Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от ______20____ года протокол № 1
Председатель __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуального обучения на дому для обучающегося 11 (дополнительного)класса
Ф.И______________________________________________________________
По предмету «Мир природы и человека»
Уровень образования (класс) начальное общее образование 11 – 4 классы
Количество часов 16
Учитель Рей Лидия Викторовна
Программа разработана на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Крыловской.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
2. Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».
Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- развивать познавательные способности;
- выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;
- учить познавать свойства и качества предметов;
- учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на один учебный год.
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 11 (дополнительном) классе отводится по 0,5 часа в неделю, курс рассчитан на 16 часов (33 учебные недели).
Продолжительность урока по предмету «Мир природы и человека» в 11 (дополнительном) классе составляет 35 минут (1 полугодие), 40 минут (2 полугодие).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса «Мир природы и человека» как учебного предмета представлено следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Личностные результаты
1) положительное отношение к школе;
2) развитие мотивации к обучению;
3) овладение элементарными социально-бытовыми навыками;
4) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
6) воспитание уважительного отношения к иному мнению;
7) развитие чувства доброжелательности к окружающим людям;
8) сформированность соответствующих возрасту навыков безопасного, здорового образа жизни;
9) развитие элементарных представлений об окружающем мире;
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-называть изученные объекты и явления живой и неживой природы, окружающего мира;
-различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;
- различать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
-различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;
-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид, называть место обитания;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД |
Учебные действия и умения |
|
Минимальный уровень освоения |
Достаточный уровень освоения |
|
Личностные учебные действия
|
- осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. |
- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
|
Коммуникативные учебные действия
|
- вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. |
- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
|
Регулятивные учебные действия
|
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). |
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. |
Познавательные учебные действия
|
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. |
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности. |
6. Содержание учебного предмета.
№ п/п |
Раздел |
Краткое содержание курса |
1
|
Сезонные изменения в природе |
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). |
|
Сезонные изменения в неживой природе.
|
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. |
Растения и животные в разное время года. |
Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года. |
|
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. |
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года. Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями. |
|
2 |
Неживая природа.
|
Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. |
3 |
Живая природа |
|
|
Растения.
|
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания. Растения комнатные. Название. Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. |
Животные
|
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным. |
|
Человек
|
Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания. Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы). Наш город. Праздники нашей страны. |
|
4 |
Безопасное поведение. |
Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел/тема |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
До свидания, лето! Летние занятия людей. Школа: классная комната, режим. Сбор урожая. Огород. Овощи. Сбор урожая. Сад. Фрукты. Ягоды |
Различение и называние времени года. Называние основных занятий людей, детских забав в летнее время. Формирование знаний о школе, классе. Знакомство с визуальным расписанием, режимом дня. Знакомство с огородом и овощами, которые растут в огороде. Формирование знаний о сборе урожая осенью. |
1 |
2 |
Живая природа осенью: деревья, растения. Осенние занятия людей. Дары леса. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы. Осенний календарь природы. |
Формирование знаний об изменениях в природе осенью на примере деревьев. Формирование представлений о деятельности людей осенью. Формирование знаний и представлений о грибах, о съедобных и несъедобных грибах. Закрепление знаний о явлениях природы осенью. |
1 |
3 |
Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы. Осенний календарь природы. |
Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью» |
1 |
4 |
Осенние занятия людей. Дары леса. Грибы.
|
Формирование представлений о деятельности людей осенью. Знакомство с лесом, его дарами-грибами. Собирание разрезной картинки из двух элементов. |
1 |
5 |
Живая природа зимой: деревья, растения. Живая природа зимой: подготовка животных и птиц к зимовке. |
Формирование знаний об изменениях в природе зимой на примере деревьев.
|
1 |
6 |
Неживая природа зимой: погодные условия, явления природы.
|
Знакомство с подготовкой животных и птиц к зимовке: запас корма, утепление жилищ. Закрепление знаний о явлениях природы зимой. |
1 |
7 |
Зимний календарь природы. |
Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Дидактическая игра «Что бывает зимой» |
1 |
8 |
Зимние занятия людей. Зимние забавы детей. |
Называние основных занятий людей, детских забав в зимнее время. |
1 |
9 |
Приметы весны. Живая природа весной: деревья, растения, животные, птицы. |
Различение и называние времени года. Узнавание времени года по основным приметам. Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной». |
1 |
10 |
Неживая природа весной: погодные условия, природные явления. Весенний календарь природы. |
Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной». Знакомство с трудом людей в весеннее время: работа на огороде. |
1 |
11 |
Весенние занятия людей. Труд людей весной. |
Знакомство с трудом людей в весеннее время: работа на огороде. |
1 |
12 |
Весенние забавы детей. |
Называние детских забав в весеннее время. |
1 |
13 |
Скоро лето: приметы лета. |
Различение и называние времени года. |
1 |
14 |
Живая природа летом: деревья, растения. |
Знакомство с изменениями в природе летом на примере деревьев, растений. Дидактическая игра «Что бывает летом» |
1 |
15 |
Неживая природа летом: погодные условия, явления природы. |
Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом» |
1 |
16 |
Одежда и занятия детей летом. Летний календарь природы. |
Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом» |
1 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Учебник «Мир природы и человека».1 кл. часть 1: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях / Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина и др. – М.: Просвещение, 2017.
2. Дидактический материал по темам : «Одежда», «Растения», «Грибы», «Животные», «Времена года», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Птицы».
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МС от ___.08.20___ года № 1 ____________________ руководитель МС
|
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР______________________ ____.08. 20____ года |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.