Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс "Школа России"
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс "Школа России"

Оценка 4.7
docx
14.08.2020
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс "Школа России"
музка Хисматовой.docx

Рабочая программа

по предмету «Музыка»

4 класс

 

Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

·         чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

·          целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

·         уважительное отношение к культуре других народов:

·         эстетические потребности, ценности  и чувства

·         развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

·         развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

·          способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

·          умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·         освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

·         овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.

·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

·         умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

 Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

 

Содержание программы учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства»,« Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека».

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

« Основные закономерности музыкального искусства» .

Выразительность и изобразительность в музыке.  Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

«Музыкальная картина мира».

Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты.

Содержание  программного материала

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

        Мелодия. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

 Как сложили песню. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Патриотическая музыка. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.

Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)

        Лирика в музыке и поэзии. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

«Что за прелесть эти сказки!». Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Ярмарочное гулянье. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Музыкальные интонации. Выразительность и изобразительность в музыке.  

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(4 ч.)

Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)

Музыкальные инструментыРоссии. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Оркестр русских народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. 

Тема раздела: «В музыкальном театре» (7 ч.)

Опера «Иван Сусанин».Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Опера «Иван Сусанин». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Оперы М.Мусоргского. Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

Восточные мотивы.Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Балет. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Обобщающий  урок 3 четверти.  Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3   четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)

Музыкальные инструменты .Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Музыкальные жанры. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  Выразительность и изобразительность в музыке.  

Ф.Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Л.В.Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Обобщающий  урок-концерт.Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.)

Музыкальные интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

      Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

 

 

 

 

 


 

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Дата

Примечание

 

 «Россия — Родина моя» -  3 часа

 

 

1.

Мелодия

 

 

2.

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

 

 

3.

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

 

 

 

«День, полный событий» - 5 часов

 

 

4

«Я пойду по полю белому…»

 

 

5

«На великий праздник собралася Русь!»

 

 

6

Святые земли Русской

 

 

7.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновения…»

 

 

8

«Что за прелесть эти сказки…»

 

 

 

«О России петь — что стремиться в храм» -  4часа

 

 

9.

Музыка ярмарочных гуляний

 

 

10

Святогорский монастырь

 

 

11

«Приют, сиянием муз одетый…»

 

 

12

Композитор—имя ему народ.

 

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -  2 часа

 

 

13.

Музыкальные инструменты  России. Оркестр русских народных инструментов.

 

 

14

О музыке и музыкантах.

 

 

 

«В музыкальном театре» -  7 часов

 

 

15

Музыкальные инструменты

 

 

16

Старый замок. «Счастье в сирени живёт»

 

 

17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

 

 

18

«Патетическая соната Л.Ванн Бетховена. Годы странствий.» Царит гармония оркестра…»

 

 

19

Зимнее утро. Зимний вечер.

 

 

20

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (2-3 действия)

 

 

21

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (4 действие)

 

 

 

«В концертном зале» - 5 часов

 

 

22

«Исходила младшенька…»

 

 

23

Русский Восток. Восточные мотивы.

 

 

24

Балет И.Стравинского «Петрушка»

 

 

25

Театр музыкальной комедии.

 

 

26

Исповедь души.

 

 

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -  8 часов

 

 

27

Мастерство исполнителя

 

 

28

«Праздников праздник, торжество из торжеств»

 

 

29

Промежуточная аттестация. Светлый праздник Тест.

 

 

30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

 

 

31

Праздник русского народа: Троицын день.

 

 

32

Музыкальные инструменты

 

 

33

Музыкальный сказочник.  Рассвет на Москве-реке

 

 

34

Урок – концерт.

 

 

 

 

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Промежуточная аттестация ( тест)

 

  1. Какой из этих музыкальных жанров не является вокальным?

(выдели букву):

а) Песня.

Б) романс.

В) вокализ.

Г) ноктюрн.

          2.Какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов, а какие в состав симфонического оркестра? Впиши нужные буквы.

1) Оркестр русских народных инструментов             ____, ____, ____.

2) Симфонический оркестр                                          ____, ____, ____.

 

      а)                        б)                     в)                     г)                            д)               е)

       3. Подчеркни один из трех предполагаемых ответов музыкального теста, который, по твоему мнению, является правильным. . Что можно отнести к фольклору:

а) вокализ;                                   б) концерт;                            в) частушку?

 

     4. Каким русским композитором создано немало опер на сказочные     сюжеты?

А) Н. А. Римским-Корсаковым;

б) С. С. Прокофьевым;

в) А. С. Даргомыжским.

      5. Установить связи (соедини линиями):

                                             Дирижёр

                          Соло                                Италия

                          Оркестр                           Хор

                          Баркарола                        Скрипка

                          Скрипач                            Опера

   6. Портреты каких композиторов ты видишь? Укажи стрелочками соответствия имён композиторов их портретам.

1)                                                а) С. Рахманинов

2)                                      б) Ф. Шопен

3)                                               в) А. Хачатурян

4)                                                г) И. Стравинский

 

7. Назови русский народный танец быстрого, задорного характера с четким ритмическим рисунком, сопровождающийся притопыванием.

(выдели букву):

а) лезгинка;                                 б) цыганочка;                        в) трепак.

 

      8. Соединить стрелочками фамилии композиторов с именами:

1. Глинка                                             а) Иоганн

2. Римский –Корсаков                    б) Михаил

3. Чайковский                                    в)Фридерик

4. Шопен                                             г) Николай

5.Штраус                                             д) Пётр

Таблица по баллам 1 вариант:

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

итого

баллы

1

6

1

1

1

1

5

5

21

 

 

Ответы:

вопросы

Ответы.

1

г).

2

1.б),  д),  е).                                     2. а), в), г).

3

в).

4

а).

5

  Скрипка, скрипач, оркестр, хор.                        

6

1 в),               2 а),              3 г),             4 б),            

7

в).

8

1 б),               2 г),              3 д),             4 в),             5 а).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс

Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс

Содержание программы учебного предмета «Музыка»

Содержание программы учебного предмета «Музыка»

Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся

Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся

Опера «Иван Сусанин». Песенность, танцевальность, маршевость

Опера «Иван Сусанин». Песенность, танцевальность, маршевость

Патетическая соната», Э.Грига «Песня

Патетическая соната», Э.Грига «Песня

Календарно – тематическое планирование №

Календарно – тематическое планирование №

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Промежуточная аттестация ( тест)

Промежуточная аттестация ( тест)

Баркарола

Баркарола

Соединить стрелочками фамилии композиторов с именами: 1

Соединить стрелочками фамилии композиторов с именами: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2020