Рабочая программа по окружающему миру .4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по окружающему миру .4 класс

Оценка 4.7
docx
18.11.2022
Рабочая программа по окружающему миру .4 класс
Окр.мир 4 кл 2022-23.docx

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

 

 

Начальное общее образование 4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Пояснительная записка

 

 

Данная рабочая программа составлена 

на основании:

  • Статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
  • Статьи 28. Компетенция, права, обязанности  и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

в соответствие с требованиями:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
  • примерной основной образовательной программой начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)
  • Примерной рабочей программы начального общего образования предмета "Окружающий мир" (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г. )
  • авторской программы«Программы по окружающему миру», авторы Т.М. Рагозиной, И.Б. ПлешаковА.А. Москва – Просвещение -2019 г
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254.);
  • учебно-методического комплекса: Окружающий мир  4 класс:

Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях– Москва – Просвещение -2021 г. Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях– Москва – Просвещение -2022 г.

Методическое пособие к учебнику Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях– Москва – Просвещение -2019 г.

в соответствии с:

 

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

—  формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

—  развитие умений  и  навыков  применять  полученные  знания в реальной  учебной  и жизненной  практике,  связанной  как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

—  развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

 

 

культуры общения, гуманного отношения к людям,  уважительного  отношения  к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.  Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

—  раскрытие роли человека в природе и обществе;

—  освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

 

 

            II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

            Человек и общество

            Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие

достопримечательности, знаменитые соотечественники.

            Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,

Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

            Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.

            Человек и природа

            Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по

исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня  и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

            Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.  Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование

 маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных

образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

—  устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

—  конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

—  моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

—  соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

—  классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

—  определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем  вопросов.

Работа с информацией:

—  использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;

—  использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);

—  на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

—  ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись,  объект  Всемирного природного и культурного наследия;

—  характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

—  создавать текст-рассуждение:  объяснять  вред  для  здоровья и самочувствия организма вредных привычек;

—  описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;

—  составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

—  составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

—  создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

—  самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;

—  контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

—  адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;

—  находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность:

—  выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;

—  ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;

—  анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.«Планируемые результаты освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля»

            Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

—  становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

—  осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

—  сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

—  первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

—  проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

—  принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

—  применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

—  понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

—  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);

—  приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

 Трудового воспитания:

—  осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

—  осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

—  осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1)  Базовые логические действия:

—  понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

—  на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

—  сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

—  объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

—  определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

—  находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

—  выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2)  Базовые исследовательские действия:

—  проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

—  определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

—  формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

—  моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

 последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

—  проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

—  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3)  Работа с информацией:

—  использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

—  согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

—  распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

—  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

—  читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

—  соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

—  анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

—  фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

—  в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

—  признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

—  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

—  использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

—  создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—  конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

—  находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

—  готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 1)  Самоорганизация:

—  планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

—  выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2)  Самоконтроль:

—  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

—  находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);

—  предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3)  Самооценка:

—  объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

—  оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

—  понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной

(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

—  коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—  выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать  конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

—  ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

—  проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

—  показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);

—  показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

—  находить место изученных событий на «ленте времени»;

—  знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

—  соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;

—  рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,

достопримечательностях столицы России и родного края;

—  описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;

—  проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;

—  распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

—  группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

—  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;

—  использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

—  называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);

—  называть экологические проблемы и определять пути их решения;

—  создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;

—  использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

—  соблюдать правила нравственного поведения на природе;

—  осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;

—  соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);

—  соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;

—  осуществлять безопасный  поиск  образовательных  ресурсов и достоверной информации в Интернете.

 

3.1. Система оценки планируемых результатов

Система оценивания отражена в соответствующем разделе ООП НОО, в Положении о нормах оценивания по учебным предметам в МБОУ Чертковская СОШ № 2, Положении о форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МЮОУ Чертковская СОШ № 2.

 

IV. Тематическое планирование

 

      Тематическое планирование разрабатывается с учетом  рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Разделы

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы

Электронные учебно-методические материалы

Воспитательный компонент содержания рабочей программы

Всего

Про-ект

Экс-кур-сии

Тест

Пр/Лр

Итог.раб/ ВПР

Земля и человечество

8

 

 

1

2

 

Мультимедийное приложение к УМК «Школа России, образовательная онлайн-платформа Учи.ру, мультимедийные презентации

 Формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной

принадлежности.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

 

Природа России

11

 

 

1

1

 

           

Мультимедийное приложение к УМК «Школа России, образовательная онлайн-платформа Учи.ру, мультимедийные презентации                                                    

 Воспитание бережного отношения к природе через учебные тексты, переживание чувства красоты в природе, гармонии, стремление к идеалу, описание многообразия и общих признаков растений

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Работа с Красной книгой России

Объяснение мира с точки зрения предмета:

– объяснение строения и жизнедеятельности растений, животного и природного сообщества России

- Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).

Формирование  основ экологической грамотности тесно связано усвоение правил нравственного поведения в мире природы и людей.

Соблюдение правил техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ.

 

Родной край — часть большой страны

13

 

3

1

2

 

Мультимедийное приложение к УМК «Школа России, образовательная онлайн-платформа Учи.ру, мультимедийные презентации

 

 

Формирование уважительного отношения к родному краю, к его природе и культуре, истории и современной жизни.

Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего место в нём. Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения любить свой город, край, приумножать его богатства видеть и понимать красоту природы, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.

Воспитание краеведческой культуры через знакомство с достопримечательностями

Страницы всемирной истории

6

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

Мультимедийное приложение к УМК «Школа России, образовательная онлайн-платформа Учи.ру, мультимедийные презентации

                                    

пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овладение простейшими приемами специфической познавательной деятельности, подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории. обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. С историко-культурных основ надо начинать долгий, длиною в жизнь, путь приобщения ребенка к общечеловеческой культуре.

Страницы истории России

20

 

 

1

1

1

Мультимедийное приложение к УМК «Школа России, образовательная онлайн-платформа Учи.ру, мультимедийные презентации

Воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Современ-ная Россия

9

1

 

 

 

1

Мультимедийное приложение к УМК «Школа России, образовательная онлайн-платформа Учи.ру, мультимедийные презентации

Формирование элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Воспитание ответственного поведения. Формирование умения прогнозировать события.

ИТОГО

67

2

3

5

6

2

 

 

 


V.Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п 

№ в разделе

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока

Форма контроля

I четверть - 18 ч.   

                                                   Земля и человечество (8ч)

1

1

01.09

 

 

Мир глазами астронома. Повторение  правил дорожного движения

Устный опрос

 

2

2

06.09

 

Планеты Солнечной системы.

 

Фронтальный опрос

3

3

08.09

 

Звездное небо – великая книга природы.

 

Фронтальный опрос

4

4

13.09

 

Мир глазами географа.Практическая работа №1 « Самые высокие горы разных стран»                                                   

Практическая работа

5

5

15.09

 

Мир глазами историка

 

Фронтальный опрос

6

6

20.09

 

Когда и где? История – путешествие вглубь времен Практическая работа №2        «  Определяем по году век»           

Практическая работа

7

7

22.09

 

Мир глазами эколога

 

Фронтальный опрос

8

8

27.09

 

Сокровища Земли под охраной человечества

Фронтальный опрос

Природа России (11ч)

 

9

1

29.09

 

Равнины и горы России.

Фронтальный опрос

10

      2

04.10

 

 

Тест по теме  «Земля и человечество»

Тест

11

3

06.10

 

Моря, озера и реки России.

 

Фронтальный опрос

12

4

11.10

 

Практическая работа №3 «Природные зоны России  »

 

Практическая работа

13

5

13.10

 

Зона арктических пустынь.

 

Фронтальный опрос

14

6

18.10

 

Тундра.

Фронтальный опрос

15

7

20.10

 

Леса России.

 

Фронтальный опрос

16

8

25.10

 

Лес и человек.

 

Фронтальный опрос

17

9

27.10

 

Зона степей.

 

Фронтальный опрос

18

10

01.11

 

Пустыни.

 

Фронтальный опрос                  

 

IIчетверть   - 14 ч

19

11

10.11

 

У Черного моря.

 

Фронтальный опрос

 

Родной край-часть большой страны (13ч)

20

1

15.11

 

 

    Тест по теме  «Природа России»

                                             

Тест

21

2

17.11

 

Поверхность нашего края

 

Фронтальный опрос

22

3

22.11

 

Водоемы нашего края

 

Фронтальный опрос

23

4

24.11

 

Практическая работа №4 «Наши подземные богатства»

 

Практическая работа

24

5

29.11

 

Земля – кормилица

 

Фронтальный опрос

25

6

01.12

 

Жизнь леса.

 

Фронтальный опрос

26

7

06.12

 

Жизнь луга .Практическая работа №5 « Как вести себя на лугу»

 

Практическая работа

27

8

08.12

 

Жизнь в пресных  водах

 

Фронтальный опрос

28

9

13.12

 

Экскурсия «Лес – природное сообщество»

 

Устный опрос

29

10

15.12

 

Экскурсия «Луг – природное сообщество»

 

Устный опрос

30

11

20.12

 

Экскурсия «Природное  сообщество пресного  водоёма»

 

Устный опрос

31

12

22.12

 

Растениеводство в нашем крае.

Устный опрос

32

13

27.12

 

Животноводство  в нашем крае.

Презентация проектов  .

Фронтальный опрос

III четверть - 20ч.

Страницы всемирной истории (6ч)

33

1

12.01

 

Начало истории человечества                                                           

Проект

34

2

17.01

 

Мир древности: далекий и близкий

 

Фронтальный опрос

35

3

19.01

 

Средние века: время рыцарей и замков

 

Фронтальный опрос

36

4

24.01

 

Новое время: встреча Европы и Америки

 

Фронтальный опрос

37

5

26.01

 

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проект «Международная космическая станция»

 

Проект

38

6

31.01

 

Тест по теме  «Страницы всемирной истории».

 

Тест

 

                                                   Страницы истории    России (20ч)

39

1

02.02

 

Жизнь древних славян  

 

Фронтальный опрос              

40

2

07.02

 

Во времена Древней Руси

 

Фронтальный опрос

41

3

09.02

 

Страна городов. Практическая работа №6 « Древний Киев и Древний Новгород»

 

Практическая работа

42

4

14.02

 

Из книжной сокровищницы Древней Руси

 

Фронтальный опрос

43

5

16.02

 

Трудные времена на Русской земле

 

Фронтальный опрос

44

6

21.02

 

Русь расправляет крылья

 

Фронтальный опрос

45

7

28.02

 

Куликовская  битва

 

Фронтальный опрос

46

8

02.03

 

Иван Третий

 

Фронтальный опрос

47

9

07.03

 

Мастера печатных дел

 

Фронтальный опрос

48

10

09.03

 

Патриоты России

 

Фронтальный опрос

49

11

14.03

 

Михаил Васильевич Ломоносов

 

Фронтальный опрос

50

12

16.03

 

Екатерина Великая

                                       

Фронтальный опрос

51

13

21.03

 

Отечественная война 1812 года

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

 

52

14

23.03

 

Страницы истории XIX века

 

Фронтальный опрос

                                                  IV четверть(16 ч.)

53

15

04.04

 

Россия вступает  в XX век

 

Фронтальный опрос

54

16

06.04

 

Страницы истории1920–1930-х годов

 

Фронтальный опрос

55

17

11.04

 

Великая война   и Великая Победа

 

Устный опрос

56

18

13.04

 

Тест по теме «По страницам истории отечества».Всероссийская проверочная работа

Тест

57

19

18.04

 

Страна, открывшая путь в космос

 

 

Фронтальный опрос

58

20

20.04

-

 

 

 

Всероссийская проверочная работа

 

Индивидуальная работа

                                    Современная Россия (9ч)

59

1

25.04

 

Основной закон России и права человека

Фронтальный опрос

60

2

27.04

 

Мы – граждане России.

 

Устный опрос

 

61

3

02.05

 

Славные символы России

 

Фронтальный опрос                                       

62

4

04.05

 

Современная Россия

Индивидуальная работа                   

63

5

11.05

 

Такие  разные праздники

 

Устный опрос

64

6

16.05

 

Итоговая  работа. Презентация проектов        (по выбору)

Проект

65

  7

18.05

 

Путешествие по России:Дальний Восток,Сибирь, Урал

 

 

Фронтальный опрос

66

8

23.05

 

Путешествие по России: Русский Север, старинные русские города

 

Фронтальный опрос                                       

67

9

25.05

 

Путешествие по России: Волга.

Путешествие по России:  юг России

Фронтальный опрос

 

 

 


Приложение 1

 

 

 

            Спецификация

итоговой тестовой работы по окружающему миру

для учащихся 4 классов.

 

  1. Цель тестовой работы: определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений по окружающему миру за 4 класс начальной школы.
  1. Структура контрольной работы.

Работа состоит из одной части.

  1. Время выполнения контрольной работы.

Время выполнения – 45 минут (5 мин – вводный инструктаж, 40 мин – выполнение работы).

 

  1. Дополнительные материалы и оборудование

Не используется.

  1. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Максимальное количество баллов – 14.

14 – 13 баллов – Повышенный уровень

12 – 7 баллов – Базовый уровень

6 и менее баллов – Низкий уровень

 

14 – 13 баллов – «5»

12 – 10 баллов – «4»

9 –7 баллов – «3»

6 и менее баллов – «2»

 

 

 

 

  1. Распределение заданий по планируемым результатам.

 

.

Содержательные блоки

Количество

заданий в блоке

1.

Человек и природа

8

2.

Человек и общество

5

3.

Земля и человечество

1

Перечень проверяемых умений представлен в таблице:

Проверяемые умения

Умение узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Умение описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

Умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов

природы;

Умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

Умение использовать естественно - научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы,

объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

Умение использовать различные справочные издания (словарь

по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атласов, карт) для поиска необходимой информации;

Умение использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

Умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

Умение определять характер взаимоотношений человека и природы;

Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

Знания о строении и функционировании организма человека и о сохранении и укреплении своего здоровья.

Классифицировать объекты природы.

Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.

Различать тела, вещества, частицы.

Классифицировать объекты природы.

Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.

Различать тела, вещества, частицы.

Умение узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

Умение описывать достопримечательности столицы и родного края;

Умение находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, Ивановскую область и областной центр;

Умение использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений.

Раскрывать роль экономики в жизни человека.

Приводить примеры достопримечательностей разных стран.

Ценить уважительные добрососедские отношения между странами и народами. Раскрывать роль экономики в жизни человека

Приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительное добрососедские отношения между странами и народами

Понимание некоторых причинно-следственных связей в окружающем мире и неизбежности его изменения под воздействием человека;

Базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;

Умение соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни,

Знание норм адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Устанавливать связь между строением и работой различных органов человека. Устанавливать связь между строением и работой различных органов человека



Номера заданий

Блоки содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности

№1 №2

№4

№5

№8

№9

№11

№12

 

 

 

Человек и природа

Умение узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Умение описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

Умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов

природы;

Умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

Умение использовать естественно - научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы,

объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

Умение использовать различные справочные издания (словарь

по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атласов, карт) для поиска необходимой информации;

Умение использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

Умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

Умение определять характер взаимоотношений человека и природы;

Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

Знания о строении и функционировании организма человека и о сохранении и укреплении своего здоровья.

Классифицировать объекты природы.

Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.

Различать тела, вещества, частицы.

Базовый







№ 3

№6

№10

№13

№14

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек и общество

Умение узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

Умение описывать достопримечательности столицы и родного края;

Умение находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, Ивановскую область и областной центр;

Умение оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников);

Умение использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений.

Раскрывать роль экономики в жизни человека.

Приводить примеры достопримечательностей разных стран.

Ценить уважительные добрососедские отношения между странами и народами.

Базовый











№ 7

Земля и человечество

Понимание некоторых причинно-следственных связей в окружающем мире и неизбежности его изменения под воздействием человека;

Базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;

Умение соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни,

Знание норм адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Устанавливать связь между строением и работой различных органов человека.

Базовый



Критерии выполнения заданий

№ задания

Максималь

ное количество баллов

Критерий оценки

 

1

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: из смеси газов;

2 вариант: прозрачность;

0 баллов – неверное решение

 

2

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: в тропиках;

2 вариант: кислород;

0 баллов – неверное решение

 

3

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: всё то, что может рассказать нам о прошлом;

2 вариант: археология;

0 баллов – неверное решение

 

4

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: тайга;

2 вариант: зона степей;

0 баллов – неверное решение

 

5

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: Байкал;

2 вариант: Уральские горы;

0 баллов – неверное решение

 

6

 

1 балл - правильный выбор ответа

1 вариант: XV

2 вариант: XVI

0 баллов – неверное решение

 

7

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: расчищать берега водоёмов от мусора;

2 вариант: лесов так много, что вырубить их все невозможно;

0 баллов – неверное решение

 

8

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: горючесть;

2 вариант: линия горизонта;

0 баллов – неверное решение

 

9

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: свиноводство

2 вариант: глину

0 баллов – неверное решение

 

10

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: а) Николай; б) Москва

2 вариант: Россия, Москва

0 баллов – неверное решение

 

11

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: тростник;

2 вариант: Байкал;

0 баллов – неверное решение

 

12

 

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: колорадский жук;

2 вариант: в разгар лета степь покрыта цветущими тюльпанами и ирисами;

0 баллов – неверное решение

13

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: атлас географических карт

2 вариант: Екатерина II;

0 баллов – неверный ответ

14

1 б

1 балл – правильный выбор ответа

1 вариант: Куликовская битва;

2 вариант: белый, синий, красный;

0 баллов – неверный ответ

Итого:

14 баллов

 

Ученика(цы) 4 класса «____» _______________________

Вариант 1

1. Из чего состоит воздух?

1) из смеси жидких и твёрдых веществ. 2) из смеси жидких веществ.

3) из смеси твёрдых веществ.

4) из смеси газов.

2. Где самый богатый растительный и животный мир?

1) в полярных поясах 2) на Северном полюсе

3) в умеренных поясах 4) в тропиках

3. Что мы называем историческим источником?

1) учебник по истории

2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям

3) всё то, что может рассказать нам о прошлом

4) исторические книги

4. Какая природная зона описана в тексте?

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

1) тундра 3) пустыня

2) тайга 4) арктическая пустыня

5. Самое глубокое озеро России:

1) Ладожское 3) Каспийское

2) Байкал 4) Онежское

6Один из предков Коли родился в 1401г. В каком веке родился родственник мальчика?

1) XVII

2) XVIII

3) XIX

4) XV

 

7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

1) не купаться в реках 2) поливать огороды водой из рек и озёр

3) уничтожать обитателей водоёмов 4) расчищать берега водоёмов от мусора

 

8. Укажи основное свойство торфа.

1) прочность 3) пластичность

2) твёрдость 4) горючесть

9. Что является названием отрасли животноводства?

1) цветоводство 3) свиноводство

2) металлургия 4) полеводство

10. Иван – петербуржец, а Николай - москвич. А) Напиши, кто из ребят живёт в столице России Ответ: ______________________ Б) Напиши, как называется город, в котором он живёт. Ответ: ______________________

11. Какое растение не является луговым?

1) тысячелистник 3) тимофеевка

2) мятлик 4) тростник

 

12. Какое насекомое поедает листья картофеля?

1) колорадский жук 3) божья коровка

2) жужелица 4) тля

13. Тебе быстро нужно найти ответ на вопрос: « Как называется равнина, на которой расположен город Москва? Каким из справочником необходимо воспользоваться в этом случае? 1 Схема улиц и площадей Москвы 2. Атлас географических карт 3. Энциклопедия « Природа Азии» 4. Словарь по естествознанию

14. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

1) Куликовская битва 3) Ледовое побоище

2) Бородинская битва 4) Ордынское сражение

 

Ученика(цы) 4 класса «____» ______________________________

Вариант 2

1. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее??

1) Отсутствие запаха.

2) Прозрачность

3) Упругость.

4) Бесцветность.

 

2. В воздухе содержатся различные газы, но один из них особенно важен для животных и растений. Все живые существа поглощают этот газ при дыхании. Обведи номер ответа

1) В углекислый газ

2) кислород

3) природный газ

4) азот

 

3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?

1) археология 3) астрономия

2) история 4) география

 

4. О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?

Южнее полосы лесов лежит ковер из трав, цветов.

1) зона тундры 3) зона степей

2) зона лесов 4) Арктика (Крайний Север)

 

5. Что называют Каменным поясом земли Русской?

1) Уральские горы 3) Алтай

2) Кавказские горы 4) Русскую равнину

 

6Один из предков Миши родился в 1502г. В каком веке родился родственник мальчика?

1) XVII

2) XVIII

3) XIX

4) XVI

 

7. Какое утверждение неверно?

1) Лес - защитник почвы.

2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно.

3) Лес очищает воздух.

4) Лес защищает почву от разрушения.

 

8. Найди правильное и полное определение понятия горизонт.

1) линия 3)видимое вокруг нас пространство

2) линия горизонта 4) всё, что видимо из окна

 

9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?

1) глину 3) известняк

2) торф 4) гранит

 

10. Наша страна называется __________, её столица ____________________

 

11. В каком озере на территории России находятся самые большие запасы пресной воды в мире?

1) Онежское 3) Ладожское

2) Байкал 4) Белое

12. Выбери верное утверждение о природных условиях в зоне степей. 1. Зона степей расположена севернее зоны лесов, но южнее тундры 2. Зима в зоне степей длится почти полгода, а лето холодное и дождливое. 3. В зоне степей плодородные почвы, и там развито сельское хозяйство. 4. В разгар лета степь покрыта цветущими тюльпанами и ирисами

13. Кого называют продолжателем дел Петра I?

1) Ивана Грозного 3) Александра II

2) Екатерину II 4) Николая II

 

14. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации (снизу вверх)

1) красная, белая, синяя 3) белая, синяя, красная

2) синяя, красная, белая 4) белая, красная, синяя

 





 

                                                                                  


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение…

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение…

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана…

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана…

Совместная деятельность: — выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива; — ответственно относиться к своим обязанностям в…

Совместная деятельность: — выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива; — ответственно относиться к своим обязанностям в…

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного…

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного…

Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме…

Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме…

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным…

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным…

IV . Тематическое планирование

IV . Тематическое планирование

России - Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся)

России - Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся)

Страницы всемирной истории 6 1 1

Страницы всемирной истории 6 1 1

Современ-ная Россия 9 1 1

Современ-ная Россия 9 1 1

V .Календарно-тематическое планирование № п/п № в разделе

V .Календарно-тематическое планирование № п/п № в разделе

У Черного моря. Фронтальный опрос

У Черного моря. Фронтальный опрос

Жизнь древних славян

Жизнь древних славян

Мы – граждане России. Устный опрос 61 3 02

Мы – граждане России. Устный опрос 61 3 02

Приложение 1

Приложение 1

Перечень проверяемых умений представлен в таблице: №

Перечень проверяемых умений представлен в таблице: №

Раскрывать роль экономики в жизни человека

Раскрывать роль экономики в жизни человека

Умение использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

Умение использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

Знание норм адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде

Знание норм адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде

XVI 0 баллов – неверное решение 7 1 б1 балл – правильный выбор ответа 1 вариант: расчищать берега водоёмов от мусора; 2 вариант: лесов так…

XVI 0 баллов – неверное решение 7 1 б1 балл – правильный выбор ответа 1 вариант: расчищать берега водоёмов от мусора; 2 вариант: лесов так…

Куликовская битва; 2 вариант: белый, синий, красный; 0 баллов – неверный ответ

Куликовская битва; 2 вариант: белый, синий, красный; 0 баллов – неверный ответ

Что является названием отрасли животноводства? 1) цветоводство 3) свиноводство 2) металлургия 4) полеводство 10

Что является названием отрасли животноводства? 1) цветоводство 3) свиноводство 2) металлургия 4) полеводство 10

О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?

О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?

Ивана Грозного 3) Александра II 2)

Ивана Грозного 3) Александра II 2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2022