Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Высоковская средняя школа»
Новодугинского района Смоленской области
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания педагогического совета от 30.08.2019 № 1 Председатель педагогического совета _____________Соколова Л.Д. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР ____________ Гращенкова Н.Н.
30. 08.2019 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 30.08.2019 № 88 Директор школы _________ Соколова Л.Д. |
Рабочая программа
По предмету Основы религиозных культур и светской этики (светская этика)
Класс 4
Количество часов по программе 34
Учитель Гращенкова Н.Н.
2019 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373
2. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Высоковская СШ».
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
На изучение «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. В том числе 1 итоговая контрольная работа.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета «ОРКСЭ»
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
III. Содержание учебного предмета
Учебный модуль «Основы светской этики»
Тема 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия – наша Родина.
Тема 2. Основы светской этики
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Тема 3. Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
VII. Календарно-тематическое планирование
№ |
Название раздела, темы |
Дата |
|
Тема 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.) |
|
1 |
Россия — наша Родина. |
04.сен |
2 |
НРК. Смоленская область – наш родной край |
11.сен |
|
Тема 2. Основы светской этики (29 ч.) |
|
3 |
Что такое светская этика. |
18.сен |
4 |
Культура и мораль. |
25.сен |
5 |
Особенности морали. |
02.окт |
6 |
Добро и зло. |
09.окт |
7 |
Добро и зло. |
16.окт |
8 |
Добродетель и порок. |
23.окт |
9 |
Добродетель и порок. |
30.окт |
10 |
Свобода и моральный выбор человека. |
13.ноя |
11 |
Свобода и ответственность. |
20.ноя |
12 |
Моральный долг. |
27.ноя |
13 |
Справедливость. |
04.дек |
14 |
Альтруизм и эгоизм. |
11.дек |
15 |
Дружба. |
18.дек |
16 |
Что значит быть моральным. |
25.дек |
17 |
Что значит быть моральным. |
15.янв |
18 |
Род и семья - исток нравственных отношений. |
22.янв |
19 |
Нравственный поступок. |
29.янв |
20 |
Золотое правило нравственности. |
05.фев |
21 |
Стыд, вина и извинения. |
12.фев |
22 |
Честь и достоинство |
19.фев |
23 |
Совесть. |
26.фев |
24 |
Нравственные идеалы |
04.мар |
25 |
Нравственные идеалы |
11.мар |
26 |
Образцы нравственности в культуре Отечества. |
18.мар |
27 |
НРК. Образцы нравственности в культуре родного края. |
01.апр |
28 |
Этикет. |
08.апр |
29 |
Семейные праздники. НРК. Семейные праздники |
15.мар |
30 |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа |
22.мар |
31 |
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. |
29.мар |
|
Тема 3. Духовные традиции многонационального народа России (3 ч) |
|
32 |
Любовь и уважение к родному краю |
13.май |
33 |
Презентация творческих проектов учащихся |
20.май |
34 |
Презентация творческих проектов учащихся |
27.май |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.