Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение «на дому»)
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение «на дому»)

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
технология
4 кл
16.03.2022
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья  (вариант 8.4)  для ученика 4 класса (обучение «на дому»)
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение «на дому»)
РП 4 кл. Проф. труд.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по предмету «Профильный труд» для  обучающегося

с ограниченными возможностями здоровья  (вариант 8.4)

для ученика 4 класса

(обучение «на дому»)

 

Учитель-составитель: ___________________-

 

 

«Согласовано»

Зам. директора по

образовательному процессу

__________ /________________/

Рассмотрено на заседании методического объединения

учителей   ___________________________________   

руководитель МО________________ /________________ /

Протокол    от «    »        2021 года

 

 

                                                                                                2021-2022 учебный год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для учащегося 4 класса, обучающегося по специальной (коррекционной) программе составлена на основе Адаптированной основной  общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ « СОШ №__________________  реализующая адаптированные общеобразовательные программы».

Адаптированная  рабочая программа   по предмету  «Музыка и движение» составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от  06.10.2009 № 373 (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от  22.09.2011 № 2357 и от  29.12.2014 № 1643);

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Федерального перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253);

- Письма  Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»;

- Письма  Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;

- Постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-Приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 №378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;

- Адаптированной образовательной программы начального основного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра  (вариант 4).

- Школьных локальных актов.

- Учебного плана МБОУ «СОШ№_________________________- на 2021-2022 учебный год.

Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.

Целью трудового обучения является подготовка детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.

Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.

 

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции.

 

      Все обучение несет практическую направленность, поэтому уроки по всем предметам помимо информационной нагрузки связаны непосредственно с жизнью ребенка, демонстрацией, а затем и тренингом по  применению полученных знаний на практике. При изучении предметов широко используются межпредметные связи. 

       Настоящая   программа  составлена  с   учетом  возрастных  и  психофизических  особенностей развития учащегося с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью, уровня его знаний и умений, построена по принципу постепенного усложнения и увеличения объема материала, направлена на формирование знаний, умений и навыков, которые помогут учащемуся адаптироваться к окружающей среде. Особенности обучения

            В процессе трудового обучения у обучающихся формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, что будет иметь особое значение в установлении взаимоотношений в трудовом коллективе. Программа обучения профильному труду так же направлена на воспитание аккуратности, уважения к труду. Оценка успехов носит поощрительный характер. Цель оценки - повысить мотивацию, поддерживать уверенность в собственных силах. Отличительной чертой обучающихся является неустойчивое внимание, быстрая утомляемость в процессе деятельности, низкий и средний уровень развития общетрудовых умений, трудности в усвоении теоретических знаний. Содержание программы способствует устойчивому, положительному отношению к урокам трудового обучения.На каждом уроке предусматривается выполнение упражнений для развития мелкой моторики пальцев. Занятия связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Обучение включает теоретический и практический материалы. При обучении используются определенные методические приемы, учитывающие специфику обучающихся, образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно-технологические карты, таблицы, показывающие те или иные приемы труда. Также используются таблицы по правилам техники безопасности при работе с инструментами, схемы оборудования, слайды и видеосюжеты, рассказывающие о производственных процессах. Типы занятий: комбинированные, комплексные практические работы. Методы обучения: − словесные (рассказ, беседа, объяснение, устный инструктаж); − наглядные (демонстрация приѐмов работы, образцов, журналов, схем, рисунков); − практические (учебно-практические, упражнения). Основными средствами обучения является наглядный материал.

 

Место предмета в учебном плане

Предмет «Профильный труд » входит в образовательную область учебного плана. В соответствии с учебным планом на 2021-2022 учебный год рабочая программа в 4 классе рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения программы

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

 Наличие интереса к овладению доступными видами трудовой деятельности.

Умение выполнять отдельные трудовые операции, виды работ.

 Умение использовать различные инструменты и материалы, соблюдать элементарные правила техники безопасности в процессе изготовления изделий.

Умение соблюдать технологические процессы (при выращивании растений, изготовлении изделий из бумаги, дерева, ткани, в стирке, уборке, работе на кухне и др.).

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать на доступном уровне полученный результат.

Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

 Интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда.

 

Содержание программы

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)

Практические работы

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Изготовление по образцу из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож (у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Пр и е м ы р а б о т ы . Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов. Работа с бумагой и картоном. Практические работы Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото).

 

Система оценки обучающегося  планируемых результатов освоения предмета и формирования сферы жизненной компетенции

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения учебного предмета «Профильный труд».

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения учебного предмета «Профильный труд», и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

 

Показатели  оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения предмета:

¾    не выполняет задания (-)

¾    выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)

¾    выполняет задание с частичной физической  помощью педагога (п)

¾    выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)

¾    выполняет задание по образцу (подражанию) (0)

¾    выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)

¾    выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

Технологии обучения

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Технологии обучения:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к ин информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

5) Гуманно – личностная технология (с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим сотрудничеством).

Основными видами деятельности учащегося на уроке являются:

·         совместные действия с педагогом;

·         деятельность по подражанию;

·         деятельность по образцу;

·         деятельность по последовательной инструкции;

·         деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

·         самостоятельная деятельность обучающегося.

Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении. В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Методы и формы обучения:

  • обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;
  • процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;
  • детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое;
  • большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;
  • обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

 

Методы и приемы работы:

·         наглядно – слуховой;

·         совместные действия ребенка со взрослым;

·         подражание действиям взрослого;

·         жестовая инструкция;

·         собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Содержание

Количество часов

1

Работа с природным материалом

Знать правила техники безопасности и правила поведения на уроках труда. Виды материала пластилина и бумага, их свойства.

Знать свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений.

 Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть.

 Клеящие составы: БФ, казеиновый клей.

Применение и назначение картона в сочетании с природными.

Уметь ориентироваться в задании.

10

2

Работа с пластилином

Знать правила техники безопасности. Виды материала пластилин и бумага, их свойства. Закрепить простые приёмы лепки, развитие глазомера, воображения, творчества, смекалки.

Развивать умение лепить знакомые предметы.

 

12

3

Работа с бумагой и картоном

Знать сорта картона применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы).

Уметь организовывать свое рабочее место. Размечать картон и бумагу по шаблонам. Разрезать картон по прямым и кривым линиям, прорезать в картона  отверстия.

Знать правила безопасной работы.

14

4

Работа с проволокой

Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

12

5

Работа с древесиной

Знать виды материалов из древесины: доска, брусок, фанера; детали их соединений: гвозди, шурупы; инструменты для работы с древесиной. Правила безопасной работы.

Организовывать свое рабочее место.

12

6

Работа с нитками

Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Правила безопасной работы.

Организовывать свое рабочее место.

8

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план к адаптированной программе по предмету «Профильный труд» 4  класс

(по индивидуальному учебному плану для  обучающегося  с ограниченными возможностями здоровья по специальной (коррекционной) программе 8.4)

№ урока

Дата проведения

Содержание разделов, тем уроков

Вид учебной деятельности

Цель коррекционной работы

Примечание

1

01.09

День Знаний

 

 

 

2

03.09

Вводное занятие. Правила работы на уроках труда.

Беседа, объяснение.

Знать правила техники безопасности и правила поведения на уроках труда.

 

3-4

08.09

10.09

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

Экскурсия

Ориентация в пространстве.

 

5-6

15.09

17.09

Изготовление аппликации из листьев «Птица»

Беседа, объяснение, показ задания.

Применение и назначение картона в сочетании с природным материалом

 

7-8

22.09

24.09

Изготовление из листьев «Человечек»

Беседа, объяснение

 

9-10

29.09

01.10

Изготовление птицы из пластилина и сухой травы.

Беседа, объяснение, показ задания.

Закрепить простые приёмы лепки, развитие глазомера, воображения, творчества, смекалки.

Развивать умение лепить знакомые предметы.

 

 

11-12

06.10

08.10

Лепка корзинки.

Беседа, объяснение, показ задания.

 

13-15

 

16-18

13,15,20.10

 

22,27,29.10

Лепка овощей.

Лепка фруктов.

Беседа, объяснение, показ задания.

 

 

19-20

 

21-22

 

Лепка грибов и ягод.

 

Лепка кувшина с ручкой.

Беседа, объяснение, показ задания.

 

23-24

 

Знакомство с картоном , распознавание цвета

Беседа, объяснение

Уметь организовывать свое рабочее место.

Знать и применять технику безопасности при работе с ножницами.

 

 

25-26

 

Нарезание картона на крупные и мелкие части

Беседа, объяснение, показ, задания.

 

27-30

 

Изготовление игрушек

Выполнение изделия по образцу

 

31-32

 

Изготовление карнавальных полумасок

Выполнение изделия по образцу

 

33-34

 

Изготовление простейших оригами

Беседа, объяснение, показ, задания.

 

35-36

 

Аппликация из ватных дисков

Беседа, объяснение, показ, задания.

 

 

37-40

 

Изготовление фигурок рыб из проволоки

Выполнение изделия по образцу

Учить работать с проволокой, соблюдать санитарно-гигиенические требования  при работе с проволокой.

 

41-44

 

Изготовление фигурок птиц из проволоки

Выполнение изделия по образцу

 

45-48

 

Изготовление фигурок зверей из проволоки

Выполнение изделия по образцу

 

49-50

 

Знакомство с древесиной

Беседа, объяснение

Организовывать свое рабочее место.

Учить работать с древесиной, соблюдать санитарно-гигиенические требования  при работе с проволокой.

 

51-52

 

 

53-54

 

Изготовление аппликации «Жар-птица» из карандашной стружки

Изготовление аппликации «Сова» из карандашной стружки

Выполнение изделия по образцу

 

55-56

 

 

57-58

 

Изготовление аппликации «Подводный мир» из карандашной стружки

Изготовление аппликации «Лужок» из карандашной стружки

Выполнение изделия по образцу

 

59-60

 

Изготовление колышков для комнатных растений

Выполнение изделия по образцу

 

61-62

 

Нарезание шерстяных нитей. Аппликация с использованием шерстяных нитей

Выполнение изделия по образцу

 Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами.

 

63-64

 

Сматывание ниток в клубок. Шарики разной величины.

 

65-66

 

Плетение из ниток

 

67-68

 

Аппли­кации из ниток «Солнышко»

 

 

 

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

1. «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2019.

2. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Издательский центр «Академия», 2015.

3. «Технология»: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида- СПб.: филиал издательства «Просвещение» , под редакцией Л. А. Кузнецовой, 2016.- 110с.: ил..

 Дополнительная литература

1. Выгонов В. В. Игрушки и поделки из бумаги. М., 2016, 76с.

2. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1916.

3. «Технология» : Ручной труд: 3 класс: Методические рекомендации: Пособие для учителей специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида и родителей, СПб. : филиал издательства «Просвещение», под редакцией Л. А. Кузнецовой, 2017.- 29с.. 4.Печерский М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1915.


 

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для учащегося 4 класса, обучающегося по специальной (коррекционной) программе составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для учащегося 4 класса, обучающегося по специальной (коррекционной) программе составлена на основе

Целью трудового обучения является подготовка детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности

Целью трудового обучения является подготовка детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

Показатели оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения предмета: ¾ не выполняет задания (-) ¾ выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп) ¾ выполняет задание…

Показатели оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения предмета: ¾ не выполняет задания (-) ¾ выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп) ¾ выполняет задание…

Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении

Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении

Работа с пластилином Знать правила техники безопасности

Работа с пластилином Знать правила техники безопасности

Календарно-тематический план к адаптированной программе по предмету «Профильный труд» 4 класс (по индивидуальному учебному плану для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по специальной (коррекционной) программе…

Календарно-тематический план к адаптированной программе по предмету «Профильный труд» 4 класс (по индивидуальному учебному плану для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по специальной (коррекционной) программе…

Аппликация из ватных дисков

Аппликация из ватных дисков

Учебно-методические средства обучения рабочей программы 1

Учебно-методические средства обучения рабочей программы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2022