Окружающий социальный мир
1 класс
(Вариант 2)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральный законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2016 г. № 189, адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат», утвержденной приказом от 30.08.2016 г., № 188, на основе программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)- 33 учебные недели.
Цель программы обучения: Представления о мире, созданном руками человека и представления об окружающих людях.
Задачи программы обучения:
- Развитие межличностных и групповых отношений.
- Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
- Представления об обязанностях и правах ребенка.
- Представление о стране проживания Россия.
При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Используемые технологии обучения:
· Здоровьесберегающие технологии обучения;
· Игровые технологии др.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
адаптированной основной общеобразовательной программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Окружающий социальный мир
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение находить друзей на основе личных симпатий.
· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
· Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
· Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
· Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Каледарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
|
||||
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
|
1 четверть (8 ч.) |
|
|
|
1 |
Школа Школа, правила поведения в школе. |
1 |
03.09 |
|
2 |
Школьные принадлежности: ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, фломастер. |
1 |
10.09 |
|
3 |
Квартира, дом, двор Типы домов (одноэтажный (многоэтажный) каменный (деревянный), городской (сельский, дачный), части дома. |
1 |
17.09 |
|
4 |
Помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, балкон). |
1 |
24.09 |
|
5 |
Предметы быта Аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет). |
1 |
01.10 |
|
6 |
Правила поведения в доме и квартире, дворе. |
1 |
08.10 |
|
7 |
Электробытовые приборы (телевизор, утюг, микроволновая печь электрический чайник). |
1 |
15.10 |
|
8 |
Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. |
1 |
22.10 |
|
|
2 четверть (7 ч.) |
|
|
|
1 |
Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). |
1 |
12.11 |
|
2 |
Предметы посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). |
1 |
19.11 |
|
3 |
Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза). |
1 |
26.11 |
|
4 |
Продукты питания Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот). |
1 |
03.12 |
|
5 |
Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, масло, мороженое). |
1 |
10.12 |
|
6 |
Мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса, ветчина). |
1 |
17.12 |
|
7 |
Рыбные продукты: крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая. |
1 |
24.12 |
|
|
3 четверть (9 ч.) |
|
|
|
1 |
Мучные и кондитерские изделия: хлеб, батон, торт, конфеты |
1 |
14.01 |
|
2 |
Предметы и материалы, изготовленные человеком Бумага, ее свойства, предметы из бумаги. |
1 |
21.01 |
|
3 |
Деревья, предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки) |
1 |
28.01 04.02 |
|
4 |
Стекло, предметы из стекла (ваза, стакан, очки ). |
1 |
11.02 25.02 |
|
5 |
Свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы, из ткани (одежда, штора, постельное бельё). |
1 |
04.03 |
|
6 |
Город Название города, улиц, проспектов. Назначение зданий: кафе, больница, магазин, театр, цирк. |
1 |
11.03 |
|
7 |
Разнообразие профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). |
1 |
18.03 |
|
8 |
Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы. |
1 |
|
|
9 |
Транспорт Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый), его назначение. |
1 |
|
|
|
4 четверть (8 ч.) |
|
|
|
1 |
Воздушный транспорт, его назначение. |
1 |
01.04 |
|
2 |
Профессии людей, работающих на транспорте. |
1 |
08.04 |
|
3 |
Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). |
1 |
15.04 |
|
4 |
Профессии людей, работающих на специальном транспорте. |
1 |
22.04 |
|
5 |
Традиции и обычаи Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). |
1 |
29.04 |
|
6 |
Школьные праздники и традиции. |
1 |
06.05 |
|
7-8 |
Страна Знание названия государства, в котором мы живем, государственная символика (герб, флаг, гимн, президент РФ) |
2 |
13.05 20.05 |
|
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опытэстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и
самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,
формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Список использованной литературы
1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности».
гражданинаРоссии» от 05.11.2008 г.
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования".3.
2. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание».
современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, с.36-46. 2.
5.Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.
М.: «Просвещение», 1975. –256 стр.
6. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного
возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ
«Перспектива», 2012.-248с.
комплект для дошкольников «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно-
исторических традиций отечества,2011г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.