Рабочая программа по окружающему социальному миру для учащегося 4 класса с ИН вариант 2

  • docx
  • 08.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала соц окр УО 4.docx

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Белокалитвинского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

__________________________________________________________________________

 

 

                                                                            «Утверждаю»

 

                                                                                                   Директор МБОУ СОШ №12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(начальное общее образование)

 

по учебному предмету

 

окружающий социальный  мир

 

для  учащегося 4 «А»  класса

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов:  69 ч.

Учитель: Л. В. Долгопятова

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

     Адаптированная рабочая программа  курса «Окружающий социальный мир» разработана  в соответствии:

- с основными   положениями  Федерального  государственного  образовательного    стандарта  начального  общего   образования для учащихся с ограниченными возможностями и с интеллектуальными нарушениями;

- с учётом  индивидуальных  особенностей  учащегося;

- с материально – техническими  возможностями  школы;

          на  основе:

- федерального УП (2017)  для общеобразовательных  учреждений РФ, реализующих    программы  начального образования  в  рамках   реализации  ФГОС ОВЗ и ИН.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

*        Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

*    на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)

*        Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

*        Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

*        Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

     Согласно  «Постановлению Правительства от 10 июля 2019 №875 «О переносе выходных дней в 2020 году»  и календарному графику МБОУ СОШ №12  1 урок совпадает  с государственным праздником, исходя  из вышеизложенного, учебный материал был уплотнен.

       Настоящая программа обучения по предмету «Окружающий социальный мир»  составлена с учетом особенностей обучающихся, их интеллектуального и физического развития в соответствии с УМК:  Кудрина С. В. Окружающий мир : учебник для 1,2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016

Кудрина С. В. Окружающий мир. 1,2 класс : рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017

    Цель программы:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи программы:

- познакомить детей с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.

Коррекционные задачи:

- развитие чувственного познания;

- формирование адекватного восприятия окружающего мира;

- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

- коррекция восприятия;

- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

 

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:

·         знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

·         формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

 

Общая характеристика предмета:

      Обучение детей в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. Предмет «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.

Место предмета в учебном плане

    Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»  в 4 классе определена школьным учебным планом,  календарным графиком и соответствует:

 

Содержание учебного предмета.

 

Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Продукты питания», «Предметы быта», «Квартира, дом, двор»

Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.

 

Формы организации учебных занятий:

Урок.

1.      Уроки формирования новых знаний:

2.      Уроки обучения умениям и навыкам.

·         Комбинированный урок.

·         Практикумы.

3.      Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.

 

Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).

Количество часов на изучение предмета «Окружающий социальный мир»  в 4 классе

 

Класс

Количество часов на курс

Количество часов в неделю

4 класс

68ч

 

Распределение количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Итого

16 ч.

14 ч.

22 ч.

16ч.

68 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир»

 

Наименование основных разделов

Всего часов

1.Школа

18ч.

-

2. Предметы быта

-

16ч.

-

-

3. Предметы и материалы, изготовленные человеком

-

-

18ч.

-

4. Квартира, дом, двор

-

-

8ч.

-.

5. Город

-

-

-

6ч.

6. Страна

-

-

-

3ч.

Всего часов

18ч.

16ч.

26ч.

9ч.

 

  1. Тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный

мир» в 4 классе

 

Основные темы программы

Количество часов по теме

Коррекционная работа

Характеристика деятельности учащихся

1

 Школа

18ч.

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти;

-Формирование фразовой речи учащихся;

-Развитие элементов логического мышления;

-Формирование и развитие активного словаря учащихся;

-Формирование  положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам;

-Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий;

-Коррекция общей и мелкой моторики.

 

-направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

 

-удержание взгляда на говорящем;

 

-выполнение пошаговых инструкций педагога;

-выполнять действия по образцу и по подражанию.

 

- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;

 

- выполнять задания в течение определенного периода времени;

 

- выполнять задания от начала до конца;

 

- выполнять задания с заданными качественными параметрами.

 

- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. 

2

Предметы быта

16ч.

-Развитие фразовой речи;

-Формирование пассивного и активного словаря;

-Формирование умения слушать собеседника;

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти;

-Формирование словообразовательной функции речи;

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.

-Расширение практического опыта детей.

3

Квартира, дом, двор

8ч.

-Формирование мышления: операции сравнения, обобщения и классификации;

-Формирование операций мышления (анализ, синтез);

-Коррекция зрительного восприятия;

-Формирование коммуникативных навыков;

-Формирование слухового восприятия.

4

Предметы и материалы, изготовленные человеком

18ч.

-Коррекция эмоционально-личностной сферы;

 

-Формирования слухового восприятия;

-Коррекция процесса запоминания;

-Коррекция коммуникативных навыков;

-Формирование  процессов анализа, синтеза;

-Развитие умения сравнивать, обобщать.

5

Город

6 ч

 

6

Страна

3ч.

-Коррекция процесса запоминания;

-Формирование и развитие фонематического слуха;

-Формирование активного словаря;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Развитие общей моторики;

-Коррекция вербальной памяти;

-Коррекция нарушений устной речи.

 

В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:

 

- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);

- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);

- урок закрепления знаний и формирования БУД (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);

- урок обобщения и систематизации знаний  (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);

- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);

- коррекционный урок (на этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении., при этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов)

 

Используются эффективные педагогические технологии:

 

-личностно-ориентированные;

-деятельностный подход;

-уровневая дифференциация;

-информационно-коммуникативные;

-здоровье-сберегающие;

-игровые технологии.

                                                                             

Основные межпредметные связи строятся по линии:

Окружающий социальный мир -окружающий природный мир (правила поведения на экскурсии,);

Окружающий социальный мир - чтение (узнавание букв, произнесение звуков);

Окружающий социальный мир - изобразительная деятельность (узнавать на картинках изучаемые объекты, распознавание основных цветов);

Окружающий социальный мир -устная речь (называние и описание символов Нового года, называние предметов окружающего социального мира, формирование устной речи на уроках игровой направленности);

Окружающий социальный мир - ручной труд (свойства ткани);

Окружающий социальный мир -письмо (повторение изученных букв);

Окружающий социальный мир -человек (продукты питания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий социальный мир» в 4 классе

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Школа (18 ч)

 

 

1

Зоны класса.

2

03.09

2

05.09

3

Распорядок школьного дня.

2

10.09

4

12.09

5

Школьные принадлежности.

2

17.09

6

19.09

7

Представление о себе как члене коллектива класса.

2

24.09

8

26.09

9-10

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.

2

01.10

03.10

 

11-12

Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией

2

09.10

10.10

13-14

Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения  участков школьной территории.

2

15.10

17.10

15-16

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.

2

22.10

24.10

 

17-18

Умение выражать свой интерес к другому человеку

2

05.11

07.11

Предметы быта (16 ч)

 

 

19-20

Узнавание (различение) электробытовых приборов. Часы: наручные, настенные, механические, электронные

2

12.11

14.11

21-22

Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым

прибором

2

19.11

21.11

23-24

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать).

2

26.11

28.11

25-26

Знание назначения предметов мебели. Различение видов

мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

2

03.12

05.12

27-28

Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

2

10.12

12.12

29-30

Знание назначение предметов посуды.

Узнавание (различение) кухонного инвентаря

2

17.12

19.12

31-32

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало,

штора, скатерть). Знание назначения предметов интерьера.

2

24.12

26.12

33-34

Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).

2

14.01

16.01

 

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

18 ч

 

35-36

Бумага и ее свойства. Виды бумаги по плотности, по фактуре.

2

21.01

23.01

37

Различение видов бумаги по плотности и фактуре.

1

28.01

 

38

Предметы, изготовленные из бумаги.

1

30.01

39-40

Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: ножницы, дырокол, шило.

2

04.02

06.02

41-42

Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).

2

11.02

13.02

43-44

Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза,

стакан, оконное стекло, очки и др.).

2

18.02

20.02

45-46

Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).

2

25.02

27.02

47-48

Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.).

2

03.03

05.03

49-50

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.)

2

10.03

12.03

51-52

Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

2

17.03

19.03

Квартира, дом, двор (8 ч)

 

 

53-54

Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)

2

31.03

02.04

55-56

Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный).

2

07.04

09.04

57-58

Места общего пользования в доме: чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт

2

14.04

16.04

59-60

Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)

2

21.04

23.04

 

Город (6 ч)

 

 

61-62

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки).

2

28.04

30.04

63-64

Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом.

2

07.05

12.05

65-66

Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.

2

14.05

19.05

 

Страна (3ч)

 

 

67-68

Название государства, в котором мы живем. Узнавание государственной символики (герб, флаг).

2

21.05.

26.05

69

Название столицы России. Название города , в котором ты живешь.

1

28.05

 

 

 

1.      Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения  учебного  предмета: окружающий социальный мир.

 

·         Предметные результаты:

 

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

1. Школа:

1. Школа:

Узнавание (различение) зон класса

Узнавание (различение) зон класса

Знание назначения зон класса

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня

 

Узнавание (различение) школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)

Узнавание (различение) школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)

Знание назначения школьных принадлежностей

 

Представление о себе как члене коллектива класса

 

Умение выражать свой интерес к другому человеку

 

2. Предметы и материалы, изготовленные человеком:

2. Предметы и материалы, изготовленные человеком:

Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)

Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)

Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.)) узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.)

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)

 

3. Предметы быта:

3. Предметы быта:

Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы

Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы

Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат

 

Знание назначения часов (частей часов)

 

4. Квартира, дом, двор:

4. Квартира, дом, двор:

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)

Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)

Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт)

Написание своего домашнего адреса

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)

 

Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного)

 

Написание своего домашнего адреса

 

 

 

·         Личностные результаты:

 

1.      Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

*        Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

*        Принятие контакта, инициированного взрослым.

*        Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

*        Планирование учебного дня.

*        Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).

*        Следование расписанию дня.

2.      Формирование учебного поведения:

*        Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

*        Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

*        Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

*        Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

*        Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

*        Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

*        Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

*        Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

*        Принятие помощи учителя на групповом занятии

3.      Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

*        Выполнение задания полностью (от начала до конца)

*        Выполнение задания с заданными качественными параметрами

*        Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Базовое обеспечение:

Кудрина С. В. Мир природы и человека : учебник для 1 класса -   Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017

Кудрина С. В. Окружающий мир : учебник для 1,2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016

Кудрина С. В. Окружающий мир. 1,2 класс : рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016, 2017

 

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс,  «Вентана-Граф» 2017г.

 

Дидактические пособия для учителя:

 

1.      Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией И.М.Бгажноковой (Просвещение, 2011г.)

2.      Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития.

3.      Путешествие в мир окружающих предметов. М, Владос, 2003. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д

4.      Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Л.В.Шаргородская. – М.: Теревинф, 2006 –56 с.