Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от ______20___ года протокол № 1
Председатель __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуального обучения на дому для обучающегося 11 (дополнительного)класса
Ф.И______________________________________________________________
По чтению
Уровень образования (класс) начальное общее образование 11 – 4 классы
Количество часов 33
Учитель Рей Лидия Викторовна
Программа разработана на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Крыловской
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы).
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1¢ (дополнительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1¢ (дополнительном) классе изучение предмета «Чтение», призвано решить следующие задачи:
― уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― развитие навыков устной коммуникации;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках чтения в этот период ведется работа по подготовке учащихся к овладению первоначальными навыками чтения, формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. В результате этой работы у обучающихся формируется умение выделять некоторые звуки, определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова, что позволяет познакомить их с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Чтение» в дополнительном 1¢ классе разделено на добукварный и букварный период.
Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающем развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, работу над звукопроизношением, речевое развитие; 2) подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения:
Букварный период представлен разделом: обучение грамоте (1 этап). Начало изучения звуков и букв в 1¢классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте, что создает условия для освоения обучающимися слогового чтения, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на один учебный год.
На изучение предмета «Чтение» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (33 учебные недели).
Продолжительность урока по русскому языку в 11(дополнительном первом классе) классе составляет 35 минут (1 полугодие), 40 минут (2 полугодие).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы).
5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по чтению включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по чтению определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- дифференцировать два-три цвета;
- по образцу и с помощью учителя выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок;
- различать кто как голос подает, имитировать голоса;
- составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
- выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- читать двухзвуковые слоги и слова из изученных букв.
Достаточный уровень:
- дифференцировать шесть основных цветов, называя их;
- выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по образцу;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- делить слова на слоги;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв;
- четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки, заученные с голоса учителя.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
6.Содержание учебного предмета.
Разделы курса |
Темы |
Подготовка к усвоению грамоты
|
Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Составление из цветных полосок по образцу буквенных знаков печатного шрифта (А, У, О, М, С, Х) без их называния. Подбор одинаковых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных по цвету или величине. Составление из геометрических фигур по образцу схематических изображений предметов. Выработка умения показывать и называть предметы (2-3) и их изображения в заданном порядке слева направо. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (3-4) по цвету, форме или величине.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Различение звуков окружающей действительности. Кто и как голос подает? Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи. Выделение первого звука в слове. Умение выделять нужный звук в слове. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения. Вдох-выдох. Пропевание гласных на выдохе. Поддувание ватных шариков, бумажных корабликов, самолетиков, султанчиков и др. Артикуляционная гимнастика: статические и динамические упражнения для губ, щек, языка (надуть щёки, губы трубочкой, овалом, улыбнуться, язык лопаткой, жалом, вверх, вниз, облизать губы и др.). Работа над звукопроизношением. Артикуляционные упражнения на развитие, уточнение и совершенствование движения и положения основных органов речи, участвующих в образовании отдельных звуков. Отработка произвольного произношения звуков: - простых по артикуляции согласных: губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т), заднеязычных (к, г, х); - гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и, о, у, в, ф, т, д, н); - отработка трудных для произношения звуков - шипящих, сонорных,- после их постановки и автоматизации на логопедических занятиях. Упражнения на закрепление правильного произношения звуков в речи: качаем куклу а-а-а, еж фыркает ф-ф-ф, напевание строчек из народных колыбельных, песен (баю-баю-баю, куколку качаю; та-та-та, та-та-та, мы везем с собой кота и др.); проговаривание четверостиший, фраз, в которых повторяется определенный звук. Речевое развитие: Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление простых нераспространенных предложений (из 2-3 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
|
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения
|
Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог», «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. |
Букварный период. Обучение грамоте
|
1 этап Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.) Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. Образование и чтение простых слов из изученных слоговых структур. |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№ п/п
|
Раздел/тема |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. Звуки окружающей действительности. Неречевые звуки. Дифференциация неречевых звуков. Речевые звуки. Кто как голос подает? Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. |
Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный).
|
1 |
2 |
Узнавание предмета по его части. Составление предмета из частей в сопровождении речи. Слушание стихотворения А.Барто «Зайка». Соотнесение текста и картинки. Знакомство со словом. Различение предмета и слова, его называющего.Фиксация слова условно-графическим изображением. |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи.. |
1 |
3 |
Различение предмета и слова, его называющего. «Чтение» слов, зафиксированных условно-графическим изображением. Различение предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи |
1 |
4 |
Дифференциация слов, сходных по звучанию. Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Составление предложений из 2 слов на основе демонстрации действий. схемы. |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи |
1 |
5 |
Составление предложений из 3 слов на основе демонстрации действий. Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. «Чтение» предложений, зафиксированных условно-графической схемой. |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи |
1 |
6 |
Деление предложений на слова. Деление двусложных слов на части. Фиксация частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». Дифференциация односложных и двусложных слов. |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи |
1 |
7 |
Выделение первого ударного гласного звука в слове. Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Выделение первого согласного звука в слове. Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи |
1 |
8 |
Подбор слов, начинающихся с заданного звука. Звук и буква А. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи |
1 |
9 |
Звук и буква А. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
10 |
Звук и буква А. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
11 |
Звук и буква У. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
12 |
Звук и буква У. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
13 |
Образование и чтение слов а-у, у-а. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
14 |
Звук и буква М. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
15 |
Звук и буква М. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. Образование и чтение закрытых слогов с буквой м (ам, ум). |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
16 |
Образование и чтение открытых слогов с буквой м (ма, му). |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
17 |
Звук и буква О. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
18 |
Звук и буква О. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
19 |
Образование и чтение закрытых слогов ам, ум, ом. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
20 |
Образование и чтение открытых слогов ма, му, мо. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
21 |
Звук и буква С. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
22 |
Звук и буква С. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
23 |
Образование и чтение закрытых слогов с буквой с (ас, ус, ос). |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
24 |
Образование и чтение открытых слогов с буквой с (са, су, со). |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
25 |
Составление и чтение слов из 2 слогов (ма-ма, му-му, о-са). |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
26 |
Звук и буква Х. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
27 |
Звук и буква Х. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
28 |
Образование и чтение закрытых слогов с буквой х (ах, ух, ох). |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
29 |
Образование и чтение открытых слогов с буквой х (ха, ху, хо). |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
30 |
Составление и чтение слов из 2 слогов (у-хо, у-ха, му-ха). |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
31 |
Составление слов из заданных слогов и дополнение слова слогом с опорой на картинку. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
32 |
Составление слов из заданных слогов и дополнение слова слогом с опорой на картинку. |
Составление и чтение слогов, составление звукобуквенной схемы слога, чтение слов, отнесение слов с их условно-графической записью. |
1 |
33 |
Повторение материала, изученного за год. |
|
1 |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Учебник «Букварь». 1кл. часть 1, часть 2: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И.Шишкова – М.: Просвещение, 2017.
2. . Дидактический материал для занятий в добукварный период.
3. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса
4. Разрезная азбука, слоги, слова.
5. Предметные и сюжетные картинки.
6. Индивидуальные и демонстрационный наборы черных полосок и синих и красных кругов для составления условно-графической схемы, предложения, звукобуквенной схемы слога, слова.
7. Плоскостные и объемные игрушки.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МС от ___.08.20___ года № 1 руководитель МС ____________________ |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР______________________ ____.08. 20___ года |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.