Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от ______20___года протокол № 1
Председатель _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуального обучения на дому для обучающегося 11 (дополнительного)класса
Ф.И______________________________________________________________
По рисованию
Уровень образования (класс) начальное общее образование 11 – 4 классы
Количество часов 17
Учитель Рей Лидия Викторовна
Программа разработана на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Крыловской.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи:
· воспитание интереса к изобразительному искусству;
· раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
· обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
· формировать умения правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
· формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
· развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;
· развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет рисование включён в обязательную часть образовательной области «Искусство» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся.
Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
1. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на один учебный год.
На изучение предмета «Рисование» в 11 (дополнительном) классе отводится по 0,5 часа в неделю, курс рассчитан на 17 часов (33 учебные недели).
Продолжительность урока по рисованию в 11 (дополнительном) классе составляет 35 минут (1 полугодие), 40 минут (2 полугодие).
2. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изобразительное искусство – особый вид духовной человеческой деятельности. Осуществление этой деятельности представляет собой процесс эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии, преобразовании познаваемого и следующего за этим изображения в том или ином виде искусства (графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном творчестве). Занятия изобразительным искусством можно рассматривать как возможность развития в познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферах их деятельности, в эстетическом воспитании.
3. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Основные требования к уровням овладения предметными результатами
Минимальный уровень:
· знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений;
· знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
· знать названия предметов, подлежащих рисованию;
· самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
· следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
Достаточный уровень:
· знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения,
· знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет»;
· оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно);
· устанавливать элементарные причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя, взаимодействие с ним;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
4. Содержание учебного предмета.
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Краткое содержание курса |
1 |
Организация рабочего места |
на каждом уроке |
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. |
2 |
Различение формы предметов и геометрических фигур |
на каждом уроке |
Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и цветов. |
3 |
Развитие мелкой моторики руки |
на каждом уроке |
Формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.. |
4 |
Приемы рисования твердыми материалами (мелками, губкой, рукой, карандашом, фломастером) |
|
Рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); - рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных); - рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); -рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. - штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); |
5 |
Приемы работы красками |
|
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью. Точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью; - приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п |
6 |
Развитие речи |
на каждом уроке |
Введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.). Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный», «мяч круглый, зеленый» и т.п.). |
7 |
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке |
на каждом уроке |
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь», и т.д. Цвета солнечного спектра (основные).Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима). |
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел, тема |
Виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
1 |
Диагностика. «Весёлые краски» Вводный урок. «Красивые листочки» Рисование способом техники печатания. |
Выполнение диагностических заданий по инструкции учителя. Различение предметов по цвету Рисование способом печатания
|
1 |
2 |
«Дождик» Рисование прямых линий ватными палочками. « Ветерок, подуй слегка!» Рисование хаотичных линий кисточкой |
Рисование прямых линий ватными палочками. Рисование хаотичных линий кисточкой. Рисовать прямые линии кисточкой |
1 |
3 |
«Красный помидор» Рисование овощей с помощью трафарета и красок. «Зелёный огурец» Рисование овощей с помощью шаблона акварель |
Рисование овощей с помощью трафарета и красок Рисование овощей с помощью шаблона акварель. |
1 |
4 |
«Листочки танцуют» |
Рисование листочков |
1 |
5 |
«Покорми коровку травкой» Прием кистевого письма: примакивание кистью. |
Рисование травы примакиванием кисти |
1 |
6 |
«Зайчик маленький сидит». Рисовать кистью. |
Рисование кистью округлых форм |
1 |
7 |
«Ветка с ёлочными игрушками» Прием рисования кистью разнохарактерных линий и линий замкнутого круга. |
рисование кистью разнохарактерных линий и линий замкнутого круга. |
1 |
8 |
Рисование гирлянды – длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы геометрических фигур). |
Рисование красками повторяющихся или чередующихся элементов геометрических фигур). |
1 |
9 |
«Зажжем на елке огоньки» Развиваем умение ритмично наносить мазки отпечатком пальчиков (указательным, мизинчиком) Разноцветными красками зажигать огоньки. |
ритмичное нанесение мазков отпечатком пальчиков (указательным, мизинчиком) разноцветными красками |
1 |
10 |
Рисование узора по заранее расставленным точкам по образцу. «Расческа» Рисуем карандашом прямые горизонтальные и вертикальные линии. |
Рисование узора по заранее расставленным точкам по образцу |
1 |
11 |
«Полотенца» Рисование прямых линий кистью
|
Рисование прямых линий кистью
|
1 |
12 |
«Цветы маме» Прием рисования пальчиками. |
Рисование пальчиковыми красками |
1 |
13 |
Рисование несложных по форме предметов состоящих из нескольких частей. «Бусы для мамы» |
Рисование несложных по форме предметов состоящих из нескольких частей |
1 |
14 |
«Колеса у машины» Учить детей закрашивать части рисунка, не выходить за пределы контура |
Закрашивание части рисунка, не выходить за пределы контура |
1 |
15 |
«Весна. На деревьях почки» прием рисования пальчиками. |
Рисование пальчиковыми красками |
1 |
16 |
«Разноцветные шарики» Рисование предметов круглой формы красками. «Светофор» Рисование кругов по шаблону. |
Рисование предметов круглой формы красками. Рисование кругов по шаблону. |
1 |
17 |
Рисование предметов круглой формы красками. «Светофор» Рисование кругов по шаблону. |
Рисование предметов круглой формы красками. Рисование кругов по шаблону. |
1 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1.Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе»
2.«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» (Олигофренопедагогика. Учебное пособие для студентов высш. и средн. учебных заведений, под ред. Б.П. Пузанова).
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МС от ___.08.20___ года № 1 руководитель МС ____________________ |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР______________________ ____.08. 20___года |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.