Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от ______2022 года протокол № 1
Председатель __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуального обучения на дому для обучающегося 11 (дополнительного)класса
Ф.И______________________________________________________________
По ручному труду
Уровень образования (класс) начальное общее образование 11 – 4 классы
Количество часов 33
Учитель Рей Лидия Викторовна
Программа разработана на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Крыловской.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
В 1 (подготовительном) классе изучение предмета «Ручной труд», призвано решить следующие задачи:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических процессов;
- развитие умственной деятельности;
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
- формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Решение поставленных задач позволяет корригировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с РАС с учетом их возрастных особенностей, путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной и моторной координации, ручной моторики.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение ручному труду детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития:
· выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
· особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
· боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
· ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
· специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их);
· низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Содержание курса «Ручной труд» как учебного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы. Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на один учебный год.
На изучение предмета «Ручной труд» в 11 (дополнительном) классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
Продолжительность урока по ручному труду в (дополнительном) классе составляет 35 минут (1 полугодие), 40 минут (2 полугодие).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с РАС в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся.
Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Ручной труд» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Личностные результаты
· развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, сотрудничество с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности;
· развитие мотивации к обучению;
· развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
· овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
· владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
· развитие положительных свойств и качеств личности;
· готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
· выполнение простых инструкций учителя;
· знание элементарных правил организации рабочего места;
· знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);
· умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);
· Достаточный уровень:
· выполнение простых инструкций учителя;
· знание элементарных правил рациональной организации труда;
· умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
· знание названий некоторых материалов и объектов работ;
· умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
· выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
· осознание себя как ученика;
· положительное отношение к
· окружающей действительности;
· проявление самостоятельности в
· выполнении простых учебных заданий;
· проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
· готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
· вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
· использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
· слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
· сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные учебные действия:
· адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
· активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
· делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
· наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
6. Содержание учебного предмета.
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Краткое содержание курса |
1 |
Работа с пластилином |
7 |
Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места |
2 |
Работа с природными материалами |
3 |
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего места |
3 |
Картонажно-переплетные работы |
8 |
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона |
4 |
Работа с бумагой |
14 |
Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: разметка бумаги, экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - понятие «шаблон»; - правила обращения с ножницами; - обрывание бумаги; - складывание фигурок из бумаги (оригами); - сминание и скатывание бумаги в ладонях; - конструирование из бумаги и картона; - соединение деталей изделия. |
5 |
Работа с металлом |
1 |
Работа с алюминиевой фольгой. |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел/тема |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Вводное занятие. «Урок труда». Знакомство пластилином. Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Техника безопасности. Работа с пластилином. Аппликация «Груша». |
Беседа о школе. Беседа о труде, профессии, организации своего рабочего места. Знакомство с пластилином. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности. Овладение навыками работы с пластилином. Знакомство с инструментами для работы с пластилином. |
1 |
2 |
Работа с природным материалом. «Природа вокруг нас». Аппликация «Осенний букет» «Коллекция из листьев». |
Элементарные понятия о природных материалах. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности. Работа с листьями, цветами, семенами-крылатками клена, шишками итд. |
1 |
3 |
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. «Рыбка». |
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. |
1 |
4 |
Работа с бумагой. «Что надо знать о бумаге». «Какие предметы делают из бумаги и картона?» Работа с бумагой. «Путешествие в бумажную страну» «Материалы и инструменты». Учимся работать с бумагой «Бумагу разрываем руками». |
Знакомство с бумагой. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности. |
1 |
5 |
Работа с бумагой. Учимся работать с бумагой и картоном «Бумагу обрываем пальцами». «Что надо знать о круге?» "Солнце". |
Упражнения в обрывании бумаги. Работа с шаблоном «круг». |
1 |
6 |
Работа с бумагой. Учимся работать с бумагой «Бумагу сминают пальцами». Работа с бумагой (с применением клея). Аппликация со сминанием бумаги. "Осеннее дерево". |
Упражнения в сминании бумаги. Выполнение изделий из бумаги. |
1 |
7 |
Работа с бумагой. "Что надо знать о треугольнике". «Ёлочка». |
Работа с шаблоном «треугольник». |
1 |
8 |
Работа с бумагой. «Что надо знать о квадрате». Приемы сгибания бумаги. Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». |
Работа с шаблоном «квадрат». Упражнение по сгибанию бумаги. |
1 |
9 |
Работа с пластилином. Отщипывание. Работа с пластилином. Придавливание. Работа с пластилином. Примазывание на картоне. «Листик». |
Упражнение с пластилином в отщипывнии. Упражнение с пластилином в придавливании. Упражнение с пластилином в примазывании. |
1 |
10 |
Работа с природными материалами. Работа с еловыми шишками. «Ёжик». |
Изготовление изделий из природного материала. |
1 |
11 |
Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по прямым линиям. Шаблон «Квадрат». |
Упражнение в резании ножницами по следу сгиба. |
1 |
12 |
Аппликация из обрывных кусков бумаги. «Осеннее дерево». |
Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу. |
1 |
13 |
Работа с бумагой. Соединение деталей изделия. "Гриб". Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона. Работа с бумагой. Соединение деталей изделия "Дом". |
Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану. Знакомство с некоторыми сортами бумаги и картона, их физическими свойствами и их назначением.. |
1 |
14 |
Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям. «Листочки». Работа с бумагой. Приемы резания ножницами. Округление углов деталей. |
Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу - без бумаги. Формирование умения резать бумагу по изогнутым линиям, по округленным углам. |
1 |
15 |
Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по прямым коротким линиям. «Фонарик». |
Упражнение в резании ножницами по следу сгиба. |
1 |
16 |
Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Зима". |
Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу. |
1 |
17 |
Работа с бумагой. Вырезание формы «Круг». «Бумажный шарик». |
Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу - без бумаги. Формирование умения резать бумагу по кругу. |
1 |
18 |
Работа с бумагой. Вырезание формы «Овал». «Бумажный шарик». |
Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу - без бумаги. Формирование умения резать бумагу овала. |
1 |
19 |
Работа с картоном. (шаблон) "Елка". |
Обучение использовать «шаблон» при работе, а также имитирующим движениям с ножницами на весу - без бумаги. Формирование умения резать бумагу. |
1 |
20 |
Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы. Аппликация «Самолёт в облаках». |
Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки. |
1 |
21 |
Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы "Одежда", «Бабочка». |
Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки. |
1 |
22 |
Работа с бумагой. Приемы работы с бумагой: сминание и скатывание. Аппликация. «Ветка рябины», «Цветы в корзине». Сминание и скатывание шариков из фольги.
|
Обучение приему сминания бумаги (скатывание шариков). |
1 |
23 |
Работа с пластилином. Примазывание. Аппликация "Тарелка". |
Обучение приему «примазывание» отдельными кусочками на основу. |
1 |
24 |
Работа с пластилином. Примазывание. Аппликация "Чашка". |
Обучение приему «примазывание» отдельными кусочками на основу. |
1 |
25 |
Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы «Коврик». |
Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на образец и с частичной помощью учителя. |
1 |
26 |
Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Растение в горшке". |
Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему брывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу. |
2 |
27 |
Работа с пластилином. Аппликация "Растение". |
Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. Обучение умению соблюдать пропорции при лепке объемной фигуры. |
1 |
28 |
Работа с пластилином. Лепка отдельных частей "Барашек". |
Лепка предмета из отдельных шаровидных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану. |
1 |
29 |
Работа с пластилином. Лепка многодетальных фигур "Первые цветы". |
Лепка предмета из отдельных шаровидных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану. |
1 |
30 |
Работа с бумагой (шаблон). Открытка к празднику. «Цветы». |
Обучение навыку работы с шаблоном. |
1 |
31 |
Работа с картоном. Конструирование с большим количеством деталей "Подсолнух». |
Тиражирование деталей. Полуобъемная аппликация. Обучение способу «тиражирования деталей» (сгибание бумаги по типу «гармошки»; разметка детали по шаблону; вырезании. |
1 |
32 |
Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Весна". |
Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу. |
1 |
33 |
Работа с картоном и цветной бумагой. Конструирование и соединение деталей "Светофор". |
Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану. |
1 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Учебник «Технология. Ручной труд». 1 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Л.А. Кузнецова – М.: Просвещение, 2017.
2. Обеспечение учебного предмета «Ручной труд» включает:
материалы:
― краски акварельные, гуашевые;
― фломастеры разного цвета;
― цветные карандаши;
― бумага рисовальная а3, а 4 (плотная);
― бумага цветная разной плотности;
― картон цветной, серый, белый;
― бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);
― бумага в крупную клетку;
― набор разноцветного пластилина;
― нитки (разные виды);
― ткани разных сортов;
― природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);
― алюминиевая фольга;
― проволока цветная;
― клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
― шнурки для обуви (короткие, длинные);
инструменты:
― кисти беличьи № 5, 10, 20;
― кисти из щетины № 3, 10, 20;
― стеки;
― ножницы;
― циркуль;
― линейки;
― угольники;
― карандашная точилка;
― гладилка для бумаги;
вспомогательные приспособления:
― подкладные доски;
― подкладной лист или клеенка;
― коробка для хранения природных материалов;
― подставка для кисточки;
― баночка для клея;
― листы бумаги для работы с клеем (макулатура);
― коробочка для мусора;
― тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук;
дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия;
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций; конструкторы.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МС от ___.08.2022 года № 1 руководитель МС ____________________ |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР______________________ ____.08. 2022 года |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.