муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина»
(МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина»)
«Рассмотрено» Руководитель МО Волосатова Н.А. __________________ «___» ______ 202__ г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР Корнеева Н.Ф. __________________ «___» ______ 202__ г. |
«Утверждаю» Директор школы Дикарев Р.Г. __________________ «___» ______ 202__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский родной язык
для 1 «а» класса
учитель
Волосатова Наталья Алексеевна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы Русский родной язык. 1–4 классы. / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Русский родной язык» в 1 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 33 ч (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Учащийся научится:
¾ распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
¾ пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов;
¾ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
Реализация содержательной линии «Язык в действии»
Учащийся научится:
¾ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
¾ осознавать смыслоразличительную роль ударения.
Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»
Учащийся научится:
¾ различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
¾ владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
¾ использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
¾ владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
¾ анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты;
¾ выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
¾ различать устную и письменную речь;
¾ различать диалогическую речь;
¾ отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Учащийся получит возможность научиться:
¾ анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
¾ определять тему и главную мысль текста;
¾ соотносить заголовок и содержание текста;
¾ составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
¾ составлять текст по его началу и по его концу;
¾ составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
¾ восприятия объединяющей роли России как государства, территории проживания и общности языка.
¾ уважения к своей семье, понимания взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей.
¾ внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
¾ выполнению правил личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
¾ внимательного отношения к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
¾ адекватного восприятия оценки учителя;
¾ положительного отношения к урокам родного языка;
¾ интереса к языковой и речевой деятельности;
¾ представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
¾ представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
¾ первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
¾ принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
¾ понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
¾ высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
¾ проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
¾ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
¾ целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
¾ ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях и т.д.);
¾ осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
¾ работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
¾ понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
¾ преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
¾ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
¾ составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
¾ анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
¾ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
¾ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
¾ подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения;
¾ осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
¾ слушать собеседника и понимать речь других;
¾ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
¾ принимать участие в диалоге;
¾ задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
¾ принимать участие в работе парами и группами;
¾ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
¾ признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
¾ оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Виды деятельности: беседа; устные ответы на вопросы; дидактические игры; поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы;
творческие работы; слушание стихов, рассказов, сказок; выразительное чтение художественных произведений разных жанров; работа с сюжетными картинками.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее ( 12 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов) |
12 |
|
|
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. |
1 |
|
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки. |
1 |
|
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление заставок. |
1 |
|
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». |
1 |
|
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. |
1 |
|
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). |
1 |
|
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). |
1 |
|
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах). |
1 |
|
Имена в малых жанрах фольклора (в поговорках). |
1 |
|
Имена в малых жанрах фольклора (в загадках). |
1 |
|
Имена в малых жанрах фольклора (в прибаутках). |
1 |
|
Проектное задание: «Словарь в картинках». |
1 |
|
Раздел 2. Язык в действии (10 часов) |
10 |
|
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). |
1 |
|
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). |
1 |
|
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). |
1 |
|
Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
|
Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
|
Звукопись в стихотворном художественном тексте. |
1 |
|
Звукопись в стихотворном художественном тексте. |
1 |
|
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). |
1 |
|
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). |
1 |
|
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). |
1 |
|
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов) |
11 |
|
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом. |
1 |
|
Секреты диалога: учимся разговаривать со взрослыми. |
1 |
|
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. |
1 |
|
Диалоговая форма устной речи. |
1 |
|
Стандартные обороты речи для участия в диалоге. |
1 |
|
Как вежливо попросить? |
1 |
|
Как похвалить товарища? |
1 |
|
Как правильно поблагодарить? |
1 |
|
Цели и виды вопросов. |
1 |
|
Вопрос-уточнение. |
1 |
|
Вопрос как запрос на новое содержание. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.