Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культуры»

  • docx
  • 03.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по ОПК.docx

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культуры»  включает  разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание курса; тематическое планирование.

Пояснительная записка

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, — это проблема духовно-нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» – это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Цель учебного курса ОРКСЭ «Основы православной культуры» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ «Основы православной культуры»:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:

  1. осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  2.  развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  3. знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  4. осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  5.  умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

 

  1. настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  2.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

 

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 класса:

1.       развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

2.      любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

3.    умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

4.    умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

                  Предметные

5.    развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

  1.  знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
  2.  умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
  3.  умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
  4.  умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
  5.  приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  6.  усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
  7.  приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
  8.  формирование потребности в нравственном совершенствовании.

 

                        СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

                         Раздел I1. Православие и культура.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

                       Раздел II1. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое   крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских  добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Годовое количество часов: 34

 

Количество  часов в неделю: 1

 

Реквизиты программы: Москва «Просвещение» : Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»,  составитель  А.Я.Данилюк .2012г.

Учебно-методическое обеспечение:

«Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России. Основы православной  культуры  4-5 классы.»: учебник  для общеобразовательных учреждений / [ А.В.Кураев ];.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2012

 

 


урока

Дата

проведения урока

Наименование разделов и

тем уроков

Всего

часов

 

 

 Введение в православную духовную традицию.

1

1

 

Россия – наша Родина.

Православие и культура.

1

2

 

Культура и религия.

1

3

 

Человек и Бог в православии.

1

4

 

Православная молитва.

1

5

 

Библия и Евангелие.

1

6

 

Проповедь Христа.

1

7

 

Христос и Его Крест.

1

8

 

Пасха.

1

9

 

Православное учение о человеке.

1

10

 

Совесть и раскаяние.

1

11

 

Заповеди.

1

12

 

Милосердие и сострадание.

1

13

 

Золотое правило этики.

1

14

 

Храм.

1

15

 

Икона.

1

16

 

Творческие работы учащихся.

1

17

 

Подведение итогов.

1

 

 

Православие в России.

 

18

 

Как христианство пришло на Русь.

1

19

 

Подвиг.

1

20

 

Заповеди блаженств.

1

21

 

Заповеди блаженств.

1

22

 

Зачем творить добро?

1

23

 

Чудо в жизни христианина.

1

24

 

Православие о Божием суде.

1

 25

 

Таинство Причастия.

1

26

 

Монастырь.

1

27

 

Отношение Христианина к природе.

1

28

 

Христианская семья.

1

29

 

Защита Отечества.

1

30

 

Христианин в труде.

1

31

 

Любовь и уважение к Отечеству.

1

32

 

Подготовка творческих проектов учащихся.

1

33

 

Выступление обучающихся со своими творческими работами.

1

34

 

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1