Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 3 класс, вариант 9.2 (обучение на дому)
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 3 класс, вариант 9.2 (обучение на дому)

Оценка 4.8
doc
04.09.2022
Рабочая программа по предмету  «Речь и альтернативная коммуникация» 3 класс, вариант 9.2 (обучение на дому)
Речь и альт. коммун. — 3 класс, 9.2.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Кургана

 «Средняя общеобразовательная школа № 50»

 

 

 

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

_______________ Рогова Ю.В

 

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ

г. Кургана «СОШ № 50»

____________ Тимофеев М.А.

приказ № ….. от  ………. 2020

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

3 класс, вариант 9.2

(обучение на дому)

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

Составитель:

учитель Ковалева С.В.

 

 

 

С программой ознакомлена «_____» сентября 2020 г.

Согласна___________________________________.

                              Ф.И.О. законного представителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган, 2020

Содержание образования

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП (вариант 9.2) предусматривает решение основных задач.

Основные задачи образовательного и развивающего направления:

          осуществление обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, обеспечивающих выполнение требований ФГОС;

          формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, контролировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);

          создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

          исправление дефектов развития в процессе образовательной подготовки, воспитательного воздействия, специальных коррекционных занятий;

          создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности обучающихся, формированию общей культуры, основ гражданской идентичности;

          организация дифференцированного и индивидуального обучения с целью оказания максимальной помощи отдельным обучающимся.

Основные задачи оздоровительного направления:

          организация систематического наблюдения за состоянием здоровья каждого обучающегося;

          осуществление охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

Основные задачи социально-реабилитационного направления:

          воспитание потребности и осмысление необходимости трудовой деятельности у обучающихся;

   организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

 


Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

·учебники

·демонстрационный материал (предметные картинки) в соответствии с основными темами программы обучения

·объекты (предметы), предназначенные для демонстрации

·инструменты: линейки, карандаши, кисточки, трафареты

·аудио и видеоматериалы

·дидактические игры

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (далее - СИПР) для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе АООП (вариант 9.2) и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.

Сроки реализации данной программы (вариант 9.2) для обучающегося составляет 1 год.

Приемы обучения:

1.   При обучении умственно отсталых детей большое место занимают упражнения, автоматизация функций. В обучении и воспитании умственно отсталых детей упражнение играет особую роль там, где мыслительное или осознанное невозможно. Эффективность достигается благодаря повторению.

2.   Пошаговое освоение навыка. Чтобы помочь ребенку усвоить какое-либо умение необходимо сначала разбить соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие, для того чтобы ребенок мог легко справиться с каждым из них.

 

 


Речь и альтернативная коммуникация - 68 часов

(2 часа в неделю)

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (вариант 9.2).

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Данный предмет реализуется в тесной связи с предметом «Человек».

Задачи:

·         формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;  

·         формирование умения понимать обращенную речь;

·         формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания;

·         формирование начальных навыков чтения и письма.

 

Планируемы результаты (с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающегося):

·         Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

·         Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

·         Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков.

·         Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации.

·         Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

·         Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

·         Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

·         Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

·         Узнавание и различение образов графем (букв).

·         Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

·         Начальные навыки чтения и письма.

 

Тематическое планирование

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Называние простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя и др.); реагирование на собственное имя и его называние. Повторение.

1

 

2

Вызывание гласных звуков А,О,У.

4

 

3

Звук и буква «М», произношение, различение в начале и конце слова. Узнавание (различение) и называние имён членов семьи. Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье».  Повторение.

1

 

4

Звук и буква «М», произношение, различение в начале и конце слова. «Я и моя семья».

1

 

5

Слушание и воспроизведение сказки «Колобок» с опорой на наглядность.

2

 

6

Мой распорядок дня. Звук и буква «М», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов.

1

 

7

Комната и ее назначение, посадка за столом. Звук и буква «М», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов.

1

 

8

Комната и учебные вещи, их назначение.

1

 

9

Звуки окружающей действительности.

1

 

10

Работа над звукоподражанием (ав-ав, му-му, бе-бе, ме-ме, пи-пи и др.).

2

 

11

Слушание и воспроизведение сказки «Волк и семеро козлят» с опорой на наглядность.

2

 

12

Звук и буква «С», произношение, различение в начале и конце слова. Подготовка руки к письму (трафареты).

2

 

13

Звук и буква «С», произношение, различение в начале и конце слова. Рисование вертикальных линий.

2

 

14

Слушание и воспроизведение сказки «Петушок – золотой гребешок» с опорой на наглядность.

3

 

15

Развитие речевого слуха. Повторение звуков за учителем. Звук и буква «С», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов.

2

 

16

Мои игрушки. Звук и буква «М», «С» произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов.

1

 

17

Моя одежда. Звук и буква «М», «С» произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов.

1

 

18

Слушание и воспроизведение сказки «Три медведя» с опорой на наглядность.

3

 

19

Рисование горизонтальных линий. Звук и буква «Х», произношение, различение в начале и конце слова.

1

 

20

Квартира, мебель. Звук и буква «Х», произношение, различение в начале и конце слова.

1

 

21

Город, улица, дом. Звук и буква «Х», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов.

1

 

22

Слушание и воспроизведение сказки «Теремок» с опорой на наглядность.

3

 

23

Узнавание предметов по картинкам. Звук и буква «Х», произношение, различение в начале и конце слова. Чтение слогов.

2

 

24

Работа над звукоподражанием (ав-ав, му-му, бе-бе, ме-ме, пи-пи и др.). Звук и буква «М», «С», «Х», произношение, различение. Чтение слогов.

3

 

25

Письмо линий по образцу.

2

 

26

Обводка по контуру фигур различной величины с последующим раскрашиванием.

2

 

27

Посуда. Продукты питания.

3

 

28

Слушание и воспроизведение сказки «Федорено горе» К. Чуковского с опорой на наглядность.

2

 

29

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях. Повторение гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов.

2

 

30

Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций: «Покорми куклу», «Возьми машину», «Убери машину в коробку» и др.

2

 

31

Охрана здоровья. Я и мое тело. Части тела.

2

 

32

Уход за телом. Повторение гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов.

2

 

33

Слушание и воспроизведение сказки «Мойдодыр» К. Чуковского с опорой на наглядность.

3

 

34

Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. Повторение гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов.

2

 

35

Слушание и воспроизведение сказки «Кто сказал «Мяу?» В. Сутеева с опорой на наглядность.

2

 

37

Повторение.

2

 

 

Итого:

68

 

                                              


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Содержание образования Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

Содержание образования Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов · учебники · демонстрационный материал (предметные картинки) в соответствии с основными темами программы обучения · объекты (предметы), предназначенные…

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов · учебники · демонстрационный материал (предметные картинки) в соответствии с основными темами программы обучения · объекты (предметы), предназначенные…

Речь и альтернативная коммуникация - 68 часов (2 часа в неделю)

Речь и альтернативная коммуникация - 68 часов (2 часа в неделю)

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

Рисование вертикальных линий. 2 14

Рисование вертикальных линий. 2 14

Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций: «Покорми куклу», «Возьми машину», «Убери машину в коробку» и др

Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций: «Покорми куклу», «Возьми машину», «Убери машину в коробку» и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2022