РАБОЧАЯ ПРОГРАММа профессионального модуля
ПМ.02 Геолого-минералогические исследования минерального сырья
2019 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе ФГОС СПО, утверждённого приказом Минобрнауки России от 12.05.2014года №494 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ ( программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация техник – геолог
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина Ольга Анатольевна, преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрена на заседании методического совета ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум».
Протокол № от «29 » 09 2019 г.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
4 |
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
7 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
15 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
18 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Геолого-минералогические исследования минерального сырья
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 21.02.13 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
-выполнение всех видов геологических исследований, осуществления геологического контроля горно-буровых работ в организациях по соответствующему профилю независимо от организационно-правовых форм в качестве техника-геолога и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.ПК 2.1 Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу.
2. ПК2.2 Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях.
3. ПК 2.3 Оформлять результаты предварительных исследований
4 ПК 2.4 Подготавливать пробы минерального сырья для геологических исследований.
Программа профессионального модуля может быть использована для программ профессиональной подготовки: 19638 Шлифовщик горных пород, 1739 Промывальщик геологических проб, 16292 Отборщик геологических проб.
Уровень образования: среднее (полное) общее.
Опыт работы: опыт работы не требуется
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
отбора образцов и проб и подготовки их к полевым и лабораторным анализам; оформления приемки проб на исследование и выдачи результатов анализов; подготовки проб для различных видов исследования.
уметь:
обосновывать выбор хода анализа, реактивов и химической аппаратуры;
производить расчеты и оценивать достоверность результатов анализа;
анализировать вещество химико-аналитическими методами с соблюдением правил техники безопасности;
производить расчеты и оценивать достоверность результатов анализа; пользоваться необходимой справочной литературой при проведении химико-аналитических исследований;
отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы шлиховой диагностики; выбирать метод шлихового опробования; оценивать содержание полезного ископаемого в пробе; проводить шлиховой анализ;
определять минералы шлиха;
определять количество полезного материала в шлихе, определять отдельные физико-механические свойства породы и руды;
составлять отчет по результатам минералогического анализа;
определять нормативные и расчетные значения показателей свойств проб с использованием компьютерных технологий;
обрабатывать и оформлять документально результаты анализов, геохимических исследований;
знать:
теоретические основы и законы аналитической химии;
методы, аппаратуру и технику выполнения анализов;
способы и методы отбоя, отбора, обработки и анализа проб и методы опробования;
методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов;
нормативные требования промышленности к качеству минерального сырья;
устройство, принцип действия, технические характеристики лабораторной и контрольно-измерительной аппаратуры
организацию и методы геохимических исследований;
методику анализа минералов шлиха
методики статистической обработки экспериментальных данных, результатов анализов проб и образцов с использованием программных средств;
1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 735 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 447 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 298 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 149 часов;
Учебная практика – 108 часов
Производственная практика – 180 часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1 Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.1. |
Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу |
ПК 2.2 |
Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях |
ПК 2.3. |
Оформлять результаты предварительных исследований |
ПК 2.4. |
Подготавливать пробы минерального сырья для геологических исследований |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Аттестация по ПМ.02 проводится в виде дифференцированного зачёта в 6 и 7 семестрах и экзамена в 8 семестре
.СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
ПМ.02 Геолого-минералогические исследования минерального сырья
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ПК 2.1-2.3 |
Раздел 1. Аналитическая химия |
45
|
30 |
20 |
|
15 |
|
|
- |
ПК 2.1-2.4 |
Раздел 2. Полевые и лабораторные и методы исследования минерального сырья |
510 |
268 |
110 |
30 |
134 |
15
|
108 |
- |
|
Производственная практика (по профилю специальности), часов |
180 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
735 |
298 |
130 |
|
149 |
|
108 |
180 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.02)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
ПМ 02 Геолого-минералогические исследования минерального сырья
|
|
447 |
|
||||
МДК 02.01 Полевые и лабораторные исследования минерального сырья
|
|
447 |
|
||||
Раздел 1. |
Аналитическая химия |
45 |
Уровень освоения |
||||
Тема 1.1. Теоретические основы химического анализа
|
Содержание. |
6 |
|
||||
1 |
Основные понятия химического анализа. Значение аналитической химии. Основные понятия химического анализа. Понятие качественного и количественного анализа. Инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ. Теория электролитической диссоциации. Законы аналитической химии. Электролиты. Константа диссоциации. |
1
1 |
1 |
||||
2 |
Закон действия масс. Гидролиз. Буферные растворы. Ионное произведение воды. Произведение растворимости. Способы выражения концентрации растворов |
1-2 |
|||||
Практические занятия |
2 |
2
|
|||||
1 |
Вычисление процентной, молярной, нормальной концентрации и титра раствора. |
2 |
|||||
Тема 1.2. Основные понятия качественного анализа и его методов |
Содержание. |
8 |
|||||
1 |
Основные понятия и методы качественного анализа. Методы качественного анализа. Дробный и систематический методы анализа. Понятие аналитических реакций. Классификация ионов |
2 |
1 |
||||
Лабораторные занятия |
6 |
2-3 |
|||||
№1Проведение аналитических реакций на катионы первой и второй группы №2Проведение аналитических реакций на анионы первой и второй, третьей группы №2 Проведение предварительных испытаний соли неизвестного состава
|
2 2 2 |
||||||
Тема 1.3. Основные понятия количественного анализа и его методов
|
Содержание. |
10 |
|||||
1 |
Основные понятия и методы количественного анализа Понятие гравиметрического и тириметрического методов анализа Классификация методов нейтрализации, оксидиметрии, комлексонометрии
|
2
2 |
2 |
||||
2 |
Расчеты и операции количественного анализа Операции методов, расчеты Определение ошибки анализа |
||||||
Лабораторные работы |
6 |
2-3 |
|||||
1 |
Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария гравиметрическим методом. |
2 |
|||||
2 |
Приготовление рабочего раствора кислоты заданной концетрации |
2 |
|||||
3 |
Определение общей жесткости воды методом комплексонометрии |
2 |
|||||
Тема 1.4. Основные понятия физико-химических методов анализа |
Содержание |
8 |
|||||
1 |
Теоретические основы физико-химических методов анализа Основы колориметрических, фотометрических, хроматографических и потенциометрических методов анализа Достоинства и недостатки физико-химических методов. Схема устройства ФЭК и РН-метра. |
2 |
1 |
||||
Лабораторные работы |
4 |
2,3 |
|||||
1 |
Определение содержания ионов меди (II) с помощью стандартных серий методом колориметрии Подготовка данных для выноса граничных точек горного отвода разными способами. Определение содержания ионов железа (III) и меди (II) с помощью бумажной хроматографии
|
2 |
2,3 |
||||
3 |
Определение концентрации ионов водорода потенциометрическим титрованием |
2 |
|||||
Практические занятия |
2 |
|
|||||
1 |
Подготовка к работе РН-метра. Изучение схемы РН - метра. Изучение графика и парметраметра электромагнитной волны |
2 |
|||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Работа с конспектами занятий по теме: Способы выражения концентрации растворов. Ионное произведение воды. Классификация ионов. Характеристика ионов. Решение задач. Работа с учебной литературой: Основные понятия химического анализа. Теория электролитической диссоциации. Законы аналитической химии. Основные понятия и методы качественного анализа. Основные понятия и методы количественного анализа Расчеты и операции количественного анализа Теоретические основы физико-химических методов анализа Теоретические основы физико-химических методов анализа Изучение графика и парметраметра электромагнитной волны. Подготовка к работе РН-метра. Изучение схемы РН – метра. Изучение схемы устройства фотоэлектроколориметра. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
|
15 |
|
|||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Решение задач Подготовка рефератов по предложенным темам |
|||||||
Раздел 2 |
Полевые и лабораторные и методы исследования минерального сырья |
402 |
|
||||
Тема 2.1. Шлиховые поиски
|
Содержание |
10 |
|||||
1 |
Введение. Цели и задачи дисциплины Природные и искусственные шлихи. |
4 6
4 |
2 |
||||
2 |
Образование ореолов рассеяния рудного вещества. Эндогенные и экзогенные ореолы
рассеяния |
2 |
|||||
Тема 2.2. Методика шлиховых поисков |
Содержание |
28 |
|
||||
|
Мелкомасштабные и крупномасштабные шлиховые поиски. Опробование речной сети. Опробование юной или омоложенной сети. Опробование зрелой сети. Опробование делювиальных и элювиальных отложений Опробование коренных пород Документация проб. Обработка протолочных проб Промывка и доводка шлиха
|
4 4 4 4 4 4 2 2 |
1,2 |
||||
Практические работы |
- |
|
|||||
Тема 2.3. Лабораторные исследования проб |
Содержание |
30 |
|
||||
1 |
Общая схема лабораторных исследований полезных ископаемых. Виды лабораторных исследований проб на каждой стадии поисково - оценочных работ. Виды контроля лабораторных анализов и исследований полезных ископаемых и горных пород |
4 |
2 |
||||
2 |
Химические и физико-химические анализы Полевые и химические методы диагностики минералов, руды и горных пород Основные операции подготовки проб на химические анализы |
4 |
2 |
||||
3 |
Оборудование, применяемое при подготовке проб к анализам. |
4 |
2 |
||||
4 |
Методика определения минералов и горных пород. Необходимое оборудование и реактивы. Полевые методы качественного химического анализа минералов |
4 |
2,3 |
||||
5 |
Методика определения минералов и горных пород. Необходимое оборудование и реактивы. Микрохимическая диагностика минералов. Капельные и плёночные реакции |
14 |
2 |
||||
Лабораторные работы |
32 |
|
|||||
1 |
Составление схемы обработки проб. Подготовка проб для химических и физико- химических анализов. |
4 |
2,3 |
||||
2 |
Ознакомление с журналом приемки проб на исследования и выдача результатов анализа |
4 |
2,3 |
||||
3 |
Ознакомление с журналом приемки проб на исследования и выдача результатов анализа лабораторией |
4 |
2,3 |
||||
4 |
Проведение капельных реакций. |
4 |
2,3 |
||||
5 |
Проведение плёночных реакций |
4 |
2,3 |
||||
6 |
Проведение кристаллоскопических реакций |
4 |
2,3 |
||||
7 |
Проведение реакций по методу растирания порошков.
|
4 |
2,3 |
||||
8 |
Определение минералов по рН и их суспензии. |
4 |
2,3 |
||||
Тема 2. 4. Минералого-петрографические анализы и исследования |
Содержание |
32 |
|
||||
1 |
Основные направления минералогических исследований. Приборы и оборудования, используемые при минералого – петрографических исследованиях. |
8 |
1-2 |
||||
|
2 |
Схема и методика изучения минералов шлиха. Общая схема минералогического анализа шлихов. |
4 |
|
|||
3 |
Подготовка шлиха к анализу. Отбор средней пробы шлиха. |
4 |
2 |
||||
4 |
Магнитная сепарация шлихов. |
4 |
2 |
||||
5 |
Разделение минералов по электропроводности |
4 |
2 |
||||
6 |
Флотационный метод сепарации |
4 |
2 |
||||
|
7 |
Фракционирование шлихов с помощью тяжелых жидкостей |
4 |
2 |
|||
Лабораторные работы |
26 |
2-3 |
|||||
1 |
Фракционирование серого шлиха. |
2 |
|
||||
2 |
Фракционирование черного шлиха. |
2 |
2-3 |
||||
3 |
Выделение магнитной фракции. |
2 |
2-3 |
||||
4 |
Выделение электромагнитной фракции |
2 |
2-3 |
||||
5 |
Сепарация минералов по плотности с помощью тяжелых жидкостей. |
2 |
2-3 |
||||
6 |
Изучение эталонной коллекции минералов в шлихах. |
4 |
2-3 |
||||
7 |
Определение минералов по внешним признакам. |
4 |
2-3 |
||||
8 |
Определение минералов серого шлиха тяжелой фракции. |
2 |
2-3 |
||||
9 |
Определение минералов серого шлиха легкой фракции |
2 |
2-3 |
||||
10 |
Проведение обработки контрольной пробы и определение в ней основных минералов. Подсчет количества полезного минерала в пробе |
4 |
2-3 |
||||
Тема 2.5. Шлиховые карты |
Содержание |
16 |
|
||||
1 |
Регистрационные шлиховые карты. |
4 |
2 |
||||
2 |
Карты ореолов рассеяния |
4 |
2 |
||||
3 |
Прогнозные шлиховые карты |
8 |
2 |
||||
Практические работы |
- |
|
|||||
Тема 2.6. Методика и техника изучения минералов в шлифах и аншлифах |
Содержание |
8 |
|
||||
1 |
Методика и техника изучения основных диагностических признаков минералов в шлифах и аншлифах. |
8 |
2 |
||||
Лабораторные работы |
20 |
|
|||||
1 |
Ознакомление с изготовлением шлифов. |
4 |
2-3 |
||||
2 |
Ознакомление с изготовлением аншлифов и искусственных брикетов. |
4 |
2-3 |
||||
3 |
Знакомство с устройством поляризационного микроскопа. |
4 |
2-3 |
||||
4 |
Изучение минералов в шлифах при одном николе.
|
4 |
2-3 |
||||
5 |
Изучение минералов в шлифах в скрещенных николях. |
4 |
2-3 |
||||
Тема 2.7. Методы определения физико - механических свойств руды и горных пород |
Содержание |
32 |
|
||||
1 |
Основные методы, используемые при лабораторных исследованиях нерудных полезных ископаемых. |
4 |
2 |
||||
2 |
Виды и объемы работ по физико- механическим, технологическим испытаниям на различных стадиях геолого - разведочных работ
|
4 |
2 |
||||
Лабораторные работы |
6 |
|
|||||
1 |
Определение минералов с помощью иммерсионного метода. |
2 |
2 |
||||
2 |
Определение плотности минералов с помощью пикнометра.
|
2 |
2 |
||||
3 |
Определение плотности минералов с помощью тяжелых жидкостей |
2 |
2 |
||||
Тема 2.8. Специальные лабораторные методы изучения полезных ископаемых |
Содержание |
2 |
|
||||
|
Основные тенденции в развитии минералогических исследований.
|
2 |
1-2 |
||||
Лабораторные работы |
16 |
|
|||||
1 |
Метод кристаллоскопического анализа.
|
2 |
2-3 |
||||
2 |
Радиологические методы исследования полезных ископаемых |
2 |
2-3 |
||||
3 |
Количественный минералогический анализ. |
2 |
2-3 |
||||
4 |
Химический метод |
2 |
2-3 |
||||
|
5 |
Методы определения полезных ископаемых с помощью тяжелых жидкостей |
2 |
2-3 |
|||
|
6 |
Гранулометрический анализ |
2 |
2-3 |
|||
|
7 |
Метод определения карбонатности пород |
2 |
2-3 |
|||
|
8 |
Знакомства с отдельными специальными лабораторными методами изучения полезных ископаемых в химической лаборатории ПАО «Высочайший»
|
2 |
2-3 |
|||
Курсовая работа |
|
|
30 |
2-3 |
|||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 Работа с учебной литературой и конспектами лекций. Работа со справочной литературой и интернет ресурсами по темам: шлиховые поиски, методика шлиховых поисков, лабораторные исследования проб, методика и техника изучения минералов в шлифах и аншлифах, методы определения физико - механических свойств руды и горных пород, методы определения физико - механических свойств руды и горных пород, специальные лабораторные методы изучения полезных ископаемых. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите, подготовка к зачёту
|
134 |
1-2 |
|||||
Учебная практика: Геолого-съёмочная Виды работ: Техника безопасности при геолого-съёмочных работах. Ведение полевого дневника. Ориентирование на местности. Прокладка маршрутов. Составление геолого-технического наряда на бурение скважин. Полевая документация скважин и горных выработок. Проведение гидрогеологических замеров и наблюдений. Проведение рекогносцировочных маршрутов. Описание обнажений горных пород. Отбор проб, способы и методы отбоя, отбора, обработки и анализа проб и методы опробования; методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов;
Определение и описание образцов горных пород. Определение основных форм и элементов залегания горных пород. |
108 |
|
|||||
Итого |
447 |
|
|||||
ВСЕГО (с учётом практики) |
555 |
|
|||||
4.Технические средства обучения
4.1 Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории аналитической химии:
интерактивная доска; шкаф сушильный; печь муфельная; дистиллятор; водяная баня лабораторная; PH-метр; калориметр-нефелометр фотоэлектрический; весы технохимические.; весы лабораторные аналитические; весы лабораторные равноплечие; весы электронные; шкафы вытяжные; столы металлопластмассовые; высокий химический табурет; шкаф с химической посудой; шкаф со стендами; шкаф с реактивами; очки защитные закрытые; халаты белые; термостат; рефрактометр; микроскоп; стол под весами; таблицы; химические реактивы: неорганические соединения; неорганические кислоты и жидкости; органические соединения; органические жидкости, индикаторы.
Оборудование лаборатории лабораторных методов исследований минерального сырья:
дробилка валковая; дробилка щековая; мельница шаровая вибрационная; вибрационный истиратель; вибромашина; мельница шаровая торовая инерционного действия; мельница ножевая; мельница стержневая; многоситовый грохот; механическое сито; механическая ступа; молотковый распушитель; бегуны; высокотемпературная обжиговая печь;
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
По «Аналитической химии»:
1.Ольшанова К.М., Пискарева С.К., Барашков К.М. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1990.
2.Попадач И.А., Траубенберг С.Е., и др. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1989.
3.Толстосумов В.Н., Эфром С.М. Задачник по количественному анализу – Л.: Химия, 1986.
4.Шапиро М. А., Шапиро С.А. Аналитическая химия. – М.: Высшая школа, 1979 5.Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. – М.: Высшая школа, 1979.
По «Лабораторным методам исследования минерального сырья»:
1. Высшее профессиональное образование.- М. : Издательский центр «Академия» 2010.- 380 с
2.Гинзбург, А.И.Методы минералогических исследований.- М.: Издательство «Недра»,- 1988.- 476с.
3.Захарова, Е.М. Шлиховые методы поисков и анализ шлихов.- М.: Издательство «Недра», -1974.- 154 с
4.Копченова, Е.В. Минералогический анализ шлихов и рудных концентратов.- М.Издательство « Недра», -1979.- 243 с
5.Мельникова Ю.П., Старостин В.Н., Бородаев Ю.С., Еремин Н.Н. Лабораторные методы исследования минералов, руд и пород: Учебное пособие. – 3 изд. – М.: изд-во МГУ, 1988.
6.Миловский, А.В. Минералогия и петрография. М. Издательство «Недра», -1985.-435 с
7.Миронов К.В. Справочник геолога-угольщика. - М.: Недра, 1982.
8. Юшко С.А. Методы лабораторного исследования руд. - М.: Недра
Дополнительные источники:
По «Аналитической химии»:
1. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии. – М.: Химия, 1981. – Ч. 1,2. Качественный анализ. Количественный анализ.
2.Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1979.
3.Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1990. – Т.1,2.
По «Лабораторным методам исследования минерального сырья»:
1.Аристов В.В. Методика геохимических поисков твердых полезных ископаемых. – М.: Недра, 1984.
2.Геофизические методы исследования /Под ред. Хмелевского В.К. – М.: Недра, 1988.
3.Закон Российской Федерации «О недрах». № 2395-1 от 21.02.92
4.Инструкция по организации и производству геологосъемочных работ по составлению Государственной геологической карты СССР масштаба 1:50000 (1:25000). – Л.: ВСЕГЕИ, 1987.
5.Каждан А.Б. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. –М.: Недра, 1985. – Т.2: Производство геологоразведочных работ.
6.Красулин В.С. Справочник техника-геолога. – М.: Недра, 1986.
7.Куликов В.Н., Михайлов А.Е. Структурная геология и геологическое картографирование. – М.: Недра, 1991.
8.Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. – М.: Высшая школа, 1987.
9.Орлов В.П. Развитие минерально-сырьевой базы России – на государственный уровень. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1993. – № 2.
10.Орлов В.П. О федеральной программе воспроизводства минерально-сырьевой базы России. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1993. – № 4.
11.Орлов В.П. Новый порядок финансирования как фактор структурной перестройки геологоразведочных работ. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1994. – № 1.
12.Положение о порядке лицензирования пользования недрами: Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3314-1 от 15.07.92 г.
13.Правила безопасности при геологоразведочных работах. – М.: Недра, 1991.
14.Сборник руководящих материалов по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых. – М.: ГКЗ СССР. – Т.1. 1985; Т.2. 1986.
15.Щеглов А.Д. Геологическая изученность территории России и перспективы открытия новых рудных районов. // Разведка и охрана.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике по профилю специальности в рамках профессионального профиля «Геолого-минералогические исследования минерального сырья» является освоение учебной практики для получения первичных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля и специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты- преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу. ПК 2.2. Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях ПК 2.3. Оформлять результаты предварительных исследований. ПК 2.4. Подготавливать пробы минерального сырья для геофизических исследований. |
демонстрация точности определения состава проб; обоснование последовательности подготовки проб к анализу; обоснование выбора вида анализа образцов и проб в полевых условиях; обоснование последовательности хода анализа образцов и проб в полевых условиях; демонстрация хода анализа образцов и проб; демонстрация навыков оформления документации предварительных исследований на ПК; получение данных математической обработки материалов съемки. интерпретация результатов гидрохимической съемки Демонстрация результата подготовки проб минерального сырья для геофизических исследований |
Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторных работ по темам Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторных работ по темам Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторных работ по темам Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторных работ по темам |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
демонстрация интереса к будущей профессии, участие в семинарах, конкурсах. обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. |
оценка знаний оценка результатов производственной практики; оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий. оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических занятий;
оценка эффективности работы с источниками информации оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением оценка интерпретации результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы оценка эффективности работы обучающегося в команде. оценка участия в семинарах, диспутах, производственных играх и т.д. оценка участия в семинарах по производственной тематике. оценка готовности обучающегося на занятиях по начальной военной подготовке |
Аттестация по ПМ.02 в 6,7 семестрах дифференцированный зачёт, в 8 семестре экзамен
Скачано с www.znanio.ru
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.