Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _______________ Рогова Ю.В
|
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ г. Кургана «СОШ № 50» ____________ Тимофеев М.А. приказ № ….. от ………. 2020 |
Рабочая программа по предмету
«Математические представления»,
«Человек»
3 класс, вариант 9.2
(обучение на дому)
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
учитель Ковалева С.В.
С программой ознакомлена «_____» сентября 2020 г. |
Согласна___________________________________. Ф.И.О. законного представителя |
Курган, 2020
Содержание образования
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП (вариант 9.2) предусматривает решение основных задач.
Основные задачи образовательного и развивающего направления:
• осуществление обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, обеспечивающих выполнение требований ФГОС;
• формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, контролировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
• создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
• исправление дефектов развития в процессе образовательной подготовки, воспитательного воздействия, специальных коррекционных занятий;
• создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности обучающихся, формированию общей культуры, основ гражданской идентичности;
• организация дифференцированного и индивидуального обучения с целью оказания максимальной помощи отдельным обучающимся.
Основные задачи оздоровительного направления:
• организация систематического наблюдения за состоянием здоровья каждого обучающегося;
• осуществление охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
Основные задачи социально-реабилитационного направления:
• воспитание потребности и осмысление необходимости трудовой деятельности у обучающихся;
• организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
·учебники
·демонстрационный материал (предметные картинки) в соответствии с основными темами программы обучения
·объекты (предметы), предназначенные для демонстрации
·инструменты: линейки, карандаши, кисточки, трафареты
·аудио и видеоматериалы
·дидактические игры
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (далее - СИПР) для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе АООП (вариант 9.2) и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.
Сроки реализации данной программы (вариант 9.2) для обучающегося составляет 1 год.
Приемы обучения:
1. При обучении умственно отсталых детей большое место занимают упражнения, автоматизация функций. В обучении и воспитании умственно отсталых детей упражнение играет особую роль там, где мыслительное или осознанное невозможно. Эффективность достигается благодаря повторению.
2. Пошаговое освоение навыка. Чтобы помочь ребенку усвоить какое-либо умение необходимо сначала разбить соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие, для того чтобы ребенок мог легко справиться с каждым из них.
Математические представления - 34 часа
(1 час в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (вариант 9.2).
В повседневной жизни дети, с выраженным нарушением интеллекта, не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.
Цель - формирование элементарных математических представлений и умений, применение их в повседневной жизни.
Задачи:
• Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
• Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
• Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества один- много;
• Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, прослеживать последовательность событий.
Планируемые результаты (с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающегося):
· Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
· Умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.
· Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
· Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
· Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
· Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др..
· Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Шар. Круг. |
1 |
|
2 |
Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. |
1 |
|
3 |
Цвет, назначение предметов. |
1 |
|
4 |
Большой – маленький. Одинаковые, равные по величине. |
1 |
|
5 |
Слева – справа. В середине, между. Внутри – снаружи, в, рядом, около. |
1 |
|
6 |
Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. |
1 |
|
7 |
Длинный – короткий. Высокий – низкий. |
1 |
|
8 |
Широкий – узкий. Толстый – тонкий. Глубокий – мелкий. Тяжелый – легкий. |
1 |
|
9 |
Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Впереди – сзади, перед, за. |
1 |
|
10 |
Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. |
1 |
|
11 |
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно. |
1 |
|
12 |
Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Давно – недавно. |
1 |
|
13 |
Быстро – медленно. Молодой – старый. |
1 |
|
14 |
Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. |
1 |
|
15 |
Число и цифра 1. |
2 |
|
16 |
Число и цифра 2. |
2 |
|
17 |
Число и цифра 3. |
2 |
|
18 |
Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно. |
1 |
|
19 |
Сложение вида: 1+1, 2+1. |
2 |
|
20 |
Вычитание вида: 2-1, 3-1, 3-2. |
2 |
|
21 |
Число и цифра 4. |
2 |
|
22 |
Число и цифра 5. |
2 |
|
23 |
Число и цифра 6. |
2 |
|
24 |
Повтор цифр: 1,2, 3, 4, 5, 6. |
2 |
|
25 |
Повторение |
1 |
|
|
Итого: |
34 |
|
Человек – 34 часа
(1 час в неделю)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (вариант 9.2).
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая учителем, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Планируемые результаты (с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающегося):
· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
· Представление о собственном теле.
· Отнесение себя к определенному полу.
· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства.
· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др..
· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (мытье рук перед едой и после посещения туалета, уход за носом).
· Умение следить за своим внешним видом.
Тематическое планирование
№ |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле. |
2 |
|
2
|
Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке). |
2 |
|
3 |
Части лица: глаза, рот, нос, уши. Ориентация на кукле, картинке, себе, другом человеке. |
2 |
|
4 |
Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с собой. |
3 |
|
5 |
Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с другим человеком. |
3 |
|
6 |
Отождествление себя в зеркале. |
1 |
|
7 |
Отождествление себя на фотографии. |
1 |
|
8 |
Руки. Уход за руками: мытье, вытирание. Упражнение в мытье и вытирание рук. |
2 |
|
9 |
Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком. |
2 |
|
10 |
Застегивание пуговиц. |
2 |
|
11 |
Застегивание замка. |
2 |
|
12 |
Упражнение в шнуровке. |
3 |
|
13 |
Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви. |
2 |
|
14 |
Правила поведения за столом. Пользование столовыми приборами. Культура еды. |
2 |
|
15 |
Посуда. Её назначение. |
2 |
|
16 |
Правила накрывания на стол (сервировка стола). |
1 |
|
17 |
Упражнение в последовательном одевании и раздевании, убирании одежды в гардероб. |
2 |
|
|
Всего |
34 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.