Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык"
Оценка 4.9

Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык"

Оценка 4.9
docx
20.03.2020
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык"
Родной русский язык .docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа учебного курса «Родной русский язык» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Содержание курса ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

            Цель:

расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения.

Задачи:

формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов обучающихся

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

- с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на  оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

- при анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе характера ошибок, допущенных ребѐнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе  наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых рзультатов по предмету. В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и  учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые  учащимися с предметным содержанием.

В 4 классе устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:

- устный опрос

          -письменный опрос: самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике.

Планируемые результаты

 

Личностные

•осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

•восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

•осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

•положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

•способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;

•эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.

Предметные

 

•различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

•различать и называть:

а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

б) части речи, включая личные местоимения;

 в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

•применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

•определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

•различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

•соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

•ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

•осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

•выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

•осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

•самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

•осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

•руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

•адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

•ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

•ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;

•предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

•строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

•строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);

•находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

•осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

 Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

•понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

•передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

•владеть диалоговой формой речи.

 

 

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). 

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. 

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Резерв учебного времени – 1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Количество часов

Дата проведения

 

Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

 

1

Слова, называющие народные русские игры, забавы, игрушки (городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька ).Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми

1

02.09-07.09

 

2

Слова, называющие предметы традиционного русского быта. Традиционная русская культура: что и как называлось

1

16.09-21.09

 

3

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

1

30.09-05.10

 

4

Проектное задание: «Почему это так называется?». Как появлялись названия старинных русских городов

1

14.10-19.10

 

5

Проектное задание: «Почему это так называется?» Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия». «История моего имени и фамилии»

1

05.11-09.11

 

6

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии»

1

18.11-23.11

 

                                   Язык в действии (6 часов)

 

7

Учимся правильно произносить слова. Учимся правильной речи

1

02.12-07.12

 

8

Наблюдаем за ударением. Учимся правильной речи

1

16.12-21.12

 

9

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». Учимся правильной речи

1

13.01-18.01

 

10

Как сочетаются слова. Как много суффиксов в русском языке! Какую интересную работу они выполняют?

1

27.01-01.02

 

11

Учимся писать правильно. Учимся писать текст без ошибок

1

10.02- 15.02

 

12

Учимся писать текст без ошибок

1

25.02-29.02

 

Секреты речи и текста (4 часа)

 

 

23.12-28.12

13

Учимся общаться. Особенности устного выступления

1

10.03-14.03

 

14

Особенности русского речевого этикета. Создаём тексты

1

30.03-04.04

 

15

Спрашиваете? – Отвечаем! Учимся редактировать тексты

1

13.04-18.04

 

16

Как связываются предложения? Учимся редактировать тексты

1

27.04-08.05

 

17

Создаём тексты. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов

1

18.05-23.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной)…

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной)…

Метапредметные Регулятивные

Метапредметные Регулятивные

Коммуникативные Обучающиеся научатся: •понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты; •передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в…

Коммуникативные Обучающиеся научатся: •понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты; •передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в…

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Учимся общаться. Особенности устного выступления 1 10

Учимся общаться. Особенности устного выступления 1 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020