Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Новосветловская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор гимназии
___________________С.Н. Зензеров
«____»_____________________2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
базовый уровень
10 – 11 класс
Составитель рабочей программы:
Алейникова Екатерина Викторовна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
· Конституция Луганской Народной Республики.
· Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.10.2017 № 687 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) общего среднего образования и дополнительного образования Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 20.07.2018 № 701-ОД «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.08.2018 № 767-ОД «Об утверждении программ для образовательных организаций общего и дополнительного образования Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 05.04.2019 № 303-ОД «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
· Методические рекомендации по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных стандартов начального, основного, среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 31.05.2019 № 526-од.
· Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 06.06.2019 № 189-ОД «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2019-2020 учебный год».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.07.2019 № 667-од «Об организованном начале 2019-2020 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной республики».
· Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 09.07.2019 № 214-ОД «Об организованном начале 2019-2020 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района.
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 15.07.2019 № 693-од «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 203/1847.
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 12.07.2019 № 684-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Учебный план ГОУ «Новосветловская гимназия» на 2019-2020 учебный год.
· ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
· Устав ГОУ «Новосветловская гимназия».
Рабочая программа составлена на основании:
1. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. География. X-XI классы. Базовый уровень
2. География. Рабочая программа. Учебно-методический комплект В.П.Максаковского. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Сост. К.Н.Вавилова]. - М.: Просвещение, 2015. - 46 с.
Настоящая программа ориентирована на учебник
География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2016.
Согласно учебному плану, курс географии в 10-11 классе занимает 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
· понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностным результатом обучения географии в старшей школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в старшей школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; отстаивать личное достоинство, собственное мнение, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы среднего общего образования являются:
– самостоятельное определение цели, задавание параметров и критериев, по которым можно определить, что цель достигнута;
– формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– критическое оценивание и интерпретация информации с разных позиций, распознавание и фиксирование противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. Предметные результаты освоения основной образовательной программы по географии.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 класса
В результате изучения курса «География» ученик должен:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социальноэкономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социальноэкономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
||
всего |
10 кл |
11 кл |
||
1. |
Политическая карта мира |
4 |
4 |
|
2 |
Природа и человек |
5 |
5 |
|
3 |
Население мира |
7 |
7 |
|
4 |
География мирового хозяйства. |
18 |
18 |
|
5 |
Зарубежная Европа |
3 |
|
3 |
6 |
Зарубежная Азия |
5 |
|
5 |
7 |
Австралия. Африка |
8 |
|
8 |
8 |
Северная Америка |
5 |
|
5 |
9 |
Латинская Америка |
4 |
|
4 |
10 |
Россия в современном мире |
4 |
|
4 |
11 |
Глобальные проблемы человечества |
5 |
|
5 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс (34 ч 1 часа: 1 час в неделю)
№ п/п |
№ ур в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|
|||
1 СЕМЕСТР |
|||||
Раздел 1. Политическая карта мира (4 часа). |
|||||
1 |
1 |
Введение. |
|
|
|
2 |
2 |
Многообразие стран. |
|
|
|
3 |
3 |
Влияние международных отношений. |
|
|
|
4 |
4 |
Государственный строй. Политическая география. |
|
|
|
Раздел 2. Природа и человек (5 часов). |
|||||
5 |
1 |
Общество и природные ресурсы. |
|
|
|
6 |
2 |
Охрана окружающей среды. |
|
|
|
7 |
3 |
Ресурсоведение. Геоэкология. |
|
|
|
8 |
4 |
Оценка обеспеченности природными ресурсами. Практическая работа 1. |
|
|
|
9 |
5 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Природа и человек» |
|
|
|
Раздел 3. Население мира (7 часов). |
|||||
10 |
1 |
Численность и воспроизводство. |
|
|
|
11 |
2 |
Структура населения. |
|
|
|
12 |
3 |
Размещение и миграции. |
|
|
|
13 |
4 |
Определение демографической ситуации и политики в разных странах мира. Практическая работа № 2 |
|
|
|
14 |
5 |
Городское и сельское население. |
|
|
|
15 |
6 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Население мира». |
|
|
|
16 |
7 |
Население мира. Контрольная работа № 1 |
|
|
|
2 СЕМЕСТР |
|||||
Раздел 4. География мирового хозяйства. Тема 1. Мировое хозяйство (10 часов). |
|||||
17 |
1 |
Научно-техническая революция. |
|
|
|
18 |
2 |
Мировое хозяйство. |
|
|
|
19 |
3 |
Структура мирового хозяйства. |
|
|
|
20 |
4 |
Факторы размещения. |
|
|
|
21 |
5 |
География промышленности. |
|
|
|
22 |
6 |
Металлургия. Машиностроение. |
|
|
|
23 |
7 |
Химическая, лесная и легкая промышленность. |
|
|
|
24 |
8 |
География сельского хозяйства. |
|
|
|
25 |
9 |
Определение стран – экспортеров основных видов продукции. Практическая работа № 3. |
|
|
|
26 |
10 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Мировое хозяйство» |
|
|
|
Тема 2. Транспорт. Торговля (8 часов). |
|||||
27 |
1 |
География транспорта. |
|
|
|
28 |
2 |
Транспорт и окружающая среда. |
|
|
|
29 |
3 |
Всемирные экономические отношения. |
|
|
|
30 |
4 |
Мировой рынок капитала. |
|
|
|
31 |
5 |
Повторение по теме «Транспорт. Торговля» |
|
|
|
32 |
6 |
Определение направлений международной торговли. Практическая работа № 4. |
|
|
|
33 |
7 |
География мирового хозяйства. Обобщение. |
|
|
|
34 |
8 |
Транспорт. Торговля. Контрольная работа № 2 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
11 класс (34 ч 1 часа: 1 час в неделю)
№ п/п |
№ ур в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|
|||
1 СЕМЕСТР |
|||||
Раздел 1. Регионы и страны мира. Тема 1. Зарубежная Европа (3 часа). |
|||||
1 |
1 |
Введение. Общая характеристика. |
|
|
|
2 |
2 |
Расселение и хозяйство. |
|
|
|
3 |
3 |
Субрегионы и страны. |
|
|
|
Тема 2. Азия (5 часов). |
|||||
4 |
1 |
Общая характеристика Азии. |
|
|
|
5 |
2 |
Китай. |
|
|
|
6 |
3 |
Япония. |
|
|
|
7 |
4 |
Индия. |
|
|
|
8 |
5 |
Взаимосвязь между размещением населения и природными условиям. Практическая работа № 1. |
|
|
|
9 |
6 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: Азия» |
|
|
|
Тема 3. Австралия. Африка (8 часов). |
|||||
10 |
1 |
Австралия. |
|
|
|
11 |
2 |
Африка. Общая характеристика. |
|
|
|
12 |
3 |
Страны и субрегионы. |
|
|
|
13 |
4 |
Комплексная характеристика стран разных типов. Практическая работа №2. |
|
|
|
14 |
5 |
ЮАР. |
|
|
|
15 |
6 |
Обобщение по теме «Австралия. Африка». |
|
|
|
16 |
7 |
Австралия. Африка. Контрольная работа № 1. |
|
|
|
2 СЕМЕСТР |
|||||
Тема 4. Северная Америка (5 часов). |
|||||
17 |
1 |
Общая характеристика стран Северной Америки. |
|
|
|
18 |
2 |
Общая характеристика США. |
|
|
|
19 |
3 |
Макрорегионы США. |
|
|
|
20 |
4 |
Канада. |
|
|
|
21 |
5 |
Повторение по теме «Северная Америка». |
|
|
|
Тема 5. Латинская Америка (4 часа). |
|||||
22 |
1 |
Латинская Америка. Обзор. |
|
|
|
23 |
2 |
Бразилия. |
|
|
|
24 |
3 |
Повторение по теме «Латинская Америка». |
|
|
|
25 |
4 |
Сравнение роли США и Бразилии в производстве различных видов продукции. Практическая работа № 3. |
|
|
|
Раздел 2. Тема 1. Россия в современном мире (4 часа). |
|||||
26 |
1 |
Россия в мировой политике. |
|
|
|
27 |
2 |
Россия в мировом хозяйстве. |
|
|
|
28 |
3 |
Анализ геополитического и геоэкономического положения России. Практическая работа №4. |
|
|
|
29 |
4 |
Повторение по теме «Россия в современном мире». |
|
|
|
Раздел 3. Тема 1. Глобальные проблемы человечества (5 часов). |
|||||
30 |
1 |
Глобальные проблемы человечества. |
|
|
|
31 |
2 |
Стратегия устойчивого развития. |
|
|
|
32 |
3 |
Повторение по теме «Глобальные проблемы человечества.» |
|
|
|
33 |
4 |
Обобщение пройденного материала. |
|
|
|
34 |
5 |
Контрольная работа № 2 |
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
«География.»
10-11 класс
Учебно-методическое обеспечение |
Название, автор, издательство, год издания |
Программы |
1. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. География. X-XI классы. Базовый уровень 2. География. Рабочая программа. Учебно-методический комплект В.П.Максаковского. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Сост. К.Н.Вавилова]. - М.: Просвещение, 2015. - 46 с. |
Учебная литература |
География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2016.
|
Рассмотрено
Протокол заседания методического
Объединения гуманитарно-эстетического цикла
от 2019 г. №
Согласовано
Зам. директора по УВР
______________________________М.А.Олейник
«_____________» ______________________2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.