Рабочая программа по предмету "Русская родная литература" (5 - 9 классы)

  • docx
  • 30.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала раб прогр РУС РОД ЛИТЕР 2020.docx

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Средней школы № 3 г.Лысково

наименование ОУ

Рогалева Татьяна Николаевна,

1категория

Ф. И. О. педагога, категория

 

по  русской родной литературе, 5-9 класс

предмет, класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

 

 

 

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

 

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов. 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85

 

Личностными результатами изучения предмета родная (русская) литература являются: 

Ø  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Ø  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

Ø  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Ø  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Ø  развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ø   потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

ü  понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

ü  уважительно относиться к родной литературе;

ü  оценивать свои и чужие поступки;

ü  проявлять внимание, желание больше узнать. 

ü  понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

ü  анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

 

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. 

Регулятивные УУД

Ø   формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; 

Ø   анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

Ø  совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

Ø   работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

ü  планированию пути достижения цели;

ü  установлению целевых приоритетов; 

ü  оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

ü  учитывать условия выполнения учебной задачи;

ü  осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. 

 

Познавательные УУД:

Ø  овладение навыками смыслового чтения;

Ø  извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Ø  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Ø   перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); 

Ø  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 

Ø  пользоваться словарями, справочниками; 

Ø  осуществлять анализ и синтез; 

Ø  устанавливать причинно-следственные связи; 

Ø  строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. 

Учащийся научится:

ü  строить сообщение в устной форме;

ü  находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ü  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

ü  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

ü  осуществлять синтез как составление целого из частей;

ü  проводить сравнение;

ü  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ü  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

ü  осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

ü  обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

Коммуникативные УУД:

Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Ø планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Ø учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

Ø уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; 

Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; 

Ø  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); 

Ø оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Ø  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

ü  устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

ü  аргументировать свою точку зрения;

ü  задавать вопросы.

ü  продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

ü  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

ü  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

 

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

Ø  осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Ø  понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Ø  развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Ø  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

Ø  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

ü  владеть различными видами пересказа,

ü  пересказывать сюжет;

ü  выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

ü  характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

ü  находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

ü  определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

ü  выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

ü  выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ü  ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

ü   пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

 

Устное народное творчество

Учащийся научится:

·         видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

·         пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

·         учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

·         характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

·         характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

·         формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

·         осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

·         выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

·         воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

·         характеризовать нравственную позицию героев;

·         формулировать художественную идею произведения;

·         формулировать вопросы для размышления;

·         участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

·         давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

·         создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

·         сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

·         выразительно читать произведения лирики;

·         вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

2.      Содержание учебного курса «Русская родная литература»

Первый год обучения. 5 класс (17 ч.)

Введение.(1ч.) Своеобразие родной литературы.

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

 «Устное народное творчество» (1ч.)

  Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа

Русские народные сказки (1ч.)

 Волшебные сказки

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

  Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Древнерусская литература.1ч.

Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря». Жанр хождения в древнерусской литературе.

Из литературы XVIII века(1ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

Из литературы XIX века.(2ч.)

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

Поэтический образ Родины(2ч.)

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».(1ч)

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»(1ч)

Литература  XX века(4ч.)

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».(1ч)

Гайдар А.П. «Горячий камень».(1ч.)

Пантелеев Л. «Шкидские  рассказы».(1ч.)

Пришвин  М.М. «Остров спасения».(1ч.)

Родная природа в произведениях поэтов ХХ века(1ч.)

Рубцов Н.М. «Родная деревня»,Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…»,

Самойлов Д. «Сказка», Берестов В. «Почему-то в детстве…»

Творческие работы: №1 по разделу  «Устное народное творчество»; №2 – по разделам «Древнерусская литература», «Из литературы XVIII века», «Из литературы XIX века», №3 – по разделу «Литература  XX века».

Контрольная работа (проект) №1- по курсу 5 класса.

 

Второй  год обучения. 6 класс (17 ч.)

 

Введение. Своеобразие родной литературы (1ч.)

Значимость чтения и изучения родной литературы как способ познания жизни.

Русский фольклор (1ч.)

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений

Древнерусская литература.(1ч.)

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

Литература XIX века (3ч.)

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (1ч.)

(главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Мечты и попытки их реализовать. Нравственное испытание

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».(1ч.)

 Роль семьи в воспитании ребёнка

Н. Лесков «Человек на часах»(1ч)

 Открытость и честность, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

Поэтический образ Родины.(2ч.)

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворении

Литература XX века(5ч.)

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна».(1ч.)

 Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка».(1ч)

 Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася».(1ч)

 Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

А. Алексин «Домашнее сочинение»(1ч.)

Взрослые и дети.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».(1ч)

Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни

Стихи о прекрасном и неведомом(2ч.)

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Творческие работы(2ч.): №1 по разделу  «Устное народное творчество»; №2 – письменный ответ на проблемный вопрос по разделам «Древнерусская литература»,Литература XIX века», «Литература XX века»(защита проекта)

 

Третий  год обучения. 7 класс (17 ч.)

 

Русский фольклор(1ч.)

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь» Тема защиты родной земли.

Древнерусская литература(1ч.)

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

 «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века(1ч.)

А.Сумароков. «Эпиграмма». Жанр эпиграммы. Эпиграмма как вид сатирической литературы.

Литература XIX века(5ч.)

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».(1ч.) Историческая основа басен.

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».(1ч.)

И.С.Тургенев. «Бурмистр»(1ч.)Влияние крепостного права на людей.

А.П.Чехов. «Размазня»(1ч.). «Смех сквозь слезы».

А.И.Куприн.«Изумруд».(1ч) Сострадание к «братьям нашим меньшим».

Литература XX  века(7ч.)

А.Аверченко. «Вечером».(1ч) Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

Тэффи. «Свои и чужие».(1ч). Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

М.Зощенко. «Галоша»(1ч.). Средства создания комического в рассказе.

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».(1ч) Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке».(1ч) Трагедия матери, потерявшей ребенка.

В.Шукшин. «Срезал».(1ч) Глеб Капустин как воплощение воинствующего невежества.

Е.Носов. «Трудный хлеб»(1ч.). Уроки нравственности в рассказе.

Творческие работы(2ч.): №1 – письменный ответ на проблемный вопрос по разделам  «Русский фольклор»; «Древнерусская литература», «Литература XVIII века», «Литература XIX века», №2- письменный ответ на проблемный вопрос по разделу «Литература XX века»(защита проекта)

 

Четвёртый   год обучения. 8 класс (17 ч.)

 

Введение.(1ч) Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения  в культурном наследии страны.

Из устного народного творчества. (1ч.)

Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо

Древнерусская литература.(1ч.)

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей. (1ч.)

Литература XVIII века.(1ч.)

Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия».

 Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.

Литература XIX века(2ч.)

А.С.Пушкин «Пиковая дама». (1ч.)

Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символическо

Н.П.Вагнер "Христова детка" или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». (1ч.)

 Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

Поэзия 19 века.(2ч.)

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин"(1ч.)

 Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя.(1ч.)

Тонкий юмор и грустный смех писателя.

Проза о Великой Отечественной войне(1ч)

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). (1ч.) -Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.

 

Современная литература(1ч.)

Проза о подростках и для подростков.

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

(фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть и фантазировать.

Творческие работы (7ч.): №1по разделу  «Из устного народного творчества», №2- по разделу «Древнерусская литература», №3- по разделу «Литература XVIII века», №4 и №5- по разделу «Литература XIX века», №6- по разделу «Проза о Великой Отечественной войне», №7- по разделу «Современная литература. Проза о подростках и для подростков»(защита проекта)

 

Пятый  год обучения. 9 класс (17 ч.)

 

Древнерусская литература( 1ч.)

Особенности развития древнерусской литературы.«Задонщина».(1ч.) Тема единения Русской земли..

Из литературы XVIII века(2ч.)

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.(1ч.)

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.(1ч.)

Из литературы XIX( 2ч.)

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»(1ч.)

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.(1ч.)

Из литературы XX века(11ч.)

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».(1ч.)

А.Толстой. «Русский характер» -  своеобразный итог рассуждениям  русском человеке.(1ч.)

Ф.Искандер. «Мальчик и война». Изображение современных военных конфликтов. Характеры героев. Интернационализм, милосердие, осуждение войны.(1ч.)

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. (1ч.)

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. (1ч.)

К.Г.Паустовский.  «Телеграмма».Психологизм рассказа. Проблема взаимоотношений детей и родителей. Отношение Насти к матери

А.Грин. «Зеленая лампа». (1ч.) Что нужно человеку для счастья.

Екимов Б.П. «Ночь исцеления».(1ч.) Трагическая судьба человека в годы  Великой Отечественной войны.

Толстая Т.Н. «Соня»..(1ч.) Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора

Е. Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».(1ч.)Проблема отсутствия понимания между людьми.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. (1ч.)

Творческие работы(1ч.): №1 – письменный ответ на проблемный вопрос по курсу 9 класса, защита проекта.

 

 

 

 

3.       

4.      Учебно-тематическое планирование

5 класс

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Своеобразие родной литературы.

1ч.

1

 

 

Родная литература как национально-культурная ценность народа

2

Русский фольклор.

1ч.

1

1

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

«Журавль и цапля»,

 «Солдатская шинель», — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

3

Древнерусская литература.

1ч.

1

 

 

Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».

4

Из литературы XVIII века

1ч.

 

1

 

 

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

5

Из литературы XIX века.

2ч.

 

 

1

 

 

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

 

1

 

 

Даль В.И. Сказка «Что значит  досуг?».

6

Поэтический образ Родины

2ч.

1

1

 

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

 

 

1

 

 

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:

7

Литература  XX века

4ч.

1

 

 

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

 

 

1

 

 

Гайдар А.П. «Горячий камень». 

 

 

1

 

 

Пантелеев Л. «Шкидские  рассказы».

 

 

1

1

 

Пришвин  М.М. «Остров спасения».

8

Родная природа

в произведениях поэтов ХХ века

1ч.

1

 

 

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

 

 

 

 

Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

 

Всего

13

3

1

 

 

6 класс

 

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/р

К/р

1111

Своеобразие родной литературы.

1ч.

1

 

 

Значимость чтения и изучения родной литературы как способ познания жизни.

2.

Русский фольклор

1ч.

1

1

 

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

3.

Древнерусская литература.

1ч.

1

 

 

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

4.

Литература XIX века

 

 

3ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтический образ Родины.

2ч.

1

 

 

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Мечты и попытки их реализовать. Нравственное испытание.

1

 

 

Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1

 

 

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

2

 

 

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

5.

Литература XX века

5ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи о прекрасном и неведомом

2ч.

1

 

 

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

1

 

 

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

 

 

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

 

 

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети.

1

 

 

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.

2

1

 

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

 

15 час

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

1ч.

1

 

 

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

2

Древнерусская литература

1ч.

1

 

 

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

 «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

3

Литература XVIII века

1ч.

1

 

 

А.Сумароков. «Эпиграмма». Жанр эпиграммы в сатирической литературе.

 

4

Литература XIX века

5ч.

1

 

 

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

5

1

 

 

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

6

1

 

 

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей.

 

7

1

 

 

А.П.Чехов. «Размазня». «Смех сквозь слезы».

8

1

1

 

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

9

Литература XX  века

7ч.

1

 

 

А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

10

 

1

 

 

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

11

 

1

 

 

М.Зощенко. «Галоша». Средства создания комического в рассказе.

12

 

1

 

 

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

13

 

1

 

 

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

14

 

1

1

 

В.Шукшин. «Срезал». Глеб Капустин как воплощение воинствующего невежества.

15

 

1

 

 

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

 

Всего

15

2

 

 

 

 

 

 

8 класс

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Введение.

1ч.

 

1

 

 

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения

 в культурном наследии страны.

2

Из устного народного творчества.

1ч.

1

1

 

Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо»).

 

3

Древнерусская литература.

1ч.

1

1

 

 «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей.

4

Литература XVIII века.

1ч.

1

1

 

Карамзин Н.М. Повесть

« Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.

5

Литература XIX века

2ч.

1

1

 

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

6

1

1

 

Н.П.Вагнер "Христова детка" или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

7

Поэзия 19 века.

2ч.

1

 

 

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

 

 

1

 

 

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.

9

Проза о Великой Отечественной войне

1

1

 

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время

 Великой Отечественной войны.

 

Современная литература.

Проза о подростках и для подростков.

1

1

 

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

(фрагменты)-повесть о мальчишках,

которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть и фантазировать.

 

Всего

10

7

 

 

 

 

 

 

9 класс

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Древнерусская

Литература

1ч.

 

1

 

 

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли..

2

Из литературы XVIII века

 

2ч.

 

1

 

 

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

 

1

 

 

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

3

Из литературы XIX

 

2ч.

1

 

 

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».

 

 

1

 

 

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

4

Из литературы XX века

 

11ч.

1

 

 

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

 

 

1

 

 

А.Толстой. «Русский характер» -  своеобразный итог рассуждениям  русском человеке. 

 

 

1

 

 

Ф.Искандер. «Мальчик и война». Изображение современных военных конфликтов. Характеры героев.

Интернационализм, милосердие, осуждение войны

 

 

1

 

 

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

 

 

1

 

 

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком.

 

 

1

 

 

Психологизм рассказа К.Г.Паустовского  «Телеграмма».

Проблема взаимоотношений детей и родителей. Отношение Насти к матери.

 

 

1

 

 

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

 

 

1

 

 

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы  Великой Отечественной войны.

 

 

1

 

 

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора.

 

 

1

 

 

Е. Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

 

 

1

1

 

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

 

Всего

16

1