Рабочая программа по ПМ.02Геолого-минералогические исследования минерального сырья

  • Документация
  • docx
  • 08.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и в соответствии с учебной программой специальности 2102.13 Геологическая съёмка, поиски и и разведка месторождений полезных.
Иконка файла материала РП ПМ02 прогр сырья.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа профессионального модуля

 

ПМ.02 Геолого-минералогические исследования минерального сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.


 Рабочая программа профессионального модуля  разработана на основе ФГОС СПО, утверждённого приказом Минобрнауки России от  12.05.2014года №494  «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ ( программе подготовки специалистов среднего звена)  21.02.13  «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»,  квалификация  техник – геолог

 

 

Организация-разработчик:  ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Разработчик:

 Высотина Ольга Анатольевна, преподаватель специальных дисциплин

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании методического совета  ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум».

Протокол  №   от «29 » 09   2019  г.

       

          

          


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

15

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

18


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 ПМ.02 Геолого-минералогические исследования минерального сырья

         1.1. Область применения программы

         Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования   21.02.13       «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

   -выполнение всех видов геологических исследований, осуществления геологического контроля горно-буровых работ в организациях по соответствующему профилю независимо от  организационно-правовых форм в качестве техника-геолога и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

     1.ПК 2.1  Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу.

     2. ПК2.2   Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях.        

     3. ПК  2.3  Оформлять результаты предварительных исследований

     4 ПК 2.4  Подготавливать пробы минерального сырья для геологических исследований.

     Программа профессионального модуля может быть использована для программ профессиональной подготовки: 19638 Шлифовщик горных пород, 1739 Промывальщик геологических проб,  16292 Отборщик геологических проб.

 Уровень образования: среднее (полное) общее.

 Опыт работы: опыт работы не требуется

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: 

отбора образцов и проб и подготовки их к полевым и лабораторным анализам; оформления приемки проб на исследование и выдачи результатов анализов; подготовки проб для различных видов исследования.

уметь: 

обосновывать выбор хода анализа, реактивов и химической аппаратуры;

производить расчеты и оценивать достоверность результатов анализа;

анализировать вещество химико-аналитическими методами с соблюдением правил техники безопасности;

производить расчеты и оценивать достоверность результатов анализа; пользоваться необходимой справочной литературой при проведении химико-аналитических исследований;

отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы шлиховой диагностики; выбирать метод шлихового опробования; оценивать содержание полезного ископаемого в пробе; проводить шлиховой анализ;

определять минералы шлиха;

определять количество полезного материала в шлихе, определять отдельные физико-механические свойства породы и руды;

составлять отчет по результатам минералогического анализа;

определять нормативные и расчетные значения показателей свойств проб с использованием компьютерных технологий;

обрабатывать и оформлять документально результаты анализов, геохимических исследований;

 

 

знать: 

теоретические основы и законы аналитической химии;

методы, аппаратуру и технику выполнения анализов;

способы и методы отбоя, отбора, обработки и анализа проб и методы опробования;

методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов;

нормативные требования промышленности к качеству минерального сырья;

устройство, принцип действия, технические характеристики лабораторной и контрольно-измерительной аппаратуры

организацию и методы геохимических исследований;

 методику анализа минералов шлиха

методики статистической обработки экспериментальных данных, результатов анализов проб и образцов с использованием программных  средств;

 

 1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

 

всего – 735 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 447 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 298 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 149 часов;

            Учебная практика – 108 часов

 Производственная практика180 часов

 

 

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

2.1 Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности,  в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу

ПК 2.2

 Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях

ПК 2.3.

Оформлять результаты предварительных исследований

ПК 2.4.

Подготавливать пробы минерального сырья для геологических исследований 

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Аттестация по ПМ.02 проводится в виде дифференцированного зачёта в 6 и 7 семестрах и экзамена в 8 семестре

 

 

.СТРУКТУРА и  содержание профессионального модуля

ПМ.02 Геолого-минералогические исследования минерального сырья

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1-2.3

Раздел 1.  Аналитическая химия

      45

 

30

20

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

-

ПК 2.1-2.4

Раздел 2.  Полевые и лабораторные и методы исследования минерального сырья

510

268

110

30

134

15

 

108

-

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов

180

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего:

735

298

130

 

149

 

108

180

3.2. Содержание обучения  по профессиональному модулю (ПМ.02)

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ 02 Геолого-минералогические исследования минерального сырья

 

 

447

 

МДК 02.01 Полевые и лабораторные исследования минерального сырья

 

 

447

 

Раздел 1.

Аналитическая химия

45

Уровень освоения

 Тема 1.1. Теоретические основы химического анализа

 

Содержание.

6

 

1

Основные понятия химического анализа.

Значение аналитической химии. Основные понятия химического анализа. Понятие качественного и количественного анализа. Инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ. Теория электролитической диссоциации. Законы аналитической химии. 

Электролиты.  Константа диссоциации.

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

2

Закон действия масс. Гидролиз. Буферные растворы.

Ионное произведение воды. Произведение растворимости.

Способы выражения концентрации растворов

1-2

Практические занятия

2

 

 

             2

 

 

1

Вычисление процентной, молярной, нормальной концентрации и

титра раствора.

2

Тема 1.2. Основные понятия качественного анализа и его методов

Содержание.

8

1

Основные понятия и методы   качественного анализа.

Методы качественного анализа. Дробный и систематический методы анализа.

Понятие аналитических реакций. Классификация ионов

2

1

Лабораторные занятия

6

       2-3

№1Проведение аналитических реакций на катионы первой и второй  группы

№2Проведение аналитических реакций на анионы первой и второй, третьей  группы

№2 Проведение предварительных испытаний соли неизвестного состава

 

 

 

2

2

2

 Тема 1.3. Основные понятия количественного анализа и его методов

 

Содержание.

10

1

Основные понятия и методы количественного анализа

Понятие гравиметрического и тириметрического  методов анализа

Классификация методов нейтрализации,

оксидиметрии, комлексонометрии

 

           2

 

 

 

 

 

             2

           2

2

Расчеты и операции количественного анализа

Операции методов, расчеты

Определение ошибки анализа

Лабораторные работы

6

           2-3

1

Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария гравиметрическим методом.

2

2

Приготовление рабочего раствора кислоты заданной  концетрации

2

3

Определение общей жесткости воды методом комплексонометрии

2

Тема 1.4Основные понятия физико-химических методов анализа

Содержание

8

1

Теоретические основы физико-химических методов анализа

Основы колориметрических, фотометрических, хроматографических и потенциометрических методов анализа Достоинства и недостатки  физико-химических методов. Схема устройства ФЭК и РН-метра.

2

1

Лабораторные  работы

4

2,3

1

Определение содержания ионов меди (II)  с помощью стандартных серий методом колориметрии Подготовка данных для выноса граничных точек горного отвода разными способами. Определение содержания ионов железа (III) и меди (II)  с помощью бумажной хроматографии

 

2

            2,3

 3

Определение концентрации  ионов водорода потенциометрическим титрованием

2

Практические занятия

2

 

1

Подготовка к работе РН-метра. Изучение схемы РН - метра. Изучение графика и парметраметра  электромагнитной волны

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Работа с конспектами занятий по теме: Способы выражения концентрации растворов.  Ионное произведение воды. Классификация ионов. Характеристика ионов. Решение задач.

Работа с учебной  литературой:

Основные понятия химического анализа.

Теория электролитической диссоциации. Законы аналитической химии.

Основные понятия и методы   качественного анализа.

Основные понятия и методы количественного анализа

Расчеты и операции количественного анализа

Теоретические основы физико-химических методов анализа

Теоретические основы физико-химических методов анализа

Изучение графика и парметраметра электромагнитной волны.

 Подготовка к работе РН-метра. Изучение схемы РН – метра.

Изучение  схемы устройства фотоэлектроколориметра.

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. 

 

15

 

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Решение задач

Подготовка рефератов по предложенным темам

Раздел 2

Полевые и лабораторные и методы исследования минерального сырья

402

 

Тема 2.1. Шлиховые поиски

 

Содержание

10

1

Введение. Цели и задачи дисциплины  Природные и искусственные шлихи.

4

6

 

4

2

2

Образование ореолов рассеяния рудного вещества. Эндогенные и экзогенные  ореолы

 

 

 

 

 

 

рассеяния

2

Тема 2.2. Методика шлиховых    поисков

Содержание

28

 

 

Мелкомасштабные и крупномасштабные шлиховые поиски.

Опробование речной сети.

Опробование юной или омоложенной сети.

Опробование зрелой сети.

Опробование делювиальных и элювиальных отложений

Опробование коренных пород Документация проб.

 Обработка протолочных проб

 Промывка и доводка шлиха

 

4

4

4

4

4

4

2

2

1,2

Практические работы

-

 

 Тема 2.3. Лабораторные исследования проб

Содержание

30

 

1

Общая схема лабораторных исследований

полезных ископаемых. Виды лабораторных исследований проб на каждой стадии поисково - оценочных работ. Виды контроля лабораторных анализов и

исследований полезных ископаемых и горных пород

4

2

2

Химические и физико-химические анализы Полевые и химические методы диагностики

минералов, руды и горных пород

Основные операции подготовки  проб на химические анализы

4

2

3

Оборудование, применяемое при подготовке проб к анализам.

 

4

2

4

Методика определения минералов и горных пород. Необходимое оборудование и реактивы.

Полевые методы качественного    химического анализа минералов

4

2,3

5

Методика определения минералов и горных пород. Необходимое оборудование и реактивы.

Микрохимическая диагностика минералов.

Капельные и плёночные  реакции

14

2

  Лабораторные  работы

32

 

1

Составление схемы обработки проб. Подготовка проб для химических и физико- химических анализов.

4

2,3

2

Ознакомление с журналом приемки проб на исследования и выдача результатов анализа

4

2,3

3

Ознакомление с журналом приемки проб на исследования и выдача результатов анализа лабораторией

4

2,3

4

Проведение капельных реакций.

4

2,3

5

Проведение  плёночных реакций

4

2,3

6

Проведение кристаллоскопических реакций

4

2,3

7

 

Проведение реакций по методу растирания порошков.

 

4

2,3

8

Определение минералов по рН и их суспензии.

4

2,3

  Тема 2. 4.

Минералого-петрографические анализы и исследования 

Содержание

32

 

1

Основные направления минералогических исследований.

Приборы и оборудования, используемые

при минералого – петрографических исследованиях.

8

1-2

 

2

Схема и методика изучения минералов шлиха. Общая схема минералогического анализа шлихов.

4

 

3

Подготовка шлиха к анализу. Отбор средней пробы шлиха.

4

2

4

Магнитная сепарация шлихов.

4

2

5

Разделение минералов по электропроводности

4

2

6

Флотационный метод сепарации

4

2

 

7

Фракционирование шлихов с помощью тяжелых жидкостей

4

2

Лабораторные работы

26

2-3

1

Фракционирование серого шлиха.

2

 

2

Фракционирование черного шлиха.

2

2-3

3

Выделение магнитной  фракции.

2

2-3

4

Выделение электромагнитной фракции

2

2-3

5

Сепарация минералов по плотности с помощью тяжелых жидкостей.

2

2-3

6

Изучение эталонной коллекции минералов в шлихах.

4

2-3

7

Определение минералов по внешним признакам.

4

2-3

8

Определение минералов серого шлиха тяжелой  фракции.

2

2-3

9

Определение минералов серого шлиха легкой фракции

2

2-3

10

Проведение обработки контрольной пробы и определение в ней основных минералов. Подсчет количества полезного минерала в пробе

4

2-3

Тема 2.5.  Шлиховые карты

Содержание

           16

 

 1

Регистрационные шлиховые карты.

4

2

 2

Карты ореолов рассеяния

4

2

3

Прогнозные шлиховые карты

8

2

Практические работы

-

 

Тема 2.6.

Методика и техника изучения минералов в шлифах и   аншлифах

Содержание

8

 

1

Методика и техника изучения основных диагностических признаков минералов в шлифах и аншлифах.

8

2

Лабораторные работы

20

 

1

Ознакомление с изготовлением шлифов.

4

2-3

2

Ознакомление с изготовлением аншлифов и искусственных брикетов.

4

2-3

3

Знакомство с устройством поляризационного микроскопа.

4

2-3

4

Изучение минералов в шлифах при  одном николе.

 

4

2-3

5

Изучение минералов в шлифах в скрещенных николях.

4

2-3

Тема 2.7.

Методы определения  физико  - механических свойств руды и горных пород

Содержание

32

 

1

Основные методы, используемые при лабораторных исследованиях нерудных полезных ископаемых.

4

2

2

Виды и объемы работ по физико- механическим, технологическим испытаниям на различных стадиях геолого - разведочных работ

 

4

2

Лабораторные работы

6

 

1

Определение минералов с помощью иммерсионного метода.

2

2

2

Определение плотности минералов с помощью пикнометра.

 

2

2

3

Определение плотности минералов с помощью тяжелых жидкостей

2

2

Тема 2.8.

Специальные лабораторные методы изучения полезных ископаемых

Содержание

2

 

 

Основные тенденции в развитии минералогических исследований.

 

2

1-2

Лабораторные работы

16

 

1

Метод кристаллоскопического анализа.

 

2

2-3

2

Радиологические методы исследования полезных ископаемых

2

2-3

3

Количественный минералогический анализ.

2

2-3

4

Химический метод

2

2-3

 

5

Методы определения полезных ископаемых

с помощью тяжелых жидкостей

2

2-3

 

6

Гранулометрический анализ

2

2-3

 

7

Метод определения карбонатности пород

2

2-3

 

8

 Знакомства с отдельными специальными лабораторными методами изучения полезных ископаемых в химической лаборатории ПАО «Высочайший»

 

2

2-3

Курсовая работа

 

 

30

2-3

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

Работа с учебной литературой и конспектами лекций.

Работа со справочной литературой и интернет ресурсами по темам: шлиховые поиски, методика шлиховых    поисков, лабораторные исследования проб, методика и техника изучения минералов в шлифах и   аншлифах, методы определения  физико  - механических свойств руды и горных пород, методы определения  физико  - механических свойств руды и горных пород, специальные лабораторные методы изучения полезных ископаемых.

 Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите, подготовка к  зачёту

 

134

1-2

Учебная практика: Геолого-съёмочная

Виды работ:

Техника безопасности при геолого-съёмочных работах.

Ведение полевого дневника.

Ориентирование на местности.

Прокладка маршрутов.

Составление геолого-технического наряда на бурение скважин.

Полевая документация скважин и горных выработок.

Проведение гидрогеологических замеров и наблюдений.

Проведение рекогносцировочных маршрутов.

Описание обнажений горных пород.

Отбор проб, способы и методы отбоя, отбора, обработки и анализа проб и методы опробования;

методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов;

 

Определение и описание образцов горных пород.

Определение основных форм и элементов залегания горных пород.

108

 

Итого

447

 

ВСЕГО (с учётом практики)

555

 

 

 

4.Технические средства обучения

 

4.1 Компьютер с лицензионным программным обеспечением и  мультимедиа проектор.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории аналитической химии:

интерактивная доска; шкаф сушильный; печь муфельная; дистиллятор; водяная баня лабораторная; PH-метр; калориметр-нефелометр фотоэлектрический; весы технохимические.; весы лабораторные аналитические; весы лабораторные равноплечие; весы электронные; шкафы вытяжные; столы металлопластмассовые; высокий химический табурет; шкаф с химической посудой; шкаф со стендами; шкаф с реактивами; очки защитные закрытые; халаты белые; термостат; рефрактометр; микроскоп; стол под весами; таблицы; химические реактивы: неорганические соединения; неорганические кислоты и жидкости; органические соединения; органические жидкости, индикаторы. 

Оборудование лаборатории лабораторных методов исследований минерального сырья:

дробилка валковая; дробилка щековая; мельница шаровая вибрационная; вибрационный истиратель; вибромашина; мельница шаровая торовая инерционного действия; мельница ножевая; мельница стержневая; многоситовый грохот; механическое сито; механическая ступа; молотковый распушитель; бегуны; высокотемпературная обжиговая печь;

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

          Основные источники:

 По «Аналитической химии»:

1.Ольшанова К.М., Пискарева С.К., Барашков К.М. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1990.

2.Попадач И.А., Траубенберг С.Е., и др. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1989.

3.Толстосумов В.Н., Эфром С.М. Задачник по количественному анализу – Л.: Химия, 1986.

4.Шапиро М. А., Шапиро С.А. Аналитическая химия. – М.: Высшая школа, 1979         5.Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. – М.: Высшая школа, 1979.

По «Лабораторным методам исследования минерального сырья»:

1. Высшее профессиональное образование.- М. : Издательский центр «Академия» 2010.- 380 с

 2.Гинзбург, А.И.Методы минералогических исследований.- М.: Издательство «Недра»,- 1988.- 476с.

 3.Захарова, Е.М. Шлиховые методы поисков и анализ шлихов.- М.: Издательство «Недра», -1974.- 154 с

 4.Копченова, Е.В. Минералогический анализ шлихов и рудных концентратов.- М.Издательство « Недра», -1979.- 243 с

 5.Мельникова Ю.П., Старостин В.Н., Бородаев Ю.С., Еремин Н.Н. Лабораторные методы исследования минералов, руд и пород: Учебное пособие. – 3 изд. – М.: изд-во МГУ, 1988.

6.Миловский, А.В.  Минералогия и петрография. М. Издательство «Недра», -1985.-435 с

7.Миронов К.В. Справочник геолога-угольщика. - М.: Недра, 1982.

8.  Юшко С.А. Методы лабораторного исследования руд. - М.: Недра

 

 Дополнительные  источники:

 По «Аналитической химии»:

    1. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии. – М.: Химия, 1981. – Ч. 1,2. Качественный анализ. Количественный анализ.

2.Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1979.

3.Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1990. – Т.1,2.

По «Лабораторным методам исследования минерального сырья»:

  1.Аристов В.В. Методика геохимических поисков твердых полезных ископаемых. – М.: Недра, 1984.

2.Геофизические методы исследования /Под ред. Хмелевского В.К. – М.: Недра, 1988.

3.Закон Российской Федерации «О недрах». № 2395-1 от 21.02.92

4.Инструкция по организации и производству геологосъемочных работ по составлению Государственной геологической карты СССР масштаба 1:50000 (1:25000). – Л.: ВСЕГЕИ, 1987.

5.Каждан А.Б. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. –М.: Недра, 1985. – Т.2: Производство геологоразведочных работ.

6.Красулин В.С. Справочник техника-геолога. – М.: Недра, 1986.

7.Куликов В.Н., Михайлов А.Е. Структурная геология и геологическое картографирование. – М.: Недра, 1991.

8.Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. – М.: Высшая школа, 1987.

9.Орлов В.П. Развитие минерально-сырьевой базы России – на государственный уровень. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1993. – № 2.

10.Орлов В.П. О федеральной программе воспроизводства минерально-сырьевой базы России. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1993. – № 4.

11.Орлов В.П. Новый порядок финансирования как фактор структурной перестройки геологоразведочных работ. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1994. – № 1.

12.Положение о порядке лицензирования пользования недрами: Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3314-1 от 15.07.92 г.

13.Правила безопасности при геологоразведочных работах. – М.: Недра, 1991.

14.Сборник руководящих материалов по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых. – М.: ГКЗ СССР. – Т.1. 1985; Т.2. 1986.

15.Щеглов А.Д. Геологическая изученность территории России и перспективы открытия новых рудных районов. // Разведка и охрана.

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 

Обязательным  условием допуска к производственной практике по профилю специальности в рамках профессионального профиля «Геолого-минералогические исследования минерального сырья» является освоение учебной практики для получения первичных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

 

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля и специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты- преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин.

Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.

 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

(вида профессиональной деятельности)

 

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки

 результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу.

ПК 2.2. Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях

ПК 2.3. Оформлять результаты предварительных исследований.

ПК 2.4. Подготавливать пробы минерального сырья для геофизических исследований.

демонстрация точности определения состава проб;

обоснование последовательности подготовки проб к анализу;

обоснование выбора вида анализа образцов и проб в полевых условиях;

обоснование последовательности хода анализа образцов и проб в полевых условиях;

демонстрация хода анализа образцов и проб;

демонстрация навыков оформления документации предварительных исследований на ПК; получение  данных

математической обработки материалов съемки.

интерпретация результатов гидрохимической съемки

Демонстрация результата подготовки проб минерального сырья для геофизических исследований

Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторных работ по темам Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторных работ по темам

Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторных работ по темам

Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторных работ по темам

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений

 

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

демонстрация интереса к будущей профессии, участие в семинарах, конкурсах.

обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

демонстрация эффективности и качества выполнения

профессиональных задач.

демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

оценка знаний

оценка

результатов производственной

практики;

 оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.

оценка

результативности работы обучающегося при выполнении практических занятий;

 

оценка эффективности работы с источниками информации

оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением

оценка интерпретации результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы

оценка эффективности работы обучающегося в команде.

оценка

 участия в семинарах, диспутах, производственных играх и т.д.

оценка участия в семинарах по производственной тематике.

оценка

готовности обучающегося на занятиях по начальной военной подготовке

                                                                                                                                                            Аттестация по ПМ.02 в 6,7 семестрах дифференцированный зачёт, в 8 семестре экзамен                                                                                                          


Скачано с www.znanio.ru



* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.