Рабочая программа
по предмету «Профильный труд» для обучающегося
с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4)
для ученика 4 класса
(обучение «на дому»)
Учитель-составитель: ___________________-
«Согласовано» Зам. директора по образовательному процессу __________ /________________/ |
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей ___________________________________ руководитель МО________________ /________________ / Протокол от « » 2021 года
|
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для учащегося 4 класса, обучающегося по специальной (коррекционной) программе составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ « СОШ №__________________ реализующая адаптированные общеобразовательные программы».
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643);
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253);
- Письма Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»;
- Письма Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 №378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;
- Адаптированной образовательной программы начального основного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 4).
- Школьных локальных актов.
- Учебного плана МБОУ «СОШ№_________________________- на 2021-2022 учебный год.
Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.
Целью трудового обучения является подготовка детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции.
Все обучение несет практическую направленность, поэтому уроки по всем предметам помимо информационной нагрузки связаны непосредственно с жизнью ребенка, демонстрацией, а затем и тренингом по применению полученных знаний на практике. При изучении предметов широко используются межпредметные связи.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, уровня его знаний и умений, построена по принципу постепенного усложнения и увеличения объема материала, направлена на формирование знаний, умений и навыков, которые помогут учащемуся адаптироваться к окружающей среде. Особенности обучения
В процессе трудового обучения у обучающихся формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, что будет иметь особое значение в установлении взаимоотношений в трудовом коллективе. Программа обучения профильному труду так же направлена на воспитание аккуратности, уважения к труду. Оценка успехов носит поощрительный характер. Цель оценки - повысить мотивацию, поддерживать уверенность в собственных силах. Отличительной чертой обучающихся является неустойчивое внимание, быстрая утомляемость в процессе деятельности, низкий и средний уровень развития общетрудовых умений, трудности в усвоении теоретических знаний. Содержание программы способствует устойчивому, положительному отношению к урокам трудового обучения.На каждом уроке предусматривается выполнение упражнений для развития мелкой моторики пальцев. Занятия связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Обучение включает теоретический и практический материалы. При обучении используются определенные методические приемы, учитывающие специфику обучающихся, образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно-технологические карты, таблицы, показывающие те или иные приемы труда. Также используются таблицы по правилам техники безопасности при работе с инструментами, схемы оборудования, слайды и видеосюжеты, рассказывающие о производственных процессах. Типы занятий: комбинированные, комплексные практические работы. Методы обучения: − словесные (рассказ, беседа, объяснение, устный инструктаж); − наглядные (демонстрация приѐмов работы, образцов, журналов, схем, рисунков); − практические (учебно-практические, упражнения). Основными средствами обучения является наглядный материал.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Профильный труд » входит в образовательную область учебного плана. В соответствии с учебным планом на 2021-2022 учебный год рабочая программа в 4 классе рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Наличие интереса к овладению доступными видами трудовой деятельности.
Умение выполнять отдельные трудовые операции, виды работ.
Умение использовать различные инструменты и материалы, соблюдать элементарные правила техники безопасности в процессе изготовления изделий.
Умение соблюдать технологические процессы (при выращивании растений, изготовлении изделий из бумаги, дерева, ткани, в стирке, уборке, работе на кухне и др.).
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать на доступном уровне полученный результат.
Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда.
Содержание программы
Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож (у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Пр и е м ы р а б о т ы . Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов. Работа с бумагой и картоном. Практические работы Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото).
Система оценки обучающегося планируемых результатов освоения предмета и формирования сферы жизненной компетенции
Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения учебного предмета «Профильный труд».
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения учебного предмета «Профильный труд», и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Показатели оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения предмета:
¾ не выполняет задания (-)
¾ выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)
¾ выполняет задание с частичной физической помощью педагога (п)
¾ выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)
¾ выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
¾ выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
¾ выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)
Технологии обучения
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Технологии обучения:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к ин информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
5) Гуманно – личностная технология (с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим сотрудничеством).
Основными видами деятельности учащегося на уроке являются:
· совместные действия с педагогом;
· деятельность по подражанию;
· деятельность по образцу;
· деятельность по последовательной инструкции;
· деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
· самостоятельная деятельность обучающегося.
Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении. В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Методы и формы обучения:
Методы и приемы работы:
· наглядно – слуховой;
· совместные действия ребенка со взрослым;
· подражание действиям взрослого;
· жестовая инструкция;
· собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Работа с природным материалом |
Знать правила техники безопасности и правила поведения на уроках труда. Виды материала пластилина и бумага, их свойства. Знать свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение картона в сочетании с природными. Уметь ориентироваться в задании. |
10 |
2 |
Работа с пластилином |
Знать правила техники безопасности. Виды материала пластилин и бумага, их свойства. Закрепить простые приёмы лепки, развитие глазомера, воображения, творчества, смекалки. Развивать умение лепить знакомые предметы.
|
12 |
3 |
Работа с бумагой и картоном |
Знать сорта картона применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы). Уметь организовывать свое рабочее место. Размечать картон и бумагу по шаблонам. Разрезать картон по прямым и кривым линиям, прорезать в картона отверстия. Знать правила безопасной работы. |
14 |
4 |
Работа с проволокой |
Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. |
12 |
5 |
Работа с древесиной |
Знать виды материалов из древесины: доска, брусок, фанера; детали их соединений: гвозди, шурупы; инструменты для работы с древесиной. Правила безопасной работы. Организовывать свое рабочее место. |
12 |
6 |
Работа с нитками |
Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Правила безопасной работы. Организовывать свое рабочее место. |
8 |
Календарно-тематический план к адаптированной программе по предмету «Профильный труд» 4 класс
(по индивидуальному учебному плану для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по специальной (коррекционной) программе 8.4)
№ урока |
Дата проведения |
Содержание разделов, тем уроков |
Вид учебной деятельности |
Цель коррекционной работы |
Примечание |
1 |
01.09 |
День Знаний |
|
|
|
2 |
03.09 |
Вводное занятие. Правила работы на уроках труда. |
Беседа, объяснение. |
Знать правила техники безопасности и правила поведения на уроках труда. |
|
3-4 |
08.09 10.09 |
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. |
Экскурсия |
Ориентация в пространстве. |
|
5-6 |
15.09 17.09 |
Изготовление аппликации из листьев «Птица» |
Беседа, объяснение, показ задания. |
Применение и назначение картона в сочетании с природным материалом |
|
7-8 |
22.09 24.09 |
Изготовление из листьев «Человечек» |
Беседа, объяснение |
|
|
9-10 |
29.09 01.10 |
Изготовление птицы из пластилина и сухой травы. |
Беседа, объяснение, показ задания. |
Закрепить простые приёмы лепки, развитие глазомера, воображения, творчества, смекалки. Развивать умение лепить знакомые предметы.
|
|
11-12 |
06.10 08.10 |
Лепка корзинки. |
Беседа, объяснение, показ задания. |
|
|
13-15
16-18 |
13,15,20.10
22,27,29.10 |
Лепка овощей. Лепка фруктов. |
Беседа, объяснение, показ задания.
|
|
|
19-20
21-22 |
|
Лепка грибов и ягод.
Лепка кувшина с ручкой. |
Беседа, объяснение, показ задания. |
|
|
23-24 |
|
Знакомство с картоном , распознавание цвета |
Беседа, объяснение |
Уметь организовывать свое рабочее место. Знать и применять технику безопасности при работе с ножницами.
|
|
25-26 |
|
Нарезание картона на крупные и мелкие части |
Беседа, объяснение, показ, задания. |
|
|
27-30 |
|
Изготовление игрушек |
Выполнение изделия по образцу |
|
|
31-32 |
|
Изготовление карнавальных полумасок |
Выполнение изделия по образцу |
|
|
33-34 |
|
Изготовление простейших оригами |
Беседа, объяснение, показ, задания. |
|
|
35-36 |
|
Аппликация из ватных дисков |
Беседа, объяснение, показ, задания. |
|
|
37-40 |
|
Изготовление фигурок рыб из проволоки |
Выполнение изделия по образцу |
Учить работать с проволокой, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с проволокой. |
|
41-44 |
|
Изготовление фигурок птиц из проволоки |
Выполнение изделия по образцу |
|
|
45-48 |
|
Изготовление фигурок зверей из проволоки |
Выполнение изделия по образцу |
|
|
49-50 |
|
Знакомство с древесиной |
Беседа, объяснение |
Организовывать свое рабочее место. Учить работать с древесиной, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с проволокой. |
|
51-52
53-54 |
|
Изготовление аппликации «Жар-птица» из карандашной стружки Изготовление аппликации «Сова» из карандашной стружки |
Выполнение изделия по образцу |
|
|
55-56
57-58 |
|
Изготовление аппликации «Подводный мир» из карандашной стружки Изготовление аппликации «Лужок» из карандашной стружки |
Выполнение изделия по образцу |
|
|
59-60 |
|
Изготовление колышков для комнатных растений |
Выполнение изделия по образцу |
|
|
61-62 |
|
Нарезание шерстяных нитей. Аппликация с использованием шерстяных нитей |
Выполнение изделия по образцу |
Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. |
|
63-64 |
|
Сматывание ниток в клубок. Шарики разной величины. |
|
||
65-66 |
|
Плетение из ниток |
|
||
67-68 |
|
Аппликации из ниток «Солнышко» |
|
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
1. «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2019.
2. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Издательский центр «Академия», 2015.
3. «Технология»: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида- СПб.: филиал издательства «Просвещение» , под редакцией Л. А. Кузнецовой, 2016.- 110с.: ил..
Дополнительная литература
1. Выгонов В. В. Игрушки и поделки из бумаги. М., 2016, 76с.
2. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1916.
3. «Технология» : Ручной труд: 3 класс: Методические рекомендации: Пособие для учителей специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида и родителей, СПб. : филиал издательства «Просвещение», под редакцией Л. А. Кузнецовой, 2017.- 29с.. 4.Печерский М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1915.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.