РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы религиозных культур и светской этики»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Начальное общее образование
авторская программа по основам религиозных культур и светской этики
для 4 кл. Авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева.
4 класс
Базовый уровень
Вводная часть
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса разработана:
1. на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);
3.на основе приказа Минобрнауки России от 1 февраля 2012г. № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации" в части введения курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года;
4. в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ;
5. в соответствии с Положением о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога ;
6. с учётом « Сборника рабочих программ. Основы религиозных культур и светской этики.» Авторы А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко. М.: «Просвещение», 2014г.
7. на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой.
Данная программа включает содержание 6 модулей:
1. Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики
Для изучения из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе родители (законные представители) учащихся выбрали модуль «Основы светской этики» (протокол родительского собрания в 3 классе __________) .
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, преемственность с примерными программами основного общего образования.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
- планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематический план;
- приложение.
Личностные результаты:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Наиболее важными предметными умениями, формируемыми у учащихся в результате освоения программы по музыке начальной школы, являются следующие (выпускник научится):
· понимать общественные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
· понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
· излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
· соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
· участвовать в обсуждениях, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным тема
2. Содержание учебного предмета
4 КЛАСС
Как работать с учебником. Россия – наша Родина!
Граница между добром и злом
Добро и зло. Названия правил поведения. Долг и совесть. Долг и совесть. Когда мучает совесть? Честь и достоинство. Честь и ее защита. Достоинство человеческой личности. Счастье и смысл жизни. Ради чего живет человек? Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности. Ценные качества человеческой души. Обобщение по теме «Как отличить добро от зла?» Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?»
Каковы истоки правил морали?
Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Зачем семье нужны традиции? Что дает человеку семья? Образцы культуры народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Заповеди богов. Правила морали разных религий. Может ли быть доброта без бога. Обобщение по теме « Каковы истоки правил морали?» Представление проектов по теме « Каковы истоки правил морали?»
Какие правила морали особенно важны в школе?
Правила поведения в школе. Роль ученика. Равновесие школьных прав и обязанностей. Новые ситуации -новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Слова -форма для выражения мыслей. Действия -форма для поступков. Обобщение по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?» Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?». Обобщение курса за год.
3. Тематический план
4 КЛАСС
Содержание |
Количество часов |
Проекты |
Россия — наша Родина |
1 |
|
Как отличить добро от зла? |
14 |
1 |
Каковы истоки правил морали? |
10 |
1 |
Какие правила морали особенно важны в школе? |
9 |
1 |
ИТОГО |
34 |
3 |
4. Календарно-тематическое планирование
Приложение к рабочей программе
« Основы светской этики.4класс»
№ урока |
Планир.дата проведения |
Факт.дата проведения |
Тема урока |
Примечания |
1 |
|
|
Как работать с учебником. Россия – наша Родина! |
|
|
Как отличить добро от зла? |
|
||
2 |
|
|
Граница между добром и злом |
|
3 |
|
|
Добро и зло. Названия правил поведения |
|
4 |
|
|
Долг и совесть |
|
5 |
|
|
Долг и совесть. Когда мучает совесть? |
|
6 |
|
|
Честь и достоинство |
|
7 |
|
|
Честь и ее защита |
|
8 |
|
|
Достоинство человеческой личности |
|
9 |
|
|
Счастье и смысл жизни |
|
10 |
|
|
Ради чего живет человек? |
|
11 |
|
|
Справедливость и милосердие |
|
12 |
|
|
Золотое правило нравственности |
|
13 |
|
|
Ценные качества человеческой души |
|
14 |
|
|
Обобщение по теме «Как отличить добро от зла?» |
|
15 |
|
|
Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?» |
|
|
Каковы истоки правил морали? |
|
||
16 |
|
|
Ценность рода и семьи. Как появилась семья? |
|
17 |
|
|
Зачем семье нужны традиции? |
|
18 |
|
|
Что дает человеку семья? |
|
19 |
|
|
Образцы культуры народов |
|
20 |
|
|
Обычаи нравственной культуры |
|
21 |
|
|
Взгляд светский и взгляд религиозный. Заповеди богов |
|
22 |
|
|
Правила морали разных религий |
|
23 |
|
|
Может ли быть доброта без бога |
|
24 |
|
|
Обобщение по теме « Каковы истоки правил морали?» |
|
25 |
|
|
Представление проектов по теме « Каковы истоки правил морали?» |
|
|
Какие правила морали особенно важны в школе? |
|
||
26 |
|
|
Правила поведения в школе. Роль ученика |
|
27 |
|
|
Равновесие школьных прав и обязанностей |
|
28 |
|
|
Новые ситуации -новые правила |
|
29 |
|
|
Этикет – форма для содержания этики |
|
30 |
|
|
Слова -форма для выражения мыслей |
|
31 |
|
|
Действия -форма для поступков |
|
32 |
|
|
Обобщение по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?» |
|
33
34 |
|
|
Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?» |
|
|
|
Обобщение курса за год(Внеклассное мероприятие) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.