РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 3 класса

  • doc
  • 16.08.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Окружающий мир.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора_________Е.А. Якуничева

«29» августа 2019 года

 

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № ___122 от «30» августа 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 3  класса А

 

 

 

Учитель:  Рыбакова Светлана Ивановна

Квалификационная категория: первая

 

 

 

 

 

Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №  1  от «28» августа 2019 г.

Руководитель ШМО_________/ Богданова М. В./

 

 

 

 

 

2019/2020 учебный год

 


 

Содержание

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета…………3-9 стр.

2.     Содержание учебного предмета………………………………10-12  стр.

3.     Тематическое планирование………………………………………..12 стр.


    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе примерной программы учебного предмета «окружающий мир», в соответствии с ФГОС НОО.

   Программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» Дмитриевой Н. Я., Казакова А. Н. (Самара: Издательство Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012).

Программа по окружающему миру составлена из расчета 2 учебных часа в неделю (68 учебных часов).

Формы текущего контроля: проверочные работы, устные ответы.

 

В рамках курса «Окружающий мир»  изучаются два блока «Окружающий мир» и «Азбука Смоленского края». На весь курс отводится 68 часов в год, включая 10 часов на учебный модуль «Азбука Смоленского края».

 

1.                 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Ø     ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

Ø     интерес к познанию окружающего мира;

Ø    ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Ø     предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Ø    осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Ø     осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Ø     понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

Ø     ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

Ø    сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

Ø    понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

Ø     принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

Ø    понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Ø     внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

Ø     выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;

Ø    учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

Ø    способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Ø    реализации основ гражданской идентичности в поступках;

Ø    следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Ø     установки на здоровый образ жизни;

Ø    ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Ø    эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Ø    осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

Ø    осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

Ø    пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

Ø    строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Ø    находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

Ø     умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

Ø     анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Ø    осуществлять синтез как составление целого из частей;

Ø    проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

Ø     устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Ø    понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

Ø    обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

Ø    подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

Ø    проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø    осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;

Ø    записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

Ø     создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

Ø    строить сообщения в устной и письменной форме;

Ø     находить разнообразные способы решения учебной задачи;

Ø     осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

Ø     строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Ø    строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

Ø    ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Ø    учитывать другое мнение и позицию;

Ø    умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

Ø    контролировать действия партнера;

Ø    адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø     строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

Ø    допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Ø     стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Ø     строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Ø    использовать речь для регуляции своего действия;

Ø    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Ø     понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

Ø     оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

Ø    использовать речь для планирования своей деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Ø    следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Ø    контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Ø     отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

Ø    вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Ø    действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø    самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно- образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

Ø    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце

Ø    действия с наглядно-образным, словесно- образным и словесно-логическим материалом;

Ø    на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

Ø    устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

Ø     осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

Ø    использовать естественно- научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

Ø    использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

Ø    использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;

Ø    проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

Ø    оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

Ø     сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

Ø     сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

Ø    выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

Ø    выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

Ø    узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

Ø    соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

Ø    узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

Ø    фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø    узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

Ø    оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

Ø    моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

Ø    планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

Ø     различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

Ø    используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

Ø    оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

Ø     устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

Ø    выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø     оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

Ø    оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости ) таблиц,

Ø    графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

Ø    осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

Ø     ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

Ø     наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

Ø     проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

Ø     договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

Ø    о первых государствах;

Ø    об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

Ø     об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

Ø     имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

Ø    об истории и выдающихся людях родного края.

 

 

2.     Содержание программы по курсу «Окружающий мир»

(68 часов)

Природные условия Земли

Человек и природа Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Практическая работа «Состав почвы». Ознакомление с картой природных зон. А.С.К. Природные особенности (климат, почва).

Человек в далеком прошлом

 Человек и общество. Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учетом возможностей).

Земли восточных славян  

Человек и природа Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».

А.С.К. «Растительность»

А.С.К «Грибы»,

А.С.К «Животные»,

А.С.К «Жилища и предметы быта»,

А.С.К «Как одевались в старину»,

А.С.К «Что ели наши предки».

 

 Образование Древнерусского государства

 Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о 5 национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).  

Объединение русских земель вокруг Москвы

Человек и природа Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество. Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).

А.С.К. Охрана природы

А.С.К. Водоёмы

А.С.К. Смоленский лён

А.С.К. Письменность

Россия в XVII веке  

Человек и общество Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в краеведческий музей, в худож. галерею, в музей прикладного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тематическое планирование 

 

 3 класс - 68 часов

№п/п

Темы раздела

Кол-во часов

1.

Природные условия Земли

8

2.

Человек в далёком прошлом

13

3.

Земли восточных славян

15

4.

Образование Древнерусского государства

7

5.

Объединение русских земель вокруг Москвы

18

6.

Россия в XVII веке

7

 

Итого:

68