РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса разработана в соответствие с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
-Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
-Материалами Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг. Программа ОРКСЭ. Письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ «Методические материалы…» от 30.04.2010 г. № 03-831 и от 21.05.2010 г. № 03-1032.
-ПриказомМинобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ).
-Протоколом заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 «О введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего модули «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 29.12.2014г.);
-Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).
Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти-фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен-ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче-видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна-ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин-формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна-чение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны-ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми-ровоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерели-гиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необ-ходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики: имеющего комплексный характер, знакомящее школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав-ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель учебного курса:формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
— Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
— Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
— Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
— Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета.
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций.
Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну.
Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России.
В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием.
Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…».
Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям. В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:
— ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
— педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета;
— системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
— единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенной учебной нагрузки. Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учеб-ного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учеб-ных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образо-вательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обуче-ния ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и пре-зентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обоб-щить ранее изученный материал, освоить его в творческой, дея-тельностной форме.
Коррекционно-развивающее значение учебного предмета
У детей с ЗПР преимущественно нормальный интеллект, но отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьныминавыками чтения, письма, счета. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможнофункционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являютсяпричинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
При организации обучения детей с ЗПР необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал,подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.
Обучающимся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемыобучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов;использовать ориентировочную основу действий: опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания).
Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники
через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха,которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но бытьдоступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фонеопределённой затраты усилий.
В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли егоребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать вних положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражненийзаписывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибкав процессе мышления.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в нашемобразовательном учреждении является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностнуюсамореализацию.
Дети с ЗПР нуждаются в поддержке учителя, в развитии у них положительной самооценки. Таким детям необходимо корректноделать замечание, если что-то сделано неправильно, разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это являетсядля них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления.
Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетомзадач коррекционно-развивающего обучения:
— охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных
срывов;
— создание климата психологического комфорта;
— создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование общеучебных умений и навыков;
— формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля;
— развитие умений воспринимать и использовать информацию из различных источников, в целях успешного осуществления учебно-познавательнойдеятельности;
— индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции.
Предусмотренывариативность практических заданий, время их выполнения, формы общения с ребенком.
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
индивидуальный подход;
— предотвращение наступления утомляемости;
— активизация познавательной деятельности;
— обогащение знаниями об окружающем мире;
— особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
— проявление педагогического такта.
Результаты освоения учебного курса
Обучение детей по
программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть
направлено на достиже-ние следующих
личностных, метапредметных и предметных ре-зультатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичнос-ти, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до-верия и уважения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального по-ведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав-ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо-циональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни-ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно-му отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и зада-чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ-ления;
— формирование умений планировать, контролировать и оце-нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек-тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши-бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств ин-формационно-коммуникационных технологий для решения раз-личных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполне-ния учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав-нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при-чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж-дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен-тировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос-ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, по-нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно-сти России;
— осознание ценности нравственности и духовности в челове-ческой жизни.
Содержание учебного курса
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель-но связанных друг с другом шести учебных модулей: Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логичес-кую завершённость по отношению к установленным целям и ре-зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса орга-низовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и ЗО) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематичес-кого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2 — 29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют со-держание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным моду-лем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят пра-вославные христиане. Добро и зло в православной традиции. Зо-лотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Пра-вославие в России. Православный храм и другие святыни. Сим-волический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), пра-вославный календарь. Праздники. Христианская семья и её цен-ности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ-ного и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и рели-гия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравствен-ности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена ме-четь. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в Рос-сии. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ-ного и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и рели-гия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буд-дийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ри-туалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддий-ской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ-ного и многоконфессионального народа России
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и рели-гия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иуда-изма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. От-ветственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ-ного и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители пре-дания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Рели-гии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религи-ях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в ре-лигиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответ-ственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаи-мопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ-ного и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Раздел 1. Этика общения. Основой этого раздела слу-жат знания о нравственных понятиях, определяющих представление школьников о воспитанности, этических нормах взаимодействия и общения с окружающими и сверстниками, понимание сочетания внешнего и внутрен-него в нравственной характеристике личности.
Раздел 2. Этикет. В данном разделе определяется нрав-ственная сущность и содержание устоявшихся правил поведения в типичных, часто повторяющихся ситуациях взаимодействия людей. Этикет как условный церемониал определяет смысловое значение основных критериев пове-дения человека: здравый смысл, стремление к красоте, гу-манизм. Этические нормы этикета предполагают освоение детьми навыков поведения за столом, умения правильно вести себя в гостях, в типичных жизненных ситуациях и домашней обстановке, применение этикетных правил в повседневной школьной жизни.
Раздел 3. Этика человеческих отношений. Здесь опре-деляются нравственные основы взаимоотношений с окру-жающими взрослыми и сверстниками, а также в семье на принципах уважения и доброжелательности, овладения нюансами в стремлении понять душевное состояние дру-гих, чутко откликнуться на него.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе, обознача-ющая нравственную сущность взаимодействия людей в коллективной жизнедеятельности, построении от ноше-ний, типичное и особенное в поведении и высказываниях школьников, отношениях между мальчиками и девочка-ми. Сюда входит и освоение нравственных основ поведе-ния личности в коллективе.
Продолжение и развитие освоения школьниками основ этики, формирование этической культуры детей определя-ются в содержании второй части курса в следующих раз-делах:
Раздел 1. Простые нравственные истины. Этот раздел включает учеников в процесс осознания и переживания вечных истин как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, углубляющих такие понятия, как «добро», «милосердие», последовательно подводящих к личностному осмыслению понятия «совесть».
Раздел 2. Душа обязана трудиться. Содержание этого раздела определяет нравственную суть душевности в чело-веке и ведёт к пониманию человеческого соучастия в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отно-шению к другому человеку, к умению понять и простить, проявить терпимость, отнестись с уважением к иным тра-дициям, мышлению, образу жизни.
Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер. Учащиеся включаются в процесс осмысления причин и источников переживаемых обид, помогают найти способы их преодоления, подходят к пониманию важности беско-рыстия, значимости соотношения чувств и разума во вза-имодействии с окружающими и в своей семье.
Раздел 4. Судьба и Родина едины. Содержание этого раздела стимулирует понимание ребёнком нравственных основ в окружающем его мире, значимость патриотизма и гражданственности в собственном опыте жизни, неразрыв-ности с Родиной, необходимости собственной ответствен-ности за это единство.
Данные разделы охватывают весь ракурс жизнедеятель-ности человека в обществе и государстве, его взаимодей-ствие с людьми и окружающим миром. Они включают простые нормы нравственности, которые основываются на гуманистических принципах жизнедеятельности челове-ка в обществе. «Гуманизм» — этический термин, смысл которого — проявление уважения и доброжелательного отношения к каждому человеку. Человек и его жизнь-главные ценности и основания гуманистических идей и принципов.
Критерии оценивания по курсу ОРКСЭ
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
По данному курсу предполагается: безотметочный принцип обучения.
Безотметочная система позволяет составить обобучающихся объективное представление, более полно раскрыть их способности. Обучающиеся должны:
- иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях мировых религиозных культур, понятиях благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к родителям, Родине и последствиях нарушения моральных норм;
- иметь первичные сведения из истории традиционных религий России, знать главные события истории религий и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;
- уметь применять духовно-нравственные правила в общении с окружающими людьми (в семье, в школе).
Безотметочная система обучения обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными.
Итоговым контролем безотметочной системы может быть творческий проект.Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Учитель не ограничивает в выборе тем: каждый ученик должен выбрать то, что по-настоящему будет ему интересно. Главным этапом в проектной деятельности является защита проекта, которая может проходить в форме праздника, конференции или в рабочей обстановке, на уроке. Традиционно оценивает работу над проектом учитель, используя критерии и показатели подготовки, результатов и презентации проекта. Можно предложить ученикам оценить работу своих одноклассников, существенно упростив критерии оценивания. Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций, издания газет, журналов и т.д. Предлагается качественнаявзаимооценка в виде создания и презентации творческих работ.
Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Программы для общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики», издательство «Просвещение».
2. Учебник для 4 класса «ОРКСЭ» Данилюк А.Я.
Календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)
№ |
Дата |
Название темы/раздела |
Тип урока |
Кол-вочасов |
Основное содержание (термины, понятия) |
Хар-ка Основных видов учебной деятельности |
Планируемые предметные результаты |
УУД |
Контроль |
1 |
|
Россия - наша Родина. |
ОНЗ |
1 |
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. |
Знакомство с курсом «Основы православной культуры». Духовный мир человека, культурные традиции, для чего они существуют Знакомство с курсом «Основы православной культуры». Духовный мир человека, культурные традиции, для чего они существуют Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм |
Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. |
П. Строить сообщения в устной форме. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» |
2 |
|
Что такое светская этика? |
ОНЗ |
1 |
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения чело- века, их характеристика. |
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. |
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. |
Регулятивные:осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Познавательные:овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; познакомится с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе Коммуникативные:слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Творческая работа «Составление предложений со словами культура». |
3 |
|
Мораль и культура. |
ОНЗ |
1 |
Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. |
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. |
Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
4 |
|
Особенности морали. |
ОНЗ |
1 |
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» |
||
5-6 |
|
Добро и зло. |
УОН |
2 |
Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление
тактичности и Забота о родных и близких. Бес- корыстная помощь нуждающимся в ней
людям. Повседневные |
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. |
Понимать и сопереживать чувствам других людей. |
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» |
|
7-8 |
|
Добродетели и пороки. |
ОНЗ |
2 |
Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие
|
Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. |
Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» |
||
9 |
|
Свобода и моральный выбор человека. |
ОНЗ |
1 |
Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. |
Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. |
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. |
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». |
|
10 |
|
Свобода и ответственность. |
УОН |
1 |
Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Ситуации морального выбора |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. |
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» |
||
11 |
|
Моральный долг. |
УОН |
1 |
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. |
Уметь осознавать ценности человеческой жизни. |
П. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. |
Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» |
|
12 |
|
Справедливость. |
УОН |
1 |
Что такое справедливость? По каким признакам можно судить о справедливости. Моральные правила, чтобы быть справедливым. |
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. |
Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» |
||
13 |
|
Альтруизм и эгоизм. |
ОНЗ |
1 |
Понятия «альтруизм» и «эгоизм». Что значит быть разумным эгоистом? |
Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» |
||
14 |
|
Что значит быть моральным? |
ОНЗ |
1 |
Закрепление понятий «добро и зло, добродетель, свобода». Что такое моральный выбор и моральные нормы. |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …» |
||
15 |
|
Дружба. |
УОН |
1 |
Проявление дружелюбия в сказках ив жизни, в произведениях детской литературы. Понятия друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. Как себя вести в гостях Понятие честности и искренности. Из истории традиций по выявлению честности и лжи |
Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. |
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
16 |
|
Творческие работы учащихся. |
УОН |
1 |
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. |
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|||
17 |
|
Презентация творческих работ. |
УОН |
1 |
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. |
||||
18 |
|
Род и семья – исток нравственных отношений |
УОН |
1 |
род, семья, фамилия, родословная |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
о взаимосвязях между культурой, моральными традициями и поведением людей.
|
Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации раз личных позиций в сотрудничестве. |
Самостоятельная работа |
19 |
|
Нравственный поступок |
ОНЗ |
1 |
Понятие «нравственный поступок». Признаки нравственного поступка |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
20 |
|
Золотое правило нравственности |
ОНЗ |
1 |
Почему появилось, как формировалось и как применять золотое правило нравственности. |
О моральных и этических требованиях, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
Самостоятельная работа |
||
21 |
|
Стыд, вина и извинения |
УОН |
1 |
Понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние |
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
22 |
|
Честь и достоинство |
УОН |
1 |
Основные понятия: Честь. Достоинство. Кодекс чести |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Самостоятельная работа |
||
23 |
|
Совесть |
УОН |
1 |
стыд, честь, с честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон овесть. |
Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм |
О моральных и этических требованиях, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
24 |
|
Нравственные идеалы |
ОНЗ |
1 |
Основные понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Регулятивные УУД: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности. Познавательные УУД: Анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. Отбор опорных слов. Поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявляя к нему внимание |
Самостоятельная работа |
25 |
|
Нравственные идеалы |
УР |
1 |
Основные понятия: Джентльмен. Леди |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|||
26 |
|
Образцы нравственности в культуре Отечества |
ОНЗ |
1 |
Основные понятия: Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист |
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. |
Нормы морали и нравственности в жизни людей, общества, примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. |
Самостоятельная работа |
|
27 |
|
Этикет |
ОНЗ |
1 |
Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Самостоятельная работа |
||
28 |
|
Семейные праздники |
УОН |
1 |
Семейные праздники семьи, традиции семьи |
Формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека |
нравственные формы поведения и нормы разных культурных традиций. |
Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
29 |
|
Жизнь человека – высшая нравственная ценность |
УОН |
1 |
Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Самостоятельная работа |
|
30 |
|
Подведение итогов. Любовь и уважение к Отечеству |
ОНЗ |
1 |
Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. |
Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
31-34 |
|
Итоговый урок |
УОН |
4 |
Религия, заповедь, религиозные символы. Светское общество, норма, мораль |
Участвуют в диспутах учатся слушать собеседника и излагать своё мнение |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)
№ п/п |
Дата |
Тема урока Тип урока |
Всего часов |
Элемент содержания |
Планируемые результаты |
Контрольно - оценочная деятельность |
||||
|
|
|
|
|
Предметные результаты |
Личностные и метапредметные результаты |
Вид |
Форма |
||
|
Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1час |
|||||||||
1 |
|
Россия - наша Родина. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. |
узнавать государственную символику РФ, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре.
|
принимать нравственные ценности: Отечество, долг, нравственность, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. |
ЛУУД: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. РУУД: осознавать этапы организации учебной работы. |
ТК |
УО
|
|
Блок №2 Основы мировых религиозных культур - часть 1 (16 часов) |
||||||||||
2 |
|
Культура и религия. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Духовный мир человека. Культурные традиции и их сущность. Основы духовной традиции православия. |
самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
|
понимать значение культуры и религии и в выстраивании конструктивных отношений в обществе. |
РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. |
ТК |
УО
|
|
3 |
|
Человек и Бог в православии. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
|
1 |
Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Понятие – православный человек. Основные понятия православной культуры. Сущность православия. |
передать главное из прочитанного и прослушан- ного текста; осуществлять запись выборочной информации по заданной теме. |
понимать и принимать первоначальные представления о религиозной культуре. |
ТК |
УО Сб |
||
4 |
|
Православная молитва. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Виды молитв. Понятие «благодать». Кто такие святые. Молитва «Отче Наш». |
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне. |
ТК |
УО ВзО |
||
5 |
|
Библия и Евангелие. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. |
формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новой теме. |
РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера. КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. |
ТК |
ПО |
|
6 |
|
Проповедь Христа Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Сущность учения Христа. Нагорная проповедь. О мести, о богатстве, завет Христа. |
отвечать на вопросы различного характера, связанные темой; строить не большой рассказ. |
осознанно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение по теме. |
ТК |
УО Ср Сб |
||
7 |
|
Христос и его крест. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Боговоплощение. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика Креста. |
строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. |
преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
ТК |
ПР Сб |
||
8 |
|
Пасха. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Воскресение Христа. Русская Пасха. Празднование Пасхи. Обычаи Пасхи. |
грамотно формулировать вопросы; самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. |
самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне. |
ТК |
УО Ср |
||
9 |
|
Православное учение о человеке. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Душа - дар Бога человеку. Образ Божий в человеке. Внутренний мир человека. Болезни души. |
формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
чувству ответственности за себя и своих близких. |
ЛУУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. ЛУУД: формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение. |
ТК |
УО Пр |
|
10 |
|
Совесть и раскаяние. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Понятия добро, зло, грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии. |
отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. |
понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им. |
ТК |
УО СР |
||
11 |
|
Заповеди. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Десять заповедей Бога. Общие черты у воровства и убийства. Как зависть гасит радость. |
осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. |
проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. |
ТК |
Пр |
||
12 |
|
Милосердие и сострадание. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Отличие дружбы от милосердия. Милосердие как важнейшая добродетель. Притча о добром самарянине. Кто является для христианина ближним? Милостыня. Отношение христианина к людям. |
передать главное из прочитанного и прослушанного текста. работать со схемой - планом. |
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новой теме. |
РУУД: осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности. |
ТК |
УО СР Т |
|
13 |
|
Золотое правило этики. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Главное правило человеческих отношений (золотое правило этики). Сущность понятия неосуждение. |
работать со словарём, схемой; самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. |
самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне. |
КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации |
ТК |
СР Т |
|
14 |
|
Храм. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Храм – дом бога. Устройство православного храма (иконостас, царские врата, алтарь). |
формулировать собственное мнение и позицию.учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
осознанно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение по теме. |
ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. РУУД: определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок |
ТК |
УО Сб |
|
15 |
|
Икона. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Что такое икона. Отличие иконы от картины. Свет иконы. Иконы и молитва. |
передать главное из прочитанного и прослушанного текста; работать со словарём.
|
самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне. |
ТК |
УО Ср |
||
16 |
|
Творческие работы учащихся. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. |
2 |
Индивидуальные консультации, сбор материала. |
излагать свое мнение по поводу значения религии и культуры в жизни людей и общества; анализировать ответ. |
осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели; проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. |
ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. |
Ит |
Т Пр |
|
17 |
|
Творческие работы учащихся. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности |
Оценка деятельности учащихся |
при контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации; давать оценку и анализировать ответ. |
Ит |
ТР |
||||
Блок №3 Основы православной культуры - часть 2 (13 часов) |
||||||||||
18 |
|
Как христианство пришло на Русь. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Духовный мир человека. История распространения православной культуры. Крещение Руси. Святая Русь.
|
строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. |
первоначальным представлениям о традиционных религиях, их роли в истории России. |
КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации ЛУУД: воспитывать чувство гордости за Родину, прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан. |
ТК |
УО ВзО |
|
19 |
|
Подвиг. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Сущность понятия подвиг. Жертвенный подвиг. Человеческая жертвенность. Подвижник. |
излагать свое мнение по поводу истории религий в жизни людей нашей страны; анализировать ответ. |
ТК |
УО Т |
|||
20 |
|
Заповеди блаженств. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Нагорная проповедь Христа. Понятия дух, духовность, нищие духом. Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное.
|
формулировать собственное мнение и позицию.учитывать другое мнение и позицию, стрмиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
основам нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания. |
ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения. РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. |
ТК |
УО |
|
21 |
|
Зачем творить добро? Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Золотое правило этики. Характеристика добродетелей: дружелюбие, честность, ответственность, трудолюбие, самоотверженность. Понятие святой и святость. Заповедь академика Д.С. Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое». |
строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. |
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. |
ТК |
УО Сб |
||
22 |
|
Чудо в жизни христианина. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
О Святой Троице. Понятие добродетель и три главные христианские добродетели - вера, надежда, любовь. |
самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
|
осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. |
РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. ЛУУД: основы для осознания этнической, культурной, семейной, гражданской идентичности. ПУУД: полно и адекватно воспринимать художественный и научно - познавательный текст. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. |
ТК |
УО СР Т |
|
23 |
|
Православие о Божьем суде. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Притча о Божьем суде. Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. |
грамотно формулировать вопросы; самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. |
адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллектив- ной деятельности. |
ТК |
УО В |
||
24 |
|
Таинство причастия. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Тайная вечеря. Как Христос передал Себя ученикам. Сущность понятия причастия. Христианские таинства. Литургия. |
при контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации; давать оценку и анализировать ответ. |
допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
ТК |
УО Т |
||
25 |
|
Монастырь. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Сущность понятия монах (монахиня). Главное правило монашеской жизни. Послушание и монашеский обет, постриг монаха. |
формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
|
КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ЛУУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.
|
ТК |
УО СР В |
|
26 |
|
Отношение христианина к природе. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
1 |
Что делает человека выше природы. Ответственность человека за сохранение природы. Христианское милосердие. |
оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. |
быть готовым к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
|
ТК |
УО СР
|
||
27 |
|
Христианская семья. Комплексное применение знаний и способов деятельности. |
1 |
Значимость и ценность семьи в христианстве. Что такое таинство венчания. |
формулировать собственное мнение и позицию.учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
осознавать ценность человеческой жизни.
|
КУУД: развивать умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. РУУД: использовать речевые средства и средства информационно –коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. |
ТК |
УО В |
|
28 |
|
Защита Отечества. Комплексное применение знаний и способов деятельности.
|
1 |
Справедливая оборонительная война. О святых защитниках Родины Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков. |
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. |
основным нормам религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. |
ТК |
УО К
|
||
29 |
|
Христианин в труде. Комплексное применение знаний и способов деятельности. |
1 |
О первом грехе людей. Заповедь труда. Напрасный труд. |
ТК |
УО |
||||
30 |
|
Любовь и уважение к Отечеству. Комплексное применение знаний и способов деятельности.
|
1 |
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ. Любовь - основа нашей жизни. Любовь – служение на благо Отечества. |
чувству гордости за Родину, героическое прошлое России, чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам достижениям народа |
понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. |
ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. |
ТК |
УО Т |
|
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа) |
||||||||||
31 |
|
Подготовка творческих проектов. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности |
4 |
Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам. |
поиск необходимой информации для выполнения заданий; подготовка сообщений и проектов по выбранным темам; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет. |
РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов. КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета.Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. |
ИК |
ТР ПРУ |
|
32 |
|
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе» » Урок обобщения и сис-тематизации знаний и способов деятельнос-ти учащихся |
Оценка деятельности учащихся |
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
|
ИК |
П ТР |
||||
33 |
|
Представление творческих работ учащихся Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся |
Оценка деятельности учащихся |
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. |
выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи; проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений; соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
|
ИК |
П ТР |
|||
34 |
|
Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся |
|
Оценка деятельности учащихся |
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. |
понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи;понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества; понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. |
ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации
|
ИК |
П ТР |
|
Условные обозначения: ТК – текущий контроль, ИК – итоговый контроль, ТР – творческая работа, СР - самостоятельная работа, ПР – практическая работа, УО - устный опрос, П – проект , Т – тест, К - кроссворд, В - , Сб - сообщение, ВзО - взаимоопрос
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.