ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Родной язык» для 1 класса составлена на основе Образовательной программы и учебного плана МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9».
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
• совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
• изучение исторических фактов развития языка;
• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
• включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
В соответствии с Образовательной программой школы, настоящая рабочая программа по родному языку в 1 классе рассчитана на 33 часа в год при 1 часе в неделю (33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
• положительного отношения к урокам русского языка;
• уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
• интереса к языковой и речевой деятельности;
• представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
• представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
• первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык» в 1 классе является формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования:
• принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
• понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
• высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
• проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования:
• целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
• понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
• понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
• преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
• составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
• анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования:
• слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• принимать участие в диалоге;
• задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
• принимать участие в работе парами и группами;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
• оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1) при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
2) при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения;
3) при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
• различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
•анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (33 ч.)
В содержании программы по родному языку выделяются три раздела: «Русский язык: прошлое и настоящее», «Язык в действии», «Секреты речи и текста».
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч.)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч.)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Содержание программного материала (наименование тем) |
Количество часов |
1 четверть (8 ч.) |
||
3. |
Секреты речи и текста (11 ч.) |
8 ч. |
2 четверть (8 ч.) |
||
Секреты речи и текста (продолжение) |
1 ч. |
|
2. |
Язык в действии (10 ч.) |
7 ч. |
3 четверть (9 ч.) |
||
Язык в действии (продолжение) |
3 ч. |
|
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.) |
6 ч. |
4 четверть (8 ч.) |
||
Русский язык: прошлое и настоящее (продолжение) |
6 ч. |
|
3. |
Секреты речи и текста (продолжение) |
2 ч. |
Итого за год: |
33 часа |
РЕЗВЁРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема урока |
Форма контроля |
Дата |
1 четверть (8 ч.) Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч.) |
|||
1. |
Как люди общаются друг с другом |
Текущий |
|
2. |
Устная и письменная речь |
Текущий |
|
3. |
Вежливые слова |
Текущий |
|
4. |
Учимся вести диалог |
Текущий |
|
5. |
Как люди приветствуют друг друга |
Текущий |
|
6. |
Зачем людям имена |
Текущий |
|
7. |
Имена в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках |
Текущий |
|
8. |
Спрашиваем и отвечаем |
Текущий |
|
Итого за 1 четверть: 8 часов Контрольных работ – 0 Проектов – 0 |
|||
2 четверть (8 ч.) |
|||
9. |
Цели и виды вопросов. |
Текущий |
|
Раздел 2. Язык в действии (10 ч.) |
|||
10. |
Выделяем голосом важные слова |
Текущий |
|
11. |
Роль логического ударения |
Текущий |
|
12. |
Учимся выделять голосом важных слов |
Текущий |
|
13. |
Как можно играть звуками |
Текущий |
|
14. |
Где поставить ударение |
Текущий |
|
15. |
Наблюдение за смыслоразличительной ролью ударения |
Текущий |
|
16. |
Учимся ставить ударение в словах. Контрольная работа № 1за первое полугодие |
Промежуточ-ный |
|
Итого за 2 четверть: 8 часов Контрольных работ – 1 Проектов – 0 |
|||
3 четверть (9 ч.) |
|||
17. |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Ударение. Игры со словами |
Текущий |
|
18. |
Как сочетаются слова |
Текущий |
|
19. |
Наблюдение за сочетаемостью слов. |
Текущий |
|
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.) |
|||
20. |
Как писали в старину |
Текущий |
|
21. |
Русская письменность |
Текущий |
|
22. |
Как появились буквы современного русского алфавита |
Текущий |
|
23. |
Книги в Древней Руси. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» |
Текущий |
|
24. |
Дом в старину: что как называлось |
Текущий |
|
25. |
Устаревшие слова – названия предметов традиционного русского быта |
Текущий |
|
Итого за 3 четверть: 9 часов Контрольных работ – 0 Проектов – 0 |
|
||
4 четверть (8 ч.) |
|||
26. |
Пословицы и поговорки о предметах традиционного русского быта |
Текущий |
|
27. |
Учимся определять лексическое значение слова по словарной статье |
Текущий |
|
28. |
Во что одевались в старину |
Текущий |
|
29. |
Устаревшие слова – названия предметов традиционной русской одежды |
Текущий |
|
30. |
Пословицы и поговорки о предметах традиционной русской одежды |
Текущий |
|
31. |
Проектное задание «Словарь в картинках» |
Текущий |
|
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч.) |
|
||
32. |
Контрольная работа № 2 (годовая) |
Итоговый |
|
33. |
Сравниваем тексты |
Текущий |
|
Итого за 4 четверть: 8 часов Контрольных работ – 1 Проектов – 1 |
|||
Итого за год: 33 часа Контрольных работ – 2 (уроки № 16, 32) Проектов – 1 (урок № 31)
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция
Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Учебники
1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Процесс контроля и оценки в курсе «Родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка – приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.
Текущий контроль по родному языку осуществляется в письменной и устной форме. В ходе текущего контроля используется критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.
Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик–ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникации-оценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.
Для учителя критериальное оценивание – это:
– основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
– способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика, конкретного класса);
– возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.
1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке.
2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке.
3. Критерии должны изменяться.
Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.
4. Критические замечания должны высказываться в форме совета.
Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки.
Тематический контроль по родному языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, результаты выполнения проверочных работ, представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается качество выполнения проектного задания и представление его перед классом. При оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Это позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста».
Оценка выполнения представленных проектных заданий осуществляется по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии:
1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;
3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;
5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.
По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Используется следующая шкала:
2 балла |
высокий уровень |
1 балл |
средний уровень |
0 баллов |
низкий уровень |
Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.