Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Таскаевской СОШ (ООП ООО) и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 № 712);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»;
- Устав МКОУ Таскаевской СОШ;
- Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации МКОУ Таскаевской СОШ;
- С учетом примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 приказ №1/15 (В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию (http://fgosreestr.ru).
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), протокол от 22.12.15 г. №4/15 (http://fgosreestr.ru/);
- Учебного плана МКОУ Таскаевской СОШ (часть АОП ООО УО) на 2021-2022 учебный год (протокол педсовета №8 приказ № 68 от 30.08.2021);
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы» (под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание).
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на 68 часов и рассчитана на 2 часа в неделю. Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Для реализации программы используется:
Учебник: Аксёнова А.К.Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение, 2013.
Для детей с особыми возможностями здоровья в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Чтение и развитие речи» из расчета 3 учебных часа в неделю.
Изменения в программе есть, сокращены часы на обучение, но изучаемые темы и разделы сохранены полностью.
Цели обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) данному предмету:
1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения (познавательная цель);
2. формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
· развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности: чтения, слушания, говорения;
· формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
· развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
· воспитание нравственных качеств личности , усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий;
· развитие у обучающихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
· способствовать осознанию себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
· воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою речь, делать её правильной, точной, богатой;
· сообщать необходимых знаний и формировать учебно-языковые, речевые и письменные умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Исходя из этого, назначение предмета «Чтение и развитие речи» в старших классах состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. В 9 классе продолжается овладение предметом, которое направлено на выполнение задач, решаемых на предыдущих этапах обучения, но на более сложном речевом и понятийном материале.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьникам с особыми возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно. передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции. На уроках чтения осуществляется формирование нравственных качеств, понимания таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «природа», «родина», «уважение к старшим».
В 9 классе: в процессе чтения и анализа произведений у школьников развивается устная и письменная речь. Воспитывается интерес к родному языку. Знакомство с новыми художественными произведениями признанных писателей и поэтов, направлено на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий.
Требования к результатам изучения учебного предмета «Чтение и развитие речи» включают формирование всех видов учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).
Личностные учебные действия:
- осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.)
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные
Регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей ) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание; осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов; определение основной мысли произведения (с помощью учителя); называть главные черты характера героев, давать оценку их поступкам (с помощью учителя); ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора; активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста; деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа; пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа; нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; учить стихотворение наизусть в доступном для ученика объеме; самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий. |
правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); самостоятельное определение темы произведения; редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли произведения (части текста); установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя); осознанное восприятие и оценка содержания различных текстов; участие в их обсуждении прочитанного или прослушанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников),; активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста; самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; пересказывать отдельные части текста с опорой на авторскую лексику; самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации; заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (соответственно 12 и 3); самостоятельный выбор (или с помощью педагога) интересующей литературы; самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение. |
Содержание учебного предмета.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения. Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя). Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература:
ü Русские народные сказки «Иван – крестьянский сын».
ü В. О. Богомолов «Иван». (
ü Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» .
ü А. Гайдар «Дальние страны»
ü А. П. Чехов Рассказы.
ü Сергей Есенин Стихи.
ü В. Шукшин Рассказы
ü Е. Воробьёв «Язык мой – враг мой»
ü Лев Кассиль «Огнеопасный груз»
При затруднениях обучающегося в чтении и понимании смысла прочитанного текста задания, учитель сам читает задание, а обучающийся выбирает правильный ответ и называет его.
Учебно-тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи»
№ п/п |
Разделы, темы |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Устное народное творчество |
7 |
3 |
Из произведений Русской литературы XIX века |
31 |
4 |
Из произведений Русской литературы XX века |
21 |
5 |
Зарубежная литература |
8 |
Всего: |
68 |
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи
для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (68 часов).
№ урока |
№ по теме |
Сроки |
Тема урока
|
Цель урока |
На уроке |
Домашнее задание |
|
||||||
Введение 1ч. |
||||||
1 |
1 |
|
Роль книги в жизни человека |
1. Формирование интереса к книгам и положительного отношения к чтению. |
Обсужде-ние прочитанного за лето |
|
Устное народное творчество 7 ч. |
||||||
2 |
1 |
|
Устное народное творчество. Жанры (Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка жила». Чтение, беседа по вопросам) |
Повторение жанров устного народного творчества. Привитие интереса к народным песням, отработка выразительного чтения. |
с. 6-12 |
Выразительное чтение колыбельной с.12 |
3 |
2 |
|
Былины как жанр. Знакомство с особенностями жанра. (Былина «На заставе богатырской».) |
Познакомить с данным жанром, с его особенностями. Чтение былины, работа над особенностями былины |
с.13-16 |
с. 17-18, ответить на вопросы |
4 |
3 |
|
В/чтение. Былина «Вольга и Микула Селенинович» |
Привитие учащимся положительного отношения к чтению. |
Работа над былиной |
Составление плана былины |
5 |
4 |
|
Контрольный урок. Проверка техники чтения |
Контроль уровня техники чтения на начало года |
Работа с текстом |
|
6 |
5 |
|
Народная сказка « Сказка про Василису Премудрую» |
Работа над отработкой правильного, осознанного чтения. Воспитание любви к народным сказкам, работа над навыками чтения. |
с. 19-28 |
Прочитать и озаглавить части сказки |
7 |
6 |
|
Беседа, обсуждение сказки, вопросы |
научить анализировать текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.
|
с. 29, вопросы |
Пересказ сказки |
8 |
7 |
|
Сказка «Лиса и тетерев». Чтение, беседа об особенностях сказок о животных. |
Чтение сказки, работа над изучением особенностей сказок данного вида |
с.30-31, работа с басней |
Ответить на вопросы, с.31-32 |
Из произведений русской литературы XIX века 31 ч. |
||||||
9 |
1 |
|
В.А. Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса». |
Знакомство с биографией автора, работа над навыками чтения. Чтение сказки, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. |
с.35-38 |
Чтение сказки с.38-41 Вопросы с.45-46 |
10 |
2 |
|
Беседа по содержанию сказки |
Научить анализировать текст; воспитывать любовь к предмету |
Работа над содержа-нием сказки |
Пересказ сказки |
11 |
3 |
|
И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством. Басня «Кот и повар». |
Знакомство с биографией баснописца, с его творчеством. Ознакомление с особенностями басни, развитие навыка выразительного чтения. |
с.48-53 |
Ответить на вопросы с. 51, выразительное чтение басни
|
12 |
4 |
|
Басня «Слон и Моська». Чтение, беседа об особенностях жанра басни. Мораль в басне |
Привитие положительного отношения к чтению |
- |
- |
13 |
5 |
|
А.С. Пушкин. Биография. Рассказ учителя Поэма «Руслан и Людмила» |
Знакомство с биографией писателя, повторение ранее изученных произведений. Знакомство с особенностями поэмы, привитие любви к чтению. |
с. 54-57, с. 58-62 |
Вопросы на с.58 и с.62 |
14 |
6 |
|
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» |
Развитие навыка осознанного, правильного, выразительного чтения. Работа над текстом поэмы, воспитание любви к предмету |
с.62-81 |
Вопросы с.71. Пересказ поэмы |
15 |
7 |
|
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Чтение |
Знакомство с повестью, с ее особенностями. Развитие навыка осознанного, правильного, выразительного чтения |
С.82-102 |
Чтение повести. Ответить на вопросы с.92 |
16 |
8 |
|
Беседа о поступках, характерах героев |
Работа над повестью. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. |
Работа над содержа-нием |
Пересказ эпизода повести |
17 |
9 |
|
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Итоговый урок |
Обобщение знаний по повести. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. |
Ответы на вопросы. Пересказ эпизода повести |
Составить план повести |
18 |
10 |
|
А.С. Пушкин. Внеклассное чтение по произведениям |
Привитие положительного отношения к чтению, к произведениям А.С. Пушкина |
Работа с произведениями Пушкина |
Пересказ любого произведения А.С. Пушкина |
19 |
11 |
|
М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта по учебнику. Стихотворение «Тучи». |
Знакомство с биографией поэта, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. Изучение особенностей ст-я «Тучи», развитие выразительного чтения |
с.105-108 Чтение, беседа по вопросам с.109 |
Выучить стихотворение наизусть |
20 |
12 |
|
М.Ю. Лермонтов «Баллада» |
Изучение особенностей ст-я «Баллада», развитие выразительного чтения |
с. 110-112 |
Выразительное чтение баллады |
21 |
13 |
|
Баллада «Морская царевна». Чтение, работа по содержанию баллады. |
Изучение особенностей баллады «Морская царевна», развитие выразительного чтения, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. |
с. 113-115 Работа с балладой |
Выразительное чтение стихотворения |
22 |
14 |
|
Внеклассное чтение по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. |
Привитие положительного отношения к чтению, к произведениям М.Ю. Лермонтова, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. |
Работа со стихотво-рениями М.Ю. Лермонтова |
Взять в библиотеке стихотворения М.Ю.Лермонтова Выучить одно на выбор. |
23 |
15 |
|
Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок». Беседа по вопросам.
|
Воспитание интереса к чтению, развитие связной речи, навыков выразительного чтения. Работа над навыками правильного, осознанного, выразительного чтения |
Работа со стихами |
- |
24 |
16 |
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» Чтение, пересказ |
Знакомство с биографией автора, повторение его произведений, развитие памяти, мышления. Знакомство с повестью, работа над правильным, беглым, выразительным чтением. |
с. 117-118, с.119-124 |
Подготовка к чтению по ролям |
25 |
17 |
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница». Чтение, знакомство с особенностями языка. |
Комментированное чтение повести, словарная работа. Развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. |
с. 125-132 |
Пересказ эпизода (на выбор) |
26 |
18 |
|
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Пересказ эпизода (на выбор). |
Работа с содержанием повести, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. |
Чтение, беседа по содержа-нию |
|
27 |
19 |
|
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Устное рисование портретов героев повести, особенности языка |
Привитие положительного отношения к чтению, к произведениям Н.В. Гоголя, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. Обобщение знаний по повести. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы |
Работа с повестью |
Пересказ эпизода |
28 |
20 |
|
Контрольный урок. Проверка техники чтения |
Контроль уровня техники чтения. |
Работа с текстом |
|
29 |
21 |
|
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» |
Чтение повести. Пересказ эпизода |
Работа с повестью |
Рисование иллюстрации |
30 |
22 |
|
Н.А. Некрасов. Знакомство с жизнью и творчеством. Стихотворение «Рыцарь на час». |
Знакомство с биографией поэта. Развитие внимания, памяти, мышления. Знакомство с содержанием стихотворения, работа над речью учащейся |
с. 134-136, 137 |
Вопросы с.136 Выразительное чтение стихотворения. |
31 |
23 |
|
Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». Беседа по вопросам, обсуждение |
Обобщение знаний. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы |
Работа со стихотво-рением |
|
32 |
24 |
|
Поэма «Саша» (отрывок). Чтение поэмы. Беседа по вопросам, работа с текстом поэмы «Саша» |
Знакомство с содержанием поэмы, работа над речью учащихся. Отработка умения выделять главное, обобщать и делать выводы |
с. 138-140 Работа с поэмой |
Выучить наизусть часть стихотворения |
33 |
25 |
|
Внеклассное чтение. Викторина по произведениям Некрасова |
Привитие положительного отношения к чтению, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. |
Работа по ВЧ |
Выразительное чтение любого произведения |
34 |
26 |
|
А.А. Фет. Биография. Знакомство со статьей в учебнике. Беседа по вопросам Стихотворение «На заре ты ее не буди». Выразительное чтение |
Знакомство с биографией поэта, развитие внимания, умения рассуждать и выделять главное. Работа над навыками правильного, осознанного, выразительного чтения. |
с.141-145 |
Выразительное чтение |
35 |
27 |
|
«Это утро» и др. стихи. Изображение природы и внутренний мир лирического героя |
Привитие интереса к предмету, развитие навыка выразительного чтения |
с. 146 |
Выучить любое стихотворение А.А. Фета |
36 |
28 |
|
А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. Рассказ «Злоумышленник». |
Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества. |
с.148-150 с. 150-154 |
Вопросы с.150 Чтение рассказа |
37 |
29 |
|
А.П. Чехов «Злоумышленник» |
Характеристика чеховских героев. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы |
Работа с текстом рассказа. |
Пересказ рассказа |
38 |
30 |
|
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Чтение, беседа об особенностях юмора писателя |
Чтение рассказа. Беседа по вопросам. Развитие умения правильно излагать свои мысли и чувства. |
с. 156-160 |
Чтение рассказа по ролям |
39 |
31 |
|
Внеклассное чтение по рассказам Чехова |
Привитие положительного отношения к чтению, развитие речи учащейся |
Работа по рассказам Чехова |
|
Из произведений русской литературы XX века 21 ч. |
||||||
40 |
1 |
|
М. Горький. Знакомство с биографией |
Знакомство с биографией писателя, повторение ранее изученных произведений |
с. 164-165 |
|
41 |
2 |
|
М. Горький «Песня о Соколе». Чтение, знакомство с особенностями песни. Отработка навыков выразительного чтения |
Формирование внимательного, вдумчивого читателя, развитие навыков чтения, одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; |
с.166-169 |
Вопросы с.169 Выразительное чтение |
42 |
3 |
|
М. Горький и Нижегородский край. Заочная экскурсия по горьковским местам
|
Формирование читательской компетенции школьника. Воспитание чувства патриотизма. |
Работа с доп. мате-риалами |
|
43 |
4 |
|
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче» и др. Выразительное чтение учителем стихотворений. |
Знакомство с биографией писателя. Знакомство с особенностями стихов Маяковского. Отработка умения выделять главное, обобщать и делать выводы |
с. 171-172 |
Чтение стихотворения с. 172-176 Вопросы с.177 |
44 |
5 |
|
М. Цветаева. Поэзия и жизнь поэтессы. Чтение стихов, беседа по вопросам («Красною кистью», «Вчера еще в глаза глядел») |
Познакомить детей с творчеством поэтессы, воспитывать любовь к поэзии Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, работать над выразительным чтением |
с. 178-179, 180 |
Выучить стих-е «Красною кистью» |
45 |
6 |
|
Стихотворения М Цветаевой. Отработка навыка выразительного чтения |
Формирование внимательного, вдумчивого читателя, развитие навыков чтения |
Работа со стихотв-ями |
|
46 |
7 |
|
К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер» |
Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества Чтение рассказа, формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; |
с. 181-183 Беседа по содержанию, словарная работа. |
Чтение рассказа. Вопросы с.189 |
47 |
8 |
|
К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» Чтение наизусть абзаца, в котором автор дает описание природы. Пересказ рассказа, описание картин природы и чувства героев, письменный ответ на вопросы |
Привитие интереса к предмету, развитие навыка выразительного чтения, памяти формирование умений применять полученные знания на практике. |
Работа с рассказом |
Пересказ рассказа. Работа в тетради – ответить на вопросы |
48 |
9 |
|
Внеклассное чтение. К. Паустовский «Старик в потертой шинели» |
Привитие интереса к предмету, развитие навыков чтения |
Работа с рассказом |
|
49 |
10 |
|
С. А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». |
Формирование внимательного, вдумчивого читателя, развитие навыков чтения. Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, работать над выразительным чтением |
с.192, с.193-194 |
Пересказ воспоминаний о детстве Выучить наизусть стихотворение |
50 |
11 |
|
С.А. Есенин «Собаке Качалова» |
Чтение стихотворения, беседа по вопросам. Работа над развитием речи |
с.194-195 |
|
51 |
12 |
|
М.А. Шолохов. Биография. Разбор статьи учебника, беседа по плану. «Судьба человека» |
Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества. Чтение, знакомство с содержанием рассказа, развитие навыков чтения |
с.196, с. 197-204 |
Чтение рассказа, пересказ |
52 |
13 |
|
М.А. Шолохов «Судьба человека» Выразительное чтение по ролям эпизода, характеристика главного героя. |
Отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, работать над осознанным и правильным чтением. Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста. |
с. 197-204 |
|
53 |
14 |
|
Внеклассное чтение. Шолохов «Донские рассказы» |
Привитие положительного отношения к чтению, к произведениям Шолохова, формирование умений применять полученные знания на практике. |
Работа с «Донскими рассказами» |
Пересказ рассказа |
54 |
15 |
|
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». |
Знакомство с биографией писателя, привитие интереса к предмету. Чтение рассказа, работа над отработкой правильного, осознанного чтения |
с.206 с.207-212 |
Чтение рассказа, пересказ |
55 |
16 |
|
Н.М. Рубцов. Биография поэта. Деревенская тема поэзии |
Знакомство с биографией поэта, с особенностями его творчества. Воспитание чувства патриотизма. |
с. 214 |
Выразительное чтение стих-я |
56 |
17 |
|
Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя ночь» и др. |
Привитие положительного отношения к чтению, развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике. |
Чтение, беседа по вопросам |
|
57 |
18 |
|
Ю.И. Коваль. Слово о писателе |
Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества. Воспитание чувства патриотизма. |
с. 221 |
Чтение 1-3 главы |
58 |
19 |
|
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
Чтение отрывка из повести, работа над первоначальным восприятием |
с.222-229 |
Чтение текста |
59 |
20 |
|
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста. |
с.229-233 |
Пересказ произв-я |
60 |
21 |
|
Написание отзыва о книге Ю. Коваля (чем понравилась повесть)
|
Учить писать отзыв по произведению, обобщение знаний, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы |
Работа над отзывом |
|
Зарубежная литература 8 ч. |
||||||
61 |
1 |
|
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». |
Знакомство с биографией автора, чтение баллады. Работа над содержанием баллады, воспитание интереса к чтению, развитие связной речи, навыков выразительного чтения |
с.236 |
Чтение баллады |
62 |
2 |
|
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». |
Работа над содержанием баллады, воспитание интереса к чтению, развитие связной речи, навыков выразительного чтения |
с.236 |
Выразительное чтение баллады |
63 |
3 |
|
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». |
Чтение рассказа, беседа по содержанию. |
с.242-248 |
с.250-254 Выразительное чтение эпизода рассказа. |
64 |
4 |
|
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». |
Работа над содержанием баллады, воспитание интереса к чтению, развитие связной речи, навыков чтения |
с.242-248 |
с.250-254 |
65 |
5 |
|
Дж. Даррелл. Слово о писателе. Чтение рассказа «Живописный жираф» |
Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества. Работа с содержанием повести, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. |
с.255-260 Беседа по содержа-нию рассказа |
Чтение рассказа |
66 |
6 |
|
Дж. Даррелл. Слово о писателе. Чтение рассказа «Живописный жираф» |
Работа с содержанием повести, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. |
Беседа по содержа-нию рассказа |
Пересказ |
67 |
7 |
|
Контрольный урок. Проверка техники чтения |
Проверка навыков чтения учащихся, приобретенных за период обучения |
Работа с текстом |
|
68 |
8 |
|
Контрольные вопросы и задания по пройденному материалу |
Проверка знаний, полученных учащимися за год |
с.267-268 |
|
Общее количество часов - 68 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.