Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. 3 класс" УМК Школа России
Оценка 4.9

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. 3 класс" УМК Школа России

Оценка 4.9
docx
30.08.2020
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. 3 класс"  УМК Школа России
окр.мир 3кл готово.docx

Управление образования администрации муниципального образования «Тахтамукайский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25» п.Энем

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей начальных классов

__________/ Блей Н.М./

 

Протокол №

От «» августа 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР и ИКТ

 

_______/ Пшипий С.К./

 

 

«» августа 2020 г.

«Утверждено»

Директор школы

 

 

_______/Пономарева О.В./

 

Приказ №

От «» августа 2020 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Наименование учебного предмета

Окружающий мир

Статус учебного предмета

Обязательный

Профиль

Базовый

Класс

3

Объем учебного времени

2 часа в неделю; 68 часов за год

 

 

 

 

 

Составитель: _________________/ Абляева К.Р./

 

 

п.Энем

2020 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка ................................................................................................................ 3

Планируемые результаты обучения по курсу «Окружающий мир. 3 класс» ..........................4

Содержание учебного курса «Окружающий мир. 3 класс» ..................................................... 5

Описание учебно-методического обеспечения ..........................................................................6

Пакет оценочных материалов и критерии оценивания по предмету «Окружающий мир» ...7

Приложение……………………………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:

·      Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642;1

·      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·      Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);

·      Окружающий мир: Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.

Рабочая программа, составлена на основе учебно-методического комплекта «Окружающий мир. 3 класс» автор А.А. Плешаков серия «Школа России», входящая в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

В рабочей программе учтён национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с природными богатствами Адыгеи, народностями, проживающими на территории республики и составляет 10-15% учебного времени.

         Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Цель рабочей программы:

Формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающегося в контексте его возрастных особенностей, эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми и природой, духовно-нравственного развития и воспитания юного гражданина России, уважительно и бережно относящегося к природному и культурному достоянию родной страны.

Основные задачи рабочей программы:

1) формирование уважительного отношения к семье, школе, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе, культуре и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности образования и понимание возможностей для образования, как в традиционной классно-урочной системе, так и в условиях дистанционного и самостоятельного изучения предмета;

3) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

4) формирование модели здоровье сберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

5) формирование элементарных навыков экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

 

Место курса в учебном плане:

На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю - 68ч. (34 учебных   недель).

 

1 четверть

18 часов

2 четверть

14  часов

3 четверть

20   часов

4 четверть

16  часов

Всего

68 часов.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 3 КЛАСС»

 

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- находить на карте страны — соседи России и их столицы;

- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- вырабатывать правильную осанку;

- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

- соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

- раскрывать роль экономики в нашей жизни;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

- понимать, как ведётся хозяйство семьи;

- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 3 КЛАСС»

Раздел «Как устроен мир» (6 ч)

   Разнообразие природы. Ценность природы для людей. Человек – часть природы. Ступеньки познания.  Проект «Богатства, отданные людям». Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Что такое экология. Природа в опасности! Охрана природы.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)

  Тела, вещества, частицы. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

 Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

 Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

 Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы.

 Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Солнце, растения и мы с вами. Охрана растений. Проект «Разнообразие природы родного края».

  Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

 Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.

 Великий круговорот жизни.

Раздел «Мы и наше здоровье»  (10 ч)

 Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Как правильно питаться.  Проект «Школа кулинара».

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Раздел «Наша безопасность» (7 ч)

 Огонь, вода и газ. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Номера телефонов экстренной помощи. Проект «Кто нас защищает».

  Правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.

 Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). 

 Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

 Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги.

 Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края».

 Что такое деньги. Роль денег в экономике.

 Государственный бюджет. Семейный бюджет.

 Экономика и экология. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч)

 Россия на карте, государственная граница России.

 Города Золотого кольца России. Проект «Музей путешествий».

 Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы.

 По знаменитым местам мира.

 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

·  Окружающий мир: рабочие программы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.

·  Окружающий мир. 3 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

·  Окружающий мир. 3 кл. Электронное приложение к учебнику.

·  Окружающий мир. 3 кл. Электронная форма учебника.

·  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.

·  Окружающий мир. Метод. рекомендации. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Плешаков А. А., Белянкова Н. М., Соловьева А. Е. — М.: Просвещение, 2016.

·  Окружающий мир. Тесты. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2016.

·  Окружающий мир. Проверочные работы. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, С. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

·  От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

·  Зелёные страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

·  Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. — М.: Просвещение, 2017.

·  Энциклопедия путешествий. Страны мира: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков, С. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

 

Интернет-ресурсы:

·      Издательства «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Школа России www.school-russia.ru)

·      Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

·      Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru

·      Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

·      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

ПАКЕТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮИЙ МИР»

 

Контрольно-измерительные материалы.

Выбор указанных ниже типов и примеров контрольно-измерительных материалов обусловлен педагогической и методической целесообразностью, с учётом предметных особенностей курса «Окружающий мир».

Типы и примеры заданий контрольно-измерительных материалов, их краткая характеристика:

1. Единичный/множественный выбор:

 

Пример задания:

Выберите флаг России.

Ответы для выбора даны в виде фотографий различных стран, среди которых есть флаг России. Учащийся должен выбрать 1 верный ответ из предложенного.

 

2. Выбор элемента из выпадающего списка:

Пример задания:

Выберите из списка правильное название водоёма.

Дана фотография реки. В ниспадающем списке предлагается выбрать правильный ответ из списка: озеро, море, река, ручей.

3. Установление соответствий между элементами двух множеств:

 

Пример задания:

Соедините линиями название народа с изображением кукол в национальных костюмах.

Необходимо установить парное соединение объектов, расположенных в 2 рядах: в первом ряду – изображение кукол в национальных костюмах, во втором – название национальностей.

4. Ребус-соответствие:

 

Пример задания:

Образуйте пары: животные и их детеныши.

Необходимо попарно соединить линиями объекты (фотографии животных и их детенышей), расположенных хаотично.

5. Добавление подписей к изображениям:

 

Пример задания:

Выберите подходящее название к каждому растению.

Необходимо переместить карточку с названием растения к соответствующей фотографии.

Пример задания:

Назовите отдельные части велосипеда.

Необходимо на изображении велосипеда разместить надписи его частей (шина, спицы, педали, цепь, седло, рама, обод).

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

 

Пример задания:

Вставьте пропущенные слова в текст: ___________ – это животные, у которых шесть ног. _____________ – это водные животные, тело которых покрыто чешуей. ___________ – это животные, тело которых покрыто перьями. ________________ – это животные, тело которых покрыто шерстью.

Необходимо разместить предложенные варианты ответов (насекомые, рыбы, птицы, звери) в пропуски в тексте.

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице:

 

Пример задания:

Вставьте пропущенные дни недели.

Необходимо путем перетаскивания вставить в календарь отсутствующие названия дней недели.

8. Кроссворд:

 

Пример задания:

Разгадайте кроссворд.

В кроссворде по вертикали дано слово «ветер». Рядом расположены картинки: белка, лист, ворона, стрекоза, одуванчик). Необходимо перетащить названия в соответствующие строки кроссворда.

9. Сортировка элементов по категориям:

 

Пример задания:

Распределите рыб в две колонки: морские рыбы и речные рыбы.

Необходимо предложенные «карточки» (щука, окунь, камбала, треска, сельдь, ерш, сом) разделить на две группы путем перетаскивания.

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное/вертикальное:

 

Пример задания:

Отметьте на экране звёзды ковша созвездия Большая Медведица.

Необходимо последовательно соединить элементы рисунка (звезды), чтобы визуально получился ковш Большой Медведицы. Допускается несколько последовательностей.

11. Мозаика:

 

Пример задания:

Соберите автомобиль.

Необходимо из предложенных элементов (кузов, двигатель, руль, фары, багажник) собрать изображение.

12. Подчеркивания, зачеркивания элементов:

 

Пример задания:

Зачеркни неправильный ответ в каждом задании.

Зимние месяцы: январь, март, декабрь, февраль.

Весенние месяцы: май, август, апрель, март.

Летние месяцы: август, июнь, июль, октябрь.

Осенние месяцы: февраль, ноябрь, сентябрь, октябрь.

Необходимо найти неправильные ответы и зачеркнуть их.

13. Выделение цветом:

 

Пример задания:

Выделите синим цветом животных холодных районов Земли и красным цветом животных жарких районов Земли.

Необходимо выделить соответствующим цветом название каждого животного (слон, пингвин, белый медведь, лев, тюлень, жираф, морж, крокодил).

14. Раскраска:

 

Пример задания:

Раскрасьте полоски в цвета радуги.

Необходимо залить красками каждую полоску радуги в правильной очередности цветов.

15. Филворд – английский кроссворд:

 

Пример задания:

Найди все дни недели.

Необходимо в заполненной буквами таблице найти названия дней недели и выделить слова цветом.

16. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тесте:

 

Пример задания:

Напечатай пропущенные слова: В году двенадцать ____. Первый месяц в году – _______. Последний месяц в году – ________.

Необходимо напечатать пропущенные слова (месяцев, январь, декабрь).

Контрольно-измерительные материалы составляются с учетом сложности.

Задания базового уровня проверяют освоение предметных планируемых результатов на уровне применения в стандартной или несколько измененной ситуации.

Задания повышенного уровня требует применить изученные знания в малознакомой ситуации.

Сложные задания направлены на творческое применение полученных знаний по предмету.

Например, задание базового уровня сложности «Какое состояние воды названо неверно?»

1. Твердое

2. Газообразное

3. Мягкое

 

Задание повышенной сложности: раздели эти рисунки на 3 группы. Назови каждую группу.

Представлены фотографии воды в различных состояниях, которые надо перетащить в таблицу, каждый столбец надо озаглавить (твердое, жидкое, газообразное)

Творческое задание: придумай и опиши опыт, в котором бы был наглядно показан переход воды из одного состояния в другое.

 

О контрольно-измерительных материалах, представленных в печатных учебных пособиях курса «Окружающий мир. 3 класс»

 

В рамках реализации тренировочного, контрольного и дополнительного модуля предлагаются возможности УМК «Окружающий мир. 3 класс». Например, в методическом аппарате каждой темы учебника «Окружающий мир. 3 класс» имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела даны задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. Задания для осуществления деятельности в рамках тренировочного и контрольного модулей уроков предлагает ряд печатных учебных пособий.

 

Печатные учебные пособия и их краткие характеристики:

·  Окружающий мир. Тесты. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2016.

Представлены тесты для 3 класса, составленные с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Материал предназначен для поурочного контроля и самоконтроля.

·  Окружающий мир. Проверочные работы. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, С. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

 

Тетрадь содержит проверочные работы по всем разделам курса «Окружающий мир» для тематического контроля в 3 классе, а также итоговую проверочную работу за весь учебный год.

Система оценивания результатов обучения по предмету «Окружающий мир»

Специфика учебного предмета «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля.

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. При этом учителю важно знать типичные ошибки и недочеты, влияющие на снижение результата.

Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки результата.

Ошибки:

• неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

• нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

• неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

• ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

• незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

• отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

• ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату.

Недочеты:

• преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

• неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

• отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

• неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

Особенности организации контроля по учебному курсу «Окружающий мир»

Для контроля и оценки знаний и умений по учебному курсу «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках курса «Окружающий мир». Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предмету используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием (в том числе в условиях виртуальной лаборатории), планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок проверочных работ по предмету «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям.

 

Нормы оценок за все виды проверочных работ

«5» – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

     отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;

     не более одного недочета.

«4» – уровень выполнения требований выше удовлетворительного:

     наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;

     не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;

     использование нерациональных приемов решения учебной задачи.

«3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:

     не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;

     не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.

«2» – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:

     наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

     более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.

 

 

 

Приложение

 

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 

       

п/п

Тема урока

 

Дата

 

план

факт

Как устроен мир (6 часов)

 

1.

 Природа (экскурсия). Ценность природы для людей. Беседа  «Безопасность  жизнедеятельности  детей»              

 

 

2.

Человек. Ступеньки  познания.

 

 

3.

Наши проекты « Богатства, отданные людям».

 

 

4.

Общество.

 

 

5.

Что такое экология.          

 

 

6.

Природа в опасности. Охрана природы. Проверочная работа №1 Тест «Как устроен мир»

 

 

Эта удивительная природа (18 часов)

 

7.

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела.

 

 

8.

Разнообразие веществ.  Практическая работа №1«Определение крахмала в продуктах».

 

 

9.

 Воздух и его охрана. Состав и свойства воздуха.

 

 

10.

Вода и жизнь. Практическая работа №2«Изучение свойств воды».

 

 

11.

Превращения и круговорот воды в природе. Три состояния воды.

 

 

12.

Берегите воду! Как охраняют воду от загрязнения. Реки Р.А.

 

 

13.

Что такое почва. Практическая работа№3«Свойства  почвы». Как разрушаются камни.

 

 

14.

Разнообразие растений. Итоговая контрольная работа за 1четверть.  

 

 

15.

Солнце, растения и мы с вами.

 

 

16.

Размножение и развитие растений. Практическая работа №4  «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными».

 

 

17.

Охрана растений.

 

 

18.

Разнообразие животных. Практическая работа №5 «распознавание природных объектов с помощью атласа –определителя».

 

 

19.

Кто что ест? Цепи питания.

Кавказский Биосферный заповедник.

 

 

20.

Наши проекты «Разнообразие природы родного края».

 

 

21

Размножение и развитие животных.

 

 

22.

Красная книга РА. Охрана животных и растений..

 

 

23.

В царстве грибов.

 

 

24.

 Великий круговорот  жизни. Проверочная работа №2 Тест  «Эта удивительная природа».

 

 

Мы и наше здоровье (10 часов)

 

25.

Организм человека.  

 

 

 

 

 

26.

Органы чувств.

 

 

27.

Надежная защита организма. Практическая работа №6  «Знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи.».

 

 

28.

Опора тела и движение.

 

 

29.

Наше питание. Органы пищеварения. Практическая работа №7 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах(по информации на упаковках).

 

 

30.

Дыхание и кровообращение. Обобщение по теме «Мы и наше здоровье». Итоговая контрольная работа за 2 четверть.  

 

 

31.

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Подсчёт ударов пульса»

 

 

32.

Умей предупреждать болезни.    Закаляй свой организм.

 

 

33.

Умей предупреждать болезни.    Здоровый образ жизни. Проверочная работа  №3  Тест «Организм человека».

 

 

34.

Представление результатов проектной деятельности. Наши проекты «Школа кулинаров».

 

 

Наша безопасность (7 часов)

 

35.

Огонь, вода и газ.

 

 

36.

 Чтобы путь был счастливым.

 

 

37.

Дорожные знаки..

 

 

38.

Наши проекты «Кто нас защищает».

 

 

39.

Опасные места.

 

 

40.

Природа и наша безопасность . Экскурсия  «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

 

 

41.

Экологическая безопасность.

Проверочная работа №4

«Наша безопасность».

 

 

Чему учит экономика (12 часов)

 

42.

Для чего нужна экономика?

 

 

43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

 

 

44.

Полезные ископаемые.   Практическая работа №9  «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».

 

 

45.

Растениеводство. Практическая работа №10 «Знакомство с культурными растениями, составление устного  описания рассмотренных растений».

 

 

46.

Животноводство.

 

 

47.

Какая бывает промышленность в Адыгеи?

 

 

48.

Наши проекты «Экономика родного края».

 

 

49.

Что такое деньги. Практическая работа №11 «Знакомство с современными российскими монетами».     

 

 

50.

Государственный бюджет.

 

 

51.

Семейный бюджет. Итоговая контрольная работа за 3 четверть.    

 

 

52.

Экономика и экология.

 

 

53.

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа №5 Тест «Чему учит экономика». 

 

 

 

Путешествие по городам и странам (15 часов)

 

54.

 Золотое кольцо России.

 

 

55.

Золотое кольцо России. Практическая работа №12 «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» .

 

 

56.

Наши проекты «Музей путешествий».

 

 

57.

Наши ближайшие соседи. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

 

 

58.

Наши ближайшие соседи.

 

 

59.

На севере Европы.

 

 

 

60.

Что такое   Бенилюкс

 

 

61.

В центре Европы. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов».

 

 

62.

По Франции и Великобритании.

 

 

63.

Обобщение материала: «По Франции и Великобритании».

 

 

64.

На юге и Европы. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов».

 

 

65.

Итоговая контрольная работа за 4 четверть.

 

 

66.

По знаменитым местам мира.

 

 

67.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

 

 

68.

Достопримечательности нашего города. Презентация проектов.

 

 

 


 

Управление образования администрации муниципального образования «Тахтамукайский район»

Управление образования администрации муниципального образования «Тахтамукайский район»

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами : ·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами : ·

Всего 68 часов.

Всего 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ

Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса

Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса

Окружающий мир. Рабочая тетрадь

Окружающий мир. Рабочая тетрадь

Дана фотография реки. В ниспадающем списке предлагается выбрать правильный ответ из списка: озеро, море, река, ручей

Дана фотография реки. В ниспадающем списке предлагается выбрать правильный ответ из списка: озеро, море, река, ручей

Необходимо предложенные «карточки» (щука, окунь, камбала, треска, сельдь, ерш, сом) разделить на две группы путем перетаскивания

Необходимо предложенные «карточки» (щука, окунь, камбала, треска, сельдь, ерш, сом) разделить на две группы путем перетаскивания

Задания базового уровня проверяют освоение предметных планируемых результатов на уровне применения в стандартной или несколько измененной ситуации

Задания базового уровня проверяют освоение предметных планируемых результатов на уровне применения в стандартной или несколько измененной ситуации

При этом учителю важно знать типичные ошибки и недочеты, влияющие на снижение результата

При этом учителю важно знать типичные ошибки и недочеты, влияющие на снижение результата

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц,…

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц,…

Приложение КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ

Приложение КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ

Красная книга РА. Охрана животных и растений

Красная книга РА. Охрана животных и растений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2020