–ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII–ХV вв.
Наше Отечество в ХVI–ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI–ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ – начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ – начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е гг. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Всего часов |
1 |
Земля и человечество |
9 |
2 |
Природа России |
10 |
3 |
Родной край – часть большой станы |
13 |
4 |
Страницы всемирной истории |
5 |
5 |
Страницы истории России |
22 |
6 |
Современная Россия |
9 |
ИТОГО |
68 |
Календарно – тематическое планирование
«Окружающий мир» 4 класс
2021 – 2022 учебный год
1 четверть – 18 часов 2 четверть – 14 часов 3 четверть – 20 часов 4 четверть – 16 часов
№ уро-ка |
Тема урока |
план |
факт |
Планируемые результаты обучения |
||||||
|
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
||||||||
|
КЭС |
Контролируемые элементы содержания |
КПУ |
Проверяемые умения |
||||||
1
|
Мир глазами астронома
|
6.09 |
6.09 |
1.3.1
1.3.2 |
Звёзды, созвездия, планеты Солнечной системы
Форма и размеры Земли. Глобус как модель Земли |
1.6
1.9 |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации Понимать характер взаимоотношений человека с природой |
Л – Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Принимать и сохранять учебную задачу П – Устанавливать аналогии К – Строить понятные для партнера высказывания |
||
2 |
Планеты Солнечной системы
|
8.09 |
8.09 |
1.3.1
1.4 |
Звёзды, созвездия, планеты Солнечной системы
Времена года |
1.1
|
Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы |
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Задавать вопросы |
||
4 |
Мир глазами географа
|
13.09 |
15.09 |
1.3.3 |
Географическая карта и план. План Москвы |
1.7 |
Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов |
Л – Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К –Строить понятные для партнера высказывания |
||
5 |
Мир глазами историка
|
15.09 |
20.09 |
2.3.1
2.3.4
|
Счет лет с истории
Охрана памятников истории и культуры |
2.2 |
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени» |
Л – Учебно-познавательный интерес к новому материалу Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
||
6 |
Когда и где?
|
20.09 |
22.09 |
2.3.1 2.3.4
|
Счет лет с истории
Охрана памятников истории и культуры |
2.2 |
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени» |
Л – Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К –Строить понятные для партнера высказывания |
||
7 |
Мир глазами эколога
|
22.09 |
27.09 |
1.17.2 |
Охрана природных богатств |
1.8 |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе |
Л - Основы экологической культуры Р – Принимать и сохранять учебную задачу П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
8 |
Сокровища Земли под охраной человечества Краеведение Редкие животные и растения ПК
|
27.09 |
29.09 |
1.17.2
1.17.4 |
Охрана природных богатств
Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги |
1.9 |
Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека |
Л - Основы экологической культуры Р - Оценивать правильность выполнения действий П - Осуществлять анализ объектов К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
|
||
9 |
Проверим себя и оценим свои достижения
Тематический контроль по теме «Земля и человечество» |
29.09 |
29.09 |
1.3.1
1.4 1.17.2
1.17.4
2.3.1 2.3.4 |
Звёзды, созвездия, планеты Солнечной системы
Времена года
Охрана природных богатств
Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги
Счет лет с истории
Охрана памятников истории и культуры |
1.7
1.8
1.9
2.2
|
Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой Понимать характер взаимоотношений человека с природой Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени» |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||
10 |
Равнины и горы России |
6.10 |
6.10 |
1.6.1 |
Горы, холмы, плоскогорье, равнины, вулканы.,гейзеры |
|
Уметь работать с физической картой мира Находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения |
П. – ставить и формулировать проблемы, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р. – принимать и сохранять учебную задачу. К. – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных |
||
11 |
Моря, озёра и реки России
|
11.10 |
11.10 |
1.7.1 |
Океан, море, река, озеро, пруд |
1.2
1.7.1 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения |
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Задавать вопросы |
||
12 |
Природные зоны России
|
13.10 |
13.10 |
1.16.1
|
Природные зоны России |
1.7 |
Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов |
Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р - Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К – Строить понятные для партнера высказывания |
||
13 |
Природные зоны России |
18.10 |
18.10 |
|
|
|
|
|
||
14 |
Зона арктических пустынь
|
20.10 |
20.10 |
1.16.1
1.16.2 |
Природные зоны России
Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы
|
1.2
1.9.1 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Определять характер взаимоотношений человека с природой |
Л – Основы гражданской идентичности, чувства сопричастности за свою родину Р – Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения П - Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К –Адекватно использовать коммуникативные средства |
||
15 |
Тундра
|
25.10 |
25.10 |
1.16.1
1.16.2 |
Природные зоны России
Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы
|
1.2
1.9.1 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Определять характер взаимоотношений человека с природой |
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Задавать вопросы |
||
16 |
Леса России Краеведение Обитатели Приморской тайги
|
27.10 |
27.10 |
1.16.1
1.16.2 |
Природные зоны России
Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы
|
1.2
|
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки
|
Л - Основы экологической культуры Р - Оценивать правильность выполнения действий П - Осуществлять анализ объектов К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
17 |
Лес и человек
|
8.11 |
8.11 |
1.16.1
1.16.2 |
Природные зоны России
Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы
|
1.9.1 |
Определять характер взаимоотношений человека с природой |
Л - Основы экологической культуры Р – Учитывать выделенные учителем материалы П – Проявлять познавательную инициативу К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
18 |
Зона степей
|
10.11 |
10.11 |
1.16.1
1.16.2 |
Природные зоны России
Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы
|
1.2
1.9.1 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки определять характер взаимоотношений человека с природой |
Л - Основы экологической культуры Р – Принимать и сохранять учебную задачу П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
19 |
Пустыни
|
15.11 |
15.11 |
1.16.1
1.16.2 |
Природные зоны России
Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы
|
1.2
1.9.1 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Определять характер взаимоотношений человека с природой |
Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Осуществлять анализ объектов К – Договариваться и приходить к общему решению |
||
20 |
У Черного моря Краеведение Обитатели Японского моря
|
17.11 |
17.11 |
1.16.1
1.16.2 |
Природные зоны России
Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы
|
1.2
1.9.1 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Определять характер взаимоотношений человека с природой |
Л - Основы экологической культуры Р – Принимать и сохранять учебную задачу П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
21 |
Проверим себя и оценим свои достижения
Тематический контроль по теме «Природа России»
|
22.11 |
22.11 |
1.6.1
1.7.1
1.12.1
1.14.1
1.16.1
1.17.3 |
Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)
Океан, море, река, озеро, пруд
Разнообразие растений
Животные, их разнообразие
Природные зоны России
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Особо охраняемые территории России |
1.1
1.3.2 1.8
1.9 |
Различать (узнавать) изученные объекты Проводить простейшую классификацию Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||
22 |
Наш край
|
24.11 |
24.11 |
1.6.1 |
Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте |
1.2
1.6 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки. Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации |
Л – Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Принимать и сохранять учебную задачу П – Осуществлять синтез как составление целого из частей К – Задавать вопросы |
||
23 |
Поверхность нашего края Краеведение: Сопки ПК
|
29.11 |
29.11 |
1.6.1 |
Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте) |
1.2
1.3 1.9 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их существенные признаки Сравнивать объекты и проводить простейшую классификацию Определять характер взаимоотношений человека с природой |
Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Адекватно использовать коммуникативные средства |
||
24 |
Водные богатства нашего края
|
1.12 |
1.12 |
1.9.2 |
Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека |
1.8
1.9 |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой Понимать характер взаимоотношений человека с природой |
Л - Основы экологической культуры Р – Принимать и сохранять учебную задачу П – Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
25 |
Наши подземные богатства
|
6.12 |
6.12 |
1.10.1 |
Полезные ископаемые и их значение |
1.6
1.9 |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации Понимать характер взаимоотношений человека с природой |
Л - Основы экологической культуры Р - Оценивать правильность выполнения действий П - Осуществлять анализ объектов К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
26 |
Земля-кормилица
|
8.12 |
8.12 |
1.11.1
1.11.2
1.17.2 |
Состав почвы
Значение почвы
Охрана природных богатств |
1.8 |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе |
Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Учитывать выделенные учителем ориентиры П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию К – Строить понятные для партнера высказывания |
||
27 |
Жизнь леса
|
13.12 |
13.12 |
1.15.1
1.17.2 |
Лес, луг, водоём как примеры основных природных сообществ России
Охрана природных богатств |
1.2
1.9 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека |
Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П - Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию К - Строить понятные для партнера высказывания |
||
28 |
Жизнь луга
|
15.12 |
15.12 |
1.15.1
1.17.2 |
Лес, луг, водоём как примеры основных природных сообществ России
Охрана природных богатств |
1.2
1.9 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека |
Л - Основы гражданской идентичности, чувства сопричастности за свою родину Р – Различать способ и результат действия П – Осуществлять синтез как составление целого из частей К – Задавать вопросы |
||
29 |
Жизнь в пресных водах
|
20.12 |
20.12 |
1.15.1
1.17.2 |
Лес, луг, водоём как примеры основных природных сообществ России
Охрана природных богатств |
1.2
1.9 |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека |
Л – Основы экологической культуры Р – Допускать возможность существования различных точек зрения П – Строить рассуждения К – Строить понятные для партнера высказывания |
||
30 |
Растениеводство в нашем крае
|
22.12 |
22.12 |
1.12.1
1.12.6 |
Разнообразие растений
Роль растений в природе и жизни людей |
1.1
1.3 |
Различать (узнавать) изученные объекты Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы |
Л – Учебно-познавательный интерес к новому материалу Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
||
31 |
Животноводство в нашем крае
|
27.12 |
27.12 |
1.14.1
1.14.7 |
Животные, их разнообразие
Роль животных в природе и жизни людей |
1.1
1.3 |
Различать (узнавать) изученные объекты Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы |
Л – Учебно-познавательный интерес к новому материалу Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий К – Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
||
32 |
Проверим себя и оценим свои достижения
Тематический контроль по теме «Родной край – часть большой страны» |
10.01 |
10.01 |
1.6.1
1.10.1
1.11.1
1.12.6
1.14.1
1.14.7
1.15.1
1.17.2 |
Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)
Полезные ископаемые и их значение
Состав почвы
Роль растений в природе и жизни людей
Животные, их разнообразие
Роль животных в природе и жизни людей
Лес, луг, водоём как примеры основных природных сообществ России Охрана природных богатств |
1.2
1.3 1.8
|
Описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Сравнивать объекты и проводить простейшую классификацию Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||
33 |
Начало истории человечества
|
12.01 |
12.01 |
2.3.1
2.3.3 |
Счет лет с истории
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена |
2.2.1
2.2.2 2.2.3
2.2.4 2.3.2 |
Различать прошлое, настоящее и будущее Соотносить основные (изученные) исторические события с датами Соотносить конкретную дату исторического события с веком Находить место изученных событий на «ленте времени» Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний |
Л – Учебно-познавательный интерес к новому материалу Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
||
34 |
Мир древности: далёкий и близкий Краеведение Коренные народы ДВ
|
17.01 |
17.01 |
2.3.1
2.3.3 |
Счет лет с истории
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена |
2.2.1
2.2.2 2.2.3
2.2.4 2.3.2 |
Различать прошлое, настоящее и будущее Соотносить основные (изученные) исторические события с датами Соотносить конкретную дату исторического события с веком Находить место изученных событий на «ленте времени» Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным признакам К – Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
35 |
Средние века: время рыцарей и замков
|
19.01 |
19.01 |
2.3.1
2.3.2
2.3.3 |
Счет лет с истории Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена |
2.2.1 2.2.2
2.2.3 2.2.4
2.3.2 |
Различать прошлое, настоящее и будущее Соотносить основные (изученные) исторические события с датами Соотносить конкретную дату исторического события с веком Находить место изученных событий на «ленте времени» Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний |
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К –Задавать вопросы |
||
36 |
Новое время: встреча Европы и Америки
|
24.01 |
24.01 |
2.3.1
2.3.2
2.3.3 |
Счет лет с истории
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена |
2.2.1
2.2.2 2.2.3 2.2.4
2.3.2 |
Различать прошлое, настоящее и будущее Соотносить основные (изученные) исторические события с датами Соотносить конкретную дату исторического события с веком Находить место изученных событий на «ленте времени» Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний |
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К –Задавать вопросы |
||
37 |
Новейшее время: история продолжается сегодня
|
26.01 |
26.01 |
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.2.4 |
Счет лет с истории
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена Государственные праздники |
2.2.1 2.2.2
2.2.3 2.2.4
2.3.2 |
Различать прошлое, настоящее и будущее Соотносить основные (изученные) исторические события с датами Соотносить конкретную дату исторического события с веком Находить место изученных событий на «ленте времени» Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний |
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К –Задавать вопросы |
||
38 |
Проверим себя и оценим свои достижения
Тематический контроль по теме «Страницы всемирной истории»
|
31.01 |
31.01 |
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.2.4 |
Счет лет с истории
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена Государственные праздники |
2.2.1
2.2.2 2.2.3 2.2.4
2.3.2 |
Различать прошлое, настоящее и будущее Соотносить основные (изученные) исторические события с датами Соотносить конкретную дату исторического события с веком Находить место изученных событий на «ленте времени» Различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||
39 |
Жизнь древних славян
|
2.02 |
2.02 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
2.2
2.3 |
Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов |
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К –Задавать вопросы |
||
40 |
Во времена Древней Руси
|
7.02 |
7.02 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л – Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Адекватно воспринимать предложение и оценку П – Ориентироваться на разнообразие способов решения задач К – Адекватно использовать коммуникативные средства |
||||
41 |
Страна городов
|
9.02 |
9.02 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
|
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К –Задавать вопросы |
|||
42 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси
|
14.02 |
14.02 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||||
43 |
Трудные времена на Русской земле
|
16.02 |
16.02 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||||
44 |
Русь расправляет крылья |
21.02 |
21.02 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
2.2
2.3 |
Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||
45 |
Куликовская битва
|
28.02 |
28.02 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П - Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию К - Строить понятные для партнера высказывания |
||||
46 |
Иван Третий
|
2.03 |
2.03 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Адекватно использовать коммуникативные средства |
||||
47 |
Мастера печатных дел |
7.03 |
9.03 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л – Основы гражданской идентичности Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию К – Задавать вопросы |
||||
48 |
Патриоты России
|
14.03 |
14.03 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
2.2
2.3 |
Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов |
Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Учитывать выделенные учителем ориентиры П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию К – Строить понятные для партнера высказывания |
||
49 |
Пётр Великий
|
16.03 |
16.03 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П - Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию К - Строить понятные для партнера высказывания |
||||
50 |
Михаил Васильевич Ломоносов
|
21.03 |
21.03 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Адекватно использовать коммуникативные средства |
||||
51 |
Екатерина Великая
|
23.03 |
23.03 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
2.2
2.3 |
Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов |
Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Учитывать выделенные учителем ориентиры П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию К – Строить понятные для партнера высказывания |
||
52 |
Отечественная война 1812 года
|
4.04 |
4.04 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л - Основы гражданской идентичности, чувства сопричастности за свою родину Р – Различать способ и результат действия П – Осуществлять синтез как составление целого из частей К – Задавать вопросы |
||||
53 |
Страницы истории XIX века
|
6.04 |
6.04 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л - Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П - Основам смыслового восприятия текстов, выделять из них существенную информацию К - Строить понятные для партнера высказывания |
||||
54 |
Россия вступает ХХ век
|
11.04 |
11.04 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л – Основы гражданской идентичности Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию К – Задавать вопросы |
||||
55 |
Страницы истории 1920-1930-х годов
|
13.04 |
13.04 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
2.2
2.3 |
Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов |
Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Адекватно использовать коммуникативные средства |
||
56 |
Великая Отечественная война и Великая Победа
|
18.04 |
18.04 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л – Основы гражданской идентичности Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию К – Задавать вопросы |
||||
57 |
Страна, открывшая путь в космос Краеведение В.Серова – наша гордость
|
20.04 |
20.04 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
Л - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения П – Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям К – Адекватно использовать коммуникативные средства |
||||
58 |
Проверим себя и оценим свои достижения
Тематический контроль по теме «Страницы истории России»
|
25.04 |
25.04 |
2.3.2 |
Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох |
2.2
2.3 |
Соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||
59 |
Основной закон России и права человека
|
27.04 |
27.04 |
2.2.2
2.2.3 |
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка
Президент Российской Федерации – глава государства |
2.1.1 2.1.2
2.1.3
2.1.4 |
Узнавать флаг и герб Российской Федерации Называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы Узнавать (приводить примеры) достопримечательности Москвы Находить на карте Российскую Федерацию и Москву |
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К –Задавать вопросы |
||
60 61 |
Мы – граждане России Славные символы России
|
29.04 3.05 |
29.04 3.05 |
2.2.1 |
Государственная символика России (герб, флаг, гимн) |
2.1.1
2.1.2
|
Узнавать флаг и герб Российской Федерации Называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы
|
Л – Способность к оценке своей учебной деятельности Р – Оценивать правильность выполнения действий П – Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К –Задавать вопросы |
||
62 |
Такие разные праздники
|
3.05 |
3.05 |
2.2.4 |
Государственные праздники |
2.2.2 |
Соотносить основные (изученные) исторические события с датами |
Л – Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К –Строить понятные для партнера высказывания |
||
63 64 65 66 |
Путешествие по России
|
4.05 11.05 16.05 18.05 |
4.05 11.05 16.05 18.05 |
2.2.7
2.2.9 |
Города России. Главный город родного края (достопримечательности, история)
Моя родина. Мой родной город – Москва |
2.5 |
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний |
Л - Основы экологической культуры Р - Оценивать правильность выполнения действий П - Осуществлять анализ объектов К - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
||
67 |
Проверим себя и оценим свои достижения
Тематический контроль по теме «Современная Россия» |
23.05 |
23.05 |
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.7
|
Государственная символика России (герб, флаг, гимн)
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка
Президент Российской Федерации – глава государства Государственные праздники
Города России. Главный город родного края (достопримечательностb, история)
|
2.1.1
2.1.2 2.1.3 2.1.4
2.2.2 |
Узнавать флаг и герб Российской Федерации Называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы Узнавать (приводить примеры) достопримечательности Москвы Находить на карте Российскую Федерацию и Москву Соотносить основные (изученные) исторические события с датами |
Л – Внутренняя позиция школьника Р – Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П – Владеть рядом общих приёмов решения задач К – Формулировать собственное мнение |
||
68 |
Презентация проектов |
25.05 |
25.05 |
|
|
2.5 |
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний |
Л – Широкая мотивационная основа учебной деятельности Р – Адекватно воспринимать предложение и оценку П – Ориентироваться на разнообразие способов решения задач К – Адекватно использовать коммуникативные средства |
||
Учебно- методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
2.Е.И.Тихомирова .Тесты по предмету «Окружающий мир»; пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений;Издательство «Экзамен». Москва , 2016
2. Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.