МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора_________Е.А. Якуничева «29» августа 2019 года |
Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ № ___122 от «30» августа 2019 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 3 класса А
Учитель: Рыбакова Светлана Ивановна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 от «28» августа 2019 г.
Руководитель ШМО_________/ Богданова М. В./
2019/2020 учебный год
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………3-9 стр.
2. Содержание учебного предмета………………………………10-12 стр.
3. Тематическое планирование………………………………………..12 стр.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе примерной программы учебного предмета «окружающий мир», в соответствии с ФГОС НОО.
Программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» Дмитриевой Н. Я., Казакова А. Н. (Самара: Издательство Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012).
Программа по окружающему миру составлена из расчета 2 учебных часа в неделю (68 учебных часов).
Формы текущего контроля: проверочные работы, устные ответы.
В рамках курса «Окружающий мир» изучаются два блока «Окружающий мир» и «Азбука Смоленского края». На весь курс отводится 68 часов в год, включая 10 часов на учебный модуль «Азбука Смоленского края».
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
Ø ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
Ø интерес к познанию окружающего мира;
Ø ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Ø предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
Ø осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Ø осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Ø понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
Ø ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
Ø сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
Ø понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
Ø принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
Ø понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Ø внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
Ø выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
Ø учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
Ø способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Ø реализации основ гражданской идентичности в поступках;
Ø следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Ø установки на здоровый образ жизни;
Ø ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Ø эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Ø осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
Ø осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
Ø пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
Ø строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
Ø находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
Ø умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
Ø анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Ø осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ø проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
Ø устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Ø понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
Ø обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
Ø подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
Ø проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
Ø записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
Ø создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
Ø строить сообщения в устной и письменной форме;
Ø находить разнообразные способы решения учебной задачи;
Ø осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
Ø строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Ø строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
Ø ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Ø учитывать другое мнение и позицию;
Ø умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
Ø контролировать действия партнера;
Ø адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
Ø допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Ø стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Ø строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Ø использовать речь для регуляции своего действия;
Ø адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Ø понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
Ø оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Ø использовать речь для планирования своей деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Ø следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Ø контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Ø отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
Ø вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Ø действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно- образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
Ø самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце
Ø действия с наглядно-образным, словесно- образным и словесно-логическим материалом;
Ø на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
Ø устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
Ø осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
Ø использовать естественно- научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
Ø использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
Ø использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
Ø проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
Ø оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
Ø сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
Ø сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
Ø выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
Ø выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
Ø узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
Ø соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
Ø узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
Ø фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Ø оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
Ø моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
Ø планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
Ø различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
Ø используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
Ø оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
Ø устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
Ø выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
Ø оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости ) таблиц,
Ø графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
Ø осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
Ø ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
Ø наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
Ø проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
Ø договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
Ø о первых государствах;
Ø об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
Ø об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
Ø имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
Ø об истории и выдающихся людях родного края.
2. Содержание программы по курсу «Окружающий мир»
(68 часов)
Природные условия Земли
Человек и природа Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Практическая работа «Состав почвы». Ознакомление с картой природных зон. А.С.К. Природные особенности (климат, почва).
Человек в далеком прошлом
Человек и общество. Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учетом возможностей).
Земли восточных славян
Человек и природа Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».
А.С.К. «Растительность»
А.С.К «Грибы»,
А.С.К «Животные»,
А.С.К «Жилища и предметы быта»,
А.С.К «Как одевались в старину»,
А.С.К «Что ели наши предки».
Образование Древнерусского государства
Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о 5 национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Объединение русских земель вокруг Москвы
Человек и природа Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество. Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).
А.С.К. Охрана природы
А.С.К. Водоёмы
А.С.К. Смоленский лён
А.С.К. Письменность
Россия в XVII веке
Человек и общество Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в краеведческий музей, в худож. галерею, в музей прикладного искусства.
3.Тематическое планирование
3 класс - 68 часов
№п/п |
Темы раздела |
Кол-во часов |
1. |
Природные условия Земли |
8 |
2. |
Человек в далёком прошлом |
13 |
3. |
Земли восточных славян |
15 |
4. |
Образование Древнерусского государства |
7 |
5. |
Объединение русских земель вокруг Москвы |
18 |
6. |
Россия в XVII веке |
7 |
|
Итого: |
68 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.