Рабочая программа по предмету "Функциональная грамотность" для 10-11 классов

  • docx
  • 12.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Функц грам 10-11 класс.docx

Приложение к ООП СОО, п.2.1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кармаклинская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

имени Героя Советского Союза Д.П.Бурцева

 

 

 

ПРИНЯТО

Решением школьного методического объединения учителей гуманитарного  цикла

протокол от _____________   №

 

СОГЛАСОВАНО

 

Методист  ______________/_____________/            

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Функциональная грамотность»

для 10-11 классов среднего общего образования

(срок освоения 2 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Кустова О.С.

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по предмету части, формируемой участниками образовательных отношений, «Функциональная грамотность» разработана для обучающихся 10-11 классов на 2023-2024, 2024-2025 учебный год.  

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 

           Учебный предмет «Функциональная грамотность» введён по запросу родителей в связи с изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

          Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной  грамотности.

          Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

В 10-11 классах на изучение предмета отводится 1 час в неделю (34 часа в год, 68 часов за 2 года обучения).

 

 


 

Планируемые результаты освоения курса

Предметные и метапредметные результаты:

Обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.

Обучающиеся должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Метапредметные результаты:

·         способность находит и извлекать информацию из разных текстов - способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

·         анализ и интеграция информации, полученной из текста; - учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации;

·         умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;

·         умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации;

·         умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания;

·        умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения.

 

·        личностные результаты:

·         умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

·         формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;

·         умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

·        способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.

·         

Обучающийся должен уметь:

·            написать сочинение, реферат;

·           считать без калькулятора;

·           отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;

·           написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

·           искать информацию в сети Интернет;

·           использовать графические редакторы;

·            находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов;

·           работать в группе, команде.

 

Обучающийся научится:

·         оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

·         обратиться за экстренной помощью к специализированным службам;

·         заботиться о своем здоровье;

·         вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

·           читать чертежи, схемы, графики;

·         использовать информацию из СМИ;

·         пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки;

·         анализировать числовую информацию;

·         расположить к себе других людей;

·         не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы;

·         пользоваться электронной почтой;

·         создавать и распечатывать тексты;

·         работать с электронными таблицами.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

10 класс, 34 часа

Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 часов).

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. Тестирование по модулю «Основы финансовой грамотности»

Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов).

Определение основной        темы   и          идеи    в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Тестирование по модулю «Основы читательской грамотности».

Модуль «Основы математической грамотности» (7 часов).

Работа с информацией, представленной в  форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация    трёхмерных   изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение     типичных            математических        задач, требующих прохождения этапа моделирования. Тестирование по модулю «Основы математической грамотности»

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (7 часов).

Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Тестирование по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».

 «Креативное мышление». Основы (2 часа). Генерация идей. Отбор оптимального варианта.

«Глобальные компетенции». Новое направление (1 час)

Итоговое занятие

 

11 класс

Модуль «Финансовая грамотность»

Облигации и ценные бумаги. Векселя. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты.

Биржа и брокеры. Фондовые индексы.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.

Инвестиционное профилирование.

Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.

Типичные ошибки инвесторов.

Страхование для страхового рынка физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование.

Обобщение по модулю «Основы  финансовой грамотности»

Модуль «Читательская грамотность»

Формирование читательских   умений с опорой на текст и вне текстовые знания

Электронный текст как источник информации?

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся  в          тексте информации.

Типы        задач     на     грамотность. Конструирующие задачи

Обобщение по модулю «Основы                                читательской грамотности»

Модуль «Математическая грамотность»

Простые и сложные вопросы.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными       представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов

Решение стереометрических задач

Вероятностные, статистические зависимости.

Обобщение по модулю «Основы  математической грамотности»

Модуль «Естественно-научная грамотность»

Анализ, интерпретация данных.

Преобразование одной формы представления данных в другую.

Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах.

Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников.

Тематическое планирование

10 класс

№ 

Содержание (раздел, тема)

Кол-во часов

 

Дата проведения

Примечания

 

План

Факт

 

«Модуль «Основы финансовой грамотности»

9

 

 

 

1.

Факты о деньгах. Нумизматика.

1

 

 

 

2.

Инвестирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.

1

 

 

 

3.

Облигации и ценные бумаги. Векселя. Биржа и брокеры

1

 

 

 

4.

Виды доходов

1

 

 

 

5.

Заработная плата. Почему она разная?

1

 

 

 

6.

Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.

1

 

 

 

7.

Социальные выплаты: пенсия, пособия.

1

 

 

 

8.

Страхование. Государственное и негосударственное пенсионное страхование.

1

 

 

 

9

Обобщение по модулю «Финансовая грамотность»

1

 

 

 

 

Модуль: «Основы читательской грамотности

8

 

 

 

10.

Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания

1

 

 

 

11.

Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания

1

 

 

 

12.

Электронный текст как источник информации?

1

 

 

 

13.

Электронный текст как источник информации?

1

 

 

 

14.

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?

1

 

 

 

15.

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?

1

 

 

 

16.

Типы задач на грамотность. Конструирующие задачи

1

 

 

 

17

Обобщение по модулю «Основы читательской грамотности

1

 

 

 

 

Модуль: «Основы математической грамотности»

7

 

 

 

18

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние

1

 

 

 

19

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние

1

 

 

 

20

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц

1

 

 

 

21

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц

1

 

 

 

22

Графы и их применение в решении задач.

1

 

 

 

23

Графы и их применение в решении задач.

1

 

 

 

24

Обобщение по модулю «Основы математической грамотности»

1

 

 

 

 

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

7

 

 

 

25

Занимательное электричество.

1

 

 

 

26

Магнетизм и электромагнетизм.

1

 

 

 

27

Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.

1

 

 

 

28

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

1

 

 

 

29

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.Наследственность.

1

 

 

 

30

Системы жизнедеятельности человека.

1

 

 

 

31

Обобщение по модулю «Основы естественнонаучной грамотности»

1

 

 

 

 

Модуль «Креативное мышление».

2

 

 

 

32

Основы

1

 

 

 

33

Генерация идей. Отбор оптимального варианта

1

 

 

 

 

Модуль «Глобальные компетенции».

1

 

 

 

34

Глобальные проблемы современности

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование (11-класс)

 

Тема занятия

Кол-во

часов

По плану

Корректи

ровка

Примечание

Модуль «Финансовая грамотность»

1

Облигации и ценные бумаги. Векселя. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты.

Биржа и брокеры. Фондовые индексы.

2

 

 

 

2

Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.

Инвестиционное профилирование.

2

 

 

 

3

Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.

Типичные ошибки инвесторов.

2

 

 

 

4

Страхование для страхового рынка физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное

страхование.

2

 

 

 

5

Обобщение по модулю «Основы финансовой грамотности»

2

 

 

 

 

Итого

1

0

 

 

 

Модуль «Читательская грамотность»

1

Формирование           читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания

1

 

 

 

2

Электронный текст как источник информации?

2

 

 

 

3

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности

содержащейся            в           тексте информации.

1

 

 

 

4

Типы     задач     на     грамотность. Конструирующие задачи

2

 

 

 

5

Обобщение по модулю «Основы читательской грамотности»

2

 

 

 

 

Итого

8

 

 

 

Модуль «Математическая грамотность»

1

.Простые и сложные вопросы...

2

 

 

 

2

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными          представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой

разумности результатов

1

 

 

 

3

Решение стереометрических задач

2

 

 

 

4

Вероятностные, статистические зависимости.

1

 

 

 

5

Обобщение по модулю «Основы математической грамотности»

2

 

 

 

 

Итого

8

 

 

 

Модуль «Естественно-научная грамотность»

1

Анализ, интерпретация данных.

2

 

 

 

2

Преобразование одной формы представления данных в другую.

2

 

 

 

3

Распознавание допущения,

доказательства и рассуждения в научных текстах.

2

 

 

 

4

Оценивание c научной точки зрения

аргументов и доказательств из различных источников.

2

 

 

 

5

Итого

8

 

 

 

6

Контрольные работы

2

 

 

 

 

ВСЕГО

34

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия для учителя:

-   Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 М.: Просвещение, 2021.

-   Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. М.: Просвещение, 2021.

-     Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. М.: Просвещение, 2021.

-        Ковалева   Г.С.,    Пентин   А.Ю.,    Заграничная   Н.А.   и   др.    Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. М.: Просвещение, 2021

. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf

 

Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости).

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

-   Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/

-   Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Кудрявцева,Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. - 2020. - № 2 (20). - С. 28-31. Алексеева, Е. Е.

2.      Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15. Алхатова, Т. С.

3.      Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т. С. Алхатова, А. В. Семкин, Б. Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66. Лысова, О. В.

4.      Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.