Рабочая программа по предмету "Ручной труд". 1(первый дополнительный) класс.

  • docx
  • 26.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ,,Ручной труд,,, 1 (дополнительный)класс..docx

Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская

Государственное  казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского  края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

решением педагогического совета

от ______2022 года протокол № 1

Председатель __________

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Индивидуального обучения на дому для обучающегося 11 (дополнительного)класса

Ф.И______________________________________________________________

 

По    ручному труду

 

Уровень образования (класс) начальное общее образование 11 – 4 классы

Количество часов  33

Учитель Рей Лидия Викторовна

 

 

 

 

 

 

Программа   разработана  на основе

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Крыловской.

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

 

Основания разработки рабочей программы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

- Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".

 

В 1 (подготовительном) классе изучение предмета «Ручной труд», призвано решить следующие задачи:

 

-         формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-         формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

-         расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

-         расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

-         формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

-         формирование интереса к разнообразным видам труда;

-         развитие познавательных психических процессов;

-         развитие умственной деятельности;

-         развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

-         развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;

-         формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;

-          духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Решение поставленных задач позволяет корригировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с РАС с учетом их возрастных особенностей, путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной и моторной координации, ручной моторики.

 

2.     Общая характеристика учебного предмета.  

 

Обучение ручному труду детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития:

·        выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

·        особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

·        боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;

·        ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

·        специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их);

·        низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

Содержание курса «Ручной труд» как учебного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы. Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

 

3.     Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на один учебный год.

На изучение предмета «Ручной труд» в 11 (дополнительном) классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).

Продолжительность урока по ручному труду в (дополнительном) классе составляет 35 минут (1 полугодие), 40 минут (2 полугодие).

4.     Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с РАС в  процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему  обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

 

5.     Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся.

Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Ручной труд» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

 

Личностные результаты 

·        развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, сотрудничество с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности;

·        развитие мотивации к обучению;

·        развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

·        овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

·        владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 

·       развитие положительных свойств и качеств личности;

·       готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

 

Предметные результаты

Минимальный уровень:

·        выполнение простых инструкций учителя;

·        знание элементарных правил организации рабочего места;

·        знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон); 

·        умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);

·        Достаточный уровень:

·        выполнение простых инструкций учителя;

·        знание элементарных правил рациональной организации труда;

·        умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

·        знание названий некоторых материалов и объектов работ;

·        умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

·        выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.

 

Базовые учебные действия

 

Личностные учебные действия:

·        осознание себя как ученика;

·        положительное отношение к

·        окружающей действительности;

·        проявление самостоятельности в

·        выполнении  простых учебных заданий;

·        проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

·        готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

 

Коммуникативные учебные действия:

·        вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;

·        использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

·        слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

·        сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        доброжелательно относиться к людям.

 

Регулятивные учебные действия:

·        адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

·        активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

 

Познавательные учебные действия:

·        делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

·        наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

 

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

 

6.     Содержание учебного предмета.

 

п/п

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание курса

1

Работа с пластилином

7

Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места

2

Работа с природными материалами

3

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего места

3

Картонажно-переплетные работы

8

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона

4

Работа с бумагой

14

Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.

Виды работы с бумагой и картоном: разметка бумаги, экономная разметка бумаги.

Приемы разметки:

- понятие «шаблон»;

- правила обращения с ножницами;

- обрывание бумаги;

- складывание фигурок из бумаги (оригами);

- сминание и скатывание бумаги в ладонях;

- конструирование из бумаги и картона;

- соединение деталей изделия.

5

Работа с металлом

1

Работа с алюминиевой фольгой.

 

7.     Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся

№ п/п 

Раздел/тема 

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

Кол-во

часов

1

2

3

4

1

Вводное занятие. «Урок труда». Знакомство пластилином. Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Техника безопасности. Работа с пластилином. Аппликация «Груша».

Беседа о школе. Беседа о труде, профессии, организации своего рабочего места. Знакомство с пластилином. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности. Овладение навыками работы с пластилином. Знакомство с инструментами для работы с пластилином.

1

2

Работа с природным материалом. «Природа вокруг нас». Аппликация «Осенний букет» «Коллекция из листьев».

Элементарные понятия о природных материалах. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности. Работа с листьями, цветами, семенами-крылатками клена, шишками итд.

1

3

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. «Рыбка».

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.

1

4

Работа с бумагой. «Что надо знать о бумаге». «Какие предметы делают из бумаги и картона?»  Работа с бумагой. «Путешествие в бумажную страну» «Материалы и инструменты». Учимся работать с бумагой «Бумагу разрываем руками».

Знакомство с бумагой. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности.

1

5

Работа с бумагой. Учимся работать с бумагой и картоном «Бумагу обрываем пальцами».

 «Что надо знать о круге?» "Солнце".

Упражнения в обрывании бумаги. Работа с шаблоном «круг».

1

6

Работа с бумагой. Учимся работать с бумагой «Бумагу сминают пальцами». Работа с бумагой (с применением клея). Аппликация со сминанием бумаги.

"Осеннее дерево".

Упражнения в сминании бумаги. Выполнение изделий из бумаги.

1

7

Работа с бумагой. "Что надо знать о треугольнике". «Ёлочка».

Работа с шаблоном «треугольник».

1

8

Работа с бумагой.

«Что надо знать о квадрате». Приемы сгибания бумаги. Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».

Работа с шаблоном «квадрат». Упражнение по сгибанию бумаги.

1

9

Работа с  пластилином. Отщипывание. Работа с  пластилином. Придавливание. Работа с пластилином. Примазывание на картоне. «Листик».

Упражнение с пластилином в отщипывнии. Упражнение с пластилином в придавливании. Упражнение с пластилином в примазывании.

1

10

Работа с природными материалами. Работа с еловыми шишками. «Ёжик».

Изготовление изделий из природного материала.

1

11

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по прямым линиям. Шаблон «Квадрат».

Упражнение в резании ножницами по следу сгиба.

1

12

Аппликация из обрывных кусков бумаги. «Осеннее дерево».

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

1

13

Работа с бумагой. Соединение деталей изделия. "Гриб".

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона.

Работа с бумагой. Соединение деталей изделия "Дом".

Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану. Знакомство с некоторыми сортами бумаги и картона, их физическими свойствами и их назначением..

1

14

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым  линиям. «Листочки». Работа с бумагой. Приемы резания ножницами. Округление углов деталей.

Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу - без бумаги. Формирование умения резать бумагу по изогнутым линиям, по округленным углам.

1

15

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по прямым коротким линиям. «Фонарик».

Упражнение в резании ножницами по следу сгиба.

1

16

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Зима".

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

1

17

Работа с бумагой. Вырезание формы «Круг». «Бумажный шарик».

Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу - без бумаги. Формирование умения резать бумагу по кругу.

1

18

Работа с бумагой. Вырезание формы «Овал». «Бумажный шарик».

Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу - без бумаги. Формирование умения резать бумагу овала.

1

19

Работа с картоном. (шаблон) "Елка".

Обучение использовать «шаблон» при работе, а также имитирующим движениям с ножницами на весу - без бумаги. Формирование умения резать бумагу.

1

20

Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы. Аппликация «Самолёт в облаках».

Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки.

1

21

Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы "Одежда", «Бабочка».

Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки.

1

22

Работа с бумагой. Приемы работы с бумагой: сминание и скатывание. Аппликация. «Ветка рябины», «Цветы в корзине». Сминание  и скатывание шариков из фольги.

 

Обучение приему сминания бумаги (скатывание шариков).

1

23

Работа с пластилином.   Примазывание. Аппликация  "Тарелка".

Обучение приему «примазывание» отдельными кусочками на основу.

1

24

Работа с пластилином.  Примазывание. Аппликация  "Чашка".

Обучение приему «примазывание» отдельными кусочками на основу.

1

25

Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы «Коврик».

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на образец и с частичной помощью учителя.

1

26

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Растение  в горшке".

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему брывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

2

27

Работа с пластилином. Аппликация "Растение".

Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. Обучение умению соблюдать пропорции при лепке объемной фигуры.

1

28

Работа с пластилином. Лепка отдельных частей "Барашек".

Лепка предмета из отдельных шаровидных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану.

1

29

Работа с пластилином. Лепка многодетальных фигур "Первые цветы".

Лепка предмета из отдельных шаровидных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану.

1

30

Работа с бумагой (шаблон). Открытка к празднику. «Цветы».

Обучение навыку работы с шаблоном.

1

31

Работа с картоном. Конструирование с большим количеством деталей "Подсолнух».

Тиражирование деталей. Полуобъемная аппликация. Обучение способу «тиражирования деталей» (сгибание бумаги по типу «гармошки»; разметка детали по шаблону; вырезании.

1

32

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Весна".

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

1

33

Работа с картоном и цветной бумагой. Конструирование и соединение деталей "Светофор".

Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану.

1

8.     Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 

1.           Учебник «Технология. Ручной труд». 1 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Л.А. Кузнецова – М.: Просвещение, 2017.

2.            Обеспечение учебного предмета «Ручной труд» включает:

материалы:

― краски акварельные, гуашевые;

― фломастеры разного цвета;

― цветные карандаши;

― бумага рисовальная а3, а 4 (плотная);

― бумага цветная разной плотности;

― картон цветной, серый, белый;

― бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);

― бумага в крупную клетку;

― набор разноцветного пластилина;

― нитки (разные виды);

― ткани разных сортов;

― природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);

― алюминиевая фольга;

― проволока цветная;

― клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;

― шнурки для обуви (короткие, длинные);

инструменты:

― кисти беличьи № 5, 10, 20;

― кисти из щетины № 3, 10, 20;

― стеки;

― ножницы;

― циркуль;

― линейки;

― угольники;

― карандашная точилка;

― гладилка для бумаги;

вспомогательные приспособления:

― подкладные доски;

― подкладной лист или клеенка;

― коробка для хранения природных материалов;

― подставка для кисточки;

― баночка для клея;

― листы бумаги для работы с клеем (макулатура);

― коробочка для мусора;

― тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук;

дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия;

модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций; конструкторы.

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Протокол заседания МС

от ___.08.2022 года № 1

руководитель МС

____________________

СОГЛАСОВАНО:

 

Заместитель директора по УВР______________________

____.08. 2022 года