Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека". 1(первый дополнительный) класс.

  • docx
  • 26.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ,,Мир природы и человека,, 1доп. класс.docx

Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская

Государственное  казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского  края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

решением педагогического совета

от ______20____ года протокол № 1

Председатель __________

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Индивидуального обучения на дому для обучающегося 11 (дополнительного)класса

Ф.И______________________________________________________________

 

По    предмету «Мир природы и человека»

 

Уровень образования (класс) начальное общее образование 11 – 4 классы

Количество часов  16

Учитель Рей Лидия Викторовна

 

 

 

 

 

 

Программа   разработана  на основе

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Крыловской.

 

 

 

 

 

 

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Основания разработки рабочей программы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

- Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".

 

2.     Общая характеристика учебного предмета. 

 

Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».

Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

-       развивать познавательные способности;

-       выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;

-       учить познавать свойства и качества предметов;

-       учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;

-       воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

 

3.     Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на один учебный год.

На изучение предмета «Мир природы и человека» в 11 (дополнительном) классе отводится по 0,5 часа в неделю, курс рассчитан на 16 часов (33 учебные недели).

Продолжительность урока по предмету «Мир природы и человека»  в 11 (дополнительном) классе составляет 35 минут (1 полугодие), 40 минут (2 полугодие).

 

4.      Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание курса «Мир природы и человека» как учебного предмета представлено следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

 

5.     Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным  материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный  объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

 

Личностные результаты

 

1)  положительное отношение к школе;

2) развитие мотивации к обучению;

3)  овладение элементарными социально-бытовыми навыками;

4)  сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

6)  воспитание уважительного отношения к иному мнению;

7) развитие чувства доброжелательности к окружающим людям;

8) сформированность соответствующих возрасту навыков безопасного, здорового образа жизни;   

9) развитие элементарных представлений об окружающем мире;

 

Предметные результаты

 

Минимальный уровень:

-называть изученные объекты и явления живой и неживой природы, окружающего мира;

-различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;

- различать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

 

Достаточный уровень:

- правильно называть изученные объекты и явления;

-различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;

-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;

- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид, называть место обитания;

- выполнять элементарные гигиенические правила;

- различать признаки времён года.

 

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

 

Характеристика базовых учебных действий

 

Группа БУД

Учебные действия и умения

Минимальный уровень

освоения

Достаточный уровень

освоения

Личностные учебные

действия

 

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

-  проявление самостоятельности в выполнении  простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными  режимными моментами;

- способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);

- готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.

 

Коммуникативные учебные действия

 

- вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;

- конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.

 

Регулятивные учебные

действия

 

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за

парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной

деятельности (игровой, творческой, учебной).

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными

образцами, принимать оценку деятельности.

Познавательные учебные действия

 

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.

 

6.     Содержание учебного предмета.

п/п

Раздел

Краткое содержание курса

1

 

Сезонные изменения в природе

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.

Времена года. Осень. Зима.  Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе).

 

 

Сезонные изменения в неживой природе.

 

Солнце и изменения в неживой и живой  природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года.

Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц.

Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года.

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в разное время года.

Предупреждение  простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями.

2

Неживая

природа.

 

Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.

3

Живая природа

 

 

Растения.

 

 

 

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания.

Растения комнатные. Название. Уход.

Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.

Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.

Животные

 

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание.

Животные дикие. Звери. Птицы.  Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание.

Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным.

Человек

 

Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания.

Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы).

Наш город. Праздники нашей страны.

4

Безопасное поведение.

Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит).

Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с  дикими животными.

Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

 

7.     Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся

 

№ п/п 

Раздел/тема 

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

Кол-во

часов

1

2

3

4

1

До свидания, лето! Летние занятия людей. Школа: классная комната, режим. Сбор урожая. Огород. Овощи. Сбор урожая. Сад. Фрукты. Ягоды

Различение и называние времени года. Называние основных занятий людей, детских забав в летнее время.

 Формирование знаний о школе, классе. Знакомство с визуальным расписанием, режимом дня. Знакомство с огородом и овощами, которые растут в огороде. Формирование знаний о сборе урожая осенью.

1

2

Живая природа осенью: деревья, растения. Осенние занятия людей.

 Дары леса. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы. Осенний календарь природы.

Формирование знаний об изменениях в природе осенью на примере деревьев.

Формирование представлений о деятельности людей осенью. Формирование знаний и представлений о грибах, о съедобных и несъедобных грибах. Закрепление знаний о явлениях природы осенью.

1

3

Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы. Осенний календарь природы.

Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью»

1

4

Осенние занятия людей. Дары леса. Грибы.

 

Формирование представлений о деятельности людей осенью. Знакомство с лесом, его дарами-грибами. Собирание разрезной картинки из двух элементов.

1

5

Живая природа зимой: деревья, растения. Живая природа зимой: подготовка животных и птиц к зимовке.

Формирование знаний об изменениях в природе зимой на примере деревьев.

 

1

6

Неживая природа зимой: погодные условия, явления природы.

 

Знакомство с подготовкой животных и птиц к зимовке: запас корма, утепление жилищ. Закрепление знаний о явлениях природы зимой.

1

7

Зимний календарь природы.

Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Дидактическая игра «Что бывает зимой»

1

8

Зимние занятия людей. Зимние забавы детей.

Называние основных занятий людей, детских забав в зимнее время.

1

9

Приметы весны. Живая природа весной: деревья, растения, животные, птицы.

Различение и называние времени года. Узнавание времени года по основным приметам. Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной».

1

10

Неживая природа весной: погодные условия, природные явления. Весенний календарь природы.

Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной». Знакомство с трудом людей в весеннее время: работа на огороде.

1

11

Весенние занятия людей. Труд людей весной.

Знакомство с трудом людей в весеннее время: работа на огороде.

1

12

Весенние забавы детей.

Называние детских забав в весеннее время.

1

13

Скоро лето: приметы лета.

Различение и называние времени года.

1

14

Живая природа летом: деревья, растения.

Знакомство с изменениями в природе летом на примере деревьев, растений.

Дидактическая игра «Что бывает летом»

1

15

Неживая природа летом: погодные условия, явления природы.

Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом»

1

16

Одежда и занятия детей летом. Летний календарь природы.

Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом»

1

 

 

8.     Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 

1.     Учебник «Мир природы и человека».1 кл. часть 1: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях / Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина и др. – М.: Просвещение, 2017.

2.     Дидактический материал по темам : «Одежда», «Растения», «Грибы», «Животные», «Времена года», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Птицы».

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Протокол заседания МС

от ___.08.20___ года № 1

____________________

руководитель МС

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заместитель директора по УВР______________________

____.08. 20____ года