Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс

  • docx
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Окр.соц.мир.docx

Окружающий социальный мир

1 класс

(Вариант 2)

Пояснительная записка

         Рабочая программа разработана в соответствии с  Федеральный законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2016 г. № 189, адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат», утвержденной  приказом от 30.08.2016 г., № 188, на основе программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)- 33 учебные недели.

     Цель программы обучения: Представления о мире, созданном руками человека и представления об окружающих людях.

Задачи программы обучения:

- Развитие межличностных и групповых отношений.

- Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

- Представления об обязанностях и правах ребенка.

- Представление о стране проживания Россия.

При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Используемые технологии обучения:

·         Здоровьесберегающие технологии обучения;

·         Игровые технологии др.

       Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна»,  «Традиции и обычаи».

         В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Планируемые результаты освоения обучающимися с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия

адаптированной основной общеобразовательной программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Окружающий социальный мир

1) Представления о мире, созданном руками человека

·        Интерес к объектам, созданным человеком.

·        Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

·        Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,  на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

·        Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

·        Представления о социальных ролях  людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

·        Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

·        Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

·        Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

·        Умение находить друзей на основе личных симпатий.

·        Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

·        Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

·        Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·        Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

·        Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

·        Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

·        Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

·        Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки,  гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

·        Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

·        Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

·        Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

 

Программа формирования базовых учебных действий

 

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2.     Формирование учебного поведения: 

·        направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

·        умение выполнять инструкции педагога;

·        использование по назначению учебных материалов;

·        умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

·        в течение определенного периода времени,

·        от начала до конца,

·        с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

Каледарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Планируемая

Фактическая

 

1 четверть (8 ч.)

 

 

 

1

Школа Школа,  правила поведения в  школе.

1

03.09

 

2

Школьные принадлежности: ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, фломастер.

1

10.09

 

3

Квартира, дом, двор Типы домов (одноэтажный (многоэтажный) каменный (деревянный), городской (сельский, дачный), части дома.

1

17.09

 

4

Помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, балкон).  

1

24.09

 

5

 Предметы быта Аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет).

1

01.10

 

6

Правила поведения в доме и квартире, дворе.

1

08.10

 

7

Электробытовые приборы (телевизор, утюг, микроволновая печь электрический чайник).  

1

15.10

 

8

Соблюдение  правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами.

1

22.10

 

 

2 четверть (7 ч.)

 

 

 

1

Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать).

1

12.11

 

2

Предметы  посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник).

1

19.11

 

3

Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза).

1

26.11

 

4

Продукты питания Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот).

1

03.12

 

5

Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, масло, мороженое).  

1

10.12

 

6

Мясные  продукты, готовые к употреблению (колбаса, ветчина).  

1

17.12

 

7

  Рыбные продукты: крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая.  

1

24.12

 

 

3 четверть (9 ч.)

 

 

 

1

Мучные и кондитерские изделия: хлеб, батон, торт, конфеты

1

14.01

 

2

Предметы и материалы, изготовленные человеком Бумага, ее  свойствапредметы из бумаги.  

1

21.01

 

3

Деревья, предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки)

1

28.01

04.02

 

4

Стекло,  предметы  из стекла (ваза, стакан, очки ).

1

11.02

25.02

 

5

Свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы, из ткани (одежда, штора, постельное бельё).

1

04.03

 

6

Город Название города, улиц, проспектов.  Назначение зданий: кафе,  больница, магазин, театр, цирк.

1

11.03

 

7

Разнообразие  профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).  

1

18.03

 

8

Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы.

1

 

9

Транспорт Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый), его назначение.

1

 

 

4 четверть (8 ч.)

 

 

 

1

Воздушный транспорт, его  назначение.

1

01.04

 

2

Профессии людей, работающих на транспорте.

1

08.04

 

3

Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

1

15.04

 

4

 Профессии людей, работающих на специальном транспорте.

1

22.04

 

5

Традиции и обычаи Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля).  

1

29.04

 

6

Школьные  праздники и традиции.

1

06.05

 

7-8

Страна Знание названия государства, в котором мы живем, государственная символика (герб, флаг, гимн, президент РФ)

2

13.05

20.05

 

 

 

 

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях

отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,

этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опытэстетических переживаний, наблюдений эстетических

объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и

самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Литература:

 

Список использованной литературы

1.  «Концепция  духовно-нравственного  развития  и воспитания личности».

 

гражданинаРоссии» от 05.11.2008 г.

 (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования".3.

2.  Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание».

современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, с.36-46. 2. 

5.Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.

М.: «Просвещение», 1975. –256 стр.

6. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного

возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ

«Перспектива», 2012.-248с.

комплект для дошкольников «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно-

исторических традиций отечества,2011г