СОГБОУ «Вяземская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю: Пр. № 104 М.М.Анисимова « 02 » 09. 2019 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР ____________ « 30 » 08. 2019 г.
|
Принята на Педагогическом совете протокол №5 от 30.08.2019г. |
Рассмотрено на заседании МО « 30 »08.19г. Протокол №4 От 30.08.2019 г. Председатель МО |
Рабочая учебная программа
«Письмо и развитие речи»
для обучающихся 9-б класса
на 2019 – 2020 уч. год.
Программу составила:
учитель Новичкова Е.В.
высшая категория
д.Чёрное
2019
Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014год.
Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ № 29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Учебный план СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» выделяет на изучение письму и развитию речи в 8 классе по 4 ч. в неделю, в течение всего учебного года.
УМК для специальных(коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МО и Н РФ от 24.12.2010г № 2080.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель программы:
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Письмо и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке, как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа адресована обучающимся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская
- учебник «Русский язык» 9 класс, М. «Просвещение», 2012;
- Рабочая тетрадь по русскому языку №1 «Состав слова», М. «Просвещение», 2005;
- Рабочая тетрадь по русскому языку №2 «Имя существительное», М. «Просвещение», 2005;
- Рабочая тетрадь по русскому языку №3 «Имя прилагательное», М. «Просвещение», 2005;
- Рабочая тетрадь по русскому
языку №4 «Глагол», М. «Просвещение», 2005.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Планируемые результаты освоения учебного материала в 9 классе.
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- части речи;
- наиболее распространённые правила правописания слов.
- Словарь.
Авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор, адвокат, администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность, благодаря(чему?), буржуазия, бухгалтер, былина, вентиляция, воззвание, восстание, гарнизон, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник, ежемесячный, жандарм, жюри, забастовка, заведующий, заимообразно, за счёт, иждивенец, избиратель, извержение, издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция, истязать, исцелять, катастрофа, каторга, коллега, коллективизация, колония, комиссар, комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт, легенда, ликвидация, ликование, малодушие, митинг, монархия, обучение, общежитие, объединённый, обычай, обязанность, окрестность, окружение, организация, оригинальный, отчизна,, парламент, планетарий, правительство, правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство, расправа, сберкасса, свидетельство, совершеннолетний, сознательность.
Содержание программного материала
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться и –тся.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.
Правописание числительных от5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4,200,300, 400, 40. 90,100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, наречие , предлог. Употребление в речи.
Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь.
Изложение.
Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование по письму и развитию речи в 9 классе
№ п/п |
Раздел программы, темы. |
Кол-во часов |
Дата
|
|||||||
по плану |
по факту |
|||||||||
|
I четверть |
|
|
|
|
|||||
«ПОВТОРЕНИЕ»7ч. |
||||||||||
1.1. |
Урок России. Простое предложение авиация |
1 |
02.09 |
|
||||||
1.2. |
Простое предложение с однородными членами. автономия, агитация |
1 |
03.09 |
|
||||||
1.3. |
Обращение агрегат, агрессор |
1 |
04.09 |
|
||||||
1.4. |
Сложное предложение с союзами: и, а, но, и союзными словами: который, когда, где, что, чтобы, потому что. Адвокат, администратор, архив |
4 |
05,09,10, 11.09 |
|
||||||
1.5 |
Обобщающий урок по теме: Повторение. Меж аттестационная аттестация.
|
1 |
12.09 |
|
||||||
« ЗВУКИ И БУКВЫ»5 ч. |
||||||||||
2.1. |
Звуки гласные и согласные. |
1 |
16.09 |
|
||||||
2.2. |
Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных буквой Ь аэрофлот, бетон |
1 |
17.09 |
|
||||||
2.3. |
Гласные ударные и безударные. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова. Разделительные Ь и Ъ знаки. |
1 |
18.09 |
|
||||||
2.5. |
Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Количество звуков и букв в словах биография, библиотекарь, благодарность, буржуазия |
1 |
19.09 |
|
||||||
2.7. |
Связная речь. Деловые бумаги, связанные с поступлением на работу: заявление. |
1 |
23.09 |
|
||||||
2.8. |
Контрольный диктант по теме « Повторение». |
1 |
24.09 |
|
||||||
2.9. |
Работа над ошибками былина, вентиляция, воззвание, восстание |
1 |
25.09 |
|
||||||
« СЛОВО. СОСТАВ СЛОВА».15ч. |
||||||||||
3.1. |
Разбор слов по составу гарнизон, гражданин, диагноз, досуг |
2 |
26, 30.09 |
|
||||||
3.2. |
Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов дубликат, единомышленник |
2 |
01,02.10 |
|
||||||
3.3. |
Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроизносимые согласные. |
1 |
03.10 |
|
||||||
3.4. |
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. |
1 |
07.10 |
|
||||||
3.5. |
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-),из- (ис-), раз-(рас-) жюри |
2 |
08,09.10 |
|
||||||
3.6. |
Связная речь. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений: открытое письмо. (Упр. 64) ежемесячно, забастовка, заведующий, расчёт |
1 |
10.10 |
|
||||||
3.7 |
Сложные слова взаимообразно |
1 |
14.10 |
|
||||||
3.8 |
Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без них. |
1 |
15.10 |
|
||||||
3.9 |
Контрольный диктант за 1 четверть. |
1 |
16.10 |
|
||||||
3.10. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
17.10 |
|
||||||
3.11 |
Сложносокращённые слова иждивенец, избиратель, извержение |
2 |
21, 22.10 |
|
||||||
3.12 |
Деловое письмо. Расписка |
1 |
23.10 |
|
||||||
3.13 |
Обобщающий урок по теме « Слово. Состав слова». Подведение итогов за четверть. |
1 |
24.10 |
|
||||||
|
II четверть |
|
|
|
|
|||||
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»10ч. |
||||||||||
4.1. |
Роль существительного в речи. |
1 |
05.11 |
|
||||||
4.2. |
Основные грамматические категории имени существительного |
2 |
06,07.11 |
|
||||||
4.3. |
Собственные и нарицательные существительные издательство |
1 |
11.11 |
|
||||||
4.4. |
Существительные одушевленные и неодушевленные катастрофа |
1 |
12.11 |
|
||||||
4.5 |
Склонение существительных. 1 склонение малодушный |
1 |
13.11 |
|
||||||
4.6 |
Склонение существительных. 2 склонение митинг, анархия |
1 |
14.11 |
|
||||||
4.7 |
Склонение существительных.3 склонение население, оборона |
1 |
18.11 |
|
||||||
4.8 |
Безударные падежные окончания существительны. обучение |
1 |
19.11 |
|
||||||
4.9 |
Существительные с шипящей на конце |
1 |
20.11 |
|
||||||
4.10 |
Несклоняемые существительные |
1 |
21.11 |
|
||||||
4.11 |
Деловое письмо. Заметка. |
1 |
25.11 |
|
||||||
4.12 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
26.11 |
|
||||||
4.13 |
Работа над ошибками отчизна, парламент, планета, профессия |
1 |
27.11 |
|
||||||
4.14 |
Обобщающий урок по теме: «Имя существительное» |
1 |
28.11 |
|
||||||
« ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»11 ч. |
|
|||||||||
5.1. |
Роль прилагательного в речи. |
1 |
02.12 |
|
||||||
5.2. |
Согласование имени прилагательного с именем существительным правонарушение, прогрессивный |
2 |
03,04.12 |
|
||||||
5.3. |
Развитие речи. Деловое письмо: расписка пролетариат, равенство |
1 |
05.12 |
|
||||||
5.4 |
Род, число, падеж прилагательных |
1 |
09.12 |
|
||||||
5.5 |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных |
2 |
10,11.12 |
|
||||||
5.6 |
Упражнения для закрепления расправа, сберкасса, свидетельство |
1 |
12.12 |
|
||||||
5.7 |
Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное» |
1 |
16.12 |
|
||||||
5.8 |
Работа над ошибками сознательность |
1 |
17.12 |
|
||||||
5.9 |
Деловое письмо. Объяснительная записка |
1 |
18.12 |
|
||||||
« ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»9ч. |
||||||||||
6.1. |
Роль личных местоимений в речи. |
1 |
19.12 |
|
||||||
6.2. |
Правописание личных местоимений. |
1 |
23.12 |
|
||||||
6.3. |
Местоимения 1 лица,2лица,3 лица Контрольный диктант за 2 четверть. Работа над ошибками. |
1 2 |
24.12 25,26.12 |
|
||||||
|
||||||||||
III четверть |
||||||||||
1. |
Повторение пройденного по теме « Местоимение» |
2 |
13,14.01 |
|
||||||
Глагол |
|
|||||||||
1. |
Глагол как часть речи Ликвидировать |
1 |
15.01 |
|
|
|||||
2. |
Неопределенная форма глагола беречь, рапортовать |
1 |
16.01 |
|
||||||
3. |
Правописание частицы не с глаголами. |
1 |
20.01 |
|
|
|||||
4. |
Деловое письмо. Заявление |
1 |
21.01 |
|
|
|||||
5. |
Изменение глаголов по лицам и числам |
1 |
22.01 |
|
||||||
|
|
|||||||||
6. |
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени исцелять, благодарю |
2 |
23,27.01 |
|
||||||
7. |
Правописание безударных окончаний глаголов I-II спряжений исследовать |
2 |
28,29.01 |
|
||||||
8. |
Изложение «Побеждает воля» Упр.195 |
1 |
30.01 |
|
||||||
9. |
Правописание глаголов –тся и –ться. Спортсмен, истязать |
2 |
03,04.02 |
|
||||||
10. |
Контрольный диктант по теме « Глагол». Работа над ошибками. |
2 |
05,06.02 |
|
||||||
11. |
Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам экипаж, закабалять |
1 |
10.02 |
|
||||||
12. |
Глаголы повелительной формы коллеги геолог |
1 |
11.02 |
|
||||||
13. |
Правописание глаголов повелительной формы стеречь |
1 |
12.02 |
|
||||||
14. |
Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов тренировать |
1 |
13.02 |
|
||||||
15. |
Упражнение на закрепление по теме «Глагол». Клиент |
1 |
17.02 |
|
||||||
16. |
Деловое письмо «Анкета» |
1 |
18.02 |
|
||||||
Наречие |
||||||||||
1. |
Понятие о наречии. аккуратно |
1 |
19.02 |
|
||||||
2. |
Наречия, которые обозначают время, место, способ действия вчера, теперь |
1 |
20.02 |
|
||||||
3. |
Правописание наречий с –а- и -о на конце. за счет |
2 |
25,26.02 |
|
||||||
4. |
Упражнение на закрепление квитанция |
1 |
27.02 |
|
||||||
5. |
Контрольный диктант по теме «Наречие». Работа над ошибками. |
2 |
02,03.03 |
|
||||||
6. |
Повторение по теме «Наречие». |
1 |
04.03 |
|
||||||
Имя числительное
|
||||||||||
1. |
Понятие об имени числительном. |
1 |
05.03 |
|
||||||
2. |
Количественные и порядковые числительные. излишество |
1 |
10.03 |
|
|
|||||
3. |
Деловое письмо. Доверенность инфекция |
1 |
11.03 |
|
||||||
4. |
Упражнения на закрепление. экологическая катастрофа |
1 |
12.03 |
|
||||||
5. |
Контрольный диктант за III четверть. Работа над ошибками. |
2 |
16,17.03 |
|
||||||
6. |
Повторение пройденного материала. Итоги успеваемости. |
2 |
18,19.03 |
|
||||||
IV четверть |
||||||||||
Имя числительное |
||||||||||
1.
2. |
Правописание числительных: От 5 до 20 и 30; ликвидация 50,60,70,80; от 500 до 900; миллион 90,200,300,400 миллиард, плантация Деловое письмо. Числительные в деловых бумагах. |
4
|
30, 31.03 01,02.04 |
|
||||||
Части речи |
||||||||||
1. |
Распознавание частей речи. Их употребление в речи благодарность, избиратель |
2 |
06,07.04 |
|
||||||
Предложение |
||||||||||
2. |
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. инфекция |
1 |
08.04 |
|
|
|||||
3. |
Предложения распространенные и нераспространенные. обычай |
1 |
09.04 |
|
||||||
4. |
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания. |
2 |
13,14.04 |
|
||||||
5. |
Сочинение - описание по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Упр.278 |
1 |
15.04 |
|
||||||
6. |
Обращение единомышленник |
1 |
16.04 |
|
||||||
7. |
Знаки препинания при обращении |
2 |
20,21.04 |
|
||||||
|
||||||||||
8. |
Сложное предложение |
1 |
22.04 |
|
||||||
9. |
Предложение с союзами –и-, -а, -но, и без союзов дубликат |
1 |
23.04 |
|
||||||
10. |
Предложение со словами когда, где, что, чтобы, потому что. квитанция |
2 |
27,28.04 |
|
||||||
11. |
Контрольный диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками |
2 |
29,30.04 |
|
||||||
12. |
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Манекен |
1 |
04.05 |
|
||||||
13. |
Прямая речь (после слов автора). |
1 |
05.05 |
|
||||||
14. |
Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи диагноз |
1 |
06.05 |
|
|
|||||
15. |
Деловое письмо. Автобиография, библиография |
1 |
07.05 |
|
|
|||||
Повторение |
||||||||||
1. |
Меж аттестационная аттестация |
1 |
13.05 |
|
|
|||||
2. |
Словарные слова ликование |
1 |
14.05 |
|
|
|||||
3. |
Упражнения на закрепление по пунктуации. |
1 |
18.05 |
|
|
|||||
4. |
Упражнения на закрепление по орфографии архив |
1 |
19.05 |
|
|
|||||
5. |
Промежуточная аттестация. Работа над ошибками |
2 |
20,21.05 |
|
|
|||||
6. |
Повторение за четверть и год. Итоги успеваемости. |
1 |
25.05 |
|
|
|||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.