Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целями изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе являются:
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
- проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Ученик научится:
- определять органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;
- пользоваться правилами охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах
- объяснять что такое эволюция;
- объяснять что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;
- объяснять основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- определять состояния и свойства веществ; связи живой и неживой природы;
- объяснять значение бережного отношения к воде и живой природе;
- историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);
- различать государственную символику России; государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);
- историю возникновения и развития дорожных знаков;
- дорожную разметку и её предназначение;
- общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;
- правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;
Ученик получит возможность научиться
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;
- пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах;
- различать предупредительные сигналы транспортных средств;
Содержание курса
4 класс- 2 часа в неделю (68 часов)
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура 1'ш сии в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Правила и безопасность дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) (9 ч)
Знакомство учащихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности. Подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, загородная дорога. Перекрёсток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
Современная Россия (9ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
№ п/п |
Темы разделов |
Количество часов (программа) |
Количество часов (рабочая программа) |
Контрольные работы |
Практические работы
|
Экскурсии |
1 |
Земля и человечество. |
10 |
10 |
1 |
3 |
1 |
2 |
Природа России |
11 |
11 |
2 |
|
1 |
3 |
Родной край - часть большой страны. |
14 |
14 |
1 |
6 |
1 |
4 |
Страницы всемирной истории. |
5 |
5 |
1 |
|
|
5 |
Страницы истории России. |
20 |
20 |
2 |
|
|
6 |
Современная России. |
9 |
9 |
1 |
|
|
|
Итого: |
68 часов |
68 часов |
8 |
9 |
3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема уроков |
Характеристика деятельности учащихся |
Примечание |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
I четверть – 18 часов Раздел 1. «Земля и человечество».-10 часов. |
||||||
1 |
Мир глазами астронома. Стартовая диагностика |
Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения астронома. Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет. Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве. Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ»; "история", "историк". Личностные УУД Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой. Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России. Коммуникативные УУД Называть растения и животных л, которые занесены в Красную книгу.
|
|
|
|
|
2 |
Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» |
|
|
|
||
3 |
Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» |
|
|
|
||
4 |
Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» |
|
|
|
||
5 |
Мир глазами историка |
|
|
|
||
6 |
Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» |
|
|
|
||
7 |
Мир глазами эколога |
|
|
|
||
8 |
Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 |
|
|
|
||
9 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие |
|
|
|
||
10 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1 |
|
|
|
||
Раздел 2. Природа России - 11 часов. |
||||||
11 |
Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» |
Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике. Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Показывать на карте природных зон зону тундры. Называть природные особенности зоны тундры. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах. Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов.
Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания. Показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во время отдыха у моря. Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о природных сообществах, характерных для края. Наблюдать объекты и явления природы.
Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств. Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв. Рассказывать об охране почв. Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы. Объяснять значение выражения «природное сообщество». Рассказывать о природном сообществе луга. Моделировать цепи питания. Рассказывать о влиянии человека на жизнь луга. Рассказывать об охране лугов. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.
Рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть сорта культурных растений. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность /неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Объяснять значение выражения «первобытные люди». Использовать «ленту времени» Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.
|
|
|
|
|
12 |
Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» |
|
|
|
||
13 |
Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» |
|
|
|
||
14 |
Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» |
|
|
|
||
15 |
Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» |
|
|
|
||
16 |
Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» |
|
|
|
||
17 |
Растения и животные леса. Экскурсия № 2 |
|
|
|
||
18 |
Лес и человек. Проверочная работа №1 |
|
|
|
||
2 четверть - 14 часов. |
|
|||||
19 |
Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» |
|
|
|
||
20 |
Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» |
|
|
|
||
21 |
У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2
|
|
|
|
||
Раздел 3. Родной край - часть большой страны - 14 часов. |
|
|
|
|||
22 |
Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 |
|
|
|
||
23 |
Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» |
|
|
|
||
24 |
Поверхность нашего края |
|
|
|
||
25 |
Водные богатства нашего края |
|
|
|
||
26 |
Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» |
|
|
|
||
27 |
Земля - кормилица |
|
|
|
||
28 |
Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» |
|
|
|
||
29 |
Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» |
|
|
|
||
30 |
Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» |
|
|
|
||
31 |
Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» |
|
|
|
||
32 |
Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа |
|
|
|
||
3 четверть - 20 часов. |
|
|||||
34 |
Животноводство в нашем крае. |
|
|
|
||
35 |
Презентация проектов. Тест № 3 |
|
|
|
||
Раздел 4. Страницы всемирной истории - 5 часов. |
|
|||||
36 |
Начало истории человечества. |
|
|
|
||
37 |
Мир древности: далёкий и близкий |
|
|
|
||
38 |
Средние века: время рыцарей и замков. |
|
|
|
||
39 |
Новое время: встреча Европы и Америки. |
|
|
|
||
40 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4 |
|
|
|
||
Раздел 5. Страницы истории России - 20 часов. |
||||||
41 |
Жизнь древних славян |
Показывать на карте территории расселения древних славян. Рассказывать о жизни древних славян. Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение». Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России. Понимать значение освобождения от монгольского ига. Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Понимать, почему Пётра I называют Великим. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Рассказывать о Екатерине Второй. Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой. |
|
|
|
|
42 |
Во времена Древней Руси |
|
|
|
||
43 |
Страна городов |
|
|
|
|
|
44 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
|
|
|
||
45 |
Трудные времена на Русской земле |
|
|
|
||
46 |
Русь расправляет крылья |
|
|
|
||
47 |
Куликовская битва |
|
|
|
||
48 |
Иван Третий |
|
|
|
||
49 |
Мастера печатных дел |
|
|
|
||
50 |
Патриоты России |
|
|
|
||
51 |
Пётр Великий |
|
|
|
||
52 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
|
|
|
||
53 |
Екатерина Великая. Проверочная работа №2 |
|
|
|
||
4 четверть - 16 часов. |
||||||
54 |
Отечественная война 1812 года. |
Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной. Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.
|
|
|
|
|
55 |
Страницы истории XIX века. |
|
|
|
||
56 |
Россия вступает в XX век. |
|
|
|
||
57 |
Страницы истории 1920 – 1930-х годов |
|
|
|
||
58 |
Великая война и великая Победа. |
|
|
|
||
59 |
Великая война и великая Победа. |
|
|
|
||
60 |
Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5 |
|
|
|
||
Раздел 6. Современная Россия - 8 часов. |
||||||
61 |
Основной закон России и права человека |
Рассказывать о федеральном устройстве России. Понимать, что такое
Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция». Называть права и обязанности гражданина. Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России. Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. |
|
|
|
|
62 |
Мы – граждане России |
|
|
|
||
63 |
Славные символы России |
|
|
|
||
64 |
Такие разные праздники |
|
|
|
||
65 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая проверочная работа № 3. |
|
|
|
||
66 |
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
|
|
|
||
67 |
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). |
|
|
|
||
68 |
Путешествие по России (по Волге, по югу России). Презентация проектов. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.