Местная администрация Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звездный
Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
Рассмотрена и принята на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №______ от « » 2021 г. руководитель МО ______ Денисенко Е.В.
|
|
Согласована: зам.директора по УВР ________Баймурадова А.О. « » 2021 г.
|
|
«Утверждаю» директор МКОУ «СОШ» с.п.п.Звездный Зинченко Г.Б. Пр от « » 2021 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий мир»
в 1-4 классах
на 2021 - 2025 учебные годы
с.п.п.Звездный
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру линии УМК «Школа России» для 1- 4 классов составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
- Примерной программы по окружающему миру под ред. А.А.Плешакова разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный ;
- Учебным планом МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный.
- соответствует Положению о рабочих программах учебного предмета, курса, модуля в МКОУ СОШ с.п.п. Звёздный приказ № 82 от 17.06.2021 г. (при реализации ФГОС НОО)
Рабочая программа предназначена для изучения окружающего мира в 1- 4 классах по учебнику
класс |
№ учебника в ФП |
предметная область |
автор |
издательство |
1 |
1.1.1.4.1.3.1 |
Окружающий мир |
Плешаков А.А. |
АО «Издательство «Просвещение» 2020 г. |
2 |
1.1.1.4.1.3.2 |
Окружающий мир |
Плешаков А.А. |
АО «Издательство «Просвещение» 2020 г. |
3 |
1.1.1.4.1.3.3 |
Окружающий мир |
Плешаков А.А. |
АО «Издательство «Просвещение» 2020 г. |
4 |
1.1.1.4.1.3.4 |
Окружающий мир |
Плешаков А.А. Крючкова Е.А |
АО «Издательство «Просвещение» 2020 г. |
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с недельным учебным планом начального общего образования (вариант 1), программой на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе отводится 270 часов. Из них:
Классы/часы |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
В неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
За год |
66 |
68 |
68 |
68 |
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир» на уровень начального общего образования
1 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- умение сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- умение выделять из темы урока известные знания и умения;
- умение планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
- умение планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- умение сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- умение фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
- умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- умение находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- умение понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
- умение анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
-устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- умение располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
- включение в диалог с учителем и сверстниками;
- формулирование ответов на вопросы;
- умению слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- умение употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- умение понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
Предметные результаты
- умение правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- умение различать флаг и герб России;
- умение узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- умение называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- умение проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- умение проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- умение различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- умение различать овощи и фрукты;
- умение определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- умение описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- умение сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- умение сравнивать реку и море;
- умение использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- умение находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- умение различать животных холодных и жарких районов;
- умение изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- умение различать прошлое, настоящее и будущее;
- умение называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- умение соотносить времена года и месяцы;
- умение находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- умение объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- умение перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- умение ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
- умение мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- умение раздельно собирать мусор в быту;
- умение соблюдать правила поведения в природе;
- умение правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- умение подбирать одежду для разных случаев;
- умение правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- умение правильно переходить улицу;
- умение соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- умение различать виды транспорта;
- умение соблюдать правила безопасности в транспорте.
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми; • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- понимание учебной задачи, сформулированную совместно с учителем;
- сохранение учебной задачи урока (воспроизведение её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделение из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планирование своего высказывания (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планирование последовательности операций на отдельных этапах урока;
- фиксирование в конце урока удовлетворённости/неудовлетворённости своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивание правильности выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- умение соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
- умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- умение находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- умение сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- умение осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- умение моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
- умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- умение формулировать ответы на вопросы;
- умение слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- умение высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- умение поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- умение употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- умение понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; • составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
- умение находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- умение называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- умение различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- умение приводить примеры народов России;
- умение сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- умение различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- умение оценивать отношение людей к окружающему миру;
- умение различать объекты и явления неживой и живой природы;
- умение находить связи в природе, между природой и человеком;
- умение проводить наблюдения и ставить опыты;
- умение измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- умение определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- умение сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- умение ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- умение находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- умение соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- умение различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- умение прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- умение узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- умение различать виды транспорта;
- умение приводить примеры учреждений культуры и образования;
- умение определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- умение различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- умение правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- умение соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- умение различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- умение соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- умение правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- умение оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- умение приводить примеры семейных традиций;
- умение соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- умение различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- умение ориентироваться на местности разными способами;
- умение различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- умение различать водные объекты, узнавать их по описанию;
- умение читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- умение находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- умение различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно- познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- понимание учебной задачи, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранение учебной задачи урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделение из темы урока известных и неизвестных знаний и умений;
- планирование своего высказывания (выстраивание последовательности предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планирование своих действий в течение урока;
- фиксирование в конце урока удовлетворённости/неудовлетворённости своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивание правильности выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотношение выполнения работы с алгоритмом и результатом;
- контролирование и корректирование своего поведения с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
-умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- умение выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- умение анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных при- знаков;
- умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- умение сравнивать объекты по различным признакам;
- умение осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- умение моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
- умение включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- умение формулировать ответы на вопросы;
- умение слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- умение проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- умение признавать свои ошибки, озвучивать их;
- умение употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- умение понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- умение составлять рассказ на заданную тему;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. Предметные результаты
- умение находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- умение осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- умение находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- умение определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- умение осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- умение различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- умение различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- умение проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- умение исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- умение классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- умение пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- умение обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- умение приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- умение использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- умение устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- умение использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- умение оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- умение вырабатывать правильную осанку;
- умение выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- умение понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- умение соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- умение понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- умение понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- умение раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- умение осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- умение различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- умение понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- умение объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- умение понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- умение обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- умение рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- умение приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- умение использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- умение понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- умение сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- умение ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- умение выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- умение планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- умение планировать свои действия;
- умение фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- умение контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- умение использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
- умение понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- умение выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- умение строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- умение проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- умение моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
- умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- умение формулировать ответы на вопросы;
- умение слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- умение аргументировать свою позицию;
- умение понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- умение признавать свои ошибки, озвучивать их;
- умение употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- умение понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- умение составлять рассказ на заданную тему;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение использовать речь для регуляции своего действия;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
- понимание особой роли России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- умение находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- умение называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- умение называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимание , в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- умение объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- умение раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- умение называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- умение рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- умение проводить несложные астрономические наблюдения; • изготавливать модели планет и созвездий;
- использование глобуса и карты мира для получения информации о Земле;
- умение анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- умение приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
- умение находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- умение объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- умение приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявление экологических связей в разных природных зонах, изображение этих связей с помощью моделей;
- оценивание деятельности людей в разных природных зонах, умение раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- умение давать краткую характеристику своего края;
- умение различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
- умение давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- умение выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивание своего поведения в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- умение рассказывать об охране природы в своём крае;
- умение различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- умение приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- умение соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- умение читать историческую карту;
- умение перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- умение с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- умение описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- умение показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- умение рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- умение соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составление исторических портретов выдающихся людей прошлого, высказывание суждения о них;
- умение описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- умение называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- умение находить в домашнем архиве исторические свидетельства; • раскрывать связь современной России с её историей;
- умение использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» на уровень начального общего образования
1 класс
Введение 1 ч.
Учимся задавать вопросы. Знакомство с учебником и учебными пособиями(рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения). Постоянные персонажи учебника—Муравей Вопросик, Мудрая Черепаха.
Что и кто? 20ч
Родина-это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице. Москва-столица, её достопримечательности. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Мир вокруг нас, его многообразие. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом. Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Как, откуда и куда? 12 ч
Семья-это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, Отчества, Фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Проект: «Моя семья»
Где и когда?11 ч
Условия интересной и успешной учёбы, хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассника доверительное отношение с учителем. Обращение к учителю.
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли. Их обитатели.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Проект: «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? 22 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Проект: «Мои домашние питомцы».
2 класс
Где мы живем (4 ч)
Родная страна. Имя родной страны - Россия, или Российская федерация. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.
Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии:Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы:Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 ч)
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
3 класс
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы:Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
4 класс
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.
Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы:Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия:Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия:Во времена Древней Руси
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
Тематическое планирование предмета «Окружающий мир» на уровень начального общего образования
№ |
Тема |
Ключевые воспитательные задачи |
Формы работы |
Количество часов, отводимых на изучение темы |
1 класс |
||||
1. |
Введение |
1.Освоение первоначальных знаний о предмете 2.Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности |
Беседа |
1 |
2 |
Раздел «Что и кто?» |
1. Воспитание положительных мотивов обучения. 2. Показ важности и практической значимости применения знания по предметам. 3.Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Игра-путешествие, беседа экскурсия. |
20 |
3 |
Раздел «Как, откуда и куда?» |
1.Формирование личности способной к творческой деятельности; 2.Формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа); 3.Формирование умений общаться и работать в команде |
Игра-путешествие, беседа, исследование |
12 |
4 |
Раздел «Где и когда?» |
1.Развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению предметом. 2.Формирование личности способной к творческой деятельности
|
Исследование, беседа, экологическая игра. |
11 |
5 |
Раздел «Почему и зачем?» |
1.Воспитание интереса к предмету, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни. 2.Формирование умений общаться и работать в команде |
Исследование, экскурсия, викторина, беседа |
22 |
Итого 66 часов |
||||
|
2 класс |
|||
1 |
Раздел «Где мы живём?» |
1.Развитие нравственно – здоровой личности, 2. Развитие культуры эстетического восприятия окружающего мира 3. Любовь к природе родного края |
Игра – путешествие, экскурсия, беседа |
4 |
2 |
Раздел «Природа» |
1. Привитие любви к природе родного края. 2. Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Экскурсия, экологическая игра, исследование, проекты |
20 |
3 |
Раздел «Жизнь города и села» |
1.Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни. 2.Формирование умений общаться и работать в команде |
Исследование, экскурсия, проекты, Игра - путешествие |
10 |
4 |
Раздел «Здоровье и безопасность» |
1.Использование положительных жизненных примеров. 2. Привитие навыков здорового образа жизни. 3. Воспитание отвращения к вредным привычкам (табакокурению, токсикомании, алкоголю, наркомании) |
Экологическая игра, КВН, проекты, беседа |
9 |
5 |
Раздел «Общение» |
1. Формирование личностных позитивных качеств школьников. 2.Создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся. 3. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма. |
Беседа, викторина, проекты |
7 |
6 |
Раздел «Путешествие» |
1.Привитие интереса к изучаемому предмету, 2. Воспитание сознательного усвоения дисциплины, 3. Развитие общественно – активной личности |
Игра – путешествие, беседа, викторина |
18 |
Итого 68 часов |
||||
|
3 класс |
|
||
1 |
Раздел «Как устроен мир» |
1.Способствовать формированию научного мировоззрения 2.Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся |
Игра – путешествие, викторина, проекты |
6 |
2 |
Раздел «Эта удивительная природа» |
1.Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе 2.Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля |
Экологическая игра, экскурсия, беседа, проекты |
18 |
3 |
Раздел «Мы и наше здоровье» |
1.Развитие общественно – активной личности. 2. Воспитание обязательного отношения к обучению. 3.Использование положительных жизненных примеров. 4. Привитие навыков здорового образа жизни.
|
Викторина, исследование, проект |
10 |
4 |
Раздел «Наша безопасность» |
1.Формирование чувства ответственности. 2.Воспитание самостоятельности учащихся. 3. Увеличение степени дисциплинированности, организованности.
|
Беседа, игра – путешествие, викторина |
7 |
5 |
Раздел «Чему учит экономика» |
1. Формирование личностных позитивных качеств школьников. 2.Создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся. 3. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма |
Беседа, исследование, проект |
12 |
6 |
Раздел «Путешествие по городам и странам» |
1.Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни. 2.Формирование умений общаться и работать в команде |
Игра – путешествие, исследование, викторина, проект |
15 |
Итого 68 часов |
||||
|
4 класс |
|
||
1 |
Раздел «Земля и человечество» |
1.Обеспечить условия для воспитания
положительного интереса к изучаемому предмету. |
Исследование, игра – путешествие, викторина, проект |
9 |
2 |
Раздел «Природа России» |
1.Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе 2.Привитие навыков нравственного воспитания, 3.Развитие нравственно – здоровой личности |
Беседа, экологическая игра, исследование |
10 |
3 |
Раздел «Родной край – часть большой страны» |
1.Привитие любви к природе родного края. 2. Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Беседа, экологическая игра, исследование, экскурсия |
15 |
4 |
Раздел «Страницы Всемирной истории» |
1.Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; 2.Быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым |
Беседа, игра – путешествие, проект |
5 |
5 |
Раздел «Страницы истории России» |
1.Создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся, 2. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма |
Беседа, игра – путешествие, проект |
20 |
6 |
Раздел «Современная Россия» |
1.Создать на уроке условия, обеспечивающие
воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением. |
Беседа, игра – путешествие, проект |
9 |
Итого 68 часов |
Модуль «Школьный урок»
Воспитательные цели, задачи |
Виды деятельности |
Формы работы
|
||||||||||
Усвоение знаний |
Развитие отношений |
Приобретение опыта |
||||||||||
1 класс |
||||||||||||
1. Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. 2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения, выработки отношения. 3. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения. 4. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми |
Игровая, познавательная, проблемно – ценностное общение, проектная
|
Беседа, игра – путешествие, конкурсы. |
Беседа, ролевые игры, викторины, КВН |
Социальные проекты, экскурсии. |
||||||||
2 класс |
||||||||||||
1. Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. 2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения, выработки отношения. 3. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения. 4. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми |
Игровая, познавательная, проблемно – ценностное общение, проектная
|
Беседа, игра – путешествие, конкурсы. |
Беседа, ролевые игры, викторины, КВН |
Социальные проекты, экскурсии. |
||||||||
3 класс |
||||||||||||
1. Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. 2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения, выработки отношения. 3. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения. 4. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми |
Игровая, познавательная, проблемно – ценностное общение, проектная
|
Беседа, игра – путешествие, конкурсы. |
Беседа, ролевые игры, викторины, КВН |
Социальные проекты, экскурсии. |
||||||||
4 класс |
||||||||||||
1. Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. 2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения, выработки отношения. 3. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения. 4. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми |
Игровая, познавательная, проблемно – ценностное общение, проектная
|
Беседа, игра – путешествие, конкурсы. |
Беседа, ролевые игры, викторины, КВН |
Социальные проекты, экскурсии. |
||||||||
Критерии оценивания предметных результатов по окружающему миру ФГОС НОО (2-4 классы)
В рамках курса «Окружающий мир» разнообразные полученные школьниками знания
должны позволять им описывать свои наблюдения, помогать отвечать на возникающие у
них вопросы. Фактически нужны прочные знания и навыки использования данных знаний
при решении заданий различного уровня.
Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только
решение полноценной задачи, то есть умения по использованию знаний.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной
форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в
неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из
нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя
проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений
учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Способы оценивания:
- Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником
продуктивных (проектных) заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).
- Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение
важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом
изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их
взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой
темы.
По итогам проверочной, самостоятельной, контрольной работы оценка ставится всем
ученикам.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она
является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на
результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после
наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Оценка «5»: уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не
более одного недочета; логичность и полнота изложения.
Оценка «4»: уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование
дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность
суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или
4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по
пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности
в изложении материала.
Оценка «3»: достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых
к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному
материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному
материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия
вопроса.
Оценка «2»: уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов
по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого
вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Тестовая работа, диагностическая работа (формат ВПР, НИКО)
Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и
исправления. Уровень высокий: 90% -100% от общего объѐма заданий.
Оценка «4»: безошибочное выполнение не менее 3/4 заданий. Уровень повышенный: 75%- 89% от общего объѐма заданий.
Оценка «3»: правильное выполнение не менее 1/2 заданий. Уровень базовый: 51% - 74% от общего объѐма заданий.
Оценка «2»: большинство заданий не выполнено. Уровень низкий: менее 50% от общего объѐма заданий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.