СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОДБ.07 ОБЖ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования по профессии СПО 35.01.23 Хозяйка усадьбы (базовая подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлена на достижение следующих целей:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• метапредметных:
− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
− формирование установки на здоровый образ жизни;
− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 0 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
|
Объем часов |
||
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
|
72 |
||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
|
72 |
||
в том числе: |
|
|
|
|
практические занятия |
|
|
22 |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
|
0 |
||
Итоговая аттестация в форме ДЗ во 2 семестре. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОДБ.07 ОБЖ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 курс 2 семестр |
34 |
|
|||
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях |
22 |
|
|||
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
||
1 |
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера |
2 |
1 |
||
2 |
Чрезвычайные ситуации военного времени |
2 |
1 |
||
3 |
Порядок действия населения в различных ЧС |
2 |
1 |
||
4 |
Практическое занятие № 1 Расчет параметров движения зараженного облака при авариях на химически опасных объектах |
2 |
2 |
||
Тема 1.2. Защита населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
|
Содержание учебного материала |
14 |
|
||
1 |
Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека |
2 |
1 |
||
2 |
Организация защиты населения и территорий при угрозе и возникновении ЧС |
2 |
1 |
||
3 |
Устойчивость объектов экономики в условиях ЧС |
2 |
1 |
||
4 |
Практическое занятие № 2 Порядок проверки исправности, сроков испытаний, использования первичных средств пожаротушения |
2 |
2 |
||
5 |
Порядок подбора, выдачи и практического использования индивидуальных средств защиты |
2 |
1 |
||
6 |
Планирование, подготовка документов и организация эвакуационных мероприятий |
2 |
1 |
||
7 |
Практическое занятие № 3 Эвакуация людей при пожаре, действия при обнаружении заложенного взрывного устройства и поведение заложника |
2 |
2 |
||
Раздел 2. Основы военной службы и медицинских знаний |
50 |
|
|||
Тема 2.1. Основы обороны государства. Военная служба. Военно-патриотическое воспитание |
Содержание учебного материала |
10 |
|
||
1 |
Особенности условий труда и общая организация работы по охране труда в сельском хозяйстве. |
2 |
1 |
||
2 |
Основы обороны государства |
2 |
1 |
||
3 |
Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России |
2 |
1 |
||
4 |
Практическое занятие № 4 Организация и порядок призыва граждан на военную службу |
2 |
2 |
||
5 |
Боевые традиции и символы воинской чести |
2 |
1 |
||
Тема 2.1. Основы обороны государства. Военная служба. |
Содержание учебного материала |
20 |
|
||
1 |
Воинская обязанность. Воинский учет его организация и предназначение |
2 |
1 |
||
2 |
Практическое занятие № 5 Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет |
2 |
2 |
||
3 |
Виды и рода Вооруженных сил Российской Федерации их предназначение и особенности прохождения военной службы |
2 |
1 |
||
4 |
Практическое занятие № 6 Знаки различия военнослужащих |
2 |
2 |
||
5 |
Практическое занятие № 7 Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему |
2 |
2 |
||
6 |
Общие и специальные обязанности военнослужащих |
2 |
1 |
||
7 |
Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи |
2 |
1 |
||
8 |
Военно-учетные специальности |
2 |
1 |
||
9 |
Способы бесконфликтного общения и поведения |
2 |
1 |
||
10 |
Практическое занятие № 8 Ритуал принятия военной присяги |
2 |
2 |
||
Тема 2.2. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
|
Содержание учебного материала |
20 |
|
||
1 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
2 |
1 |
||
2 |
Практическое занятие № 9 Факторы разрушающие здоровье |
2 |
2 |
||
3 |
Факторы способствующие укреплению здоровья |
2 |
1 |
||
4 |
Роль двигательной активности, занятий физической культурой в укреплении здоровья |
2 |
1 |
||
5 |
Практическое занятие № 10 Оказание первой медицинской помощи при кровотечении, травмах опорно-двигательного аппарата. Реанимационные мероприятия |
2 |
2 |
||
6 |
Практическое занятие № 11 Оказание первой медицинской помощи при отравлении аварийно-химическими отравляющими веществами, ожогах. Реанимационные мероприятия |
2 |
2 |
||
7 |
Способы закаливания организма |
2 |
1 |
||
8 |
Режим дня, труда и отдыха |
2 |
1 |
||
9 |
Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни |
2 |
1 |
||
Дифференцированный зачет |
2 |
2 |
|||
Всего за 2 семестр |
72 |
|
|||
Итого за 1 курс |
72 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты стендов: «Медико-санитарная подготовка», «Гражданская оборона»;
- комплекты плакатов: «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Медико-санитарная подготовка», «Гражданская оборона»;
- комплект табельных и подручных средств для оказания первой доврачебной медицинской помощи;
- комплект средств индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, противодымные маски);
- комплект первичных средств пожаротушения;
- комплект бланков документации;
- комплект дидактического материала (карточки-задания, тесты, раздаточный материал для выполнения практических и контрольных работ);
- комплект мультимедийных презентаций, медиатека.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- экран.
Оборудование рабочих мест:
- рабочее место учащихся;
- письменные принадлежности.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Алексеев, В. С. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для СПО / В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, И. В. Ткаченко. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c.
Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
2. Безопасность жизнедеятельности: практикум. Багаутдинов А.М., и др. –М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012.
3.100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.
4. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. – М., 2011.
5. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 31.07.2020г.№76-ФЗ.
6. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 13.07.2020г. №53-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 31.07.2020г. №113-ФЗ.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 2017.
9. Большой энциклопедический словарь. – М., 2012.
10. Первая доврачебная медицинская помощь: учебник В.Н Николенко. - М: Издательский центр «Академия», 2007.
11. Первая медицинская помощь: учеб. пособие П.В. Глыбочко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
12. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
13. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2003.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных, чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях. В том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - средства обеспечения безопасности труда; - санитарные требования к содержанию рабочих мест; - требования безопасности к машинам, механизмам и инструментам; - электробезопасность и пожарная безопасность; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; -применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способностями бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим. |
Фронтальный устный опрос. Тестирование. Работа с карточками-заданиями. Внеаудиторная самостоятельная работа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.