Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _______________ Рогова Ю.В
|
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ г. Кургана «СОШ № 50» ____________ Тимофеев М.А. приказ № ….. от ………. 2020 |
Рабочая программа по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
3 класс, вариант 9.2
(обучение на дому)
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
учитель Ковалева С.В.
С программой ознакомлена «_____» сентября 2020 г. |
Согласна___________________________________. Ф.И.О. законного представителя |
Курган, 2020
Содержание образования
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП (вариант 9.2) предусматривает решение основных задач.
Основные задачи образовательного и развивающего направления:
• осуществление обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, обеспечивающих выполнение требований ФГОС;
• формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, контролировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
• создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
• исправление дефектов развития в процессе образовательной подготовки, воспитательного воздействия, специальных коррекционных занятий;
• создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности обучающихся, формированию общей культуры, основ гражданской идентичности;
• организация дифференцированного и индивидуального обучения с целью оказания максимальной помощи отдельным обучающимся.
Основные задачи оздоровительного направления:
• организация систематического наблюдения за состоянием здоровья каждого обучающегося;
• осуществление охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
Основные задачи социально-реабилитационного направления:
• воспитание потребности и осмысление необходимости трудовой деятельности у обучающихся;
• организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
·учебники
·демонстрационный материал (предметные картинки) в соответствии с основными темами программы обучения
·объекты (предметы), предназначенные для демонстрации
·инструменты: линейки, карандаши, кисточки, трафареты
·аудио и видеоматериалы
·дидактические игры
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (далее - СИПР) для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе АООП (вариант 9.2) и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.
Сроки реализации данной программы (вариант 9.2) для обучающегося составляет 1 год.
Приемы обучения:
1. При обучении умственно отсталых детей большое место занимают упражнения, автоматизация функций. В обучении и воспитании умственно отсталых детей упражнение играет особую роль там, где мыслительное или осознанное невозможно. Эффективность достигается благодаря повторению.
2. Пошаговое освоение навыка. Чтобы помочь ребенку усвоить какое-либо умение необходимо сначала разбить соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие, для того чтобы ребенок мог легко справиться с каждым из них.
Речь и альтернативная коммуникация - 68 часов
(2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (вариант 9.2).
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Данный предмет реализуется в тесной связи с предметом «Человек».
Задачи:
· формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
· формирование умения понимать обращенную речь;
· формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания;
· формирование начальных навыков чтения и письма.
Планируемы результаты (с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающегося):
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Называние простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя и др.); реагирование на собственное имя и его называние. Повторение. |
1 |
|
2 |
Вызывание гласных звуков А,О,У. |
4 |
|
3 |
Звук и буква «М», произношение, различение в начале и конце слова. Узнавание (различение) и называние имён членов семьи. Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». Повторение. |
1 |
|
4 |
Звук и буква «М», произношение, различение в начале и конце слова. «Я и моя семья». |
1 |
|
5 |
Слушание и воспроизведение сказки «Колобок» с опорой на наглядность. |
2 |
|
6 |
Мой распорядок дня. Звук и буква «М», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов. |
1 |
|
7 |
Комната и ее назначение, посадка за столом. Звук и буква «М», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов. |
1 |
|
8 |
Комната и учебные вещи, их назначение. |
1 |
|
9 |
Звуки окружающей действительности. |
1 |
|
10 |
Работа над звукоподражанием (ав-ав, му-му, бе-бе, ме-ме, пи-пи и др.). |
2 |
|
11 |
Слушание и воспроизведение сказки «Волк и семеро козлят» с опорой на наглядность. |
2 |
|
12 |
Звук и буква «С», произношение, различение в начале и конце слова. Подготовка руки к письму (трафареты). |
2 |
|
13 |
Звук и буква «С», произношение, различение в начале и конце слова. Рисование вертикальных линий. |
2 |
|
14 |
Слушание и воспроизведение сказки «Петушок – золотой гребешок» с опорой на наглядность. |
3 |
|
15 |
Развитие речевого слуха. Повторение звуков за учителем. Звук и буква «С», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов. |
2 |
|
16 |
Мои игрушки. Звук и буква «М», «С» произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов. |
1 |
|
17 |
Моя одежда. Звук и буква «М», «С» произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов. |
1 |
|
18 |
Слушание и воспроизведение сказки «Три медведя» с опорой на наглядность. |
3 |
|
19 |
Рисование горизонтальных линий. Звук и буква «Х», произношение, различение в начале и конце слова. |
1 |
|
20 |
Квартира, мебель. Звук и буква «Х», произношение, различение в начале и конце слова. |
1 |
|
21 |
Город, улица, дом. Звук и буква «Х», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов. |
1 |
|
22 |
Слушание и воспроизведение сказки «Теремок» с опорой на наглядность. |
3 |
|
23 |
Узнавание предметов по картинкам. Звук и буква «Х», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов. |
2 |
|
24 |
Работа над звукоподражанием (ав-ав, му-му, бе-бе, ме-ме, пи-пи и др.). Звук и буква «М», «С», «Х», произношение, различение. Чтение слогов. |
3 |
|
25 |
Письмо линий по образцу. |
2 |
|
26 |
Обводка по контуру фигур различной величины с последующим раскрашиванием. |
2 |
|
27 |
Посуда. Продукты питания. |
3 |
|
28 |
Слушание и воспроизведение сказки «Федорено горе» К. Чуковского с опорой на наглядность. |
2 |
|
29 |
Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях. Повторение гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов. |
2 |
|
30 |
Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций: «Покорми куклу», «Возьми машину», «Убери машину в коробку» и др. |
2 |
|
31 |
Охрана здоровья. Я и мое тело. Части тела. |
2 |
|
32 |
Уход за телом. Повторение гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов. |
2 |
|
33 |
Слушание и воспроизведение сказки «Мойдодыр» К. Чуковского с опорой на наглядность. |
3 |
|
34 |
Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. Повторение гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов. |
2 |
|
35 |
Слушание и воспроизведение сказки «Кто сказал «Мяу?» В. Сутеева с опорой на наглядность. |
2 |
|
37 |
Повторение. |
2 |
|
|
Итого: |
68 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.