РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 2 класса по УМК «Перспектива»
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).
-Авторской программой авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы».
Цели:
. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должнызнать:
— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
— некоторые экологические связи в природе;
— особенности сезонного труда людей и его зависимость
от сезонных изменений в природе;
— изученные правила поведения в природе;
— особенности охраны здоровья в разное время года;
— народные названия месяцев;
— народные приметы и присловья о временах года;
— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
— главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должныуметь:
— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
— различать изученные растения, грибы, насекомых,
птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
— объяснять на примерах некоторые экологические связи;
— выполнять изученные правила поведения в природе;
— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаы
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Особенности изучение курса с обучающихся с ЗПР.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.
Содержание учебного предмета
№ п.п |
Раздел |
Количествочасов |
1 |
Вселенная, время, календарь. |
14часов |
2 |
Осень. |
16 часов |
3 |
Зима. |
13 часов |
4 |
Весна и лето. |
15часов |
5 |
Резервучебноговремени. |
10часов |
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету.
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Обучающийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно. |
Минимальный уровень |
Выполнение типового задания с незначительными ошибками или недочётами либо с привлечением сторонней помощи. |
|
Выполнение типового задания самостоятельно и без ошибок. |
Программный уровень |
Выполнение задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочётами), не влияющими на результат. |
|
Выполнение задания без ошибок, аккуратно, самостоятельно. |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) |
Выполнение задания в нестандартной форме ( с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок. |
Текущий контроль усвоения материала по математике осуществляется в различных формах: математический диктант, самостоятельная работа, тестирование, по результатам, которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изученного материала и уровне приобретённых умений и навыков.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются письменные контрольные работы в стандартной форме либо в форме тестирования.
Входная диагностика позволяет выявить остаточные знания и умения, скорректировать дальнейшую работу по проведению изученного во 2 классе.Работа не оценивается баллами для обучающихся, но анализируется учителем. В зависимости от того, с какими заданиями не справилось большинство учеников, учитель корректирует дальнейшую работу по более глубокой отработке данных тем.
Проверочная работа– вид письменной работы, предназначенной для текущего контроля по конкретной теме.
Контрольная работа даётся после изучения большой темы (для выявления уровня сформированности вычислительных навыков) либо в конце четверти для проведения итогов учебного периода.
Критерии оценки самостоятельных письменных работ учащихся по математике.
Вид работы |
«5» (отлично) |
«4» (хорошо) |
«3» (удовлетворительно) |
«2» (Неудовлетворительно) |
Комбинированная письменная контрольная работа. |
Выполнение работы без ошибок, допускаются аккуратные исправления (не в результатах вычислений) |
1-2 ошибки в вычислениях |
3- 5 ошибок в вычислениях либо неверный ход решения задачи. |
Более 5 ошибок в вычислениях либо неверный ход решения задачи и 1 ошибка в вычислениях |
Проверочная работа, состоящая из заданий одного вида |
Выполнение работы без ошибок, допускаются аккуратные исправления (не в результатах вычислений) |
Верное решение не менее 80 процентов заданий |
Верное решение не менее 60 процентов заданий |
Верное решение менее 60 процентов заданий |
Контрольный устный счёт |
Выполнение без ошибок |
1 ошибка |
2 ошибки |
Более 2 ошибок |
Тестирование |
Выполнение работы без ошибок |
Верное решение не менее 80 процентов заданий |
Верное решение не менее 60 процентов заданий |
Верное решение менее 60 процентов заданий |
Тестирование с разноуровневыми заданиями |
Выполнение всех заданий без ошибок |
Верное выполнение заданий минимального и программного уровня |
Верное выполнение заданий минимального уровня |
1 и более ошибок в заданиях минимального уровня. |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
1.Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
Проверочные работы, дополнительная литература:
1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы.
2. Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговаяаттестация. 2-4 классы.
3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книгадляначальнойшколы.
4. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.
Методические пособия:
1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 1-4 классы.
Тематическое планирование по окружающему миру
Класс 2 УМК» Перспектива»
А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
№
|
Дата |
Тема и содержание урока |
Планируемые результаты (УУД) |
Вселенная, время, календарь (14ч)
|
|||
1 |
|
Мы - союз народов России .Россия на карте. Народы РФ. |
Познавательные умения: -соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями; моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ. - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: -понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных. |
2 |
|
Мы - жители Вселенной. Вселенная. Космические тела. Звёзды и планеты. Солнце- самая близкая звезда.
|
Познавательные умения: -определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике; рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве; сравнивать размеры планет; осуществлять самопроверку. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: -понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. |
3
|
|
Наш «космический корабль» - Земля Стороны горизонта, компас.
|
Познавательные умения: - по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; - анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; - применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: -осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. |
4 |
|
Наш «космический корабль»-Земля. Глобус- модель Земли. Океаны и материки на земле.
|
Познавательные умения: - по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; - анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; - применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: -осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. |
5 |
|
Время как единство прошлого, настоящего и будущего. Старинные и современные часы. |
Познавательные умения: - рассказывать о старинных и современных часах; - объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; - предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: -осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира. |
6 |
|
Сутки и неделя .Смена дня и ночи. |
Познавательные умения: - моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; - участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»; - находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи; - составлять фото рассказ о своей жизни за неделю; - писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.
|
7 |
|
Месяц и год. Луна, ее фазы. Развитие творческого воображения. |
Познавательные умения: - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; - прослеживать по схеме изменение облика луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; - моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; - отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: -осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года. |
8 |
|
Времена года. Смена времен года. Явления природы. Сезонные явления. |
Познавательные умения: - устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси; - объяснять причины смены времён года; - моделировать их в виде схемы-аппликации. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. |
9
|
|
Погода. Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер.
|
Познавательные умения: - сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; - рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. |
10 |
|
Погода. Термометр- прибор для измерения температуры. Наблюдения за погодой. Прогноз погоды. |
Познавательные умения: - сравнить различные виды термометров; - объяснять назначение метеорологических приборов; - осуществлять самопроверку; - рисовать условные знаки погодных явлений. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. |
11 |
|
Календарь - хранитель времени, страж памяти. Календарь как явление культуры. |
Познавательные умения: - сравнивать календари разных типов; - обсуждать правила пользования ими; - сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: - понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; - понимать, что календарь – очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; - осознавать необходимость уважать чужие традиции. |
12 |
|
Красные дни календаря. Современный российский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России. |
Познавательные умения: - описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе); - иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); - определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. |
13 |
|
Народный календарь. Разнообразие календарей, их устройство. |
Познавательные умения: - соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; - проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю; - сравнивать результат с прогнозом метеорологов; - отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; - сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. |
14 |
|
Экологический календарь .Наука экология. |
Познавательные умения: - высказывать предположения о том, что такое экология; - находить в тексте учебника определение экологии как науки; - рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме; - вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: - понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; - воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры. |
Блок внеклассной, внешкольной работы: организация путешествия в ближайший городской парк для наблюдения за природой; беседы на темы «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений»; проведение театрализованного праздника с использованием творчества народов своего края, в котором отразились образы природы.
|
|||
Осень (16 ч + 3 ч. резервного времени)
|
|||
15 |
|
Осенние месяцы .Народные названия, обычаи и обряды. |
Познавательные умения: - сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев; - называть специфические погодные явления осенних месяцев; - соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизнью разных народов России; - использовать приобретённые знания при составлении программы праздника. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять бережное отношение к природе; - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом. |
16 |
|
Осень в неживой природе. Осенние явления, изменения в природе. |
Познавательные умения: - определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять бережное отношение к природе; - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом. |
17 |
|
Осенняя экскурсия. |
Познавательные умения: - определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. |
18 |
|
Народные праздники в пору осеннего равноденствия. |
Познавательные умения: - определять особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. |
19 |
|
Звёздное небо осенью .Созвездия. |
Познавательные умения: - определять на осеннем небе созвездия Большая Медведица и Лебедь. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - наблюдать звёздное небо; - придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы; - иллюстрировать его рисунком. |
20 |
|
Трава у нашего дома. Травянистые растения осенью, их значение для человека. |
Познавательные умения: - определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять бережное отношение к природе; - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом. |
21 |
|
Старинная женская работа. Работа с льном, трудовые обычаи. |
Познавательные умения: - исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов: шерсти, хлопка, льна; называть эти ткани. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками; - обобщать итоги совместной работы. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять бережное отношение к природе; - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом.
|
22 |
|
Деревья и кустарники осенью. Красота осенней природы. |
Познавательные умения: - устанавливать причину такого природного осеннего явления, как листопад, и обосновывать своё мнение; - определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. |
23 |
|
Чудесные цветники осенью. Растения цветников, легенды о них. |
Познавательные умения: - определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях; - различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. Личностные умения: - оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; - выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; - проявлять уважение к культурным традициям разных народов, связанным с растениями.
|
24 |
|
Грибы: их строение, разнообразие, роль в жизни леса. Съедобные, несъедобные грибы. |
Познавательные умения: - различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам, обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы; - проявлять бережное отношение к грибам; - формулировать соответствующие правила экологической этики. |
25 |
|
Шестиногие и восьминогие - их отличие. Разнообразие насекомых, бережное отношение к ним. |
Познавательные умения: - определять значение насекомых и паукообразных в окружающем мире и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. Личностные умения: - проявлять бережное отношение к насекомым; - формулировать соответствующие правила экологической этики. |
26 |
|
Птичьи секреты. Перелетные, зимующие птицы. |
Познавательные умения: - определять причины, по которым птицы покидают родные края. Регулятивные умения: - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. Личностные умения: - наблюдать за птицами своей местности; - проявлять бережное отношение к ним; - изготовить кормушку и подкармливать птиц.
|
27 |
|
Как разные животные готовятся к зиме. Разнообразие приспособлений животных к сезонным явлениям. |
Познавательные умения: - выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. Личностные умения: -проявлять бережное отношение к животным. |
28 |
|
Невидимые нити в осеннем лесу. Значение этих взаимосвязей в природе. |
Познавательные умения: - определять невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Личностные умения: - проявлять бережное отношение к природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. |
29 |
|
Осенний труд. Многообразие осенних работ в городах и селах. |
Познавательные умения: - сопоставлять и сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас, обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы, уважительное отношение к труду людей. |
30 |
|
Будь здоров! Правила здорового образа в осенний период. Осенние игры народов России. |
Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Личностные умения: -проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни, навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. |
31 |
|
Будь здоров! (игры на свежем воздухе) |
Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Личностные умения: -проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни, навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. |
32 |
|
Охрана природы осенью. Правила поведения в природе. По страницам Красной книги.
|
Познавательные умения: - извлекать информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; - на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Регулятивные умения: - согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; - выполнять учебное задание, используя памятку. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с товарищами и приходить к общему решению. Личностные умения: -выполнять правила охраны природы при сборе её даров осенью. |
33 |
|
Контроль знаний по теме «Осень» |
|
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. |
|||
Зима (13ч + 3 ч резервного времени)
|
|||
34 |
|
Зимние месяцы. Народные приметы. Зима в произв. Культуры. |
Познавательные умения: - называть специфические погодные явления зимних месяцев; - подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды; - использовать приобретённые знания при составлении программы праздника. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы, бережное отношение к природе, навыки благожелательного общения друг с другом. |
35
|
|
Зима - время науки и сказок. Сказки народов России и мира.. |
Познавательные умения: - объяснять смысл и нравственное значение сказок народов России и мира для современной жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы, бережное отношение к природе, навыки благожелательного общения друг с другом. |
36 |
|
Зима в неживой природе. Зимние явления. Виды зимнего отдыха. |
Познавательные умения: - определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы, бережное отношение к природе, навыки благожелательного общения друг с другом, выражать своё отношение к красоте зимней природы. |
37 |
|
Экскурсия «Зимние изменения в природе.» |
Познавательные умения: - объяснять причину зимних изменений в неживой природе и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. Личностные умения: - воспринимать и описывать красоту зимней природы; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. |
38 |
|
Звёздное небо зимой. Созвездия. Полярная звезда. Сириус. |
Познавательные умения: - определять на зимнем небе созвездия Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Полярную звезду и звезду Сириус. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.
Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - наблюдать звёздное небо; - придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде; - иллюстрировать её рисунком. |
39 |
|
Зима в мире растений. Зимние изменения в жизни деревьев и кустарников. |
Познавательные умения: - определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание с самопроверкой. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы, бережное отношение к природе, навыки благожелательного общения друг с другом, выражать своё отношение к красоте зимней природы. |
40 |
|
Зимние праздники. Старинные и современные обычаи зимнего календарного цикла. |
Познавательные умения: - определять день зимнего солнцестояния и солнцеворота и обосновывать своё мнение; - определять различие гражданского и православного календарей и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -проявлять эмоционально-ценностное отношение к семейным праздникам – Новый год и Рождество, планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.
|
41 |
|
Растения в домашней аптечке. Лекарственные растения, их свойства и использование. |
Познавательные умения: - определять лекарственные травы, полезные для человека, и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила игры. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - строить понятные для партнёра высказывания. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы, инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время игры. -работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки. |
42 |
|
Зимняя жизнь птиц и зверей. Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность. |
Познавательные умения: - объяснять причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи со стороны человека. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать своё поведение по отношению к сверстникам. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - строить понятные для партнёра высказывания. Личностные умения: -проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период. |
43 |
|
Невидимые нити в зимнем лесу. Примеры этих связей, их значение. |
Познавательные умения: - определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать своё поведение по отношению к сверстникам. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. Личностные умения: -проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период. |
44 |
|
В феврале зима с весной встречается впервой. Проводы зимы, встреча весны. |
Познавательные умения: - сравнивать традиции празднования Нового года у разных народов. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать во время инсценировки своё поведение по отношению к сверстникам. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы, инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время инсценировки. |
45 |
|
Зимний труд. Виды зимнего труда (старинные и современные) |
Познавательные умения: - узнавать о старинных традициях зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы, заботу о домашних растениях и животных в родном доме.
|
46 |
|
Будь здоров! Правила здорового образа в зимний период. Зимние игры |
Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Личностные умения: -проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни, навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. |
47 |
|
Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) |
Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Личностные умения: -проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни, навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. |
48 |
|
Охрана природы зимой. Культура поведения в природе. По страницам Красной книги.
|
Познавательные умения: - изучать страницы Красной книги России; - на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Регулятивные умения: - согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; - выполнять учебное задание, используя памятку. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с товарищами и приходить к общему решению. Личностные умения: -формулировать и выполнять соответствующие правила экологической этики, подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки. |
49 |
|
Контроль знаний по теме «Зима» |
|
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края. |
|||
Весна и лето (15ч+ 4 ч из резервного времени)
|
|||
50 |
|
Весенние месяцы. Старинные и современные названия. Образ весны в культуре. |
Познавательные умения: - распознавать сезонные явления весной и обосновывать своё мнение; - определять день весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение; - различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы, осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
51 |
|
Весна в неживой природе. Весенние явления. Старинные детские игры. |
Познавательные умения: - определять зависимость весенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать свои действия во время игры по отношению к сверстникам, соблюдая правила. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога, использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы, осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
52 |
|
Весна - утро года. Народные традиции встречи весны. |
Познавательные умения: - объяснять значение традиции встречи весны и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; - контролировать свои действия во время выполнения учебного задания по отношению к сверстникам, соблюдая правила. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - согласовывать различные мнения при выполнении задания. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы, осознание собственных достижений при освоении учебной темы; - бережное отношение к природе; - доброжелательное отношение к сверстникам во время работы в группе. |
53 |
|
Звёздное небо весной. Изменения расположения созвездий. |
Познавательные умения: - определять на весеннем небе созвездия Малая Медведица, Большая Медведица, Кассиопея, Лев и звезду Сириус. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы, осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
54 |
|
Весеннее пробуждение растений. Раннецветущие растения: их разнообразие, бережное отношение к ним. |
Познавательные умения: - определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; - определять раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении рассказа о первых весенних цветах. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - формулировать собственное мнение Личностные умения: - осознавать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям; - формулировать соответствующие нормы экологической этики. |
55 |
|
Экскурсия «Весна в природе» |
Познавательные умения: - объяснять причину весенних изменений в природе и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. Личностные умения: -оценивать свои эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений, выражать свои предпочтения в рисунке или на фотографии. |
56 |
|
Чудесные цветники весной. Растения цветников, мифы и легенды о них. |
Познавательные умения: - определять изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - формулировать собственное мнение. Личностные умения: -оценивать свои эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выявлять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. -проявлять уважение к культурным традициям разных народов, связанным с растениями. |
57 |
|
Весна в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека, бережное отношение к ним. |
Познавательные умения: - определять разных насекомых и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - оценивать свои эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых; - проявлять бережное отношение к насекомым; - формулировать соответствующие правила экологической этики. |
58 |
|
Весна в мире птиц и зверей. Весенние изменения в жизни птиц и зверей. |
Познавательные умения: - определять взаимосвязи в животном мире и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание с взаимопроверкой; - контролировать свои действия во время игры по отношению к сверстникам, соблюдая правила. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы, доброжелательное отношение к сверстникам во время игры, бережное отношение к птицам и зверям, формулировать соответствующие правила экологической этики. |
59 |
|
Невидимые нити в весеннем лесу. Примеры этих взаимосвязей, их значение. |
Познавательные умения: - определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы, доброжелательное отношение к сверстникам во время игры, бережное отношение к птицам и зверям, формулировать соответствующие правила экологической этики. |
60 |
|
Весенний труд. Весенние работы людей в старину и в настоящее время. |
Познавательные умения: - соотносить старинную весеннюю работу с видами работ в настоящее время и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы, уважение к людям труда и их деятельности; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
61 |
|
Старинные весенние праздники. Проводы весны. Пасха. Образ березы в культуре разных народов. |
Познавательные умения: - определять старинные обряды и традиции весенних праздников народов России и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
62 |
|
Будь здоров! Правила здорового образа жизни в весенний период. Весенние игры народов России. |
Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Личностные умения: -проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни, навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. |
63 |
|
Охрана природы весной. По страницам красной книги России. |
Познавательные умения: - определять представителей Красной книги России и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; - выполнять учебное задание, используя памятку. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с товарищами и приходить к общему решению. Личностные умения: -формулировать и выполнять соответствующие правила экологической этики, работая со взрослыми, по инструкции в рабочей тетради изготавливать домик для птиц и размещать его в подходящем месте. |
64 |
|
Лето красное. Летние приметы. Лето в произведениях поэтов и художников. |
Познавательные умения: -определять зависимость летних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение, сравнивать дни летнего и зимнего солнцестояния, дни зимнего и летнего солнцеворота и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению теме, бережное отношение к природе, навыки благожелательного общения друг с другом. |
65 |
|
Летние праздники и труд. Труд людей летом. Народные праздники. |
Познавательные умения: - различать традиции празднования новогоднего праздника в разные времена года в культуре народов России. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - проверять результат учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные умения: - проявлять интерес к изучению праздников народов России и традиций их проведения, уважительное отношение к людям труда. |
66 |
|
Проверка знаний по теме «Весна и лето» |
Познавательные умения: - объяснять причину летних изменений в природе и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. Личностные умения: - воспринимать эмоционально и радостно красоту цветущей природы; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила экологической этики; - проявлять творческое отношение к планированию каникул. |
67 |
|
Экскурсия «Наблюдение за изменениями в природе своей местности» |
|
68 |
|
Повторение и обобщение изученного. Урок-викторина. |
|
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии и наблюдения за изменениями в природе своей местности и развитие навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка к проведению весенних праздников по традициям народов своего края. Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труд и календарных праздников, характерных для народов своего края (экскурсии можно проводить в течение учебного года). Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.