Рабочая программа по предмету:
«Развитие слухового восприятия и формирование произношения» для обучающихся 1 класса
(вариант 2.2)
2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произношения направлена на создание комплексной помощи детям с нарушениями слуха в освоении основной образовательной программы начального общего образования, на коррекцию недостатков в слухоречевом, физическом и психическом развитии обучающихся.
-Рабочая программа составлена в соответствии с Адаптированной программой по коррекционному курсу школы – интерната «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 19.12. 2014 г., № 1598.
- Закона «Об образовании в Томской области» № 149-ОЗ от 12.08.2013 г.;
- Конвенции о правах ребенка;
- Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г.;
- Устава школы - интерната;
- Программы развития ОУ «Я – Личность» на 2012-2017 г.г.
- Программы по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений (2отделения), которая допущена МО РФ, и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Авторы программы: К. Г. Коровин, А. Г. Зикеев, Л. И. Тигранова, И. Г. Багрова, И. М. Гилевич, Москва «Просвещение» 2006 г.
-Методического пособия «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» Авторы: Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. Допущено Министерством
Образования и науки РФ. Москва. Издательство «Владос» 2004 г.
Актуальность программы диктуется необходимостью полноценного включения ребенка с нарушениями слуха в общественно- полезную деятельность, в общество слышащих людей, предполагает наличие у него способности свободно понимать обращенную к нему речь собеседника и быть понятым. От качества устной речи зависит его социализация и успешность.
Цели программы по развитию слухового восприятия и формированию произношения:
Формирование у детей с нарушениями слуха определенного уровня слухозрительного восприятия речи и владение ее произносительной стороной. Формирование жизненных компетенций ребят, согласно требованиям ФГОС, вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов вербальной и невербальной коммуникации.
Программа не противоречит общим задачам школы и направлена на решение специальных ( коррекционных задач):
- формирование навыков пользования слуховыми аппаратами;
- формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе новой слухозрительной основы восприятия устной речи;
- формирование у них навыков устной коммуникации, речевого поведения, при постоянном применении индивидуальных слуховых аппаратов;
- развитие общительности, преодоления страха общения со слышащими людьми;
- формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной устной речи обучающихся, необходимой для осуществления устной коммуникации с окружающими.
- формирование умений осуществлять самоконтроль за своей речью;
- развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в разных видах учебной и внешкольной деятельности.
Развитие слухового восприятия и обучение произношению осуществляется на основе следующих принципов:
- Соблюдение интересов ребенка:
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- Принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- Системности:
- поэтапного формирования умений (под поэтапным формированием понимается последовательное, постепенное формирование слуховых образов, различных слуховых единиц, начиная со зрительных образов, переходя к слухо- зрительным, а затем к слуховым единицам;
1. Принцип развивающих упражнений:
- Использование этого принципа позволяет развивать психические функции личности: мышление, речь, память, внимание, развивать интеллектуальную и познавательную сферы деятельности;
2. Принцип, активизирующий коммуникативную деятельность обучающихся с недостатками слуха;
обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 1 класса.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии. Многие слабослышащие школьники 1 класса не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за не различения близких по звучанию слов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей.
Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и позднооглохших обучающихся разных категорий, определяют особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:
- специальное обучение начинается сразу после выявления первичного нарушения развития;
- используются специальные методы, приёмы и средства обучения;
- осуществляется индивидуализация обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;
Система оценки достижения слабослышащими, позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения программы по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи по предметам коррекционно – развивающего направления базируется на результатах систематического мониторинга, проводимого по специально разработанным методикам. Мониторинг восприятия и воспроизведения устной речи слабослышащих и позднооглохших детей проводится не реже двух раз в учебный год (как правило, в начале и конце учебного года); может быть проведен в другие сроки (не дожидаясь окончания полугодия) при достижении учеником планируемых результатов обучения. Кроме этого, в начале каждого учебного года на индивидуальных занятиях осуществляется обследование состояния звукопроизношения, произносительной стороны речи, состояния слуха с помощью речи. Проводится обследование слуха с помощью речи – определяется рабочее и резервное расстояние. Для этого используются сбалансированные списки слов, разработанные Э. И. Леонгард, Л. В. Нейманом.
С помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, выявляется резерв тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления с помощью стационарных устройств и уточняется режим работы индивидуального слухового аппарата.
В конце первого полугодия проводится контрольная работа по развитию речевого слуха. Контрольная работа включает в себя отработанные фразы обиходно- разговорного характера, с общеобразовательных предметов и фразы из текстов.
В конце учебного года проводится итоговый контроль по формированию произношения, на котором обследуется звукопроизношение и произносительная сторона речи. Для проверки слухового восприятия проводится контрольное обследование, состоящее из 20-25 фраз обиходно- разговорного характера с общеобразовательных предметов. Из текстов. Контрольные работы составляются учителями, ведущими индивидуальную работу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Обследуется восприятие фраз разными сенсорными способами (на слух или слухозрительно, применяется ЗУА или ИСА). Фразы предъявляются последовательно, каждая не более двух раз.
Учитель анализирует контрольную работу (соотношение общего количества слов к точно воспринятым словам).
Проводится аудиторская проверка внятности речи учащихся. Данные обследования вносятся в «Слухоречевую карту учащегося». В «Слухоречевой карте» представляются обобщенные выводы о состоянии слуха. Речевом развитии ребенка с нарушениям слуха, раскрываются механизмы патологических проявлений произносительной и лексико- грамматической сторон речи.
Результаты коррекционно-развивающей работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, развитию слухового восприятия и технике речи анализируются. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого обучающегося. В ней обобщаются данные о достижении им планируемых метапредметных и предметных результатов. Характеристика слухоречевого развития ученика утверждается на школьном психолого-педагогическом консилиуме и доводится до сведения родителей (законных представителей).
Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Данные требования включают следующие результаты обучения:
Предметные результаты освоения коррекционного курса: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»
Вариант 2.2 |
-воспринимать на слух с помощью двух индивидуальных слуховых аппаратов, или аппарата и импланта, или двух имплантов знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно- делового характера; |
- различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); |
- восприятие текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения; |
- опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов и словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; |
- ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий; |
- при затруднении в восприятии речевой информации уметь выразить в устной форме свое непонимание; |
- реализация умений прогнозирования речевого сообщения при его слухозрительном или слуховом восприятии с учетом коммуникативной ситуации при опоре на воспринятые элементы речи, речевой и внеречевой контекст; |
- Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы, тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно; |
- осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи. |
-реализация навыков речевого поведения; желания и умения участвовать в устной коммуникации |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.