Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
__________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(начальное общее образование)
по учебному предмету
окружающий социальный мир
для учащегося 4 «А» класса
на 2019-2020 учебный год
Количество часов: 69 ч.
Учитель: Л. В. Долгопятова
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий социальный мир» разработана в соответствии:
- с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями и с интеллектуальными нарушениями;
- с учётом индивидуальных особенностей учащегося;
- с материально – техническими возможностями школы;
на основе:
- федерального УП (2017) для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы начального образования в рамках реализации ФГОС ОВЗ и ИН.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
* Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
* на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)
* Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
* Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Согласно «Постановлению Правительства от 10 июля 2019 №875 «О переносе выходных дней в 2020 году» и календарному графику МБОУ СОШ №12 1 урок совпадает с государственным праздником, исходя из вышеизложенного, учебный материал был уплотнен.
Настоящая программа обучения по предмету «Окружающий социальный мир» составлена с учетом особенностей обучающихся, их интеллектуального и физического развития в соответствии с УМК: Кудрина С. В. Окружающий мир : учебник для 1,2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016
Кудрина С. В. Окружающий мир. 1,2 класс : рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017
Цель программы:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи программы:
- познакомить детей с явлениями
социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.
Коррекционные задачи:
- развитие чувственного познания;
- формирование адекватного восприятия окружающего мира;
- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
- коррекция восприятия;
- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
· знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
· формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика предмета:
Обучение детей в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. Предмет «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Место предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» в 4 классе определена школьным учебным планом, календарным графиком и соответствует:
Содержание учебного предмета.
Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Продукты питания», «Предметы быта», «Квартира, дом, двор»
Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.
Формы организации учебных занятий:
Урок.
1. Уроки формирования новых знаний:
2. Уроки обучения умениям и навыкам.
· Комбинированный урок.
· Практикумы.
3. Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
Количество часов на изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 4 классе
Класс |
Количество часов на курс |
Количество часов в неделю |
4 класс |
68ч |
2ч |
Распределение количество часов по четвертям
1четверть |
2четверть |
3четверть |
4четверть |
Итого |
16 ч. |
14 ч. |
22 ч. |
16ч. |
68 ч. |
1. Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Наименование основных разделов |
||||
Всего часов |
||||
1.Школа |
18ч. |
- |
‑ |
‑ |
2. Предметы быта |
- |
16ч. |
- |
- |
3. Предметы и материалы, изготовленные человеком |
- |
- |
18ч. |
- |
4. Квартира, дом, двор |
- |
- |
8ч. |
-. |
5. Город |
- |
- |
- |
6ч. |
6. Страна |
- |
- |
- |
3ч. |
Всего часов |
18ч. |
16ч. |
26ч. |
9ч. |
мир» в 4 классе
№ |
Основные темы программы |
Количество часов по теме |
Коррекционная работа |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
Школа |
18ч. |
-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации; -Коррекция зрительной памяти; -Формирование фразовой речи учащихся; -Развитие элементов логического мышления; -Формирование и развитие активного словаря учащихся; -Формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам; -Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий; -Коррекция общей и мелкой моторики. |
-направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
-удержание взгляда на говорящем;
-выполнение пошаговых инструкций педагога; -выполнять действия по образцу и по подражанию.
- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;
- выполнять задания в течение определенного периода времени;
- выполнять задания от начала до конца;
- выполнять задания с заданными качественными параметрами.
- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
2 |
Предметы быта |
16ч. |
-Развитие фразовой речи; -Формирование пассивного и активного словаря; -Формирование умения слушать собеседника; -Коррекция мышления: операции обобщения, классификации; -Коррекция зрительной памяти; -Формирование словообразовательной функции речи; -Коррекция операций обобщения, анализа и классификации. -Расширение практического опыта детей. |
|
3 |
Квартира, дом, двор |
8ч. |
-Формирование мышления: операции сравнения, обобщения и классификации; -Формирование операций мышления (анализ, синтез); -Коррекция зрительного восприятия; -Формирование коммуникативных навыков; -Формирование слухового восприятия. |
|
4 |
Предметы и материалы, изготовленные человеком |
18ч. |
-Коррекция эмоционально-личностной сферы;
-Формирования слухового восприятия; -Коррекция процесса запоминания; -Коррекция коммуникативных навыков; -Формирование процессов анализа, синтеза; -Развитие умения сравнивать, обобщать. |
|
5 |
Город |
6 ч |
|
|
6 |
Страна |
3ч. |
-Коррекция процесса запоминания; -Формирование и развитие фонематического слуха; -Формирование активного словаря; -Развитие коммуникативных навыков; -Развитие общей моторики; -Коррекция вербальной памяти; -Коррекция нарушений устной речи. |
В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:
- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);
- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);
- урок закрепления знаний и формирования БУД (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);
- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);
- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);
- коррекционный урок (на этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении., при этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов)
Используются эффективные педагогические технологии:
-личностно-ориентированные;
-деятельностный подход;
-уровневая дифференциация;
-информационно-коммуникативные;
-здоровье-сберегающие;
-игровые технологии.
Основные межпредметные связи строятся по линии:
Окружающий социальный мир -окружающий природный мир (правила поведения на экскурсии,);
Окружающий социальный мир - чтение (узнавание букв, произнесение звуков);
Окружающий социальный мир - изобразительная деятельность (узнавать на картинках изучаемые объекты, распознавание основных цветов);
Окружающий социальный мир -устная речь (называние и описание символов Нового года, называние предметов окружающего социального мира, формирование устной речи на уроках игровой направленности);
Окружающий социальный мир - ручной труд (свойства ткани);
Окружающий социальный мир -письмо (повторение изученных букв);
Окружающий социальный мир -человек (продукты питания).
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий социальный мир» в 4 классе
на 2019 – 2020 учебный год
|
Раздел. Тема урока. |
Кол-во часов |
Дата |
Школа (18 ч) |
|
|
|
1 |
Зоны класса. |
2 |
03.09 |
2 |
05.09 |
||
3 |
Распорядок школьного дня. |
2 |
10.09 |
4 |
12.09 |
||
5 |
Школьные принадлежности. |
2 |
17.09 |
6 |
19.09 |
||
7 |
Представление о себе как члене коллектива класса. |
2 |
24.09 |
8 |
26.09 |
||
9-10 |
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. |
2 |
01.10 03.10
|
11-12 |
Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией |
2 |
09.10 10.10 |
13-14 |
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. |
2 |
15.10 17.10 |
15-16 |
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. |
2 |
22.10 24.10
|
17-18 |
Умение выражать свой интерес к другому человеку |
2 |
05.11 07.11 |
Предметы быта (16 ч) |
|
|
|
19-20 |
Узнавание (различение) электробытовых приборов. Часы: наручные, настенные, механические, электронные |
2 |
12.11 14.11 |
21-22 |
Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором |
2 |
19.11 21.11 |
23-24 |
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). |
2 |
26.11 28.11 |
25-26 |
Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). |
2 |
03.12 05.12 |
27-28 |
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). |
2 |
10.12 12.12 |
29-30 |
Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря |
2 |
17.12 19.12 |
31-32 |
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть). Знание назначения предметов интерьера. |
2 |
24.12 26.12 |
33-34 |
Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа). |
2 |
14.01 16.01 |
|
Предметы и материалы, изготовленные человеком. |
18 ч |
|
35-36 |
Бумага и ее свойства. Виды бумаги по плотности, по фактуре. |
2 |
21.01 23.01 |
37 |
Различение видов бумаги по плотности и фактуре. |
1 |
28.01
|
38 |
Предметы, изготовленные из бумаги. |
1 |
30.01 |
39-40 |
Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: ножницы, дырокол, шило. |
2 |
04.02 06.02 |
41-42 |
Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). |
2 |
11.02 13.02 |
43-44 |
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). |
2 |
18.02 20.02 |
45-46 |
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). |
2 |
25.02 27.02 |
47-48 |
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). |
2 |
03.03 05.03 |
49-50 |
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.) |
2 |
10.03 12.03 |
51-52 |
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). |
2 |
17.03 19.03 |
Квартира, дом, двор (8 ч) |
|
|
|
53-54 |
Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) |
2 |
31.03 02.04 |
55-56 |
Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный). |
2 |
07.04 09.04 |
57-58 |
Места общего пользования в доме: чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт |
2 |
14.04 16.04 |
59-60 |
Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры) |
2 |
21.04 23.04 |
|
Город (6 ч) |
|
|
61-62 |
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки). |
2 |
28.04 30.04 |
63-64 |
Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом. |
2 |
07.05 12.05 |
65-66 |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. |
2 |
14.05 19.05 |
|
Страна (3ч) |
|
|
67-68 |
Название государства, в котором мы живем. Узнавание государственной символики (герб, флаг). |
2 |
21.05. 26.05 |
69 |
Название столицы России. Название города , в котором ты живешь. |
1 |
28.05 |
1. Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: окружающий социальный мир.
· Предметные результаты:
Достаточный уровень: |
Минимальный уровень: |
1. Школа: |
1. Школа: |
Узнавание (различение) зон класса |
Узнавание (различение) зон класса |
Знание назначения зон класса |
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня |
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня |
|
Узнавание (различение) школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования) |
Узнавание (различение) школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования) |
Знание назначения школьных принадлежностей |
|
Представление о себе как члене коллектива класса |
|
Умение выражать свой интерес к другому человеку |
|
2. Предметы и материалы, изготовленные человеком: |
2. Предметы и материалы, изготовленные человеком: |
Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) |
Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) |
Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.)) узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) |
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол) |
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол) |
|
3. Предметы быта: |
3. Предметы быта: |
Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы |
Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы |
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат |
|
Знание назначения часов (частей часов) |
|
4. Квартира, дом, двор: |
4. Квартира, дом, двор: |
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) |
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) |
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом |
Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры) |
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт) |
Написание своего домашнего адреса |
Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры) |
|
Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного) |
|
Написание своего домашнего адреса |
|
· Личностные результаты:
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
* Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
* Принятие контакта, инициированного взрослым.
* Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
* Планирование учебного дня.
* Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
* Следование расписанию дня.
2. Формирование учебного поведения:
* Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
* Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
* Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
* Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
* Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
* Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
* Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
* Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
* Принятие помощи учителя на групповом занятии
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
* Выполнение задания полностью (от начала до конца)
* Выполнение задания с заданными качественными параметрами
* Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Учебно-методический комплекс
Базовое обеспечение:
Кудрина С. В. Мир природы и человека : учебник для 1 класса - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017
Кудрина С. В. Окружающий мир : учебник для 1,2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016
Кудрина С. В. Окружающий мир. 1,2 класс : рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016, 2017
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс, «Вентана-Граф» 2017г.
Дидактические пособия для учителя:
1. Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией И.М.Бгажноковой (Просвещение, 2011г.)
2. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития.
3. Путешествие в мир окружающих предметов. М, Владос, 2003. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д
4. Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Л.В.Шаргородская. – М.: Теревинф, 2006 –56 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.