Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе стандарта начального общего образования; примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения; программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2011), руководитель проекта «Школа России» А.А.Плешаков; федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Цели курса:
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
· воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
· Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
· Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
· Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
· Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии
героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Описание изменений, внесенных в образовательную программу по предмету.
В соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ и приказом Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. №74, на учебный предмет литературное чтение отводится 2 часа в неделю/68 часов в год. Используя 2 часа в неделю из компонента образовательного учреждения, рабочая программа составлена исходя из 4 часов в неделю/136 часов в год.
В рабочей программе, как форма контроля усвоения изученного материала и развития читательских умений вводятся по мере прохождения тем тестовые задания. На выполнение тестовых заданий учащимся отводится часть урока.
Внедрение информационных технологий на разных этапах урока, в том числе и во внеурочной деятельности по предмету.
Учебно-методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение» в 3 классе, включает:
Программа |
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2011, 1 часть, 158 с.
|
Учебник |
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2013, Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2013,
|
Дидактические средства для учащихся |
|
Методическая литература |
Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год) Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 288 с. (В помощь школьному учителю)
|
Материалы для проведения проверочных работ |
Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2013 80 с. (Контрольно-измерительные материалы)
|
Рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение литературному чтению в объеме 4 ч в неделю, рассчитана на 136 ч в год. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. По программе 34 часа.
.
Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся
Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников); индивидуальная форма.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания курса.
Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.
учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.
№ урока |
Вид работы |
По теме |
3 |
Тест № 1 |
Самое великое чудо на свете |
15 |
Тест № 2 |
Устное народное творчество |
25 |
Тест № 3 |
Поэтическая тетрадь 1 |
48 |
Тест № 4 |
Великие русские писатели |
57 |
Тест № 5 |
Поэтическая тетрадь 2 |
68 |
Тест № 6 |
Литературные сказки. |
80 |
Тест № 7 |
Были-небылицы |
88 |
Тест № 8 |
Поэтическая тетрадь 3 |
105 |
Тест № 9 |
Люби живое |
111 |
Тест № 10 |
Поэтическая тетрадь 4 |
122 |
Тест № 11 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
127 |
Тест № 12 |
По страницам детских журналов |
131 |
Итоговый тест №13 |
Итоговый |
Требования к результатам освоения учебного курса Литературное чтение учащимися
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:
· осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
· осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
· оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
· вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
· работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
· читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
· читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
· ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
· использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
· использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
· передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
· коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
· ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
· составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
· самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:
· воспринимать художественную литературу как вид искусства;
· осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
· осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
· определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
· доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
· на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
· писать отзыв о прочитанной книге;
· работать с тематическим каталогом;
· работать с детской периодикой.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:
· читать по ролям литературное произведение;
· использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
· создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:
· творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
· создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
· работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
· способам написания изложения
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:
· сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
· отличать прозаический текст от поэтического;
· распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· определять позиции героев и автора художественного текста;
· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
· наизусть не менее 15 стихотворений;
· названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
· элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
· повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
· соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
· определять тему и главную мысль произведения;
· воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
· подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
· отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
· раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
· делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
· сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
· ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
· читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
· различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
· приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
· овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
· работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
· Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
· Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
· Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
· Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
Предметные
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1
|
2 |
Самое великое чудо на свете |
4 |
3 |
Устное народное творчество |
14 |
4 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
5 |
Великие русские писатели |
24 |
6 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 |
7 |
Литературные сказки |
8 |
8 |
Были-небылицы |
10 |
9 |
Поэтическая тетрадь 3 |
6 |
10 |
Люби живое |
16 |
11 |
Поэтическая тетрадь 4 |
8 |
12 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
12 |
13 |
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» |
8 |
14 |
Зарубежная литература |
8 |
|
Итого: |
136 часов |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
№ п/п |
Дата |
Корректировка |
Тема урока
|
Характеристика деятельности |
|||||||||||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час )
|
|||||||||||||||||||||
1
|
|
|
Введение. Знакомство с учебником.
|
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|||||||||||||||||
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
|||||||||||||||||||||
2 |
|
|
Рукописные книги Древней Руси |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|||||||||||||||||
3 |
|
|
Первопечатник Иван Федоров
|
Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. |
|||||||||||||||||
4 |
|
|
Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете» |
Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции
|
|||||||||||||||||
5 |
|
|
Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений. |
Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции
|
|||||||||||||||||
6 |
|
|
Устное народное творчество.
|
Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. |
|||||||||||||||||
7 |
|
|
Русские народные песни.
|
Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. |
|||||||||||||||||
8 |
|
|
Докучные сказки |
Интонировать предложения на основе знаков препинания. |
|||||||||||||||||
9 |
|
|
Народный промысел |
Интонировать предложения на основе знаков препинания. |
|||||||||||||||||
10 |
|
|
Сестрица Аленушка и братец Иванушка |
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно |
|
||||||||||||||||
11 |
|
|
Сестрица Аленушка и братец Иванушка |
Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий |
|
||||||||||||||||
12 |
|
|
Иван-царевич и Серый волк |
При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям.
|
|
||||||||||||||||
13 |
|
|
Иван-царевич и Серый волк
|
Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка |
|||||||||||||||||
14 |
|
|
Иван-царевич и Серый волк
|
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. |
|||||||||||||||||
15 |
|
|
Сивка-бурка |
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.
|
|
||||||||||||||||
16 |
|
|
Сивка-бурка
|
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.
|
|||||||||||||||||
17 |
|
|
Сивка-бурка
|
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения |
|||||||||||||||||
18 |
|
|
«Устное народное творчество». Тест №2 по теме «Устное народное творчество». Оценка достижений.
|
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения
|
|||||||||||||||||
19 |
|
|
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
|
|
|||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (11ч)
|
|||||||||||||||||||||
20 |
|
|
Как научиться читать стихи?
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|||||||||||||||||
21 |
|
|
Проект «Как научиться читать стихи»
|
||||||||||||||||||
22 |
|
|
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
|
||||||||||||||||||
23 |
|
|
Ф. И. Тютчев «Листья»
|
||||||||||||||||||
24 |
|
|
А.А.Фет «Мама, глянька, из окошка…» |
Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия
|
|
||||||||||||||||
25 |
|
|
А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» |
Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.
|
|
||||||||||||||||
26 |
|
|
И.С Никитин «Полно, степь моя…» |
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. |
|
||||||||||||||||
27 |
|
|
И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы» |
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.
|
|
||||||||||||||||
28 |
|
|
И.З.Суриков «Детство.» |
Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. |
|||||||||||||||||
29 |
|
|
И.З.Суриков «Зима» |
Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения |
|||||||||||||||||
30 |
|
|
Путешествие в литературную страну. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
|
|
|||||||||||||||||
Великие русские писатели (24 ч)
|
|
||||||||||||||||||||
31 |
|
|
Знакомство с названием раздела
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. |
|||||||||||||||||
32 |
|
|
Любимые стихи. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
|
|||||||||||||||||
33 |
|
|
А.С.Пушкин «За весной, красой природы» |
|
|||||||||||||||||
34 |
|
|
А.С.Пушкин «Зимнее утро»,
|
||||||||||||||||||
35 |
|
|
А.С.Пушкин «Зимний вечер» |
||||||||||||||||||
36 |
|
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
|
|
|||||||||||||||||
37 |
|
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» |
|
|||||||||||||||||
38 |
|
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» |
|
|||||||||||||||||
39 |
|
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
|
||||||||||||||||||
40 |
|
|
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом
|
||||||||||||||||||
41 |
21.11 |
|
Иван Андреевич Крылов
|
||||||||||||||||||
42 |
22.11 |
|
И. А. Крылов «Мартышка и очки» |
|
|
||||||||||||||||
43 |
26.11 |
|
И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна» |
|
|
||||||||||||||||
44 |
|
|
И.А.Крылов «Ворона и Лисица»
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. . . |
|||||||||||||||||
45 |
|
|
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»
|
||||||||||||||||||
46 |
|
29.11 |
М. Ю. Лермонтов «Утёс»
|
||||||||||||||||||
47 |
|
3.12 |
М.Ю. Лермонтов «Осень»
|
||||||||||||||||||
48 |
|
4.12 |
Л.Н.Толстой «Детство»
|
||||||||||||||||||
49 |
|
5.12 |
Л.Н.Толстой «Акула.» |
|
|||||||||||||||||
50 |
|
|
Л.Н.Толстой «Прыжок»
|
||||||||||||||||||
51 |
|
6.12 |
Л.Н.Толстой «Лев и собачка» |
|
|||||||||||||||||
52 |
|
|
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» |
|
|||||||||||||||||
53 |
|
12.12 |
Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» |
|
|||||||||||||||||
54 |
|
|
Обобщение. Великие русские писатели. Оценка достижений. |
||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
|
|||||||||||||||||||||
55 |
|
|
Н. А. Некрасов «Славная осень!».
|
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.
|
|||||||||||||||||
56 |
|
|
Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» |
||||||||||||||||||
57 |
|
|
А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
|
|||||||||||||||||
58 |
|
|
К.Д.Бальмонт «Золотое слово» |
|
|||||||||||||||||
59 |
24.12 |
|
И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы»
|
|
|||||||||||||||||
60 |
25.12 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
|
|
|||||||||||||||||
Литературные сказки (8 ч)
|
|||||||||||||||||||||
61 |
26.12 |
|
Знакомство с разделом
|
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|||||||||||||||||
62 |
27.12 |
|
Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» |
|
|||||||||||||||||
63 |
28.12 |
|
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» |
|
|||||||||||||||||
64-65 |
|
|
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» |
|
|||||||||||||||||
66-67 |
|
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» |
|
|||||||||||||||||
68 |
|
|
Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 по теме «Литературные сказки». Оценка достижений.
|
||||||||||||||||||
Были – небылицы (10 ч)
|
|||||||||||||||||||||
69 |
|
|
М.Горький «Случай с Евсейкой» |
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.
|
|
||||||||||||||||
70-71 |
|
|
М.Горький «Случай с Евсейкой» |
|
|||||||||||||||||
72 |
|
|
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» |
|
|||||||||||||||||
73-74 |
|
|
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» |
|
|||||||||||||||||
75 |
|
|
А.И.Куприн «Слон» |
|
|||||||||||||||||
76-77 |
|
|
А.И.Куприн «Слон» |
|
|||||||||||||||||
78 |
|
|
Обобщение. Были-небылицы. Оценка достижений. |
|
|||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
|
|||||||||||||||||||||
79 |
|
|
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
||||||||||||||||
80 |
|
|
Саша Черный «Воробей», «Слон» |
|
|||||||||||||||||
81 |
|
|
А.А.Блок «Ветхая избушка»,
|
||||||||||||||||||
82 |
|
|
А.А.Блок «Сны», «Ворона»
|
||||||||||||||||||
83 |
|
|
С.А.Есенин «Черемуха» |
||||||||||||||||||
84 |
|
|
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 3». Оценка достижений.
|
||||||||||||||||||
85 |
|
|
Знакомство с разделом
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|||||||||||||||||
86 |
|
|
М.М.Пришвин «Моя Родина» |
|
|||||||||||||||||
87 |
|
|
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
|
|||||||||||||||||
88 |
|
|
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
|
|||||||||||||||||
89 |
|
|
В.И.Белов «Малька провинилась» |
|
|||||||||||||||||
90 |
|
|
В.И.Белов «Еще про Мальку» |
|
|||||||||||||||||
91 |
|
|
В.В.Бианки «Мышонок Пик» |
|
|||||||||||||||||
92-93 |
|
|
|
В.В.Бианки «Мышонок Пик» |
|
||||||||||||||||
94 |
|
|
Б.С.Житков «Про обезьянку» |
|
|
||||||||||||||||
95 |
|
|
Б.С.Житков «Про обезьянку» |
|
|
||||||||||||||||
96 |
|
|
Б.С.Житков «Про обезьянку» |
|
|||||||||||||||||
97 |
|
|
В.Л.Дуров «Наша Жучка» |
|
|||||||||||||||||
98 |
|
|
В.П.Астафьев «Капалуха» |
|
|
||||||||||||||||
99 |
|
|
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» |
|
|||||||||||||||||
100 |
|
|
Обобщение. «Люби живое». Оценка достижений.
|
|
|||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
|
|||||||||||||||||||||
101 |
|
|
|
С. Я. Маршак «Гроза днём»
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
||||||||||||||||
102 |
|
|
|
С.Я Маршак «В лесу над росистой поляной…» |
|
||||||||||||||||
103 |
|
|
|
А.Л.Барто «Разлука» |
|
||||||||||||||||
104 |
|
|
|
А.Л.Барто «В театре» |
|
||||||||||||||||
105 |
|
|
|
С.В.Михалков «Если». «Рисунок» |
|
||||||||||||||||
106 |
|
|
Е.А.Благинина «Кукушка»,
|
|
|||||||||||||||||
107 |
|
|
Е.А.Благинина «Котенок» |
||||||||||||||||||
108 |
|
|
Обобщение. Поэтическая тетрадь. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений.
|
|
|||||||||||||||||
109 |
|
|
Знакомство с разделом
|
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|||||||||||||||||
110 |
|
|
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» |
||||||||||||||||||
111 |
|
|
А. П. Платонов «Цветок на земле»
|
||||||||||||||||||
112 |
|
|
А. П. Платонов «Цветок на земле»
|
||||||||||||||||||
113-114 |
|
|
А.П.Платонов «Еще мама» |
|
|||||||||||||||||
115 |
|
|
М.М.Зощенко «Золотые слова» |
|
|||||||||||||||||
116 |
|
|
М.М.Зощенко «Великие путешественники» |
|
|||||||||||||||||
117 |
|
|
Н.Н.Носов «Федина задача» |
|
|||||||||||||||||
118 |
|
|
Н.Н.Носов «Телефон» |
|
|
||||||||||||||||
119 |
|
|
В.Ю.Драгунский «Друг детства» |
|
|
||||||||||||||||
120 |
|
|
Обобщение. «Собирай по ягодке -наберешь кузовок». Оценка достижений.
|
|
|||||||||||||||||
По страницам детских журналов (8 ч)
|
|||||||||||||||||||||
121 |
|
|
Знакомство с разделом
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|||||||||||||||||
122 |
|
|
Л. Кассиль «Отметки Риммы лебедевой»
|
||||||||||||||||||
123 |
|
|
Ю.И.Ермолаев «Проговорился»
|
||||||||||||||||||
124 |
|
|
Ю.И.Ермолаев «Воспитатели»
|
||||||||||||||||||
125 |
|
|
Г.Б.Остер «Вредные советы»,
|
||||||||||||||||||
126 |
|
|
Г.Б.Остер «Как получаются легенды» |
||||||||||||||||||
127 |
|
|
Р.Сеф «Веселые стихи» |
|
|||||||||||||||||
128 |
|
|
Обобщение По страницам детских журналов. Оценка достижений.
|
||||||||||||||||||
Зарубежная литература (8 ч)
|
|||||||||||||||||||||
129-131 |
|
|
«Храбрый Персий» Древнегреческий миф
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
||||||||||||||||
132 |
|
|
Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок |
|
|||||||||||||||||
133 |
|
|
Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок |
|
|||||||||||||||||
134 |
|
|
Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок |
|
|||||||||||||||||
135 |
|
|
Обобщение. Зарубежная литература |
|
|||||||||||||||||
136 |
|
|
Обобщение. Оценка достижений.
|
|
|||||||||||||||||
|
Внеклассное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа «внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.
Цели и задачи
Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения
задачи:
Место курса «внеклассное чтение» в учебном плане
В 3 классе-1 раз в неделю (34 часа)
Требования ФГОС по формированию универсальных учебных действий по работе с книгой
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС . В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.
Выпускник научится:
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
Выпускник получит возможность научиться:
Используемая литература
- ФГОС Программа «Литературное чтение» «Школа России» 2011 год
-планируемые результаты начального общего образования ФГОС 2011г
-Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 3 классе 1983г.
-С. В. Кутявина Поурочные разработки по внеклассному чтению 3 класс 2007г
-И. В. Блинова Внеклассное чтение 3-4 классы. Учим играя. 2008г.
Календарно-тематическое планирование уроков внеклассного чтения 3 класс (1час в неделю. Всего 34 часа)
№ |
дата |
тема |
Характеристика деятельности учащихся |
Планируемые результаты ( УУД) |
|||
|
пл |
фак |
предметные |
метапредметные |
личностные |
||
1 |
|
|
Детская литература, освоенная за два года обучения |
Принимать учебную задачу урока .Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения |
Получат представление о библиотеке, научатся рассказывать о своей домашней библиотеке. Учащиеся научатся различать виды устного народного творчества Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; определять последовательность событий Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм. |
-принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; - осуществлять поиск необходимой информации; - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств; воспринимать на слух художественные произведения разных жанров; - участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
2 |
|
|
Веселые стихи современных поэтов: Б.Заходер, В. Берестов |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
|
|
|
|
3 |
|
|
Короткие рассказы и сказки одного писателя |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать портрет А.С. Пушкина. Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книгах знакомые. Определить название сказки на основе иллюстрации. Читать самостоятельно отрывок из сказки. Определить, из какой книги прочитанный отрывок. Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу |
|
|
|
4 |
|
|
Сказки зарубежного писателя-классика |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассматривать выставку книг , выбирать из представленных на выставке книг знакомые. |
|
|
|
5 |
|
|
Рассказы о животных |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Воспринимать на слух художественное произведение пересказывать текст подробно, выборочно; -характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое |
|
|
|
6 |
|
|
Рассказы о животных |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки;находить сказки — несказки, в книгах. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. |
|
|
|
7 |
|
|
Веселые рассказы современных писателей о детях |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. |
|
|
|
8 |
|
|
Стихи поэтов о Родине
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Читать стихи с разным подтекстом. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения.
|
|
|
|
9 |
|
|
Детская периодическая печать
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассматривать выставку книг , выбирать из представленных на выставке книг знакомые. |
|
|
|
10 |
|
|
Книги писателей-натуралистов о природе
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя . Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. . Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст Читать , отражая характер героя произведения Находить слова, которые отражают характер героя |
|
|
|
11 |
|
|
Произведения о животных, которые живут у человека
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
|
|
|
|
12 |
|
|
Произведения о животных, которых воспитывал человек
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных поэтов Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. поэтов на одну и ту же тему |
|
|
|
13 |
|
|
Научно-познавательная книга для детей 8—9 лет
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой; создавать собственный журнал устно, описывать его оформление; -придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним; -рисовать иллюстрации |
|
|
|
14 |
|
|
Стихи русских поэтов-классиков
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
|
|
|
|
15 |
|
|
«Здравствуй, гостья-зима!»
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя сравнивать ритмический рисунок и юмористические тексты на одну и ту же тему наблюдать за жизнью слов в тексте
|
|
|
|
16 |
|
|
Сказки |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. |
|
|
|
17 |
|
|
Сказки русских писателей |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
|
|
|
|
18 |
|
|
Книги писателей-путешественников о природе |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассматривать выставку книг , выбирать из представленных на выставке книг знакомые. |
|
|
|
19 |
|
|
Стихи, рассказы ,сказки писателей родного края»
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
|
|
|
|
20 |
|
|
Книги о взрослых и детях, жителях села |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия; -объяснять значение незнакомых слов; -определять героев произведений; |
|
|
|
21 |
|
|
Книги о ратных подвигах |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя . Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. . Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст Читать , отражая характер героя произведения Находить слова, которые отражают характер героя |
|
|
|
22 |
|
|
Стихи современных поэтов |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
|
|
|
|
23 |
|
|
Прикладная детская книга |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассматривать выставку книг , выбирать из представленных на выставке книг знакомые. |
|
|
|
24 |
|
|
Прикладная детская книга. Детская литература, освоенная учащимися за3 года обучения |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. поэтов на одну и ту же тему |
|
|
|
25 |
|
|
«Город наших друзей» Экскурсия в сельскую библиотеку |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. . Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Читать , отражая характер героя произведения Находить слова, которые отражают характер героя |
|
|
|
26 |
|
|
Детская периодическая печать |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки зарубежных писателей; -находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; -пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке; |
|
|
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности |
27 |
|
|
Книги о человеке-умельце, 0 машинах и вещах, которые он изобрел, сделал |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя . Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. . Воспринимать на слух произведения. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст Читать , отражая характер героя произведения Находить слова, которые отражают характер героя |
|
|
|
28 |
|
|
Рассказы об экологии |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассматривать выставку книг , выбирать из представленных на выставке книг знакомые. |
|
|
|
29 |
|
|
Рассказы об экологии |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассматривать выставку книг , выбирать из представленных на выставке книг знакомые. |
|
|
|
30 |
|
|
Стихи и сказки зарубежных стран |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. поэтов на одну и ту же тему |
|
|
|
31 |
|
|
Стихи и сказки зарубежных стран |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. поэтов на одну и ту же тему |
|
|
|
32 |
|
|
Классическая современная детская книга |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя . Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. . Воспринимать на слух Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст Читать отражая характер героя произведения Находить слова, которые отражают характер героя |
|
|
|
33 |
|
|
Классическая современная детская книга |
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Находить слова, которые отражают характер героя |
|
|
|
34 |
|
|
«О чём я хочу читать летом»
|
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.