Рабочая программа
по предмету «Человек»
(обучение на дому)
класс: 1
учитель:
учебный год: 2019 - 2020
Количество часов по учебному плану |
99 |
|
Всего за учебный год |
98 |
|
В том числе |
на 1 полугодие |
48 |
на 2 полугодие |
50 |
2019-2020 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету« Человек» предназначена для обучающихся с у/о (ТМНР), разработана в соответствие с нормативно - правовой базой:
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 11.11.2016 № ВК – 1788/07.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (ТМНР) МБОУ «Базковская СОШ».
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе как о человеке. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
-формирование гигиенических навыков;
-коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
-обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
-формирование организационных умений и навыков;
-формирование навыков культуры питания;
-развитие умений ориентироваться в задании;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
- развитие самостоятельности в выполнении навыков самообслуживания.
2. Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Человек» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. Уроки-занятия организуются в форме совместной деятельности учителя и ученика, включающие практические и игровые упражнения.
Учитель обучает ученика использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий ребенка и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми она многократно знакомится в различных бытовых и игровых ситуациях.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Обращение с одеждой и обувью».
3. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Формирование представлений о себе способствует возникновению взаимодействия с другими людьми, приобщению к социальному миру. С другой стороны, именно в социальном взаимодействии формируются представления о себе как об отдельном существе, с собственной объективной реальностью – телом и субъективной реальностью – психикой как миром эмоций и представлений. Взаимодействуя с другими, ребенок начинает осознавать и понимать себя.
Программа направлена на создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей, создание индивидуального психического комфорта, на формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания ребенка с умственной отсталостью, укрепление ее физического здоровья.
5. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определённому полу;
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);
- умение следить за своим внешним видом.
6. Содержание учебного предмета
Раздел, темы учебного курса |
Количество часов на раздел |
Формы контроля |
||
1 |
Представление о себе Представления о собственном теле. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).
|
78
|
текущий
|
|
2 |
Семья Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
|
10 |
текущий |
|
3 |
Обращение с одеждой и обувью Представление о видах одежды, обуви, застежек. |
10 |
|
|
7.Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Колич. часов |
Дата |
Представление о себе |
|
|
|
1 |
Я – человек |
1 |
03.09 |
2 |
Я – человек |
1 |
05.09 |
3 |
Моё имя |
1 |
05.09 |
4 |
Моё имя |
1 |
10.09 |
5 |
Кто я? |
1 |
12.09 |
6 |
Кто я? |
1 |
12.09 |
7 |
Кто я? |
1 |
17.09 |
8 |
Все люди разные |
1 |
19.09 |
9 |
Все люди разные |
1 |
19.09 |
Представление о себе |
|
|
|
10 |
Мои руки |
1 |
24.09 |
11 |
Мои руки |
1 |
26.09 |
12 |
Уход за руками |
1 |
26.09 |
13 |
Мои ноги |
1 |
01.10 |
14 |
Мои ноги |
1 |
03.10 |
15 |
Уход за ногами |
1 |
03.10 |
Представление о себе |
|
|
|
16 |
Мой рот и язычок |
1 |
08.10 |
17 |
Уход за полостью рта |
1 |
10.10 |
18 |
Мои зубки |
1 |
10.10 |
19 |
Уход за зубами |
1 |
15.10 |
20 |
Мои глаза |
1 |
17.10 |
21 |
Уход за глазами |
1 |
17.10 |
22 |
Мои уши |
1 |
22.10 |
23 |
Уход за ушами |
1 |
24.10 |
24 |
Мой нос |
1 |
24.10 |
25 |
Уход за носом |
1 |
05.11 |
|
Гигиена тела |
|
|
26 |
Умывальная комната |
1 |
07.11 |
27 |
Атрибуты в умывальной комнате |
1 |
07.11 |
28 |
Намачивание и намыливание рук |
1 |
12.11 |
29 |
Мытьё рук |
1 |
14.11 |
30 |
Смывание мыла с рук |
1 |
14.11 |
31 |
Вытирание рук |
1 |
19.11 |
32 |
Туалет |
1 |
21.11 |
33 |
Раковина |
1 |
21.11 |
34 |
Нужды человека |
1 |
26.11 |
35 |
Я хочу есть, пить |
1 |
28.11 |
36 |
Я хочу есть, пить |
1 |
28.11 |
37 |
Кнопка слива |
1 |
03.12 |
38 |
Кнопка слива |
1 |
05.12 |
39 |
Снятие нижнего белья |
1 |
05.12 |
40 |
Туалетная бумага |
1 |
10.12 |
41 |
Отматывание бумаги |
1 |
12.12 |
42 |
Изнаночная и лицевая сторона |
1 |
12.12 |
43 |
Гигиенические процедуры после посещение туалета |
1 |
17.12 |
44 |
Мытье рук, вытирание рук |
1 |
19.12 |
45 |
Моё личное полотенце |
1 |
19.12 |
46 |
Изучаем своё тело |
1 |
24.12 |
47 |
Голова |
1 |
26.12 |
48 |
Туловище |
1 |
26.12 |
Представление о себе |
|
|
|
49 |
Моё не моё |
1 |
14.01 |
50 |
Мои не мои |
1 |
16.01 |
51 |
Возрастные изменения |
1 |
16.01 |
52 |
Я малыш |
1 |
21.01 |
53 |
Я подросток |
1 |
23.01 |
Обращение с одеждой и обувью |
|
|
|
54 |
Виды одежды |
1 |
23.01 |
55 |
Виды одежды (нижняя одежда) |
1 |
28.01 |
56 |
Лицевая и изнаночная сторона |
1 |
30.01 |
57 |
Виды одежды |
1 |
30.01 |
58 |
Виды одежды (верхняя одежда) |
1 |
04.02 |
59 |
Лицевая и изнаночная сторона |
1 |
06.02 |
60 |
Виды обуви |
1 |
06.02 |
61 |
Виды обуви |
1 |
18.02 |
Представление о себе |
|
|
|
62 |
Виды застежек |
1 |
20.02 |
63 |
Режим дня |
1 |
20.02 |
64 |
Утро |
1 |
25.02 |
65 |
День |
1 |
27.02 |
66 |
Вечер |
1 |
27.02 |
67 |
Правильное питание |
1 |
03.03 |
68 |
Правильное питание |
1 |
05.03 |
69 |
Овощи и фрукты в жизни человека |
1 |
05.03 |
70 |
Культура поведения за столом |
1 |
10.03 |
71 |
Добрые слова |
1 |
12.03 |
72 |
Посуда |
1 |
12.03 |
73 |
Сервировка стола |
1 |
17.03 |
74 |
К нам пришли гости, накроем на стол |
1 |
19.03 |
75 |
Моё самочувствие |
1 |
19.03 |
76 |
У меня болит голова |
1 |
31.03 |
77 |
Мне плохо |
1 |
02.04 |
78 |
Мои данные |
1 |
02.04 |
79 |
Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь? |
1 |
07.04 |
80 |
Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь? |
1 |
09.04 |
Семья |
|||
81 |
Моя семья |
1 |
09.04 |
82 |
Моя семья |
1 |
14.04 |
83 |
Братья, сестры |
1 |
16.04 |
84 |
Наши праздники |
1 |
16.04 |
85 |
Новый год |
1 |
21.04 |
86 |
8 марта |
1 |
23.04 |
87 |
Мой дом |
1 |
23.04 |
88 |
Моя досуговая деятельность |
1 |
28.04 |
89 |
Игра, хобби |
|
30.04 |
Повторение |
|
|
|
90 |
Закрепление по учебному курсу «Человек» |
1 |
30.04 |
91 |
Мои части тела |
1 |
07.05 |
92 |
Мои данные и половая принадлежность |
1 |
07.05 |
93 |
Овощи в жизни человека |
1 |
12.05 |
94 |
Овощи и фрукты в жизни человека |
|
14.05 |
95 |
Нужды человека |
1 |
14.05 |
96 |
Нужды человека |
1 |
19.05 |
97 |
Моё самочувствие |
1 |
21.05 |
98 |
Моё самочувствие |
1 |
21.05 |
8.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы по предмету «Человек» используется сенсорная комната в здании школы; маленькое зеркало, столовые приборы, одежда и обувь ребенка. Гигиенические принадлежности: мыло, салфетки, зубная паста, зубная щетка. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка. Кроме того, используются видеоматериалы, семейный альбом и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.