Рабочая программа по предмету «Человек» (обучение на дому)

  • Домашнее обучение
  • doc
  • 28.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по предмету« Человек» предназначена для обучающихся с у/о (ТМНР)
Иконка файла материала Человек 1 кл.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по  предмету «Человек»

 (обучение на дому)

класс: 1

учитель: 

учебный год: 2019 - 2020

 

 

 

 

 

Количество часов по учебному плану

99

Всего за учебный год

98

В том числе

на 1 полугодие

48

на 2 полугодие

50

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету« Человек» предназначена для обучающихся с у/о (ТМНР), разработана в соответствие с нормативно - правовой базой:

-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 11.11.2016 № ВК – 1788/07.

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (ТМНР) МБОУ «Базковская СОШ».

 

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе как о человеке. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

-формирование гигиенических навыков;

-коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;

-обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

-формирование организационных умений и навыков;

-формирование навыков культуры питания;

-развитие умений ориентироваться в задании;

-воспитание доброжелательного отношения друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;

- развитие самостоятельности в выполнении навыков самообслуживания.

2. Общая характеристика учебного предмета

Занятия по предмету «Человек» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. Уроки-занятия организуются в форме совместной деятельности учителя и ученика, включающие практические и игровые упражнения. 

Учитель обучает ученика использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий ребенка и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми она многократно знакомится в различных бытовых и игровых ситуациях.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Обращение с одеждой и обувью».

 

3. Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

 

 

 

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Формирование представлений о себе способствует возникновению взаимодействия с другими людьми, приобщению к социальному миру. С другой стороны, именно в социальном взаимодействии формируются представления о себе как об отдельном существе, с собственной объективной реальностью – телом и субъективной реальностью – психикой как миром эмоций и представлений. Взаимодействуя с другими, ребенок начинает осознавать и понимать себя.

Программа направлена на создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей, создание индивидуального психического комфорта, на формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания ребенка с умственной отсталостью, укрепление ее физического здоровья.

 

5. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представления о собственном теле;

- отнесение себя к определённому полу;

- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);

- умение следить за своим внешним видом.

 

6. Содержание учебного предмета

 

Раздел, темы учебного курса

Количество часов на раздел

Формы контроля

1

Представление о себе

Представления о собственном теле.

Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).

 

78

 

текущий

 

2

Семья

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

 

10

текущий

3

Обращение с одеждой и обувью

Представление о видах одежды, обуви, застежек.

10

 

7.Календарно - тематическое  планирование

Тема урока                                                                                                                      

Колич. часов

Дата

Представление о себе

 

 

1

Я – человек

1

03.09

2

Я – человек

1

05.09

3

Моё имя

1

05.09

4

Моё имя

1

10.09

5

Кто я?

1

12.09

6

Кто я?

1

12.09

7

Кто я?

1

17.09

8

Все люди разные

1

19.09

9

Все люди разные

1

19.09

Представление о себе

 

 

10

Мои руки

1

24.09

11

Мои руки

1

26.09

12

Уход за руками

1

26.09

13

Мои ноги

1

01.10

14

Мои ноги

1

03.10

15

Уход за ногами

1

03.10

Представление о  себе

 

 

16

Мой рот и язычок

1

08.10

17

Уход за полостью рта

1

10.10

18

Мои зубки

1

10.10

19

Уход за зубами

1

15.10

20

Мои глаза

1

17.10

21

Уход за глазами

1

17.10

22

Мои уши

1

22.10

23

Уход за ушами

1

24.10

24

Мой нос

1

24.10

25

Уход за носом

1

05.11

 

Гигиена тела

 

 

26

Умывальная комната

1

07.11

27

Атрибуты в умывальной комнате

1

07.11

28

Намачивание и намыливание рук

1

12.11

29

Мытьё рук

1

14.11

30

Смывание мыла с рук

1

14.11

31

Вытирание рук

1

19.11

32

Туалет

1

21.11

33

Раковина

1

21.11

34

Нужды человека

1

26.11

35

Я хочу есть, пить

1

28.11

36

Я хочу есть, пить

1

28.11

37

Кнопка слива

1

03.12

38

Кнопка слива

1

05.12

39

Снятие нижнего белья

1

05.12

40

Туалетная бумага

1

10.12

41

Отматывание бумаги

1

12.12

42

Изнаночная и лицевая сторона

1

12.12

43

Гигиенические процедуры после посещение туалета

1

17.12

44

Мытье рук, вытирание рук

1

19.12

45

Моё личное полотенце

1

19.12

46

 Изучаем своё тело

1

24.12

47

Голова

1

26.12

48

Туловище

1

26.12

Представление о  себе

 

 

49

Моё не моё

1

14.01

50

Мои не мои

1

16.01

51

Возрастные изменения

1

16.01

52

Я малыш

1

21.01

53

Я подросток

1

23.01

Обращение с одеждой и обувью

 

 

54

Виды одежды

1

23.01

55

Виды одежды (нижняя одежда)

1

28.01

56

Лицевая и изнаночная сторона

1

30.01

57

Виды одежды

1

30.01

58

Виды одежды (верхняя одежда)

1

04.02

59

 Лицевая и изнаночная сторона

1

06.02

60

Виды обуви

1

06.02

61

Виды обуви

1

18.02

Представление о себе

 

 

62

Виды застежек

1

20.02

63

Режим дня

1

20.02

64

Утро

1

25.02

65

День

1

27.02

66

Вечер

1

27.02

67

Правильное питание

1

03.03

68

Правильное питание

1

05.03

69

Овощи и фрукты в жизни человека

1

05.03

70

Культура поведения за столом

1

10.03

71

Добрые слова

1

12.03

72

Посуда

1

12.03

73

Сервировка стола

1

17.03

74

К нам пришли гости, накроем на стол

1

19.03

75

Моё самочувствие

1

19.03

76

У меня болит голова

1

31.03

77

Мне плохо

1

02.04

78

Мои данные

1

02.04

79

Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?

1

07.04

80

Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?

1

09.04

                                                    Семья

81

Моя семья

1

09.04

82

Моя семья

1

14.04

83

Братья, сестры

1

16.04

84

Наши праздники

1

16.04

85

Новый год

1

21.04

86

8 марта

1

23.04

87

Мой дом

1

23.04

88

Моя досуговая деятельность

1

28.04

89

Игра, хобби

 

30.04

Повторение

 

 

90

Закрепление по учебному курсу «Человек»

1

30.04

91

Мои части тела

1

07.05

92

Мои данные и половая принадлежность

1

07.05

93

Овощи  в жизни человека

1

12.05

94

Овощи и фрукты в жизни человека

 

14.05

95

Нужды человека

1

14.05

96

Нужды человека

1

19.05

97

Моё самочувствие

1

21.05

98

Моё самочувствие

1

21.05

 

 

 

8.Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы по предмету «Человек» используется сенсорная комната в здании школы; маленькое зеркало,  столовые приборы, одежда и обувь ребенка. Гигиенические принадлежности: мыло, салфетки, зубная паста, зубная щетка. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка. Кроме того, используются видеоматериалы,   семейный альбом и др.