МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ________ Протокол № ________ от__________________20___г.
|
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _______ «____» ___________ 20____г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ _______ Приказ № _____ от «___»__________ 20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Класс: 4-А
Количество часов в неделю: 2 ч
Срок реализации программы: 2019 - 2020 учебный год
Учитель начальных классов:
………………
……………..
……………..
Категория: I (первая)
с. Рощино, 2019
Рабочая программа по окружающему миру для 4-А класса разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями).
2. Авторской программы «Окружающий мир. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. А.А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014 г.».
3. Основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Рощинская школа-детский сад», приказ №290 от 30.08.2019 г.
4. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рощинская школа-детский сад» на 2019-2020 учебный год.
5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ «Рощинская школа» Джанкойского района Республики Крым, утвержденного приказом №256 от 01.09.2017 г.
Программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. 2-е издание.- М. : Просвещение, 2014 г.».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У учащегося будут сформированы:
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
· умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
· чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
· осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
· понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
· уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
· начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
· осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
· самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
· эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
· этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
· мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
· понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
· сохранять учебную задачу в течение всего урока;
· ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
· планировать свои действия;
· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам.
Учащийся получит возможность научиться:
· самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
· понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
· осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
· выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
· строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Учащийся получит возможность научиться:
· проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
· ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
· моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
· включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
· аргументировать свою позицию;
· понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
· признавать свои ошибки, озвучивать их;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
· понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
· готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
· составлять рассказ на заданную тему;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет
Учащийся получит возможность научиться:
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные
Учащийся научится:
· понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
· находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
· называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
· называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
· понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
· объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
· раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
· называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
· рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
· проводить несложные астрономические наблюдения;
· изготавливать модели планет и созвездий;
· использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
· анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
· приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
· находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
· объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
· приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
· выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
· оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
· давать краткую характеристику своего края;
· различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
· давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
· выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
· оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; рассказывать об охране природы в своём крае;
· различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
· приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
· соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; читать историческую карту;
· перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
· с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
· описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
· показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
· рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
Учащийся получит возможность научиться:
· соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
· составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
· называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
· находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
· раскрывать связь современной России с её историей;
· использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ч)
Мир глазами астронома. Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда.
Планеты Солнечной системы. Характеристика планет. Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года.
Звёздное небо — Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца.
Мир глазами географа. Понятия о географии как науке и о географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса.
Мир глазами историка. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта.
Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь.
Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.
Практические работа: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира.
Проверочная работа. Тест.
ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)
Равнины и горы России. Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки — объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник.
Моря, озёра и реки России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник.
Природные зоны России. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.
Зона арктических пустынь. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь.
Тундра. Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. При родные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.
Леса России. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.
Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России.
Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон.
Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники
для редких животных.
Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли».
У Чёрного моря. Месторасположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья. Дендрарий города Сочи. Национальный парк «Сочинский». Никитский ботанический сад в Ялте.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Итоговая контрольная работа.
РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (15 ч)
Наш край. Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края.
Поверхность нашего края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.
Водные богатства нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.
Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств.
Земля-кормилица. Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв.
Жизнь леса. Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса.
Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.
Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.
Экскурсии в природные сообщества родного края. (3 ч) Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся.
Растениеводство в нашем крае. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.
Животноводство в нашем крае. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.
Экскурсии в природные сообщества родного края.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Проверочная работа. Тест.
Итоговая контрольная работа.
Презентация проектов (по выбору).
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5 ч)
Начало истории человечества. История первобытного мира. Первобытное искусство.
Мир древности: далёкий и близкий. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя
Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.
Средние века: время рыцарей и замков. Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.
Новое время: встреча Европы и Америки. Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники.
Новейшее время: история продолжается сегодня. Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса.
Проверочная работа. Тест.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ (20 ч)
Жизнь древних славян. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён.
Во времена Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси.
Страна городов. Устройство древнерусского города. Древний Киев и древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.
Из книжной сокровищницы Древней Руси. Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги.
Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Ордынское иго. Александр Невский.
Русь расправляет крылья. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита — собиратель русских земель. Сергий Радонежский.
Куликовская битва. Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.
Иван Третий. Стояние на Угре. Падение ордынского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства — двуглавый орёл. Укрепление экономики. Иван Грозный — первый российский царь. Земские соборы. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири.
Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина.
Патриоты России. Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.
Пётр Великий. Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I — первый российский император.
Михаил Васильевич Ломоносов. Биография М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета.
Екатерина Великая. Екатерина Великая — продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям.
Отечественная война 1812 года. Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном.
Страницы истории ХIХ века. Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея.
Россия вступает в ХХ век. Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков.
Страницы истории 1920—1930-х годов. Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов.
Великая Отечественная война и великая Победа. (2 ч) Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы.
Страна, открывшая путь в космос. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция (МКС). Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (года, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Проверочная работа. Тест.
Итоговая контрольная работа.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 ч)
Основной закон России и права человека. Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция — основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.
Мы — граждане России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Славные символы России. Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам — уважение к родной стране.
Такие разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага Российской Федерации, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда.
Путешествие по России (3 ч). Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.
Итоговая контрольная работа.
Презентация проектов (по выбору) Презентация проектов с демонстрацией
иллюстраций и других подготовленных материалов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Количество часов |
Формы контроля |
Практические работы |
Проекты |
|
Итоговые контрольные работы |
Проверочные работы |
|||||
1 |
Земля и человечество
|
9 |
|
1 |
1 |
|
2 |
Природа России
|
10 |
1 |
|
4 |
|
3 |
Родной край-часть большой страны |
15 |
1 |
1 |
4 |
1 |
4 |
Страницы всемирной истории
|
5 |
|
1 |
|
|
5 |
Страницы истории России
|
20 |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
Современная Россия
|
9 |
1 |
|
|
1 |
|
Итого
|
68 |
4 |
4 |
10 |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.